15. РП ВНД ООО Токарное дело. Ушков С.Ю.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Токарное дело» (6-8 классы)

г. Невьянск

2023 год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Токарное дело» основного общего
образования составлена на основе:
 требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной
образовательной программы;
2. Описание места курса внеурочной деятельности.
Дополнительное образование «Токарное дело» входит в предметную область
«Технология». Внеурочная деятельность «Токарное дело» является необходимым
компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет
обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники
и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей
окружающей человека действительности.
На освоение внеурочного курса «Токарное дело» отводится 68 часов из расчета 2 час в
неделю.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать
цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Содержание технологического образования в определённой степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают: овладение знаниями и умениями предметнопреобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке
различных материалов и изготовлении продуктов труда; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметно- преобразующей деятельности: самостоятельность планирования и осуществления
предметно-преобразующей деятельности; организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления: владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами
труда.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда
в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
• навыками использования распространённых ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к

труду и результатам труда;
• умениями использовать ИКТ и сеть Интернет для выполнения работ, проектов и их
презентации.
В результате изучения технологии обучающийся независимо от изучаемого направления или раздела получает возможность:
ознакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• назначением и технологическими свойствами материалов;
• назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
• видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,
влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием
изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для
выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготовлять изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами
и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять работы с использованием технологических карт и чертежей;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• составления технологических карт, чертежей и эскизов изделий;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• пользования ИКТ и сетью Интернет для разработки проектов и их презентации;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и
разметочных инструментов;
•
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии и
гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

•

построения планов профессионального образования и трудоустройства.

4. Содержание курса внеурочной деятельности с кратким указанием видов
деятельности.
Тема 1. Требования охраны труда и нормы безопасности в мастерских (2ч)
Введение в предмет. Инструктаж техники безопасности в мастерских.
Тема 2. Основы теории резания. (2ч.)
Резание металлов, припуск, режущий клин, поверхности заготовки. Физические
основы процесса резания. Силы и мощность резания. Тепловые явления при резании
металлов. Износ и стойкость режущего инструмента. Скорость резания, допускаемая
режущими свойствами инструмента. Виды и назначение токарных резцов. Свойства
металлов.
Тема 3. Допуски и посадки. (2ч.)
Понятие о системе допусков и посадок. Шероховатость поверхности, отклонения
формы и размеров.
Тема 4. Виды и устройство токарных станков (2ч.)
Характеристики, назначение и возможности современных токарных станков.
Устройство и настройка. Виды передач. Кинематические схемы. Основы электропривода
и электробезопасности.
Тема 5. Упражнения в управлении токарным станком (4ч.)
Установка приспособлений, режущего инструмента. Настройка станка.
Тема 6. Обработка наружных цилиндрических, конусных и торцовых поверхностей
(32ч.)
Чтение чертежей и эскизов. Обработка цилиндрических и торцовых поверхностей.
Обработка деталей с уступами
Обработка детали по заданным размерам. Чтение чертежей, разработка технологического
процесса. Обработка торцов и канавок. Использование заднего центра для обработки.
Приспособления к станку.
Тема 7. Обработка цилиндрических отверстий (12ч.)
Методы обработки отверстий. Сверление отверстий. Центрование. Растачивание
отверстий. Зенкерование отверстий. Развертывание отверстий. Выполнение канавок
Выполнение фасок.
Тема 8. Нарезание резьбы. (12ч)
Виды и назначение резьбы. Изображение резьбы на чертеже. Инструменты и способы
получения качественной резьбы. Прогрессивные методы нарезания резьбы.
5. Тематическое планирование

Название темы
Требования охраны труда и нормы безопасности
в мастерских
Основы теории резания.
Допуски и посадки.
Виды и устройство токарных станков
Упражнения в управлении токарным станком
Обработка наружных цилиндрических конусных
и торцовых поверхностей
Обработка цилиндрических отверстий
Нарезание резьбы
ИТОГО:

Количество часов
Теория Практика
Всего
2
2
2
2
2
2
2

2
30

2
2

10
10

2
2
2
4
32
12
12
68

6. Календарно – тематическое планирование
№

Темы уроков

Кол-во
часов

Дата
Дата
планируемая фактическая

1.Требования охраны труда и нормы безопасности в мастерских (2ч.)
1.

Введение в предмет. Инструктаж техники
безопасности в мастерских.
2.Основы теории резания. (2ч.)

2

2.

Физические основы процесса резания.
Виды и назначение токарных резцов
3. Допуски и посадки. (2ч.).

2

3.

Понятие о системе допусков и посадок.
2
Шероховатость поверхности, отклонения
формы и размеров.
4. Виды и устройство токарных станков(2ч.)

4.

Виды передач. Кинематические схемы.
Устройство станка.

9
10

11
12
13
14
15

5.Упражнения в управлении
токарным станком (4ч.)
Установка приспособлений, режущего
инструмента.
Настройка станка.
6. Обработка наружных
цилиндрических, конусных и торцовых
поверхностей (32ч.)
Чтение чертежей, разработка
технологического процесса
Обработка детали по заданным размерам
7. Обработка цилиндрических
отверстий (12ч.)
Методы обработки отверстий.
Сверление, растачивание.
8. Нарезание резьбы. (12ч.)
Виды и назначение резьбы. Изображение
резьбы на чертеже. Инструменты и
способы получения качественной резьбы.

2

2
2

1
31
2
10
2

16

Нарезание резьбы.

10

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности.
Учебно-методические пособия:



Интернет- ресурсы;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.
Наименование оборудования:









учебные столы;
учебные верстаки;
Токарный станок JET GHB-1330 по металлу;
Токарный станок JET JWL-1443 по дереву;
Интерактивная доска;
Компьютер;
Средства защиты;
Приспособления и инструменты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».