Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа
Основное общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Калейдоскоп наук» (4 классы)
2023 -24 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника
начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам
ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий
учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств
учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
Блок «Математика»:
1. Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: КИМ. Издательство «Экзамен» М.2021
2. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс.
Издательство «Экзамен» М.2021
3. Ященко И.В. ВПР. Математика. Издательство «Экзамен» М.2022
Блок «Русский язык/ Окружающий мир»:
1. Волкова Е.В. ВПР. Русский язык. Издательство «Экзамен» М.2022
2. Крылова О.Н. Русский язык: 4 класс: КИМ. ВПР. Издательство «Экзамен» М.2022
3. Волкова Е.В. ВПР. Окружающий мир. Издательство «Экзамен» М.2022
Цели и задачи
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку,
окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной
школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Место курса во внеурочной деятельности
Курс «Калейдоскоп наук» рассчитан на 68 ч: 34 ч – блок «Математика», 22 ч – блок
«Русский язык»/ 12 ч - «Окружающий мир».
Курс проводится 2 раза в неделю продолжительностью 1 урок. Блок «Математика
рассчитан на еженедельное проведение; блок «Русский язык»/ «Окружающий мир» может
варьироваться в зависимости от КТП программы за 4 класс, являясь продолжением и
закреплением темы урока в рамках ВПР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
–
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
– осуществлять запись
мире и о себе самом;
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
–
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Математика»
Учащиеся научатся:
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать, записывать и сравнивать величины;
выполнять письменно действия с многозначными числами;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).
Блок «Русский язык»
Учащиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж,
склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Блок «Окружающий мир»
Учащиеся научатся:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 блок «Математика»
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям
в пределах 1000
1
1
2
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия,
со скобками и без скобок
1
3
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью
1
4
Задачи с именованными величинами на определение и нахождение
неизвестного компонента арифметического действия
1
5
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата,
прямоугольника практическим путём
1
6
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации
1
7
Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел
1
8
Задачи на пропорциональное деление
1
9
Логические задачи
1
10
Расположение предметов в пространстве и на плоскости.
1
Зеркальное отображение
11
Расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Зеркальное отображение
1
12
Пробная работа. Вариант 1
1
13
Работа над ошибками
1
14
Построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника
1
Работа с таблицами: сравнение и обобщение информации,
представленной в строках и столбцах несложных таблиц и
диаграмм
1
15
1
16
Письменные действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное
числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и
умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических
действий (в том числе деления с остатком)
17
Работа с текстовыми задачами.
1
18
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата,
прямоугольника практическим путём. Пробная работа. Вариант 2
1
19
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации
1
20
Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел
1
21
Пробная работа. Вариант 3
1
22
Пробная работа. Вариант 4
1
23
Пробная работа. Вариант 5
1
24
Нестандартные задачи
1
25
Задачи на пропорциональное деление
1
26
Логические задачи
1
27
Нестандартные задачи
1
28
Нестандартные задачи
1
29
ВПР
1
30
Анализ выполнения работы
1
Резерв
4
ИТОГО
34 ч
31-34
2 блок «Русский язык»/ «Окружающий мир»
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
1
Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по
членам
1
2
Однородные члены предложения. Разбор предложения с
однородными членами
1
3
Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение
основной мысли текста
2
4
Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста
2
5
Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по
содержанию текста
2
6
Фразеологические обороты и употребление их в речи
1
7
Пробная работа. Вариант 1
1
8
Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение
основной мысли текста
1
9
Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста
1
10
Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по
содержанию текста
1
11
Фразеологические обороты и употребление их в речи
1
12
Пробная работа. Вариант 2/3/4/5
4
13
ВПР
1
14
Анализ выполнения работы
1
15
Прогноз погоды. Работа с данными
1
16
Узнай материк. Работа с картами
1
17
Внешнее и внутреннее строение тела человека
1
Внешнее и внутреннее строение тела человека.
1
18
Пробная работа. Вариант 1
19
Природные зоны России
1
20
Природные зоны России. Пробная работа. Вариант 2
1
21
Профессии людей
1
22
Профессии людей. Пробная работа. Вариант 3
1
23
Опиши опыт
1
24
Знаменитые люди и достопримечательности родного края.
1
25
Резерв
4
ИТОГО
34 ч