02. РП ВНД СОО Культура речи. Пьянкова И.Ю.

Приложение
к образовательной программе среднего
общего образования МАОУ СОШ № 6
г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Культура речи» (10 класс)

г. Невьянск
2023

Оглавление
Пояснительная записка...........................................................................................................3
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Культура речи»......................4
Место курса внеурочной деятельности «Культура речи» в учебном плане......................5
Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи».........................................6
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура речи». 8
Личностные результаты.......................................................................................................9
Метапредметные результаты..............................................................................................9
Предметные результаты....................................................................................................10
Тематическое планирование................................................................................................11

2

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по русскому языку
составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; приказами Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»; от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); от
16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (далее – ФОП ООО); от 23.11.2022 № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(далее – ФОП СОО); от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее
– ФГОС НОО третьего поколения); приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО
второго поколения); приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения); приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее
– ФГОС ООО второго поколения); приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО), а также Уставом МАОУ СОШ №
6 г. Невьянска и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
Программа курса внеурочной деятельности «Культура речи» предназначена для
подготовки обучающихся 10 класса к написанию итогового сочинения в выпускном
классе и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа).

3

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Культура речи»
В соответствии с требованиями современного общества основной задачей
школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры.
Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого
стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области
русского языка от центрически-знаниевого подхода к потребностно-личностному
овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования
коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность
средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с
целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности.
Однако анализ состояния преподавания русского языка и уровня
подготовленности выпускников по русскому языку на современном этапе
свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения
устной и письменной речи, теоретические сведения о русском языке не используются
в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает,
что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не
решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов
образования. Один из путей решения данной проблемы - формирование
коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Но здесь
необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется
рассогласованием между необходимостью формирования коммуникативных
компетенций и тем, что в школьном курсе изучения русского языка в силу
объективных причин нет возможности уделить достаточно времени на развитие у
обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы разработки
дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся
формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств,
который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всё
вышеизложенное обуславливает введение элективного курса «Итоговое сочинение.
Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет».
Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий
ЕГЭ по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам
образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего
умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и
являющегося показателем не только уровня владения русским языком.
С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение,
обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры
чтения. Это является еще одной причиной введения в старших классах данного
элективного курса, изучение которого будет необходимо выпускнику школы.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку необходимо
уметь свободно и грамотно писать.
Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к
творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения и подобранные к ним задания.
4

Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является
требованием к организации учебного процесса.
Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему
работы учителя-словесника по решению проблемы формирования языковых,
лингвистических, коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в
рамках обучения написанию сочинения.
Содержание программы соответствует требованиям нового федерального
государственного образовательного стандарта.
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для
формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского
языка и литературы, содействие успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
В ходе ее достижения решаются задачи:
способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной
компетенции, культуроведческой компетенций обучающихся;
сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах
сочинения-рассуждения;
совершенствовать
умения
интерпретировать
содержание
текста;
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать
свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь
создавать собственный текст определенной модели, соответствующий требованиям;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроковмастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков комплексного
применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных
занятий (уроки, практикумы и др.), выполнение внеурочных (домашних), в том числе
повышенной сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом
отводится самостоятельной работе.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную
деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического
материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа;
индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоциональноделовых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт
личности.
Форма работы: факультатив.
Виды работы: познавательная деятельность.
Место курса внеурочной деятельности «Культура речи» в учебном плане
В учебном плане МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска для подготовки выпускников к
написанию итогового сочинения в 10 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34 часа в
год.

5

6

Содержание курса внеурочной деятельности «Культура речи»
Структура курса «Культура речи» составлена на основе тематических
направлений итогового сочинения в 2023 – 2024 учебном году:
•
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные
идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
•
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
•
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2022-2023 учебного
года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм
написания сочинения.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее
формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного
материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной
формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной
выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование
темы- афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с
текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым
словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование,
описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и
жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в
произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с
разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к
школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ
образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как
опорный конспект к написанию вступления.
7

Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых
заключений. Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении.
Анализ аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы
включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики
темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ
школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в
них.
Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения
рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность.
Творческая работа.
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические
ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в
школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская
работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум.
Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные
логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические
фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и
речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии.
Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ
стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание
темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания
сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.

8

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура
речи»
Курс
«Культура
речи»
поможет
поднять общекультурный
уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в
образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными
коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях
должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений,
обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта,
электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В
результате
обучения
старшеклассники
получат
возможность
совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов
деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают
информационно-коммуникативную
деятельность:
целенаправленный
поиск
информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности
адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением
аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста;
овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута) и т.п.
Ученики должны научиться:

соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные,
этикетные)
осуществлять речевой самоконтроль;

оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить
речевые
и
грамматические
ошибки
и
исправлять
их;
совершенствовать и редактировать свой текст;

создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;

анализировать текст, уметь его интерпретировать;

уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из
художественных произведений.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков
предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к
такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно
проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным
представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и
практикумы.
Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков
осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в
текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать
различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут
активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов
текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование
9

форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную
коммуникацию
в
нашу
информационную
эпоху.
Таким образом, данный курс помогает поднять общекультурный уровень
современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном
учреждении высшей школы, владея новыми информационно-коммуникационными
технологиями. В результате обучения старшеклассник получает возможность
совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов
деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают
информационно-коммуникативную деятельность:

целенаправленный поиск информации в источниках различного типа,
критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели;

развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;

осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;

оценка и редактирование текста,

овладение основными видами публичных выступлений.
К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки
творческого письма.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию
текста типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и по заданной теме,
развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему,
выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи.
Личностные результаты:

1)
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:

Познавательные:
1)
понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII
в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
2)
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей
и их современного звучания;
3)
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
10

формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
4)
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
5)
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6)
формулирование собственного отношения к произведениям литературы,
их оценка;
Регулятивные:
1)
умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
2)
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3)
умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4)
умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1)
умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или
деятельности;
2)
умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3)
выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться
конструктивно;
4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5)умение рефлексировать своё место в коллективе.
Предметные результаты:

1)
понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
2)
усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
3)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и
их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического,
официально-делового
стилей
и
разговорной
речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
11

Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов и тем программы
Требования к написанию сочинения. Структура
сочинения
Направление «Духовно-нравственные ориентиры в
жизни человека»
Направление «Семья, общество, отечество в жизни
человека»
Направление «Природа и культура в жизни человека»
Итого

Количество часов
8
16
6
4
34

12

Календарно-тематическое планирование
Введение. Тематические направления 2023-2024 учебного года
Требования к написанию сочинения. Критерии. Алгоритм
Анализ формулировки темы. Различение понятий тема - проблема тезис.

Различение понятий «тема» - «проблема» - «тезис»

№ п/п

Тема

1.

Введение. Тематические направления 2023-2024 учебного года.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.

Требования

к

написанию

сочинения.

Критерии. Алгоритм.

Анализ формулировки темы.
Различение понятий тема - проблема - тезис.
Различение понятий тема - проблема - тезис.
Тема-вопрос,
тема-понятие,
тема-утверждение. Сужение и
расширение темы. Широкое и узкое
понимание темы.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов
к теме.
Структура рассуждения: тезис - доказательство вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Виды вступлений: традиционное и оригинальное.
Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека». Отбор литературного материала.
Сбалансированность частей сочинения.
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по
направлению «Духовно-нравственные
ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир человека и его
личностные качества».
Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения.
Виды
грамматических
ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Прием
«Цветные поля».
Главная часть сочинения: аргументация.
Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении-рассуждении.
13

15.

16.

Тематическое
направление «Духовно- нравственные
ориентиры в жизни человека»: 1.2. Отношение человека к
другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор
между добром и злом». Отбор литературного материала. Приём
«Облако
мыслей».
Практикум.
Подготовка
к
написанию
домашнего сочинения по направлению направление

14

17.

18.

19.

20.

21.
22.
23.

24.

25.

26.

27.

«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека: 1.2. Отношение человека к другому
человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между
добром и злом».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом. Прием
«Цветные поля».
Тематическое направление «Духовно- нравственные
ориентиры в жизни человека: 1.3. Познание
человеком самого себя». Отбор
литературного материала. Приём «Вершина».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению направление «Духовнонравственные ориентиры в жизни человека: 1.3.
«Познание человеком самого себя».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Речевые ошибки в сочинении. Речевые
ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в
школьных сочинениях. Редакторская работа с
текстом. Прием «Цветные поля».
Заключение к сочинению. Виды заключений:
традиционное и оригинальное.
Тематическое направление «Духовнонравственные иентиры в жизни человека»
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению «Духовнонравственные
ориентиры в жизни человека»: «1.4. Свобода
человека и ее ограничения».
Практикум. Анализ и редактирование домашнего
сочинения. Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их
виды и способы предупреждения. Редакторская работа
с текстом. Прием «Цветные поля».
Тематическое направление «Семья, общество,
Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род;
семейные
ценности
и
традиции».
Отбор
литературного
материала. Приём «Дерево предсказаний».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению
«Семья,
общество,
Отечество в жизни человека: 2.1. Семья,
род; семейные ценности и традиции».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа
с текстом. Прием «Цветные поля».
15

28.

Тематическое направление
«Семья, общество,
Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и
общество,
2.3. Родина, государство, гражданская позиция

16

29.

30.

31.

32.

33.

34.

человека». Отбор литературного материала. Приём
«Облако мыслей».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению
«Семья,
общество,
Отечество в жизни человека: 2.2. Человек
и общество».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения. Изобразительно-выразительные средства
языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение
различных
изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов
и синтаксических фигур в речи, их основные
признаки. Прием «Цветные поля».
Тематическое
направление « Природа
и
культура
в
жизни
человека: 3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек».
Отбор
литературного материала. Приём «Предмет как
проблема».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего
сочинения по направлению направление « Природа и
культура в жизни человека: 3.1. Природа и
человек.
3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек».
Практикум: анализ и редактирование домашнего
сочинения.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических
недостатков. Творческая работа по выработке
индивидуального стиля. Прием «Цветные поля».
Итоговое занятие
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».