17. РП ВНД ООО Веселый клубок. Алферова С.С.

Приложение № _____________ к образовательной программе основногообщего образования МАОУ СОШ № 6
г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебный клубок»
4—8 классы

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Волшебный клубок» является художественно
эстетической, по функциональному предназначению- прикладной, по форме
организации — групповй, носит практико- ориентировочный характер и направлена
на овладение учащимися основными приёмами вязания спицами и крючком.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе
«Примерной программы внеурочной деятельности начальное и основное образование.
Программа направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой
вязания спицами и крючком, предполагает работу по обучению учащихся
особенностями вязания мягких игрушек и их декорирования.
Данная программа расчитана на возраст обучающихся с 8 лет до 14 лет. Набор детейсвободный, без предъявления особых требований к знаниям и умениям детей в
области вязания спицами.
Программа кружка расчитана на 1 год обучения и предполагает 170 ч ( занятия
проходят 3 раза в неделю по 1,5 часа).
2. Особенности организации образовательного процесса
Особенностью программы является то, что на основе минимальных полученных
знаний обучающихся включаются в творческую деятельность и уже имеют
возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры
игрушки, вязаные изделия.
Срок реализации программы
Программа расчитана на 1 год обучения: 170 часов, 5 часов в неделю.
Программа направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой
вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на
трикотажном полотне и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению
учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования.
Актуальность программы- приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия.
Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит
огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к
воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет
немалую экономическую роль в жизни человека.
Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства.
Который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в том, что она не
только поможет обучающимся научиться вязать на спицах и крючком, но и разовьёт
их художественно- эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию,
ответственности.
Цель программы- развитие творческих способностей и нравственно- эстетическое
воспитание детей при обучение технике вязания спицами и крючком.

Задачи: В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи
1. Образовательные:
. Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами и крючком,
современными тенденциями в моде вязаных вещей;
. Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
. Научит чётко точно выполнять основные приёмы вязания;
. Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
. Обучить основным условным обозначениям;
. Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
. Проявить интерес к данному виду творчества;
. Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело
до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к
используемым материалам;
. Воспитать творческое отношение к труду, эстетического восприятия мира,
художественного вкуса;
. Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
. Развивать творческие способности;
. Развивать произвольность психических процессов;
. Развивать образное мышление;
. Развивать воображение и фантазию;
. Развивать моторные навыки.
Программа кружковой работы: « Волшебные спицы и крючок» основана на
единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков
Теоретическая часть- раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед,
лекций, экскурсий.
Практическая часть- включает в себя навыки изготовления образцов вязания и
изделий.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно- иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация,
упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные
. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его
ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные
. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной
деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
. Освоение способов решения проблем творческого поискового характера.
. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результатов.
. Использование знаково — символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
. Овладение базовыми и предметными понятиями, отражающими существенные связи
отношения между объектами и процессами.
Предметные
Обучающиеся будут знать:
. Историю техники вязания на спицах;
. Правила поведения, правила техники безопасности;
. Инструменты и материалы;
. Условные обозначения , понятие « раппорт»;
. Основные приёмы набора петель и вязания на спицах и крючком.
. Особенности вязания цветных полотен;
. Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
. Виды украшений вязаных изделий;
. Особенности вышивки на трикотаже;
. Способы переведения рисунка на полотно;
. Особенности снятия мерок и расчёта для вязания;
. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Обучающиеся научатся
. соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе
со спицами, крючком и ножницами;

. правильно пользоваться вязальными спицами, крючком и ножницами;
. подбирать материалы для вязания;
. выполнять основные элементы вязания;
. свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их
самостоятельно, вязать согласно раппорту.
Содержание программы
1. « Вводное занятие» ( 4 часа)
Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «
Художественные возможности вязания спицами и крючком».
2.» Повторный курс» (20 час)
Теоретический компонент. Виды пряжи, спиц и крючков. Способы набора петель
начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли.
Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда,
вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель.
3. « Основы цветоведения» (12 час)
Теоретический компонент. Особенности цветного вязания. Соединение цветных
полотен по вертикальным и горизонтальным линиям.
Практический компонент. Учить вязать цветное полотно, соединять цветные полотна
по вертикальным и горизонтальным линиям, вязать схемы для вязания орнаментов.
4. « Техника вязания» (20 час)
Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.
Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления
петель.
5. «Рельефные узоры» (20 час)
Теоретический компонент. Сведения о рельефных узорах.
Практический компонент. Учить вязанию рельефных узоров: « путанка», « рисовая»,
« шахматка
6. Узоры ( образцы вязания) (10 час)
Практический компонент. Учить вязанию различных узоров с накидами и снятыми
петлями. «Английская резинка», « Резинка 1*1»; «2*2».
7. Вязание изделий (48 час)
Теоретический компонент. Дать знания по расчёту петель с помощью контрольного
образца.
Практический компонент. Изготовление косметички. Изготовление прихватки,
настенное панно «Домик». Сувенир — подвеска «Змейка». Игрушка «Черепашка».
8. « Вязание крючком» (33 час)
Теоретический компонент. Особенности набора петель. Способы чтения схем. Виды
узоров.
Практический компонент . Вязание салфетки. Вязание сувениров. Вязание
украшений.
9. Особенности вязания носков и варежек (20 час)
Теоретический компонент. Виды носков и варежек. Особенности вывязывания пятки
на носке и большого пальца на варежке и расчёт для вязания данных технологий.
Практический компонент. Снятие мерок и расчёт для вязания шапочек. Вязание
шапочки.
10. Итоговое занятие ( 2часа)

Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация
творческих результатов детей.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное
занятие, индивидуальная работа, творческая самостоятельная работа с консультацией
и под наблюдением педагога.
Виды организации детей на занятиях:
. фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися;
. коллективный- организация творческого взаимодействия между детьми;
. коллективно- групповой — выполнение заданий малыми группами с последующим
обобщением результатов заданий.
Методы организации занятий:
. словесный- беседа, объяснение, рассказ;
. наглядный- работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
. практический-упражнения, практические задания, наблюдения;
. проблемное обучение — поисковая работа, самостоятельная разработка изделия;
. объяснительно — иллюстративное — объяснение с показом моделей, рисунков,
образцов, книг и журналов.
Средства обучения
Дидактический и лекционный материал:
. литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты интернет по
рукоделию ) по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы,
книги, справочники материалов для вязания;
. методические разработки мастер — классов и открытых уроков;
. таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий;
. цветовые и композиционные схемы;
. готовые образцы различных изделий.
Материально техническое обеспечение:
. учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам Сан Пин;
. стеллаж для хранения дидактического и учебно- методического материала,
инструментов для вязания, образцов изделий;
. стенд для выставочных работ;
. раздаточный материал для проведения занятий и мастер- классов;
. инструменты: ножницы, крючки, спицы;
. пряжа шерстяная и хлопковая;
. образцы вязания крючком и спицами;
. книги по рукоделию и журналы;
. карандаши и ручки;
. материалы для декорирования ( бисер, бусины, ленты, глазки и пр.)
. иголки для трикотажа, нитки;
Условия реализации программы

. Работа внеурочной деятельности вязание на спицах и крючком ведётся с учётом
местных условий и учебно- воспитательного режима общеобразовательной школы.
. К учебно- материальным условиям работы по данной программе относится
следующее:
- помещение для занятий соответствующее всем санитарно- гигиеническим и
психологическим нормам;
- материалы и инструменты, приобретённые самими учениками или
имеющиеся у педагога ( спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента,
пряжа);
- учебно- наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия,
журналы и книги по вязанию.
. С первых дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники
безопасности.
. Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание
воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать
занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все
задания педагога.
Используемая литература:
Журналы «Вязание.- Нижний Новгород. ООО «Слог»
Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС — КОНЛИГА».
Максимова М.В. Азбука вязания.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс,
Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия / Д.В.Нестерова.-М.:АСТ
Журнал «Вязание». -Нижний Новгород, ООО «Слог».
Журналы «Вязание для взрослых». - М.,Изд дом «Ниола 21 век

Тематическое планирование
№

Тема занятия

п/п

1. Вводное занятие
2. - Знакомство с планом работы кружка.
4. -Беседа «Художественные возможности вязания
спицами».
5. Повторный курс
6. - Виды пряжи, виды спиц «Спицы всякие
нужны».
7. -Набор петель начального ряда из двух нитей.
8. -Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и
платочное вязание
9. Основы цветоведения
10. Техника вязания.
11. - « Накид — друг петель»
12. - « Прибавление петель».

Количество
часов

Сроки по
плану

4
1
1

. 09
.09
.09

20
2

.09
.09

10
18

.09
.09

12
20
6
7

.10
.10
.10
.10

Сроки
по факту

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39

- « Убавление петель по краям полотна».
Рельефные узоры:
- «Путанка»;
- «Рисовая»;
- «Шахматка».
Узоры ( образцы вязания).
Вязание узоров:
- Резинка (1*1,2*2);
- «Английская» резинка.
Вязание изделий
- Расчёт петель. Изготовление косметички.
- Расчёт петель. Изготовление прихватки.
-Настенное панно «Домик».
- Сувенир «Браслет»
- Игрушка « Львёнок».
Основные приёмы вязания крючком
Цепочка из воздушных петель.
Полустолбик.
Столбик без накида.
Столбик с накидом.
Цепочка из воздушных петель.
Условные обозначения.
Знакомство со схемой. Поворот изделия.
Вывязывание первого столбика.
Вывязывание последнего столбика. Петли для
подъёма.
Правила вязания круга. Чтение схем. Вязание
изделий : «Солнышко», «Капелька» и другие.
Особенности вязания носков и варежек
Итоговое занятие.
Итого:

7
20
8
6
6
10
3
3
4
48
10
10
8
8
12
33
2
2
2
2
2
3
5

.10
.10
.11
.11
.11
.12
.12
.12
.12
.12
.12
.01
.01
.02
.03
.04
.04
.04
.04
.04
.04

5

.05

10

.05

20
3
170 часов

.05
.05

.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».