Приложение
к образовательной программе среднего
общего образования МАОУ СОШ № 6
г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа
Среднее общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Культура речи» (10 класс)
г. Невьянск
2023
Оглавление
Пояснительная записка...........................................................................................................3
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Культура речи»......................4
Место курса внеурочной деятельности «Культура речи» в учебном плане......................5
Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи».........................................6
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура речи». 8
Личностные результаты.......................................................................................................9
Метапредметные результаты..............................................................................................9
Предметные результаты....................................................................................................10
Тематическое планирование................................................................................................11
2
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по русскому языку
составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; приказами Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»; от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); от
16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (далее – ФОП ООО); от 23.11.2022 № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(далее – ФОП СОО); от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее
– ФГОС НОО третьего поколения); приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО
второго поколения); приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения); приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее
– ФГОС ООО второго поколения); приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО), а также Уставом МАОУ СОШ №
6 г. Невьянска и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
Программа курса внеурочной деятельности «Культура речи» предназначена для
подготовки обучающихся 10 класса к написанию итогового сочинения в выпускном
классе и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа).
3
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Культура речи»
В соответствии с требованиями современного общества основной задачей
школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры.
Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого
стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области
русского языка от центрически-знаниевого подхода к потребностно-личностному
овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования
коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность
средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с
целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности.
Однако анализ состояния преподавания русского языка и уровня
подготовленности выпускников по русскому языку на современном этапе
свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения
устной и письменной речи, теоретические сведения о русском языке не используются
в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает,
что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не
решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов
образования. Один из путей решения данной проблемы - формирование
коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Но здесь
необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется
рассогласованием между необходимостью формирования коммуникативных
компетенций и тем, что в школьном курсе изучения русского языка в силу
объективных причин нет возможности уделить достаточно времени на развитие у
обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы разработки
дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся
формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств,
который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всё
вышеизложенное обуславливает введение элективного курса «Итоговое сочинение.
Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет».
Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий
ЕГЭ по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам
образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего
умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и
являющегося показателем не только уровня владения русским языком.
С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение,
обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры
чтения. Это является еще одной причиной введения в старших классах данного
элективного курса, изучение которого будет необходимо выпускнику школы.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку необходимо
уметь свободно и грамотно писать.
Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к
творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения и подобранные к ним задания.
4
Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является
требованием к организации учебного процесса.
Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему
работы учителя-словесника по решению проблемы формирования языковых,
лингвистических, коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в
рамках обучения написанию сочинения.
Содержание программы соответствует требованиям нового федерального
государственного образовательного стандарта.
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для
формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского
языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
В ходе ее достижения решаются задачи:
способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной
компетенции, культуроведческой компетенций обучающихся;
сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах
сочинения-рассуждения;
совершенствовать
умения
интерпретировать
содержание
текста;
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать
свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь
создавать собственный текст определенной модели, соответствующий требованиям;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроковмастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков комплексного
применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных
занятий (уроки, практикумы и др.), выполнение внеурочных (домашних), в том числе
повышенной сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом
отводится самостоятельной работе.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную
деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического
материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа;
индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоциональноделовых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт
личности.
Форма работы: факультатив.
Виды работы: познавательная деятельность.
Место курса внеурочной деятельности «Культура речи» в учебном плане
В учебном плане МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска для подготовки выпускников к
написанию итогового сочинения в 10 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34 часа в
год.
5
6
Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи»
Структура курса «Культура речи» составлена на основе тематических
направлений итогового сочинения в 2023 – 2024 учебном году:
•
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные
идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
•
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
•
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2022-2023 учебного
года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм
написания сочинения.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее
формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного
материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной
формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной
выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование
темы- афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с
текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым
словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование,
описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и
жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в
произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с
разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к
школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ
образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как
опорный конспект к написанию вступления.
7
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых
заключений. Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении.
Анализ аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы
включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики
темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ
школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в
них.
Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения
рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность.
Творческая работа.
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические
ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в
школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская
работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум.
Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные
логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические
фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и
речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии.
Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ
стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание
темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания
сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.
8
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура
речи»
Курс
«Культура
речи»
поможет
поднять общекультурный
уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в
образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными
коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях
должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений,
обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта,
электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В
результате
обучения
старшеклассники
получат
возможность
совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов
деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают
информационно-коммуникативную
деятельность:
целенаправленный
поиск
информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности
адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением
аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста;
овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута) и т.п.
Ученики должны научиться:
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные,
этикетные)
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить
речевые
и
грамматические
ошибки
и
исправлять
их;
совершенствовать и редактировать свой текст;
создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
анализировать текст, уметь его интерпретировать;
уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из
художественных произведений.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков
предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к
такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно
проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным
представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и
практикумы.
Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков
осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в
текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать
различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут
активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов
текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование
9
форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную
коммуникацию
в
нашу
информационную
эпоху.
Таким образом, данный курс помогает поднять общекультурный уровень
современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном
учреждении высшей школы, владея новыми информационно-коммуникационными
технологиями. В результате обучения старшеклассник получает возможность
совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов
деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают
информационно-коммуникативную деятельность:
целенаправленный поиск информации в источниках различного типа,
критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели;
развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;
осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;
оценка и редактирование текста,
овладение основными видами публичных выступлений.
К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки
творческого письма.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию
текста типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и по заданной теме,
развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему,
выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи.
Личностные результаты:
1)
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
1)
понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII
в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
2)
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей
и их современного звучания;
3)
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
10
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
4)
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
5)
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6)
формулирование собственного отношения к произведениям литературы,
их оценка;
Регулятивные:
1)
умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
2)
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3)
умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4)
умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1)
умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или
деятельности;
2)
умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3)
выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться
конструктивно;
4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5)умение рефлексировать своё место в коллективе.
Предметные результаты:
1)
понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
2)
усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
3)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и
их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического,
официально-делового
стилей
и
разговорной
речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
11
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование разделов и тем программы
Требования к написанию сочинения. Структура
сочинения
Направление «Духовно-нравственные ориентиры в
жизни человека»
Направление «Семья, общество, отечество в жизни
человека»
Направление «Природа и культура в жизни человека»
Итого
Количество часов
8
16
6
4
34
12
Календарно-тематическое планирование
Введение. Тематические направления 2023-2024 учебного года
Требования к написанию сочинения. Критерии. Алгоритм
Анализ формулировки темы. Различение понятий тема - проблема тезис.
Различение понятий «тема» - «проблема» - «тезис»
№ п/п
Тема
1.
Введение. Тематические направления 2023-2024 учебного года.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Требования
к
написанию
сочинения.
Критерии. Алгоритм.
Анализ формулировки темы.
Различение понятий тема - проблема - тезис.
Различение понятий тема - проблема - тезис.
Тема-вопрос,
тема-понятие,
тема-утверждение. Сужение и
расширение темы. Широкое и узкое
понимание темы.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов
к теме.
Структура рассуждения: тезис - доказательство вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Виды вступлений: традиционное и оригинальное.
Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека». Отбор литературного материала.
Сбалансированность частей сочинения.
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению «Духовно-нравственные
ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир человека и его
личностные качества».
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения.
Виды
грамматических
ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Прием
«Цветные поля».
Главная часть сочинения: аргументация.
Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении-рассуждении.
13
15.
16.
Тематическое
направление «Духовно- нравственные
ориентиры в жизни человека»: 1.2. Отношение человека к
другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор
между добром и злом». Отбор литературного материала. Приём
«Облако
мыслей».
Практикум.
Подготовка
к
написанию
домашнего сочинения по направлению направление
14
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека: 1.2. Отношение человека к другому
человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между
добром и злом».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом. Прием
«Цветные поля».
Тематическое направление «Духовно- нравственные
ориентиры в жизни человека: 1.3. Познание
человеком самого себя». Отбор
литературного материала. Приём «Вершина».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению направление «Духовнонравственные ориентиры в жизни человека: 1.3.
«Познание человеком самого себя».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Речевые ошибки в сочинении. Речевые
ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в
школьных сочинениях. Редакторская работа с
текстом. Прием «Цветные поля».
Заключение к сочинению. Виды заключений:
традиционное и оригинальное.
Тематическое направление «Духовнонравственные иентиры в жизни человека»
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению «Духовнонравственные
ориентиры в жизни человека»: «1.4. Свобода
человека и ее ограничения».
Практикум. Анализ и редактирование домашнего
сочинения. Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупреждения. Редакторская работа
с текстом. Прием «Цветные поля».
Тематическое направление «Семья, общество,
Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род;
семейные
ценности
и
традиции».
Отбор
литературного
материала. Приём «Дерево предсказаний».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению
«Семья,
общество,
Отечество в жизни человека: 2.1. Семья,
род; семейные ценности и традиции».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа
с текстом. Прием «Цветные поля».
15
28.
Тематическое направление
«Семья, общество,
Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и
общество,
2.3. Родина, государство, гражданская позиция
16
29.
30.
31.
32.
33.
34.
человека». Отбор литературного материала. Приём
«Облако мыслей».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению
«Семья,
общество,
Отечество в жизни человека: 2.2. Человек
и общество».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Изобразительно-выразительные средства
языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение
различных
изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов
и синтаксических фигур в речи, их основные
признаки. Прием «Цветные поля».
Тематическое
направление « Природа
и
культура
в
жизни
человека: 3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек».
Отбор
литературного материала. Приём «Предмет как
проблема».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению направление « Природа и
культура в жизни человека: 3.1. Природа и
человек.
3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических
недостатков. Творческая работа по выработке
индивидуального стиля. Прием «Цветные поля».
Итоговое занятие
Итого