Приложение к образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Токарное дело» (6-8 классы) г. Невьянск 2023 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования «Токарное дело» основного общего образования составлена на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы; 2. Описание места курса внеурочной деятельности. Дополнительное образование «Токарное дело» входит в предметную область «Технология». Внеурочная деятельность «Токарное дело» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. На освоение внеурочного курса «Токарное дело» отводится 68 часов из расчета 2 час в неделю. 3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Содержание технологического образования в определённой степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты включают: овладение знаниями и умениями предметнопреобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметно- преобразующей деятельности: самостоятельность планирования и осуществления предметно-преобразующей деятельности; организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории. Предметные результаты включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления: владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда. В результате обучения учащиеся овладеют: • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; • навыками использования распространённых ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда; • умениями использовать ИКТ и сеть Интернет для выполнения работ, проектов и их презентации. В результате изучения технологии обучающийся независимо от изучаемого направления или раздела получает возможность: ознакомиться: • с основными технологическими понятиями и характеристиками; • назначением и технологическими свойствами материалов; • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы: • рационально организовывать рабочее место; • находить необходимую информацию в различных источниках; • применять конструкторскую и технологическую документацию; • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; • конструировать, моделировать, изготовлять изделия; • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); • находить и устранять допущенные дефекты; • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; • осуществлять работы с использованием технологических карт и чертежей; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; • формирования эстетической среды бытия; • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; • составления технологических карт, чертежей и эскизов изделий; • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; • пользования ИКТ и сетью Интернет для разработки проектов и их презентации; • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; • построения планов профессионального образования и трудоустройства. 4. Содержание курса внеурочной деятельности с кратким указанием видов деятельности. Тема 1. Требования охраны труда и нормы безопасности в мастерских (2ч) Введение в предмет. Инструктаж техники безопасности в мастерских. Тема 2. Основы теории резания. (2ч.) Резание металлов, припуск, режущий клин, поверхности заготовки. Физические основы процесса резания. Силы и мощность резания. Тепловые явления при резании металлов. Износ и стойкость режущего инструмента. Скорость резания, допускаемая режущими свойствами инструмента. Виды и назначение токарных резцов. Свойства металлов. Тема 3. Допуски и посадки. (2ч.) Понятие о системе допусков и посадок. Шероховатость поверхности, отклонения формы и размеров. Тема 4. Виды и устройство токарных станков (2ч.) Характеристики, назначение и возможности современных токарных станков. Устройство и настройка. Виды передач. Кинематические схемы. Основы электропривода и электробезопасности. Тема 5. Упражнения в управлении токарным станком (4ч.) Установка приспособлений, режущего инструмента. Настройка станка. Тема 6. Обработка наружных цилиндрических, конусных и торцовых поверхностей (32ч.) Чтение чертежей и эскизов. Обработка цилиндрических и торцовых поверхностей. Обработка деталей с уступами Обработка детали по заданным размерам. Чтение чертежей, разработка технологического процесса. Обработка торцов и канавок. Использование заднего центра для обработки. Приспособления к станку. Тема 7. Обработка цилиндрических отверстий (12ч.) Методы обработки отверстий. Сверление отверстий. Центрование. Растачивание отверстий. Зенкерование отверстий. Развертывание отверстий. Выполнение канавок Выполнение фасок. Тема 8. Нарезание резьбы. (12ч) Виды и назначение резьбы. Изображение резьбы на чертеже. Инструменты и способы получения качественной резьбы. Прогрессивные методы нарезания резьбы. 5. Тематическое планирование Название темы Требования охраны труда и нормы безопасности в мастерских Основы теории резания. Допуски и посадки. Виды и устройство токарных станков Упражнения в управлении токарным станком Обработка наружных цилиндрических конусных и торцовых поверхностей Обработка цилиндрических отверстий Нарезание резьбы ИТОГО: Количество часов Теория Практика Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 30 2 2 10 10 2 2 2 4 32 12 12 68 6. Календарно – тематическое планирование № Темы уроков Кол-во часов Дата Дата планируемая фактическая 1.Требования охраны труда и нормы безопасности в мастерских (2ч.) 1. Введение в предмет. Инструктаж техники безопасности в мастерских. 2.Основы теории резания. (2ч.) 2 2. Физические основы процесса резания. Виды и назначение токарных резцов 3. Допуски и посадки. (2ч.). 2 3. Понятие о системе допусков и посадок. 2 Шероховатость поверхности, отклонения формы и размеров. 4. Виды и устройство токарных станков(2ч.) 4. Виды передач. Кинематические схемы. Устройство станка. 9 10 11 12 13 14 15 5.Упражнения в управлении токарным станком (4ч.) Установка приспособлений, режущего инструмента. Настройка станка. 6. Обработка наружных цилиндрических, конусных и торцовых поверхностей (32ч.) Чтение чертежей, разработка технологического процесса Обработка детали по заданным размерам 7. Обработка цилиндрических отверстий (12ч.) Методы обработки отверстий. Сверление, растачивание. 8. Нарезание резьбы. (12ч.) Виды и назначение резьбы. Изображение резьбы на чертеже. Инструменты и способы получения качественной резьбы. 2 2 2 1 31 2 10 2 16 Нарезание резьбы. 10 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности. Учебно-методические пособия: Интернет- ресурсы; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru. Наименование оборудования: учебные столы; учебные верстаки; Токарный станок JET GHB-1330 по металлу; Токарный станок JET JWL-1443 по дереву; Интерактивная доска; Компьютер; Средства защиты; Приспособления и инструменты.