20. РП ВНД ООО Театральный декор. Васильева Т.В.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Театральный декор» (7-9 классы)

Невьянск
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Адресностьпрограммы:
Программапредназначенадляобучающихсяс 7 по 9классирассчитанана8часвнеделю.
Направление–общекультурное.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наизучениепредметавнеурочнойдеятельности«Театральный декоратор»вклассахотводится 8
часоввнеделю.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Всешкольники–
творцы,укаждогоестьспособностииталанты.Однисклонныкизобразительномутворчеству,другие–
кконструированию,третьи–ксочинительству,ачетвёртые–ещёкчемулибо.Новсеони,такиеразные,любятдетскийтеатр.
Театр
–
искусство
синтетическое,
оно
воздействует
на
ребят
целым
комплексомхудожественных
средств.
При
показеспектаклей
применяютсяихудожественноеслово, инаглядный образ,и
живописно-декоративноеоформление,имузыка–песня,
музыкальноесопровождение.Театральнаядеятельностьразвиваетличностьребёнка,прививаетустойч
ивыйинтересклитературе,театру,совершенствуетнавыквоплощать
вигреопределённые
переживания,
побуждает
к
созданию
новых
образов,
развиваетречь.Благодаряэтомупроектудетиузнаютнетолькочтотоновоепроматериалыиликакихиспользовать, но и пробуют себя в роли художника-постановщика.
Профессияхудожника-постановщикаоченьважнаиуважаеманасегодняшнийденьблагодаря
развитиюкинематографа, атакже театрального искусства. В этомпроекте ученикиузнают о
тонкостях этой профессии, а также о возможныхпроблемах создания бутафорий и декораций. В
результате
мы
получаем
готовыеатрибутыдлядетскоговыступлениянасцене,ученикивходепроектаполучают
профессиональные
навыки
(например:
правильный
подбор
материалаитехники),развиваютвсебеличностныекачества(например:чувствоответственностизадоб
росовестноевыполнениеработы),атакжеполучаютнекоторыетеоретическиезнания(например:поняти
етеатральногопространства).
В
процессе
работы
они
учатся
за
короткий
период
времени
создатьбольшойобъемработы.Когдаониделаютчтотоодно,оставляютсохнуть,приступаютпараллельнокдругомупредмету.Иведутдвареквизитаодновре
менно.Учатсявголовевыстраиватьчеткийалгоритмдействийповыполнению
той
или
иной
поставленной задачи, думать сразу «на двашагавперед».
Сразвитиемтехнологииребятапочтипересталивживуюобщатьсядругсдругом
и
такими
темпами мы можем перестать понимать, как делать что-то вкоманде. Театр и сцена – это такое
место, где работа «в одиночку» не возможна.И благодаря этому они учатся общаться,
взаимодействовать и меняться опытом,они учатся работать в одной команде и помогать друг
другу. Что положительновлияет на их коммуникационные качества, они перестают бояться
выразить своёмнение, они могут друг друга подержать в нужное время и т.д. Это также ирешает
проблему телефонозависимости поскольку перед ними открывается что-то новое, что их
заинтересует и им просто не будет времени на «позалипать» втелефоне.
Занятия «Театральный декоратор» также расширяется познания о профессиях инемного
направляет
ученика
в
выборе
будущего
дела
всей
жизни.
Во
времясозданиядекорацииребеноксразупонимаетнравитьсяемуэтотвиддеятельности
или
не
нравится, или что ему больше «по душе» придумываниеэскиза или работа со сценой (что где
расположить),
или
непременное
созданиебутафории,аможет,онбудущийрежиссерипоэтомуонбудетстаратьсяотвечать
завсе
процессысразу, илион хорошийактер.
Также
развиваетсятворческийопыт
в
детях,
открывает
перед
ниминовыевозможностииспользованияобычногоматериала(краски,клея,пенопласта,картона и т.д.)
в необычной ситуации и открывает перед ними новые техникирисования.

В
ходе
проектаучащиеся
получают
иразвивают
профессиональные
навыки.Такиекак:разработкаэскизов,правильнаякомбинацияисочетаниецвета,подбор материала и
техники. И получают один из важных профессиональныхнавыков– это отидеидовоплощения
вреальность.

ОПИСАНИЕМЕСТАПРЕДМЕТАВУЧЕБНОМПЛАНЕ,
ЛОГИЧЕСКИЕСВЯЗИСДРУГИМИПРЕДМЕТАМИ
Программа
внеурочной
деятельности
«Театральный
декоратор»
предназначенадляобучающихся с 7-гопо 9-йкласс.Даннаяпрограммасоставленав
соответствии
с
возрастными
особенностями
обучающихся
и
рассчитана
напроведение8часавнеделю.Занятияпроходятвовнеурочноевремя.
Назанятияхвнеурочнойдеятельности«Театральный
декоратор»просматриваетсялогическаясвязьсобщеобразовательнымипредметами:литература,музы
ка, изо,технология,история.
ЦЕЛЬИЗАДАЧИРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ
Цель -развить творческие способность, их речевую и сценическую
культуру,наблюдательность,воображение,эмоциональнуюотзывчивость,навыкиработысматериала
ми.
Задачи:
1) Познавательные:
1. сформироватьпредставлениедетейоработехудожника-постановщика(сценографа)театра;
2. познакомитьобучающихсястехнологиямиизготовлениямитеатральныхбутафорийиреквиз
ита,с понятиемтеатральногопространства;
3. научитьребятсоздаватьэскизыбутафориииправильноподбиратьматериалыдля
ееизготовления.
2) Развивающие:
1. развить умение рационально использовать свое время, материалы
дляизготовлениябутафории,атакжеразвить
чувстволичнойответственностишкольниказарезультатпроделаннойработы;
2. развитьтворческиеспособности учащихсяифантазию;
3. развитькоммуникативныенавыкипосредствомпримененияКТД;
3) Воспитательные:
1. воспитыватьаккуратность,усидчивость,чувствоэстетическоговкуса;
2. воспитыватькультуруобщениямеждушкольниками.
ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫОТБОРАМАТЕРИАЛА









системность;
междисциплинарнаяинтеграция;
дифференциация;
дополнительнаямотивациячерезигру;
доступность,познавательностьинаглядность;
практико-ориентированнаянаправленность;
психологическаякомфортность.

ЛОГИКАСТРУКТУРЫПРОГРАММЫ
Рабочаяпрограмма подготовлена в соответствии с локальным актом
«Положение о рабочей программе учителя». Структура программы включает всебя
титульный
лист,
пояснительную
записку,
требования
к
уровню
подготовкиучащихсявконтекстеФГОС,содержаниепрограммыучебногопредмета(перечень
и

названия разделов и тем), календарно-тематическое планирование,формы и средства
контроля,перечень учебно-методических средств обучения,списоклитературыдляучителя.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРОЦЕССА
Все занятия дети делают своими руками, только когда новая техника учитель
еепоказывает,апотомеепробуютученики.Вовремяработыпедагогвсегданаправляетребятикогданужн
опомогаетим.
Сначалавыбираетсяучителемиученикамипьеса,спектакль,сказка,литературная композиция к
которой будут создаваться декорации и бутафория.На этом же этапе решается, какой предмет
будет воплощен для выступления идети сразу выбирают за какой предмет они несут
ответственность (кто какуюбутафорию делает). У каждого ребенка также поставлен определенный
срок, вкоторый он должен уложиться. Была создана специальная таблица, в
которойуказывалсяребенок/предмет/срок до которогонужно выполнить, атакженалистке был
прикреплен маленький календарик, где каждый следующий деньвычеркивался. После выбранного
предмета
начинается
выполнение
эскизов
иподборматериаладляреализациибутафории,потомкаждыйэскизсогласовывается
с
преподавателем.
Дальшезакупаетсяматериалидетиприступаютквыполнениюбутафорий.Первоначально дети
на
картоне
(вся
бутафория
сделана
из
него)
карандашомвыполняетнабросок,послепроверяетсянужныймасштаб(виднолибудетзрителю
со
сцены).
Дальше
реквизит
вырезается
(обязательно
напомнить
проправилабезопасности),потомчастичкисклеиваютсямеждусобой(еслинеобходимо), после в пару
слоев
бумаги
обклеивается
бутафория
с
помощьюсмесиизводыиклеяПВА.Дальшепредметтщательновысыхает.Потомпредметпокрываетсяк
раскойилиобклеиваетсяцветнойбумагой(гофрированной бумагой). Потом ждем полного
высыхания
предмета,
а
дальшеукрашаемеговсевозможнымипаетками,лентами,цветнымирисунками.
Бутафорияиреквизитготовыкмногократномуиспользованию.
Восновупрограммыбылиположеныследующиепринципы:
- принципсистемности–предполагаетпреемственностьзнаний,комплексностьвих
усвоении;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах
происходитразвитиеразностороннихспособностейипотребностиотдаватьихнаобщуюрадость
ипользу.
- принципмеждисциплинарнойинтеграции–применимксмежнымнаукам.
(урокилитературыимузыки,изобразительноеискусствоитехнология,вокал);
- принципкреативности–
предполагаетмаксимальнуюориентациюнатворчестворебенка,наразвитиеегопсихофизическихо
щущений,раскрепощениеличности.
Основныеметоды итехнологии
1.
Системапостоянноусложняющихсязаданийсразнымивариантамисложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всемиобучающимися.
2.
Вкаждомзаданиипредусматриваетсяисполнительскийитворческийкомпонент.
3.
Созданиеувлекательной,нонеразвлекательнойатмосферызанятий.Нарядусэлементами
творчестванеобходимытрудовыеусилия.
4.
Созданиеситуации успеха,чувстваудовлетворенияотпроцесса
деятельности.Объектытворчестваобучающихсяимеютзначимостьдлянихсамихидляобщест
ва.
Обучающимсяпредоставляетсявозможностьвыборахудожественнойформы,художественны
хсредств выразительности.Ониприобретаютопыт
художественнойдеятельностивсозданиидекораций.Влюбомделенужна
«золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или
учитьтолькокопировать,несвязываяэтизаданиясграмотнымвыполнениемработы,значит,вконцеко
нцов,загнать ученикавтупик.Поэтому,традиционно

совмещаютсяправиларисованиясэлементамифантазии.
Теоретическиезнанияповсемразделампрограммыдаются насамыхпервыхзанятиях(какможно
скрепить между собой большие куски декораций), а затем закрепляются впрактической
работе (создание большой составной декорации).
Практическиезанятияиразвитиехудожественноговосприятияпредставленывпрограммевихсодер
жательномединстве. Применяютсятакиеметоды,какрепродуктивный(воспроизводящий);
иллюстративный(объяснение
сопровождаетсядемонстрациейнаглядногоматериала);проблемный(педагогставит
проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический(проблемаформулируетсядетьми,имии предлагаютсяспособыеёрешения).
Некоторыезанятияпроходятвформе самостоятельной работы (когда
прошлиосновныетехнологиисоздания декорации,утвердилиэскиз,адетиуже
самостоятельно выполняют декорацию), где стимулируется самостоятельноетворчество.
ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИ
При изучении курса «Театральный декоратор» в 7 классе должны
бытьдостигнутыследующиерезультаты:
- знаниеразличныхспособовсозданиедекораций,бутафории,реквизитов,костюмов,
масок, правильное использование грима, а также применениеполученныхзнаний на практике;
-умениесоздаватьдекорации,бутафорию, реквизит.
-умениеизготовлятьпростейшиевидымасокикостюмов;
-умениевоплощатьсвоисказочныесюжетывтеатрализованныеэтюды,согласуясвои действия
с другимидетьми;
-умениеправильнораспоряжатьсявременемвовремяработы(дед-лайн);
умениестроитьвзаимоотношениявгруппесверстников,занимаясьвыполнениемодногозадания(тим
-ворк);
-придерживатьсязаведенныхназанятияхправилитрадиций;
- раскрытие возможностей для самореализации, т.е.
удовлетворениепотребностипроявитьивыразитьсебя,передатьсвоенастроение,реализоватьсвоитв
орческие способности.
Личностныерезультаты:
- формированиецелостногомировоззрения,учитывающегокультурное,языковое,духовно
емногообразие современногомира;
формированиеосознанного,уважительногоидоброжелательногоотношениякдругомуч
еловеку,егомнению,мировоззрению,культуре;готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в немвзаимопонимания;
формированиекоммуникативнойкомпетентностивобщенииисотрудничестве
со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,творческойдеятельности.
Метапредметныерезультаты:
Познавательные:



решенияэвристическихзаданий,нацеленныхнасамостоятельныйпоискирешениехудож
ественно-творческихзадач,например,пониманиезначенияискусствавжизничеловекаиобщества;

умениеразличатьосновныевидыижанрытеатральногоискусства.
Формированиерегулятивныхуниверсальныеучебныедействийосуществляетсяв результате
продуктивных видов художественно-творческой деятельности. Накаждомзанятииучениксоздаёт
уникальнуюдекорацию,эскиз,бутафорию,
маску,костюм,используявыразительныесвойствахудожественных
материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческойработы,
обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал,выполняет работу в
материале, оценивает результат своего труда, а понеобходимости и осуществляет необходимую

коррекцию, например, раскраситькусочекмаски,которыйученикпроглядел.
Личностные:

познавательныйинтерескновымтеатрализованнымпредставлениям,пониманиепричин
успеха/неудачвтеатрализованнойдеятельности;

ориентациявнравственномсодержанииисмыслекаксобственныхпоступков,такипоступ
ковокружающихлюдей;

знаниеосновныхморальныхнормиориентациянаихвыполнение;

развитиеэтическихчувств—стыда,вины,совестикакрегуляторовморальногоповедения;

основыэкологическойкультуры:принятиеценностиприродногомира,готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,нерасточительного,здоровьесберегающегоповедения;

чувствопрекрасногоиэстетическиечувстванаосновезнакомствасмировойиотечественн
ойхудожественнойкультурой.
Формированиекоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействийобеспечиваетсяврезульт
атедиалогасубъектовобразовательногопроцесс.Расширениенавыковобщенияпроисходитвпроцес
сеигровыхситуаций,деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника,
зрителя,критика,ценителяискусстваидр.Коммуникативныйопытскладываетсявпроцессе
рассуждений
ученика
о
художественных
особенностях
произведений,изображающихприроду,животныхичеловека;вуменииобсуждатьиндивидуальныер
езультатыхудожественнотворческойдеятельности,впроцессесотрудничестваисозданияколлективныхтворческихпроектов,
сиспользованиемвозможностейИКТисправочнойлитературы
Предметныерезультаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части ихобщей
духовной
культуры,
как
особого
способа
познания
жизни
и
средстваорганизацииобщения;развитиеэстетического,эмоциональноценностноговиденияокружающегомира;развитиенаблюдательности,способностиксопереживани
ю,зрительнойпамяти,ассоциативного
мышления,художественноговкусаитворческоговоображения;
- развитие визуально-пространственногомышлениякакформыэмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации вхудожественноминравственномпространстве
культуры;
- осознаниезначенияискусстваитворчествавличнойикультурнойсамоидентификациилич
ности;
развитиеиндивидуальныхтворческихспособностейобучающихся,формированиеустой
чивогоинтереса ктворческойдеятельности.
Обучающийсянаучится:
• правильнооформлятьсценудляспектаклейвшколе
• пониматьиприниматьучебнуюзадачу,сформулированнуюучителем;
• осуществлятьконтроль,коррекциюиоценкурезультатовсвоейдеятельности;
• анализироватьпричиныуспеха/неуспеха.
• формулироватьсвоизатруднения;
• предлагатьпомощьисотрудничество;
• слушатьсобеседника;
• договариватьсяораспределениифункцийиролейвсовместнойдеятельности,приходитько
бщемурешению;
• осуществлятьвзаимныйконтроль;
• адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих.

Содержание
№,дата

Темазанятия

Содержаниезанятия

1

Что
такое
театр?
Ктотакойхудожник-декоратор?
Инструктажпотехникибезопасно
сти.

2

Материалыдлясозданийдекораци
й.
Какие
материалылучшевсегоиспользова
ть.

3

Какиеестьвидыдекораций?

4

Основные
созданийдекораций.

Беседанатемутотакое театр изачем он
нужен.Кто такойхудожник-декоратор?
Егороль в
театре.Проходимобязательныйинструктаж
потехникебезопасности.
Беседа о многообразии
художественныхматериалов . Какие из них
используютсяименновсозданиидекораций.К
акможносоединять междусобой
различныематериалыиспомощьючего.
Создание картонного декоративнодеманстрационноготелвеизора.
Рассказнатемутого,какиеесть виды
декораций.Чемотличаютсямеждусобойжес
ткие декорации и мягкие? Чемотличаются
декорации (по
содержанию)повествовательные,
метафорические,живописные,конструктив
истские,
архитектурно-пространственные,
динамические, световые,
проекционные,игровые,внерамповые.
Какиеестьспособысозданиядекораций,счего
лучше всего начинать, как и
гдезакреплять.Вспоминаемкакнадосебя
вестиназанятиях,икакиеестьправилабезо
пасности.

способы

Техникабезопасностиработыприс
озданиидекорации.
5

Выбор спектакля. Создание эскиза
декораций.

6
7

Началосозданиядекораций.
Продолжение
создания
декораций.

Выбираем спектакль, для которого будем
выполнять декорации. Обсуждаем, какие
именно должны быть декорации. Создание

эскизов декораций. Распределение
ролеймеждуучащимисяктозакакуюдекораци
ю
отвечает.
Началопроцессапосозданиюдекорации.
Продолжениепроцессапосозданию
декорации.

Часы
4

4

4

4

4

4
4

8

Окончаниеработпосозданию

Окончание работы по созданию
декорации.Исправление недочетов
выявленные вконцеиливсередине работы.
Разукрашиваниесозданнойдекорации.

4

Что
такое
бутафория?
Отличия
бутафории
идекораций?
Эскизбутафории.Началосозд
аниябутафории.

Беседанатему,чтотакоебутафория.Чем
отличаютсябутафорияотдекораций.Длячег
онужна бутафория?
Созданиеэскизабутафориивыбранномусп
ектаклю.Началосозданиябутафории.
Распределениеработымеждуучащимися.

2

Продолжениеработынад
бутафориями.
Окончание работ
посозданиюбутафорий.

Продолжениеработынадбутафорией.

4

Окончаниеработнадбутафорией.
Исправлениенедочетов,которыевозникливов
ремяработы.Разукрашивание
созданныхобъектов.

4

Костюмосновасозданиятеатральнойат
мосферы.
Эскизкостюма.
Костюмер,
драпировщик,реквизитор,бутаф
ор–такиеразныетеатральные
профессии.

Беседа на тему что такое костюм и
зачемнуженкостюм?
Созданиеэскизакостюма.

4

Обсуждениеразныхтеатральных
профессий.Чемотличаютсямеждусобой
драпировщик, реквизитор, бутафор?
Зачемнужны этипрофессии? Украшение
сцены.
Беседанатему,какими бывают
театральныекостюмы?
Чемотличаютсямеждусобойперсонажны
йкостюм,
игровойиодеждадействующеголица.
Разговорнатему,какиебываютэлементы
сценическогокостюма? Разработка эскизов.
Беседанатемучтотакое маски?
Зачемонинужны быливтеатре?Технология
выполнениямасок.

4

Какиеестьвидымасок?Созданиеэскизов
разныхвидовмасок.
Созданиемаскидревнегреческогои

4

декораций.Исправлениенедочето
в.
9

10

11
12

13

14

6

15

Видыкостюмов.

16
17

Элементысценического
костюма.
Историявозникновениямасок.

18

Видымасок.

19

Маскадревнегреческогои

20

римскоготеатра.
Маскинародовмира,какэлем
ентобрядового
действия.

римскоготеатра.
Беседа на тему масок народов мира,
какэлементовобрядовогодействия.Почему
именномаскииспользовались для
обрядовогодействия?

21

Карнавальныемаски.

Созданиекарнавальныхмасок.

6

22

Современнаякомикскультурамасок.
Чтотакоегрим?История
возникновениягрима.

Созданиемасокизкомиксов.

4

Гримиеговозможности,беседаотом,как
гримможетизменитьчеловека. Наглядно
показываю на моделе.
Беседасдетьмиоработегримёравтеатре. Навыки

4

23

24

Ктотакойгримёр?

2

6
4

4
2

4

25

26
27
28

Выразительныечастигрима
–
парик,борода,усы,лепнойнос,бак
енбарды.
Изменениеобразаироль
гримавэтом.
Чемотличаетсямакияжи
грим?
Чтотакоереквизит?
Видыреквизита?

29

Имитационныйреквизитибута
фория.

30

Созданиереквизита.
Окончание работ
надсозданиемреквизита.
Исправлениенедочетов.

31

32
33

34

35

36

37

38

Какработатьссозданными
предметаминасцене.
Какработатьссозданнымипред
метаминасцене.
Вторичноеанкетирование.

Обобщениеизученного
материала.Самоанализ
Сценическоеискусствовлитерату
ре,иностраннойкультуре,истории
Отечества:
отДревности донашихдней.
Жанры

грима.
Созданиеэлементовгрима.

4

Практикананесениягрима

4

Беседанатемучемотличается макияжот
грима.Созданиемакияжа.
Разговор о реквизите. Что такое реквизит
изачемон нужен?Виды реквизита.
Созданиеэскизареквизита.

4

Беседанатемучемотличается
имитационный реквизит и
бутафория.Созданиеэскизаимитационногорекв
изита.
Началосозданияреквизитапоэскизам.

4

Окончаниеработынадреквизитом,
исправлениенедочетоввовремяработынад
реквизитом.
Пробаработысовсемисценическими
материаламинасцене.
Проба работы со всеми
сценическимиматериаламинасцене.Прох
одятвторое
анкетированиенавыявлениеполученных
навыков.
Происходитобобщениевсегополученного
материала.

4

Беседанатему
сценического
искусства.

Беседанатемужанровсценическогоискусст
ва. Для чего нужны
сценическогоискусства
– такиеподразделениявыступлений?
спектакль,
Выдумываниеспектакля.
опера,концерт,балет,перформанс
и
т.д.
Основы
Беседанатемупрофессийвтеатре.
Созданиеэскизовдекорацийи
сценографии.Взаимодействиереж бутафорийк выдуманномуспектаклю.
иссера,актераихудожникапостановщикавпроцессе
работынадпредставлением.
История
Рассказобисторииразвития
декорационногоискусства.Созданиечерте
развитиядекорационногооформле жасценическоймашинерии.
ниясценического

4

4

4
4

4

2

6

4

4

39

40

41
42

43

действа.Сценическаямашинерияв
искусствеДревнегомира.
Плоскостные
декорации
вискусстведревнегоВостока.
Объемные
декорации
площадных
обрядовых
представленийевропейскогоСредн
евековья.
Масштабные декорации
врусскомвертепномтеатре.
Декорациикакэлемент
смысловойвыразительностисове
тскогоагитационного
театра.
Мультимедийныедекорациисов
ременности.

44

45

46

Историявозникновенияиразв
итиякостюма.
Костюмкакпомощникв
реализацииидейрежиссерапостановщика.
Костюмер,
драпировщик,реквизитор,бутаф
ор–такиеразныетеатральные
профессии

Созданиедекорацииизискусствадревне
гоВостока.

4

СозданиедекорацийизэпохиСред
невековья.

4

Созданиядекорацийдлярусскоговертеп
ноготеатра.
СозданиедекорацийдлятеатраэпохиСССР.

4

Беседа на тему что
такоемультимедийныедекорации
.
Беседанатемуисториивозникновениякостюм
а.Созданиеэскизовкостюмов
потемуСредневековья.

1

Созданиекостюмасредневековья.

4

Беседа на тему чем отличается
междусобойкостюмер,бутафор,реквизитор,д
рапировщик.

1

4

7

47

Видыкостюмов:историкобытовой,
сказочный,реалистичный,
футуристичный.

Закрепление знаний про
видыкостюмов.Созданиеэскизасказочногоко
стюма.

6

48

Элементы
сценическогокостюма–
головныеуборы,
перчатки,обувь.
Костюм
театральный,сценическ
ий,
хореографический –
разныйфункционалкостюма.
Костюмкакэлемент
сценическойкультуры.

Созданиеразныхэлементовсцен
ическогокостюма.

4

Беседанатемуфункционалакостюма.

2

Беседанатемучтотакоемаски?Зачем
онинужны быливтеатре?
Технологиявыполнения масок.
Созданиемаскидревнегреческогоиримско
готеатра.

2

49

50
Историейвозникновенияиразв
ития масок.
51
Маскахдревнегреческогоирим
скоготеатров.

8

Беседанатемумасокнародовмира,какэлементо
вобрядовогодействия.
Почемуименномаскииспользовалисьдля
обрядовогодействия?

2

Карнавальныемаски.
Историямистерийногоевр
опейскоготеатра.
Личины.Раёшныйтеатр
ДревнейРуси.
Современнаякомикскультурамасок.
Гримкакискусствоиз
меняться(умение
соответствоватьисполняемойрол
и)

Созданиекарнавальныхмасок.

6

Созданиеличины.

4

Созданиемасокизкомиксов.

4

Гримиеговозможности,беседаотом,какгрим
можетизменить человека.

4

57

Историяразвития
гримерногодела.

4

58

Гримёр–человек,
помогающийсоздатьнужный
образ.

Рассказотомкакпроисходило
развитиегрима.Эскизгримаклоунов.
Беседасдетьмиоработегримёрав
театре

59

Выразительныечастигрима
-парик,борода,усы,
бакенбарды,лепнойнос.
Изменениеобразаироль
гримавэтом.
Сравнительные
характеристикимакияжаигри
ма.
Бутафорияиреквизит–
элементы
сценическойусловности.
Сходства
иразличияреквизитаи
бутафории.

52
Маски народов мира
какэлементобрядовогодейства.
53

54
55
56

60
61

62

63
Чтотакоеимитационныйрек
визит?
64

65

66
67
68

Принципысоздания
бутафории:гиперболизация,афф
ектация,акцентация.
Видыреквизита:шумовой,
натурный,бытовойре
квизит.
Имитационныйреквизити
бутафория.
Какработатьсреквизитом
насцене.
Обобщениеизученного
материала.Самоанализ

2

Созданиеэлементовгрима.

6

Практикананесениягрима

4

Беседанатемучемотличаетсямакияжотгрима.
Созданиемакияжа.

4

Разговор о реквизите. Что такоереквизит и
зачем он нужен?
Видыреквизита.Созданиеэскизареквизита.

4

Беседанатемучемотличается
имитационныйреквизитибутафория.
Созданиеэскизаимитационногорекви
зита.
Началосозданияреквизитапоэскизам.

4

Беседанатемувидовреквизитов.
Продолжениеработынадсозданиемреквиз
ита.
Окончаниеработнадсозданным
реквизитом.
Пробаработысовсемисценическими
материаламинасцене.
Происходитобобщениевсего
полученногоматериала.

4

4

4
4
4

Итого

272

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№зан
яти
Датазан
ятия
я

Темязанятия

1

Чтотакоетеатр?Ктотакойхудожник-декоратор?
Инструктажпотехникибезопасности.

2

9

Материалы
для созданий
декораций.Какиематериалы
лучшевсегоиспользовать. Наглядно показываю.
Какиеестьвидыдекораций?
Основныеспособысозданийдекораций.Техникабезопасностиработыприс
озданиидекорации.
Выбор спектакля. Созданиеэскизадекораций.
Началосозданиядекораций.
Продолжениесозданиядекораций.
Окончание
работ
по созданию
декораций.Исправлениенедочетов.
Что такое бутафория?
Отличия бутафории
идекораций?

10
11
12
13

Эскизбутафории.Началосозданиябутафории.
Продолжениеработынадбутафориями.
Окончаниеработпосозданиюбутафорий.
Костюм-основасозданиятеатральнойатмосферы.

14
15
16
17
18
19
20

Костюмер, драпировщик, реквизитор, бутафор –такиеразные
театральныепрофессии. Украшение сцены.
Видыкостюмов.
Элементысценическогокостюма. Разработка эскизов.
Историявозникновениямасок.
Видымасок.
Маскадревнегреческогоиримскоготеатра.
Маскинародовмира,какэлементобрядовогодействия.

21
22
23
24
25

Карнавальныемаски.
Современнаякомикс-культурамасок.
Чтотакоегрим?Историявозникновениягрима.
Ктотакойгримёр? Навыки грима.
Выразительныечастигрима –парик,борода,усы,

3
4
5
6
7
8

Колвочасо
в
теор прак
ия тика
4

1

3

4
4
1

3
4
4
4

2

1

6
4
4
3

1

3

2
1
1
1
1
2

5
3
3
3

1
1
1
1

6
3
3
3
3

26
27
28
29
30
31
32
33

лепнойнос,бакенбарды.
Изменениеобразаироль гримавэтом.
Чемотличаетсямакияжигрим?
Чтотакоереквизит?Видыреквизита?
Имитационныйреквизитибутафория.
Созданиереквизита.
Окончаниеработнадсозданиемреквизита.Исправлениенедоче
тов.
Какработатьссозданнымипредметаминасцене.
Как работать с созданными предметами на сцене.

34
35

Обобщениеизученногоматериала.Самоанализ
Сценическоеискусствовлитературе,иностраннойкультуре,
истории Отечества:отДревностидонаших дней.
Разработка эскиза.

36

Жанрысценическогоискусства–
спектакль,опера,концерт,балет,перформанс ит.д.
Основы

37

38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

сценографии.Взаимодействиережиссера,актераихудожникапостановщикав
процессеработынадпредставлением.
Историяразвитиядекорационногооформлениясценического
действа.
СценическаямашинериявискусствеДревнего
мира.
Плоскостные
декорации
вискусстведревнегоВостока.
Объемные
декорации
площадных
обрядовых
представленийевропейскогоСредневековья.
Масштабные декорации в русском кукольном театре. Создание
эскизов
Декорации как элемент
смысловойвыразительностисоветскогоагитационноготеатра.
Мультимедийныедекорациисовременности.
Историявозникновенияиразвитиякостюма.
Костюмкакпомощниквреализацииидейрежиссерапостановщика.
Костюмер, драпировщик, реквизитор, бутафор –
такиеразныетеатральные профессии
Видыкостюмов:историко-бытовой,сказочный,
Реалистичный. Разработка эскизов.
Элементы сценического костюма –
головныеуборы,перчатки,обувь.
Костюм театральный, сценический,хореографический–
разныйфункционалкостюма.Костюмкакэлементсценическойкультур
ы.
Историейвозникновенияиразвитиямасок.
Маскахдревнегреческогоиримскоготеатров. Разработка эскизов.
Маскинародовмиракакэлементобрядовогодейства

1
1

4
4
3
3
4
4
4
4
4

2

1

5

1

3

1

3

1

3
4
4
4

1
1

6
4

1
6
1

3

2
2
8
2

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68

Карнавальныемаски.Историямистерийного
европейскоготеатра.
Личины.РаёшныйтеатрДревнейРуси.
Современнаякомикс-культурамасок.
Гримкакискусствоизменяться(умениесоответствоватьисп
олняемойроли)
Историяразвитиягримерногодела.
Гримёр – человек, помогающий создать нужныйобраз.
Выразительныечастигрима парик,борода,усы,бакенбарды,лепнойнос.
Изменениеобразаироль гримавэтом.
Сравнительныехарактеристикимакияжаигрима.

6

2
1
2

4
4
2
3
6

1

4
3

Бутафорияиреквизит–
элементысценическойусловности.Сходстваиразличияреквизитаибута
фории.
Техникабезопасностиприработес
инструментамииматериаламивовремяизготовленияреквиз
итаибутафории.
Принципысозданиябутафории.

4

Видыреквизита:шумовой,натурный,бытовой
реквизит.
Имитационныйреквизитибутафория.
Какработатьсреквизитомнасцене.
Разработкаизащитаученических проектовпо
историисценическогоискусства.

4

4

4

4
4
4
Всего часов:

272

ФОРМЫИСРЕДСТВАКОНТРОЛЯ
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группойодновременно и с
участниками конкретного представления для отработкинавыкови
уменийприработесдекорациями.
Постановкасценоккконкретнымшкольныммероприятиям,инсценировкасценариевшкольныхпразд
ников,
театральныепостановкисказок,эпизодовизлитературных произведений,всеэтонаправленонаприобщениедетейк театральномуискусствуимастерству.
Форма контроля–созданнаядекорацияилибутафория.
Оценкадекорации
Критерии:
1.
Декорациявыполненапотеме–1был; невыполнена–0баллов.
2.
Декорациявыполненакачественно(аккуратно,потехнологиивыполненияит.д.) –
4балла;выполненаснедочетами–2-3балла; выполненане
качественно–1балл.
3.
Декорациямногоразовая(кромеслучаевисключений)–2балла;если
декорациявыдержалатолькопервоевыступление–1балл,развалиласьещена репетициях– 0
баллов.
4.
Декорация выполнена с правильным масштабом и из правильногоматериала–
4балла;выполненачастично–2-3балла;несоблюденыправиламасштабаикомпоновкиматериала–
1балл.
Расшифровкабаллов:
9-11баллов–высокийуровеньвладенияматериаламииработысним,высокийуровень
владениятеоретическихзнаний.
4-8баллов–среднийуровеньвладенияматериаламииработысним,среднийуровень
владениятеоретическимизнаниями.
–низкийуровеньвладенияматериаламиинавыкамиработысним,среднийуровень
владениятеоретическимизнаниями.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательнуюнауку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления итворческой работы. Важно,
что на занятиях по внеурочной
деятельностидетиучатсяколлективнойработе,учатсясоздаватькачественныйдекорации,
бутафорию, оформлять правильно сцену, создавать грим и
костюмы.Отыгрыватьактерскиеролимеждусобой,дляпроверкикачествадекораций.Дети привносят
элементы своих идеи, свои представления в сценарий,оформлениеспектакля.
Кроме того эта работа также развивает воображение, творческую активностьшкольников,
позволяет реакрлизовать возможности детей в данных областяхдеятельности.

ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХСРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Техническиесредстваобучения:

Аудиторнаядоскасмагнитнойповерхностьюинаборомприспособленийдля
креплениядемонстрационногоматериала.

Интерактивная доска экран.

Персональныйкомпьютеручителя.

Образовательныересурсы.
Учебно-практическоеоборудование:











Краскиакварельные,гуашевые,тушь.
БумагаА4ибольшиеразмеры,бумагацветная.
Фломастеры,восковыемелки,пастель,сангина, уголь.
Кистибеличьи,кистиизщетины.
Емкостидляводы.
Пластилин.
Клей.
Ножницы.
Картон.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
КалининаГ.В.Давайтеустроимтеатр. –Москва,2007год
ДжежелейО.В.Издетскихкниг.–Москва, 2018год
МаршакС.Я.Сказки,песни,загадки.–Москва,2018год
Библиотекасловесника:русскиенародныезагадки,пословицыипоговорки.
-Москва, 1990 год
В.Базанов
Техника и технология сцены / В. Базанов – М.: Книга по
Требованию,2012.– 258 с. ISBN978-5-458-29935-0

7.
Искусствосценографиимировоготеатра.Том6.СценографыРоссии.ДавидБ
оровский.ДаниилЛидер-978-5-382-00816-5-2008
8.
ГорбачѐвИ.А.Театральныесезоны вшколе.-Москва,2003год
9.
9.КолчеевЮ.В. Театрализованныеигры вшколе.-Москва,2000год
10.
ЧуриловаЭ.Т.Методикаиорганизациятеатральнойдеятельностидошк
ольниковимладшихшкольников.- Москва, 2001год
11.
Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. –
Москва, 2018 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».