Приложение к образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» (4 классы) 2023 -24 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…» Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ. Для реализации программного содержания используются: Блок «Математика»: 1. Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: КИМ. Издательство «Экзамен» М.2021 2. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс. Издательство «Экзамен» М.2021 3. Ященко И.В. ВПР. Математика. Издательство «Экзамен» М.2022 Блок «Русский язык/ Окружающий мир»: 1. Волкова Е.В. ВПР. Русский язык. Издательство «Экзамен» М.2022 2. Крылова О.Н. Русский язык: 4 класс: КИМ. ВПР. Издательство «Экзамен» М.2022 3. Волкова Е.В. ВПР. Окружающий мир. Издательство «Экзамен» М.2022 Цели и задачи Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы. Задачи курса: обучающие: -формирование общеинтеллектуальных умений; -углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру; -создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР. развивающие: -формирование и развитие логического мышления; -развитие речи и словарного запаса учащихся; -развитие внимание, памяти; воспитательные: -формирование положительной мотивации к учению; -формирование умение работать в группе. Место курса во внеурочной деятельности Курс «Калейдоскоп наук» рассчитан на 68 ч: 34 ч – блок «Математика», 22 ч – блок «Русский язык»/ 12 ч - «Окружающий мир». Курс проводится 2 раза в неделю продолжительностью 1 урок. Блок «Математика рассчитан на еженедельное проведение; блок «Русский язык»/ «Окружающий мир» может варьироваться в зависимости от КТП программы за 4 класс, являясь продолжением и закреплением темы урока в рамках ВПР. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные УУД Будут сформированы: – широкая мотивационная основа учебной деятельности; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей; – способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. – Познавательные УУД Учащиеся научатся: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – осуществлять запись мире и о себе самом; (фиксацию) выборочной информации об окружающем – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – задавать вопросы; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты Блок «Математика» Учащиеся научатся: устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать, записывать и сравнивать величины; выполнять письменно действия с многозначными числами; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Блок «Русский язык» Учащиеся научатся: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение; • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение; • различать предложение, словосочетание, слово; • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; • выделять предложения с однородными членами; • применять правила правописания (в объеме содержания курса). Блок «Окружающий мир» Учащиеся научатся: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 блок «Математика» № занятия Тема занятия Количество часов Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000 1 1 2 Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок 1 3 Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью 1 4 Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия 1 5 Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём 1 6 Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации 1 7 Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел 1 8 Задачи на пропорциональное деление 1 9 Логические задачи 1 10 Расположение предметов в пространстве и на плоскости. 1 Зеркальное отображение 11 Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение 1 12 Пробная работа. Вариант 1 1 13 Работа над ошибками 1 14 Построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника 1 Работа с таблицами: сравнение и обобщение информации, представленной в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм 1 15 1 16 Письменные действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) 17 Работа с текстовыми задачами. 1 18 Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём. Пробная работа. Вариант 2 1 19 Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации 1 20 Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел 1 21 Пробная работа. Вариант 3 1 22 Пробная работа. Вариант 4 1 23 Пробная работа. Вариант 5 1 24 Нестандартные задачи 1 25 Задачи на пропорциональное деление 1 26 Логические задачи 1 27 Нестандартные задачи 1 28 Нестандартные задачи 1 29 ВПР 1 30 Анализ выполнения работы 1 Резерв 4 ИТОГО 34 ч 31-34 2 блок «Русский язык»/ «Окружающий мир» № занятия Тема занятия Количество часов 1 Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам 1 2 Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами 1 3 Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста 2 4 Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста 2 5 Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста 2 6 Фразеологические обороты и употребление их в речи 1 7 Пробная работа. Вариант 1 1 8 Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста 1 9 Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста 1 10 Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста 1 11 Фразеологические обороты и употребление их в речи 1 12 Пробная работа. Вариант 2/3/4/5 4 13 ВПР 1 14 Анализ выполнения работы 1 15 Прогноз погоды. Работа с данными 1 16 Узнай материк. Работа с картами 1 17 Внешнее и внутреннее строение тела человека 1 Внешнее и внутреннее строение тела человека. 1 18 Пробная работа. Вариант 1 19 Природные зоны России 1 20 Природные зоны России. Пробная работа. Вариант 2 1 21 Профессии людей 1 22 Профессии людей. Пробная работа. Вариант 3 1 23 Опиши опыт 1 24 Знаменитые люди и достопримечательности родного края. 1 25 Резерв 4 ИТОГО 34 ч