Приложение к образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Невьянские промыслы» (8 классы) г. Невьянск 2023 год Пояснительная записка Роль исторического и культурного наследия в воспитании молодёжи в современном мире важна. Проблемы воспитания детей и молодёжи через призму исторического и культурного наследия России поднимаются многими педагогами. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок: · снижается интеллектуальный и культурный уровень общества; · девальвируются общепринятые ценности и искажаются ценностные ориентиры; · растет агрессия и нетерпимость, проявляется девиантное поведение; · деформируется историческая память; · разрываются социальные связи (дружеские, семейные, соседские); · растет индивидуализм. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: · эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе архитектурного, литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; · создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; · воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; · увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; · создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; Важно не только научить подрастающее поколение следовать традициям, чтить память предков, но необходимо и пробудить интерес к познанию своей истории, к привитию навыков учиться в течение всей жизни. «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, “накопленной” культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство» (Д. С. Лихачев). В современных условиях возникает проблема необходимости обеспечить защиту культурного наследия при недостаточности мер по сохранению культурного достояния страны. Анализируя проблему культурного наследия в современном мире в целом, следует отметить локальные вызовы и проблемы. Данная программа была создана исходя из ряда предпосылок и обстоятельств, существующих в конкретной школе и конкретном районе города. МАОУ СОШ № 6 города Невьянска находится в юго-западном районе города, который в народе называют спальным районом. Основную часть района активно начали застраивать в середине 90-х годов прошлого века. Полностью создана социальная инфраструктура, но практически в районе отсутствуют учреждения культуры и искусства, они находятся в центральной части города. Как ни горько было это узнать, но выяснилось, что ученики нашей школы и не только, имеют очень слабое представление о родном городе. Была проведена анкета, в разделе темы «Промышленная инфраструктура города» по результатам которой возникла идея создать программу внеурочной деятельности «Невьянские промыслы» Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Идею программы можно сформулировать так: каждый учебный год дети открывают так называемый центр своего города, в данном случае Невьянска. То есть Невьянск , как Родина с точки зрения разных культурноисторических аспектов: 5 класс – Невьянск: семья, дом, школа. 6, 7 класс – Невьянск: район, кварталы, город. 8 класс – Невьянск: промыслы, фабрики, заводы. 9 класс – Невьянск: искусство, архитектура, культура. 10 класс – Невьянск: история, религия. 11 класс – Невьянск: новые места, бренды. Цели программы: Воспитание активной гражданской позиции детей. Знакомство учащихся с историко-культурным наследием родного города. Формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности. Задачи программы: · Изучение прошлого и настоящего города, его традиций и духовной культуры. · Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. · Активизация поисковой деятельности учащихся. · Формирование у школьников навыков информационной культуры. · Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения. · Вовлечение детей в восстановительные работы объектов архитектуры. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-18 лет. Сроки реализации. Программа рассчитана на 7 лет. На изучение содержания курса отводится 34 часов в год, 2 час в неделю. Программа направлена на деятельность классного сообщества и воспитательные мероприятия. Программа внеурочной деятельности реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожеланий и интересов обучающихся и запросов родителей, направлена на реализацию различных форм ее организации. Программа является частью основной образовательной программы среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Занятия, направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ. Виды внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется в формах отличных от классноурочной системы. Выбор формы проведения внеурочного занятия зависит от вида внеурочной деятельности и уровня воспитательных результатов. Для реализации данной программы доступны следующие виды внеурочной деятельности: · игровая деятельность; · познавательная деятельность; · проблемно-ценностное общение; · досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); · художественное творчество; · туристско-краеведческая деятельность. Формы внеурочных занятий, реализующие программу «Невьянские промыслы», обусловлены видами внеурочной деятельности и включают: · экскурсии; работу с документами; · исследовательскую деятельность; · создание презентаций, выставок; · просмотр и обсуждение видеоматериала; · заочные путешествия; · наблюдения учащихся за событиями в городе, стране. Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты: · развитие морально-этического сознания; · получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; · оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта для осознанного выбора безопасного образа жизни; · демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе, родному краю; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения окружающей среды. Метапредметные результаты: · овладение элементами самостоятельной организации внеурочной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений; · освоение приемов исследовательской деятельности, доступных для подростков: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; · формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках, электронных ресурсах), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; · развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные результаты: · в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений о историко-культурном наследии Урала, как одном из важнейших направлений изучения родного края, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; · в познавательной сфере – формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры; · ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России; · развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта); · в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства. Тематическое планирование Программа внеурочной деятельности «Невьянские промыслы» состоит из тематических разделов: Таблица 1 – Учебно-тематический план № Название раздела раздела 1 Мир живого города 2 3 4 5 Количеств о часов по программе 4 часа Количество часов по рабочей программе 4 часа Исторический портрет города Невьянска Туристские маршруты Невьянска Эпохи и стили. От рождения до наших дней Изготовление продукта «Невьянский сундук» 20 часов 20 часов 12 часов 12 часов 16 часов 16 часов 16 часов 16 часов ИТОГО: 68 часов 68 часов Обоснование Таблица 2 – тематический план № п/п Тема Кол-во часов 68 Мир живого города 4 1. Приглашение в путешествие.(Игра-квест) 2 2 Город и его назначение.(Виртуальный полет над городом) 2 Исторический портрет города Невьянска 20 3 Имя нашего города. Герб нашего города. Возраст нашего города 2 4 Расположение Невьянска. Улицы в городе.(АУДИОГИД) 4 5 Невьянск – город Демидовых .(Путешествие в музей) 2 6 Наряд Невьянских х домов. «Зеленый наряд города» (Пешеходная прогулка) Фотоотчет 4 7 Невьянск – ярмарка Урала 4 8 Невьянск – купечество города 4 9 Невьянск – промыслы и ремесла 4 10 Невьянск – город музеев(Экскурсия в усадьбу Подвинцева ) 11 Невьянск – город музеев (Экскурсия в музей Города ) Туристские маршруты Невьянска 2 4 12 13 Достопримечательности Невьянска . 4 14 Невьянский ремесла (Экскурсия – керамика, дом иконы) 8 Эпохи и стили. От рождения до наших дней 16 15 Купеческий Невьянск (Виртуальная экскурсия.) 2 16 Невьянские сундуки (Сообщение) 2 17 Невьянск гастрономический (сообщение и практика ) 4 18 Невьянск -город тайн и легенд (работа со справочной 2 литературой) 19 Невьянская башня (экскурсия) 2 20 Невьянск ремесленный(экскурсия на выставку ремесел в усадьбу Подвинцева ) Изготовление продукта «Невьянский сундук» 4 16 22 Изготовление продукта – ярмарочный сундук 10 23 Подготовка документации по курсу 6 ЛИСТ внесения изменений Группа Содержание корректировки Причина внесённых изменений Основание внесённых изменений (№ приказа) Контроль