09. РП ВНД ООО Невьянские промыслы. Орлова Н.Б.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Невьянские промыслы» (8 классы)

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Роль исторического и культурного наследия в воспитании молодёжи в
современном мире важна. Проблемы воспитания детей и молодёжи через призму
исторического и культурного наследия России поднимаются многими педагогами.
Современный период в российской истории и образовании — время смены
ценностных ориентиров.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство
общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение
ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны
моральных норм и нравственных установок:
· снижается интеллектуальный и культурный уровень общества;
· девальвируются общепринятые ценности и искажаются ценностные
ориентиры;
· растет агрессия и нетерпимость, проявляется девиантное поведение;
· деформируется историческая память;
· разрываются социальные связи (дружеские, семейные, соседские);
· растет индивидуализм.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
· эффективное использование уникального российского культурного
наследия, в том числе архитектурного, литературного, музыкального,
художественного, театрального и кинематографического;
· создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
· увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей
к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
·
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для
детей;
Важно не только научить подрастающее поколение следовать традициям,
чтить память предков, но необходимо и пробудить интерес к познанию своей
истории, к привитию навыков учиться в течение всей жизни. «Память — основа
совести и нравственности, память — основа культуры, “накопленной” культуры,
память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных
ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед
самими собой и перед потомками. Память — наше богатство» (Д. С. Лихачев).
В современных условиях возникает проблема необходимости обеспечить
защиту культурного наследия при недостаточности мер по сохранению
культурного достояния страны.
Анализируя проблему культурного наследия в современном мире в целом,
следует отметить локальные вызовы и проблемы.

Данная программа была создана исходя из ряда предпосылок и
обстоятельств, существующих в конкретной школе и конкретном районе города.
МАОУ СОШ № 6 города Невьянска находится в юго-западном районе города,
который в народе называют спальным районом.
Основную часть района активно начали застраивать в середине 90-х годов
прошлого века. Полностью создана социальная инфраструктура, но практически
в районе отсутствуют учреждения культуры и искусства, они находятся в
центральной части города.
Как ни горько было это узнать, но выяснилось, что ученики нашей школы и
не только, имеют очень слабое представление о родном городе. Была проведена
анкета, в разделе темы «Промышленная инфраструктура города» по результатам
которой возникла идея создать программу внеурочной деятельности «Невьянские
промыслы»
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Идею программы можно сформулировать так: каждый учебный год дети
открывают так называемый центр своего города, в данном случае Невьянска.
То есть Невьянск , как Родина с точки зрения разных культурноисторических аспектов:
5 класс – Невьянск: семья, дом, школа.
6, 7 класс – Невьянск: район, кварталы, город.
8 класс – Невьянск: промыслы, фабрики, заводы.
9 класс – Невьянск: искусство, архитектура, культура.
10 класс – Невьянск: история, религия.
11 класс – Невьянск: новые места, бренды.
Цели программы: Воспитание активной гражданской позиции детей.
Знакомство учащихся с историко-культурным наследием родного города.
Формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
· Изучение прошлого и настоящего города, его традиций и духовной
культуры.
· Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
· Активизация поисковой деятельности учащихся.
· Формирование у школьников навыков информационной культуры.
· Использование Интернет и информационных технологий в изучении
краеведения.
· Вовлечение детей в восстановительные работы объектов архитектуры.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-18 лет.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 7 лет. На изучение
содержания курса отводится 34 часов в год, 2 час в неделю.
Программа направлена на деятельность классного сообщества и
воспитательные мероприятия. Программа внеурочной деятельности реализуется в
соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожеланий и интересов
обучающихся и запросов родителей, направлена на реализацию различных форм
ее организации. Программа является частью основной образовательной
программы среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся.
Занятия, направлены на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально-ориентированных ученических сообществ.
Виды внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах отличных от классноурочной системы.
Выбор формы проведения внеурочного занятия зависит от вида внеурочной
деятельности и уровня воспитательных результатов.
Для реализации данной программы доступны следующие виды внеурочной
деятельности:
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· художественное творчество;
· туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочных занятий, реализующие программу «Невьянские
промыслы», обусловлены видами внеурочной деятельности и включают:
· экскурсии; работу с документами;
· исследовательскую деятельность;
· создание презентаций, выставок;
· просмотр и обсуждение видеоматериала;
· заочные путешествия;
· наблюдения учащихся за событиями в городе, стране.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
· развитие морально-этического сознания;
· получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности
в целом;

· оценивать

значимость для личности эколого-культурного опыта
для
осознанного выбора безопасного образа жизни;
· демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к
природе, родному краю; к самоограничению в потреблении материальных благ в
целях сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты:
· овладение
элементами самостоятельной организации внеурочной
деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную
учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы;
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
· освоение приемов исследовательской деятельности, доступных для
подростков: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования,
составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по
результатам исследования;
· формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения
находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках, электронных ресурсах),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
· развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
·
в
ценностно-ориентационной
сфере
–
сформированность
представлений о историко-культурном наследии Урала, как одном из важнейших
направлений изучения родного края, как важнейшем элементе культурного опыта
человечества;
·
в познавательной сфере – формирование представлений о различных
сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его
сложной структуры;
·
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного
пункта и Урала как опорного края России;
·
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с
вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
изучение проблем развития края (населенного пункта);
·
в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие
научные данные образами литературы и искусства.

Тематическое планирование
Программа внеурочной деятельности «Невьянские промыслы» состоит из
тематических разделов:
Таблица 1 – Учебно-тематический план
№
Название раздела
раздела
1
Мир живого города
2
3
4
5

Количеств
о часов по
программе
4 часа

Количество
часов по
рабочей
программе
4 часа

Исторический портрет
города Невьянска
Туристские маршруты
Невьянска
Эпохи и стили. От рождения
до наших дней
Изготовление продукта
«Невьянский сундук»

20 часов

20 часов

12 часов

12 часов

16 часов
16 часов

16 часов
16 часов

ИТОГО:

68 часов

68 часов

Обоснование

Таблица 2 – тематический план
№ п/п

Тема

Кол-во
часов
68

Мир живого города

4

1.

Приглашение в путешествие.(Игра-квест)

2

2

Город и его назначение.(Виртуальный полет над городом)

2

Исторический портрет города Невьянска

20

3

Имя нашего города. Герб нашего города. Возраст нашего
города

2

4

Расположение Невьянска. Улицы в городе.(АУДИОГИД)

4

5

Невьянск – город Демидовых .(Путешествие в музей)

2

6

Наряд Невьянских х домов. «Зеленый наряд города»
(Пешеходная прогулка) Фотоотчет

4

7

Невьянск – ярмарка Урала

4

8

Невьянск – купечество города

4

9

Невьянск – промыслы и ремесла

4

10 Невьянск – город музеев(Экскурсия в усадьбу Подвинцева
)
11 Невьянск – город музеев (Экскурсия в музей Города )
Туристские маршруты Невьянска

2
4
12

13 Достопримечательности Невьянска .

4

14 Невьянский ремесла (Экскурсия – керамика, дом иконы)

8

Эпохи и стили. От рождения до наших дней

16

15 Купеческий Невьянск (Виртуальная экскурсия.)

2

16 Невьянские сундуки (Сообщение)

2

17 Невьянск гастрономический (сообщение и практика )

4

18 Невьянск -город тайн и легенд (работа со справочной

2

литературой)
19 Невьянская башня (экскурсия)

2

20 Невьянск ремесленный(экскурсия на выставку ремесел в
усадьбу Подвинцева )
Изготовление продукта «Невьянский сундук»

4
16

22 Изготовление продукта – ярмарочный сундук

10

23 Подготовка документации по курсу

6

ЛИСТ

внесения изменений
Группа

Содержание
корректировки

Причина
внесённых
изменений

Основание
внесённых
изменений
(№ приказа)

Контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».