15. РП ВНД НОО Ментальная арифметика. Павлос К.И.

Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Начальное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Ментальная арифметика» (3 класс)

г. Невьянск
2023 год

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………..3
2. Планируемые результаты освоения учебного курса….…………..4
3. Содержание учебного курса………………………………………..6
4. Тематическое планирование…………………………………….....7

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
курс «Ментальная арифметика» для 3-4 классов общеобразовательного учебного учреждения
разработана на основе :
-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября
2009 года № 373 (с изменениями ,приказ Минобразования Российской Федерации от 29.12.2014
г. № 1643);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан ина России;
- на основне авторской программы «Ментальная арифметика» Невмятуллина Е.В.2018г.
- на основне учебных пособий Софуоглу Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и
вычитание»; в 2-х частях; издательство: Траст, 2015г.
Актуальность
Программа"Ментальная арифметика» основана на применении уникальной методики
гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует
более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы
тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым
полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится
простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга
происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко
усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное
влияние на успешное будущее ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
 Развитию межполушарного взаимодействия;
 Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального
и творческого потенциала;
 Развитию уверенности в собственных силах;
 Улучшению внимательности и концентрации внимания;
 Развитию способностей к изучению иностранных языков.
Цели и задачи программы
Целью Программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а
также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики
устного счета.
Основные задачи:
1. Развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
2. Улучшить зрительную и слуховую память;

3. Повысить способности к концентрации и внимательность;
4. Развить
творческий
потенциал
обучающегося,

исходя

из

его

природных способностей;

5. Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к
точным наукам- арифметике и математике.
Основные принципы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты.
Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции
(например, счет) определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями
возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций,
следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий
способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего
этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и
стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для
более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и
интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного
развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной,
практической экспериментальной деятельности.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 года обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации
Занятия проводятся по 45 минут в 3-4 классах 1 раз в неделю.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные: результаты:
У ученика будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
учебной задачи;
 готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в
учебной деятельности и в повседневной жизни;

 способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;
 способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,
направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать
способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: - выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает,
а что нет;
- задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в
совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его
конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и
указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга», на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В основе Программы лежит модульный подход. Курс состоит из пяти модулей. Каждый модуль
посвящен освоению определённых способов счета и изучаются в определенном порядке.
Каждый последующий модуль базируется на предыдущем. Учебный

3. Содержание учебного курса
В основе Программы лежит модульный подход. Курс состоит из пяти модулей. Каждый модуль
посвящен освоению определённых способов счета и изучаются в определенном порядке.
Каждый последующий модуль базируется на предыдущем.
Наименование дисциплины (модуля)

Коли
честв
о
часов

1 модуль. «Просто»
11
История возникновения Знакомство с абакусом, с цифрами 0,1,2,3,4,5. Сложение и

вычитание. Счет на абакусе и ментально по данной теме. Интеллектуальная игра
«Ice-breaker» Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с
двузначными числами «10-55». Знакомство с цифрами 6,7,8,9. Знакомство с
десятками «60-90» включительно, знакомство с двузначными числами «55-99».
Интеллектуальная игра «Body Code».Знакомство с трехзначными числами «100-500»
включительно. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100 до 555..
Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно. Знакомство с
трехзначными числами в пределах от 600 до 999. Тест по теме «Просто».
2 модуль «Братья»
Знакомство с «Братом 4» однозначные числа. Сложение и вычитание. Знакомство с
«Братом 4» двузначные числа. Знакомство с «Братом 3» однозначные и двузначные
числа. Знакомство с «Братом 2» однозначные и двузначные числа. Знакомство с
«Братом 1» однозначные и двузначные числа. Знакомство с трехзначными числами по
теме «Братья». Тест по теме «Братья».
2 модуль «Друзья»
Знакомство с «Другом 9». Однозначные числа. Сложение и вычитание. Счет на
абакусе и ментально. Знакомство с «Другом 8». Знакомство с «Другом 7».
Знакомство с «Другом 6». Однозначные и двузначные числа. Сложение и
вычитание. Счет на абакусе и ментально. Знакомство с «Другом 5». Знакомство
с «Другом 4». Знакомство с «Другом 3». Знакомство с «Другом 2». Знакомство с
«Другом 1». Переход через «50». Переход через «100». Трехзначные числа.
Интеллектуальные игры «Сено-солома», «Фрукты- овощи» из пособия «Brain
Fitness». Интеллектуальные игры «Look Look». Тесты по теме «Друзья».
3
модуль «Брат +Друг»

15

20

10

Знакомство с темой «Брат+Друг 6». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и
ментально.
Знакомство с темой «Брат+Друг 7».
Знакомство с темой «Брат+Друг 8».
Знакомство с темой «Брат+Друг 9». Интеллектуальные игры «Сено-солома»,
«Фрукты- овощи» из пособия «Brain Fitness». Интеллектуальные игры
«Look Look»,
Тест по теме «Брат+Друг».
4
модуль «Анзан»
«Анзан» однозначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и
ментально. «Анзан» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе
и ментально. «Анзан» трехзначные числа. Сложение и вычитание.
Интеллектуальные игры «Робокоп», «33», «Цветные картонки». Тест по теме
«Анзан».

12

Материально-техническое обеспечение
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой.
-Оборудование и технические средства обучения:
-Столы ученические
-Стулья ученические
-Компьютер с соответствующим программным обеспечением
-Мультимедийный проектор
-Экран
-Акустическая система для использования аудиовидеоматериалов и демонстрации
презентаций, с выходом в интернет
- большой счет-абакус
- маленькие счеты
Информационное обеспечение
Литература:
- учебное пособие Софуоглу Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»; в 2-х
частях; издательство: Траст, 2015г
- Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2016, 68 с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2016, 84с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 2, 2016, 74с.
- Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2016, 54 с.
Электронные ресурсы:
 www.abakus-center.ru
 www. advancecenter.kz
 ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика

Календарно-тематический план внеурочной деятельности

1

Дата
По
Факт.
плану
05.09

2

12.09

3

19.09

4

26.09

5-6

3.10;
10.10

7

17.10

8

24.10

№

9
10
11
12
1314
1516
17

Тема урока

1 модуль. «Просто» (11)
Знакомство с абакусом. Знакомство с цифрами
0,1,2,3,4,5. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и
ментально по данной теме.
Знакомство с десятками «10-50» включительно,
знакомство с двузначными числами «10-55». Счет на
абакусе и ментально по новой теме. Закрепление
пройденной темы
Знакомство с цифрами 6,7,8,9. Знакомство с десятками
«60-90» включительно, знакомство с двузначными
числами «55-99». Счет на абакусе и ментально в
пределах новой темы. Закрепление пройденных тем.
Отработка всех двузначных чисел «10-99». Счет на
абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем.
Знакомство с трехзначными числами «100-500»
включительно. Счет на абакусе и ментально.
Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100
до 555. Счет только на абакусе в пределах новой темы.
Закрепление пройденных тем. 6
Повторение трехзначных чисел от 100 до 555. Счет
ментально. Закрепление пройденных тем.
Знакомство с трехзначными числами «600-900»
включительно. Счет на абакусе и ментально.
Знакомство с трехзначными числами в пределах от 600
до 999. Счет только на абакусе. Закрепление
пройденных тем.
Повторение всех изученных трехзначных чисел по теме
«Просто». Ментальный счет от 600 до 999. Закрепление
пройденных тем
Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех
пройденных тем.
Тест по теме «Просто».
2 модуль «Братья» (15ч)
Знакомство с «Братом 4» однозначные числа. Сложение
и вычитание. Счет на абакусе и ментально по данной
теме.
Знакомство с «Братом 4» двузначные числа. Счет на
абакусе и ментально. Закрепление пройденной темы.
Знакомство с «Братом 3» однозначные и двузначные
числа. Счет на абакусе и ментально. Закрепление
пройденных тем
Знакомство с «Братом 2» однозначные и двузначные
числа. Счет на абакусе и ментально. Закрепление
пройденных тем

18
1920
21
2223
2425
26

27
2829
3031
3233
34

Знакомство с «Братом 1» однозначные и двузначные
числа. Счет на абакусе и ментально. Закрепление
пройденных тем.
Отработка всех двузначных чисел по теме «Братья».
Счет на абакусе и ментально. Закрепление пройденных
тем.
Знакомство с трехзначными числами по теме «Братья».
Счет только на абакусе. Закрепление пройденных тем.
Отработка трехзначных чисел по теме «Братья». Счет
на абакусе и ментально. Закрепление пройденных тем.
Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех
пройденных тем
Тест по теме «Братья».
3 модуль «Друзья» (8 ч)
Знакомство с «Другом 9». Однозначные числа.
Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.
Знакомство с «Другом 9». Двузначные числа. Счет на
абакусе и ментально. Закрепление новой темы.
Закрепление пройденных тем.
Знакомство с «Другом 8». Однозначные и двузначные
числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и
ментально. Закрепление пройденных тем.
Знакомство с «Другом 7». Однозначные и двузначные
числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и
ментально. Закрепление пройденных тем.
Тест по теме «Друзья».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».