Основная общеобразовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 Невьянского городского округа
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 Невьянского городского округа (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, а так же образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 Невьянского городского округа (далее – МАОУ СОШ № 6, общеобразовательное учреждение, школа № 6, школа).
ООП НОО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности учащихся МАОУ СОШ № 6 при получении начального общего образования.
Разработка ООП НОО осуществлялась администрацией школы с учетом мнений органов школьного самоуправления (собрания трудового коллектива, совета родителей и совета обучающихся), для разработки программ, систем и прочих составляющих ООП НОО представляющих стратегию развития общеобразовательного учреждения, создавались рабочие группы к деятельности которых привлекались представители различных субъектов образовательного процесса.
Содержание ООП НОО, в соответствии с требованиями ФГОС НОО включает три основных раздела:
целевой;
содержательный;
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, социальные и прочие особенности состава обучающихся и родителей школы, их образовательные запросы, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
ООП НОО школы разработана и реализуется с целью создания условий для достижения обучающимися школы на уровне начального общего образования личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При этом предусматривается, что достижение поставленной цели будет результатом решения приведенных ниже задач, которые являются конкретизированными (с учетом специфики образовательного пространства и общеобразовательного учреждения) требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Задачами реализации настоящей образовательной программы являются:
- формирование и развитие у учащихся основ гражданской идентичности и мировоззрения;
- формирование у обучающихся способностей к самостоятельному обучению (усваивать и сохранять учебные цели, планировать в соответствии с ними свою деятельность и организовывать свою учебную деятельность в соответствии с принятой целью, осуществлять самостоятельный контроль за исполнением плана деятельности и давать оценку достигнутому результату, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе);
- обеспечение последовательного развития личности школьника, его творческих способностей;
- формирование у учащихся положительной мотивации к учению на основе поддержания желания и развития умения учиться;
- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;
- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими социальных моральных норм, нравственных установок общества, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми учащимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ);
- выявление и развитие способностей учащихся, включая одаренных детей, через систему урочной и внеурочной деятельности, а также через формирование и организацию деятельности классов с углубленным изучением учебных предметов социально-гуманитарного профиля;
- использование в образовательной деятельности образовательных технологий деятельностного типа.
Таким образом, поставленные цель и задачи ООП НОО школы конкретизируют применительно к МАОУ СОШ № 6 Невьянского городского округа требования ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Учебный план МАОУ СОШ № 6 Невьянского ГО направленный на реализацию основной образовательную программу начального общего образования (далее – учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов ее реализации.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (русском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
При этом организация учебной деятельности организуется школой посредством наиболее эффективных для конкретного учебного класса, учебного предмета и периода обучения форм организации образовательной деятельности, видов деятельности.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, предусмотренных требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» настоящей программы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) с учетом возможностей школы.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяется исходя из особенностей детей, а также возможностей школы.
Для развития потенциала обучающихся, проявивших выдающиеся способности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). При необходимости, школой может быть организовано дистанционное образование.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Учебный план, приведенный ниже, составлен школой с учетом необходимости ведения учебного предмета «Родной язык», которым является русский язык, а также изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Школой определен режим учебной недели на уровне начального общего образования включающий пятидневную учебную неделю в 1 классах (первый год обучения по ООП НОО), 2 классах (второй год обучения по ООП НОО), 3 классах (третий год обучения по ООП НОО) и шестидневную учебную неделю в 4 классах (четвёртый год обучения по ООП НОО). Учебный план составлен с учетом продолжительности учебной недели в каждой параллели классов.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 учебных недели, в 1 классе – 33 учебных недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3 039 (при норме закрепленной в ФГОС НОО - от 2 904 часов до 3 345 часов).
Продолжительность каникул в течение учебного года предусматривается не менее 30 календарных дней в течение учебного года и не 8 учебных недель в течение летнего периода. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе – 35 минут;
во 2- 4 классах – 40 минут.