Приложение к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура речи» (10 класс) г. Невьянск 2023 Оглавление Пояснительная записка...........................................................................................................3 Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Культура речи»......................4 Место курса внеурочной деятельности «Культура речи» в учебном плане......................5 Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи».........................................6 Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура речи». 8 Личностные результаты.......................................................................................................9 Метапредметные результаты..............................................................................................9 Предметные результаты....................................................................................................10 Тематическое планирование................................................................................................11 2 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказами Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения); приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения); приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения); приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения); приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО), а также Уставом МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Программа курса внеурочной деятельности «Культура речи» предназначена для подготовки обучающихся 10 класса к написанию итогового сочинения в выпускном классе и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа). 3 Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Культура речи» В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевого подхода к потребностно-личностному овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности. Однако анализ состояния преподавания русского языка и уровня подготовленности выпускников по русскому языку на современном этапе свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи, теоретические сведения о русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Но здесь необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования коммуникативных компетенций и тем, что в школьном курсе изучения русского языка в силу объективных причин нет возможности уделить достаточно времени на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы разработки дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всё вышеизложенное обуславливает введение элективного курса «Итоговое сочинение. Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет». Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком. С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение, обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры чтения. Это является еще одной причиной введения в старших классах данного элективного курса, изучение которого будет необходимо выпускнику школы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку необходимо уметь свободно и грамотно писать. Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения и подобранные к ним задания. 4 Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является требованием к организации учебного процесса. Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования языковых, лингвистических, коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в рамках обучения написанию сочинения. Содержание программы соответствует требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта. Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. В ходе ее достижения решаются задачи: способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции, культуроведческой компетенций обучающихся; сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать собственный текст определенной модели, соответствующий требованиям; анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроковмастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, практикумы и др.), выполнение внеурочных (домашних), в том числе повышенной сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа; индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоциональноделовых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт личности. Форма работы: факультатив. Виды работы: познавательная деятельность. Место курса внеурочной деятельности «Культура речи» в учебном плане В учебном плане МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 10 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34 часа в год. 5 6 Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи» Структура курса «Культура речи» составлена на основе тематических направлений итогового сочинения в 2023 – 2024 учебном году: • Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения. • Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. • Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек. Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2022-2023 учебного года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения. Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы- афоризма. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления. 7 Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в них. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»? Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу. 8 Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура речи» Курс «Культура речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.). В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п. Ученики должны научиться: соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные) осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их; совершенствовать и редактировать свой текст; создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии; анализировать текст, уметь его интерпретировать; уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений. Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и практикумы. Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование 9 форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную коммуникацию в нашу информационную эпоху. Таким образом, данный курс помогает поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационно-коммуникационными технологиями. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью; оценка и редактирование текста, овладение основными видами публичных выступлений. К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма. Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и по заданной теме, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи. Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: Познавательные: 1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и 10 формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; Регулятивные: 1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.; 3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и коррективы в план в случае необходимости; 4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии Коммуникативные: 1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности; 2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других; 3) выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно; 4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 5)умение рефлексировать своё место в коллективе. Предметные результаты: 1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 11 Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем программы Требования к написанию сочинения. Структура сочинения Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» Направление «Семья, общество, отечество в жизни человека» Направление «Природа и культура в жизни человека» Итого Количество часов 8 16 6 4 34 12 Календарно-тематическое планирование Введение. Тематические направления 2023-2024 учебного года Требования к написанию сочинения. Критерии. Алгоритм Анализ формулировки темы. Различение понятий тема - проблема тезис. Различение понятий «тема» - «проблема» - «тезис» № п/п Тема 1. Введение. Тематические направления 2023-2024 учебного года. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Требования к написанию сочинения. Критерии. Алгоритм. Анализ формулировки темы. Различение понятий тема - проблема - тезис. Различение понятий тема - проблема - тезис. Тема-вопрос, тема-понятие, тема-утверждение. Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Структура рассуждения: тезис - доказательство вывод. Вступление - главная часть - заключение. Виды вступлений: традиционное и оригинальное. Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Отбор литературного материала. Сбалансированность частей сочинения. Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Прием «Цветные поля». Главная часть сочинения: аргументация. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. 13 15. 16. Тематическое направление «Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека»: 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом». Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению направление 14 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Тематическое направление «Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека: 1.3. Познание человеком самого себя». Отбор литературного материала. Приём «Вершина». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению направление «Духовнонравственные ориентиры в жизни человека: 1.3. «Познание человеком самого себя». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Заключение к сочинению. Виды заключений: традиционное и оригинальное. Тематическое направление «Духовнонравственные иентиры в жизни человека» Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Духовнонравственные ориентиры в жизни человека»: «1.4. Свобода человека и ее ограничения». Практикум. Анализ и редактирование домашнего сочинения. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Отбор литературного материала. Приём «Дерево предсказаний». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Прием «Цветные поля». 15 28. Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и общество, 2.3. Родина, государство, гражданская позиция 16 29. 30. 31. 32. 33. 34. человека». Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и общество». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Прием «Цветные поля». Тематическое направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек». Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема». Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек». Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения. Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Прием «Цветные поля». Итоговое занятие Итого