Приложение № _____________ к образовательной программе основногообщего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный клубок» 4—8 классы г. Невьянск 2023 год Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Волшебный клубок» является художественно эстетической, по функциональному предназначению- прикладной, по форме организации — групповй, носит практико- ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами вязания спицами и крючком. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе «Примерной программы внеурочной деятельности начальное и основное образование. Программа направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания спицами и крючком, предполагает работу по обучению учащихся особенностями вязания мягких игрушек и их декорирования. Данная программа расчитана на возраст обучающихся с 8 лет до 14 лет. Набор детейсвободный, без предъявления особых требований к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Программа кружка расчитана на 1 год обучения и предполагает 170 ч ( занятия проходят 3 раза в неделю по 1,5 часа). 2. Особенности организации образовательного процесса Особенностью программы является то, что на основе минимальных полученных знаний обучающихся включаются в творческую деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры игрушки, вязаные изделия. Срок реализации программы Программа расчитана на 1 год обучения: 170 часов, 5 часов в неделю. Программа направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования. Актуальность программы- приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека. Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства. Который несёт в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах и крючком, но и разовьёт их художественно- эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности. Цель программы- развитие творческих способностей и нравственно- эстетическое воспитание детей при обучение технике вязания спицами и крючком. Задачи: В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи 1. Образовательные: . Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами и крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей; . Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами; . Научит чётко точно выполнять основные приёмы вязания; . Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания; . Обучить основным условным обозначениям; . Научить выполнять сборку и оформление готового изделия. 2. Воспитательные: . Проявить интерес к данному виду творчества; . Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; . Воспитать творческое отношение к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса; . Привить основы культуры труда. 3. Развивающие: . Развивать творческие способности; . Развивать произвольность психических процессов; . Развивать образное мышление; . Развивать воображение и фантазию; . Развивать моторные навыки. Программа кружковой работы: « Волшебные спицы и крючок» основана на единых подходах и принципах: - использование разнообразных форм организации занятий; - развивающий характер обучения; - обеспечение психологического комфорта ребёнка; - формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности. Обучение проводится в двух направлениях: - усвоение теоретических знаний; - формирование практических навыков Теоретическая часть- раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий. Практическая часть- включает в себя навыки изготовления образцов вязания и изделий. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно- иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные . Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. . Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. . Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. . Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. . Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. . Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные . Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. . Освоение способов решения проблем творческого поискового характера. . Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов. . Использование знаково — символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. . Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. . Овладение базовыми и предметными понятиями, отражающими существенные связи отношения между объектами и процессами. Предметные Обучающиеся будут знать: . Историю техники вязания на спицах; . Правила поведения, правила техники безопасности; . Инструменты и материалы; . Условные обозначения , понятие « раппорт»; . Основные приёмы набора петель и вязания на спицах и крючком. . Особенности вязания цветных полотен; . Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям; . Виды украшений вязаных изделий; . Особенности вышивки на трикотаже; . Способы переведения рисунка на полотно; . Особенности снятия мерок и расчёта для вязания; . Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Обучающиеся научатся . соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, крючком и ножницами; . правильно пользоваться вязальными спицами, крючком и ножницами; . подбирать материалы для вязания; . выполнять основные элементы вязания; . свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту. Содержание программы 1. « Вводное занятие» ( 4 часа) Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа « Художественные возможности вязания спицами и крючком». 2.» Повторный курс» (20 час) Теоретический компонент. Виды пряжи, спиц и крючков. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель. 3. « Основы цветоведения» (12 час) Теоретический компонент. Особенности цветного вязания. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям. Практический компонент. Учить вязать цветное полотно, соединять цветные полотна по вертикальным и горизонтальным линиям, вязать схемы для вязания орнаментов. 4. « Техника вязания» (20 час) Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель. Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель. 5. «Рельефные узоры» (20 час) Теоретический компонент. Сведения о рельефных узорах. Практический компонент. Учить вязанию рельефных узоров: « путанка», « рисовая», « шахматка 6. Узоры ( образцы вязания) (10 час) Практический компонент. Учить вязанию различных узоров с накидами и снятыми петлями. «Английская резинка», « Резинка 1*1»; «2*2». 7. Вязание изделий (48 час) Теоретический компонент. Дать знания по расчёту петель с помощью контрольного образца. Практический компонент. Изготовление косметички. Изготовление прихватки, настенное панно «Домик». Сувенир — подвеска «Змейка». Игрушка «Черепашка». 8. « Вязание крючком» (33 час) Теоретический компонент. Особенности набора петель. Способы чтения схем. Виды узоров. Практический компонент . Вязание салфетки. Вязание сувениров. Вязание украшений. 9. Особенности вязания носков и варежек (20 час) Теоретический компонент. Виды носков и варежек. Особенности вывязывания пятки на носке и большого пальца на варежке и расчёт для вязания данных технологий. Практический компонент. Снятие мерок и расчёт для вязания шапочек. Вязание шапочки. 10. Итоговое занятие ( 2часа) Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация творческих результатов детей. Методическое обеспечение Формы проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное занятие, индивидуальная работа, творческая самостоятельная работа с консультацией и под наблюдением педагога. Виды организации детей на занятиях: . фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися; . коллективный- организация творческого взаимодействия между детьми; . коллективно- групповой — выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением результатов заданий. Методы организации занятий: . словесный- беседа, объяснение, рассказ; . наглядный- работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов; . практический-упражнения, практические задания, наблюдения; . проблемное обучение — поисковая работа, самостоятельная разработка изделия; . объяснительно — иллюстративное — объяснение с показом моделей, рисунков, образцов, книг и журналов. Средства обучения Дидактический и лекционный материал: . литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты интернет по рукоделию ) по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы, книги, справочники материалов для вязания; . методические разработки мастер — классов и открытых уроков; . таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий; . цветовые и композиционные схемы; . готовые образцы различных изделий. Материально техническое обеспечение: . учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам Сан Пин; . стеллаж для хранения дидактического и учебно- методического материала, инструментов для вязания, образцов изделий; . стенд для выставочных работ; . раздаточный материал для проведения занятий и мастер- классов; . инструменты: ножницы, крючки, спицы; . пряжа шерстяная и хлопковая; . образцы вязания крючком и спицами; . книги по рукоделию и журналы; . карандаши и ручки; . материалы для декорирования ( бисер, бусины, ленты, глазки и пр.) . иголки для трикотажа, нитки; Условия реализации программы . Работа внеурочной деятельности вязание на спицах и крючком ведётся с учётом местных условий и учебно- воспитательного режима общеобразовательной школы. . К учебно- материальным условиям работы по данной программе относится следующее: - помещение для занятий соответствующее всем санитарно- гигиеническим и психологическим нормам; - материалы и инструменты, приобретённые самими учениками или имеющиеся у педагога ( спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа); - учебно- наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию. . С первых дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. . Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога. Используемая литература: Журналы «Вязание.- Нижний Новгород. ООО «Слог» Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС — КОНЛИГА». Максимова М.В. Азбука вязания.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО -Пресс, Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия / Д.В.Нестерова.-М.:АСТ Журнал «Вязание». -Нижний Новгород, ООО «Слог». Журналы «Вязание для взрослых». - М.,Изд дом «Ниола 21 век Тематическое планирование № Тема занятия п/п 1. Вводное занятие 2. - Знакомство с планом работы кружка. 4. -Беседа «Художественные возможности вязания спицами». 5. Повторный курс 6. - Виды пряжи, виды спиц «Спицы всякие нужны». 7. -Набор петель начального ряда из двух нитей. 8. -Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание 9. Основы цветоведения 10. Техника вязания. 11. - « Накид — друг петель» 12. - « Прибавление петель». Количество часов Сроки по плану 4 1 1 . 09 .09 .09 20 2 .09 .09 10 18 .09 .09 12 20 6 7 .10 .10 .10 .10 Сроки по факту 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39 - « Убавление петель по краям полотна». Рельефные узоры: - «Путанка»; - «Рисовая»; - «Шахматка». Узоры ( образцы вязания). Вязание узоров: - Резинка (1*1,2*2); - «Английская» резинка. Вязание изделий - Расчёт петель. Изготовление косметички. - Расчёт петель. Изготовление прихватки. -Настенное панно «Домик». - Сувенир «Браслет» - Игрушка « Львёнок». Основные приёмы вязания крючком Цепочка из воздушных петель. Полустолбик. Столбик без накида. Столбик с накидом. Цепочка из воздушных петель. Условные обозначения. Знакомство со схемой. Поворот изделия. Вывязывание первого столбика. Вывязывание последнего столбика. Петли для подъёма. Правила вязания круга. Чтение схем. Вязание изделий : «Солнышко», «Капелька» и другие. Особенности вязания носков и варежек Итоговое занятие. Итого: 7 20 8 6 6 10 3 3 4 48 10 10 8 8 12 33 2 2 2 2 2 3 5 .10 .10 .11 .11 .11 .12 .12 .12 .12 .12 .12 .01 .01 .02 .03 .04 .04 .04 .04 .04 .04 5 .05 10 .05 20 3 170 часов .05 .05 .04