13. РП ВНД НОО Очумелые ручки. Павлос К.И.

Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Начальное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Очумелые ручки» (3 класс)

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умелые ручки» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,
воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и
семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности,
формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического
направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами: желанием
чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно
вызвать одобрение окружающих.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности,
развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно - прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении
поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость
от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Отличительными особенностями являются
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественноконструкторских
способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию,
но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с
людьми, с окружающим миром.
Особенности организации учебного процесса
Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических
занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В
первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 35 ч. Программа реализуется в

рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом третий год.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и
необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности.Основной формой работы являются аудиторные и
внеаудиторные занятия.
Содержание программы представлено различными видами трудовой
деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с
бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми
в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами,
изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,
качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности
при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и
повышают интерес детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности,
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Контроль и оценка планируемых результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий: однодневные проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в
помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Содержание программы
3 класс
I. Введение: правила техники безопасности (1 час)
1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.
II. Пластилинография (11 часов)
1.Пластилинография – как способ декорирования.
Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.
2.Фоторамка.
Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов.
Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с
инструкцией. Определение порядка работы.
3.Подсвечник.
Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение.
Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.
Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.
4.Ваза.
Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии
миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.
Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике
миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.
5.Объемно – пространственная композиция.
Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб,
ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и
современной архитектуры.
Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур
6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».
Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ
сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового
материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.
Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и
пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией
ведется от центра к периферии.
III. Бумагопластика (9 часов)
1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.
2.Конструирование из бумажных полос.
Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых
изделий.
Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Лебедь, цветок, сердце и т. д.
3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.
Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной
конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.
Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).
Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение
конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных
конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу
самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,
IV. Бисероплетение (6 часов)
1.Техника «французского» плетения (низания дугами).
Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление
объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).
2.Бисерные «растения» в горшочках.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование
приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.
Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета
цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.
3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке.
Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем
выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
V. Изготовление кукол (7 часов)
1.Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок
Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и
инструменты.
Практическая
часть. Домовенок. Последовательность
выполнения
работы
по
инструкционной карте. Презентация готовых работ
3.Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по
инструкционной карте. Презентация готовых работ.

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ Колурока во
часов

1

2

1

1

3-4

2

5-6

2

Наименование
разделов, тем

Характеристика
деятельности учащихся

Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные

Вводное
занятие.
Декоративно –
прикладное
искусство в
интерьере.

Основные
декоративные
элементы
интерьера.
Правила
техники
безопасности. ППБ.

Соблюдение правил
техники безопасности
Владение
инструментами для
ручных работ
Овладение технологией
выполнения изделия

уважительное
отношение к культуре и
искусству других
народов нашей страны и
мира в целом;

03.09

Пластилиногра
фия – как
способ
декорирования.

Декорирование предметов
собственными
силами.
Материалы и инструменты.

знание элементарных
правил поведения,
культуры общения,
этикета.

уметь выполнять
самооценку на основе
критерия успешности
учебной деятельности

10.09

Фоторамка.

Приемы пластилинографии, Овладение технологией
используемые
при выполнения изделия
оформлении
фоторамок.
Анализ образцов. Выбор
формы. Цветовое решение.
Создание эскиза.
Практическая
часть. Рамка для детской
фотографии
–
ягодка,
цветочная, сердце. Работа с
инструкцией. Определение
порядка работы.

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

17.09
24.09

Подсвечник.

Анализ
подсвечников

умение сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной

01.10
08.10

образцов знание элементарных
из разных правил поведения,
культуры общения,

Дата проведения
По
По
плану
факту

Ваза.

7-8

2

9-10

2

материалов. Форма
и этикета.
цветовое
решение.
Композиция.
Подбор
способов и приемов в
изготовлении подсвечника.
Практическая
часть. Эскиз. Композиция.
Выбор
техники
исполнения.

деятельности,
соотносить свою часть
работы с общим
замыслом;

Исторический
экскурс. Овладение технологией
Вазы из венецианского выполнения изделия
стекла
с
применением
технологии
миллефиори. Ваза
как подарок или часть
интерьера.
Практическая
часть. Освоение изученных
приемов создания пластин
в технике миллефиори.
Оформление поверхности
вазы (пластиковой тары)
пластинами.

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

15.10
22.10

уважительное
отношение к культуре и
искусству других
народов нашей страны и
мира в целом;

29.10
12.11

Объемно –
Общие понятия построения
пространственн объемно-пространственной
ая композиция. композиции.
Понятия:
масштаб, ритм, симметрия,
ассиметрия.
Анализ
памятников и объектов
исторической
и
современной архитектуры.

знание элементарных
правил поведения,
культуры общения,
этикета.

Практическая
часть. Создание макетов с
использованием
геометрических фигур
Объемно
пространственн
ая композиция
«Сказочный
город».

1112

1314

2

2

знание элементарных
правил поведения,
культуры общения,
этикета.

умение сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть
работы с общим
замыслом;

19.11
26.11

детей
с Соблюдение правил
бумажной техники безопасности

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

03.12
10.12

Беседа
о
русской
средневековой архитектуре.
Собор
Василия
Блаженного.
Анализ
сказочных замков. Техника
их
выполнения
с
использованием пластилина
и бросового
материала
(пластиковая тара). Работа с
инструкционной картой.
Практическая
часть. Выполнение макета
сказочных
замков
из
пластиковой
тары
и
пластилина.
Последовательное создание
элементов
композиции.
Работа над композицией
ведется
от
центра
к
периферии.

Что
такое Знакомство
бумажное
техникой
конструирован скульптуры.
ие?
Основы
конструирован
ия из бумаги.

Владение
инструментами для
ручных работ

Знакомство с технологией
создания
изделий
из
бумажных полос. Анализ
готовых изделий.
Практическая
часть. Выполнение
творческих работ в технике
бумажной
пластики.
Лебедь, цветок, сердце и т.
д.

знание элементарных
правил поведения,
культуры общения,
этикета.

умение сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть
работы с общим
замыслом;

17.12
24.12

Базовые
фигуры
(цилиндры
конусы)
приемы
работы.

Способы
закручивания
прямоугольника в цилиндр.
и Возможности сочетания в
и одной
конструкции
плоскостных и объемных
криволинейных
(цилиндрических)
элементов.
Закручивание
круга в конус (низкий),
закручивание полукруга в
конус (высокий).

Соблюдение правил
техники безопасности
Владение
инструментами для
ручных работ

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

14.01
21.01

Базовые
фигуры
(цилиндры
конусы)
приемы
работы.

Практическая
часть. Освоение способов
и для создания конкретной
и игрушки
(получение
конусов,
цилиндров). Самостоятельн
о на основе конусов и
цилиндров создание
разных
конструкций,
изменяя основные

знание элементарных
правил поведения,
культуры общения,
этикета.

уважительное
отношение к культуре и
искусству других
народов нашей страны и
мира в целом;

28.01
04.02
11.02

Конструирован
ие
из
бумажных
полос.
1516

1718

1921

2

2

3

способы, комбинируя их,
дополняя
полученную
основу
самостоятельно
изготовленными разными
деталями. Лягушка, зонт,
грибы, лиса, мышь.

2223

2425

Назначение
и
правила Овладение технологией
выполнения «французского выполнения изделия
плетения»
Практическая
часть. Освоение изученных
приёмов
бисероплетения. Изготовле
ние объёмных цветочков
(цветок
с
круглыми
лепестками).

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

18.02
25.02

Приёмы
бисероплетения, Овладение технологией
в используемые
для выполнения изделия
изготовления
цветов.
Комбинирование приёмов.
Техника
выполнения
серединки,
лепестков,
чашелистиков,
тычинок,
листьев. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Практическая
часть. Выполнение
отдельных
элементов
цветов. Сборка изделий:
букета цветов. Составление
композиций
весенних,

уважительное
отношение к культуре и
искусству других
народов нашей страны и
мира в целом;

04.03
11.03

Техника
«французского
» плетения
(низания
дугами).
2

2

Бисерные
«растения»
горшочках.

летних, осенних и зимних
букетов.
Подготовка
основы.
Прикрепление
элементов композиции к
основе.

2627

2

28

1

Объемные
. Техника
двойного
картины
– соединения.
Правила
панно,
выполнения
объёмных
выполненные
миниатюр на проволоке.
на проволоке.
Анализ образцов. Выбор
проволоки
и
бисера.
Цветовое
решение.
Зарисовка схем выполнения
объёмных миниатюр.
Практическая
часть. Плетение объёмных
миниатюр
на
основе
изученных
приёмов.
Подготовка
основы
декоративного
панно:
обтягивание
картона
тканью.
Составление
композиции. Прикрепление
элементов композиции к
основе. Оформление.
Сувенирная
кукла.

Соблюдение правил
техники безопасности
Владение
инструментами для
ручных работ

Сувенир.
Виды
и Овладение технологией
назначение
сувениров. выполнения изделия
Анализ работы по созданию
сувенирной куклы.

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

18.03
01.04

умение сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной
деятельности,
соотносить свою часть
работы с общим
замыслом;

08.04

Оберег.
Символика
оберегов.
Домовенок
2931

3

Кукла
шкатулка

3234

3

Оберег - как субъектом
культуры
и
истории.
Традиционные
обереги. Материалы
и
инструменты.
Практическая
часть. Домовенок. Послед
овательность выполнения
работы по инструкционной
карте. Презентация готовых
работ

Соблюдение правил
техники безопасности
Владение
инструментами для
ручных работ

– Беседа с демонстрацией Овладение технологией
образца.
Материалы
и выполнения изделия
инструменты.
Практическая
часть. Кукла – шкатулка.
Последовательность
выполнения работы по
инструкционной
карте.
Презентация готовых работ.

уважительное
отношение к культуре и
искусству других
народов нашей страны и
мира в целом;

15.04
22.04
29.04

сформированность
эстетических чувств,
художественнотворческого мышления,
наблюдательности и
фантазии;

06.05
13.05
20.05

Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в
процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов
отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место
занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.
знание видов художественной деятельности
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и
вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в
театре, на празднике;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной
жизни, красоту внутреннего мира человека.
применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.

Планируемые результаты
Предметные,
Соблюдение правил техники безопасности
Владение инструментами для ручных работ
Аккуратность
Овладение технологией выполнения изделия
Использование различных способов декорирования изделия

Регулятивные,
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Определение наиболее рациональных способов выполнения изделия
Формулировать и удерживать учебную задачу
Умение работать с информацией предложенной в технологической карте

Познавательные,
Знание законов композиции
Знание законов цветовой гармонии
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи (оригинальность)

Коммуникативные,
Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций

Личностные результаты:
- испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».