Принят на педагогическом совете Протокол № «2 от <23» августа 2020 г. Учебный план дополнительного образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 Невьянского городского округа на 2020-2021 учебный год г. Невьянск 2020 г. Пояснительная записка План реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Учебный план занятий объединений дополнительного образования (ОДО) на 2020-2021 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 года; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 года; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844; - Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»; - Приказ от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»; - Приказ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года№ 1897»; - Приказ от 31 декабря 2015 года № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года№ 413»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; - Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; СанПиН 2.4.4. 2821-10 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"); - СанПиН 2.4.4. 3172-14 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 г. «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р); - Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р); - План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р); - Приказ Министерства груда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»); - Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816; - Устав МАОУ СОШ № 6. План отражает цели и задачи образования и воспитания в образовательной организации, направленные на воспитание духовно богатой творчески мыслящей личности , ориентированной на высокие нравственные ценности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, сознательного гражданина и пагриота своей страны, воспитанного на любви к «малой родине» - Уралу, Сверловской области, городу Невьянску, их природе, истории, культуре народов; толерантной к людям всех национальностей и конфессий; умеющей использовать знания по вопросам правовой защиты личности; заботящейся о собственном здоровье и здоровье будущих поколений; адекватно оценивающей свои возможности и рационально их использующей, конкурентоспособной на рынке труда. Главная задача образовательной организации- формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование - это сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое. Целью формирования н организации деятельности системы дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии гражданского общества в качестве активного его субъекта. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественную, физкультурно-спортивную, туристскокраеведческую, социально-педагогическую направленность. Реализуя задачи дополнительного образования. МАОУ СОШ №6 Невьянского городского округа стремится разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, ставшей одной из основных тенденций развития современной образовательной системы. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. При реализации дополнительных общеразвивающих программ возможно сочетание различных форм получения образования и форм обучения, а также образовательных технологий, в том числе дистанционных. В соответствии с санитарно-эпидемиологической ситуацией и мерами, направленными на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, группы формируются только из обучающихся одного класса с целью препятствования пересечению обучающихся различных классов, снижению вероятности возникновения очагов заболеваемости в образовательной организации. Количество обучающихся в объединении не может быть менее семи и более 26 человек для каждой из групп объединения. Продолжительность учебных занятий в объединении составляет 40 минут Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. Целью реализации программ физкультурно-спортивной направленности является удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Целесообразность работы в этом направлении продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Цель реализации программ художественной направленности формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в нравственном, художественно эстетическом развитии; обеспечение духовно-нравственного, воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, их профессиональную ориентацию; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Программы художественной направленности обеспечивают общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социально культурной средой, способствуют формированию у детей положительного творческого опыта, освоению новых методик и работ. Целью реализации программ туристско-краеведческой направленности является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, их профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся. Целью реализации программ социально-педагогической направленности является социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как активного члена общества; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся. Целью реализации программ технической направленности является формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; популяризация профессий инженерной направленности. Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа. При наличии запроса обучающихся, их родителей (законных представителей) в действующем объединении может быть открыта дополнительная группа в течение текущего учебного года. При отсутствии интереса обучающихся к дальнейшему участию в освоении программ базового, углубленного уровней, рассчитанных более, чем на один год, а также в случае сокращения количественного состава участников каждой из групп объединения ниже установленного минимума, в тот числе вследствие отчислений/переводов, выявления медицинских противопоказаний (для объединений физкультурно-спортивной направленности) и др. реализация программы может быть приостановлена или прекращена. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и обучающихся. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся на основании заявлений родителей (законных представителей). По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся открытые занятия, «Фестивали кружков и спортивных секций», отчетные концерты, конкурсы, соревнования, праздники. Формы и сроки их проведения определяет педагог, реализующий деятельность в рамках конкретной программы. В текущем учебном году отчетные формы должны соответствовать действующим на конец учебного года санитарным нормами и правилам, в том числе, направленным на предотвращение распространению новой коронавирусной инфекции. Сетка плана дополнительного образования для 1-10 классов на 2020-2021 учебный год Направление Туристскокраеведческое Художественноэстетическое Физкультурноспортивное Социальнопедагогическое Техническое Название программы, форма Клуб туристов и краеведов (кружок) Театр для всех (кружок) Спортивные игры (кружок) Каратэ кнокусинкай (кружок) Пресс-центр (кружок) Телевизионная журналистика (кружок) В мире с правом (кружок) Робототехника, моделирование и Уровень Срок освоения Ознакомител ьный 1 уч. год Ознакомител ьный Ознакомител ьный Базовый 1 уч. год 1г 1д 5а 2 9 недель 1 уч. год 46 Количество часов/класс 56 5в 5г 7а 8а 86 * * 1 2 8г 10 ♦ 1 2 2 2 8в 2 4 4 Ознакомител ьный Ознакомител ьный 1 уч. год 2/1 * 1 уч. год 2/1 ♦ Углубленный 1 год 2 Базовый 1 год 2/ 1* 2 2 2 2 2 2/1 * 2 2 прототипирование (кружок) * программы предполагают реализацию в течение октября-ноября 2020 года в объеме 2 учебных часов в группе, с декабря 2020 года - в объеме 1 часа в группе - в связи с особенностями кадрового обеспечения объединения в рамках реализации программ «Театр для всех», «Каратэ Киокусиннкай» осуществляют деятельность с декабря 2020 года. Ожидаемые результаты н критерии оценки ожидаемых результатов Обучающиеся, прошедшие обучение в объединениях дополнительного образования, должны: • обладать способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; • знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы социальных явлений и традиций; • уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения; • овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития; • овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Критерии оценки ожидаемых результатов ]_. Качественная модернизация организации образовательной деятельности: • наличие дополнительных образовательных программ, отвечающих современным требованиям в оформлении и содержании, а также социальному заказу; • высокий уровень профессиональной компетентности педагогов; • использование активных форм обучения; • наличие комфортного психологического климата единой образовательной среды школы; • наличие количества призеров в различных направлениях деятельности на мероприятиях разного уровня. 12. Расширение социального опыта обучающихся для укрепления их профессиональных предпочтений: • наличие у обучающихся устойчивого познавательного интереса к выбранному виду творчества; • сформированность представлений о возможном выборе профессии; Ожидаемые результаты функционирования системы дополнительного образования: • личность со сформированной гражданской позицией - осознающая собственную принадлежность к географическому, культурному сообществу Российской Федерации, понимающая и принимающая свою страну; относящаяся с уважением к истории, традициям и гражданам своей страны; • личность с устойчивой мотивацией и потребностью и саморазвитию, познанию и творчеству; • личность, готовая к осуществлению деятельности во взрослом социуме, социализированная и адекватная; • личность, ориентированная на абсолютные человеческие ценности. Управление реализацией образовательных программ осуществляется в учреждении через: • контроль за выполнением учебно-тематического плана; • сохранность контингента (с учетом объективных факторов); • качество преподавания; • результативность обучающихся в участии в мероприятиях различного уровня. Анализ эффективности образовательной деятельности осуществляется через следующие организационно-педагогические формы: педагогические советы, совещания, собеседования. Формы и методы оценки результативности Три вида диагностики - входящая, текущая и итоговая диагностики, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений. • Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Может проводиться в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, определяющей компетентность обучающихся в тех или иных вопросах выбранного направления деятельности. • Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем, раздела, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ, т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения образовательной программы и выполнения обучающимся текущих заданий. • Итоговая диагностика по результатам освоения образовательной программы в целом или ее законченной части. Формы текущего контроля могут быть самыми разнообразными: зачеты, конференции, тесты, отчеты, выставки, соревнования, защита проектов. Выбор форм и методов диагностики определяется с учетом возрастных особенностей обучающихся.