10. РП ВНД НОО Калейдоскоп наук. Мясникова Т.Г.

Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Калейдоскоп наук» (4 классы)

2023 -24 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата
образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника
начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам
ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий
учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств
учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
Блок «Математика»:
1. Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: КИМ. Издательство «Экзамен» М.2021
2. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс.
Издательство «Экзамен» М.2021
3. Ященко И.В. ВПР. Математика. Издательство «Экзамен» М.2022
Блок «Русский язык/ Окружающий мир»:
1. Волкова Е.В. ВПР. Русский язык. Издательство «Экзамен» М.2022
2. Крылова О.Н. Русский язык: 4 класс: КИМ. ВПР. Издательство «Экзамен» М.2022
3. Волкова Е.В. ВПР. Окружающий мир. Издательство «Экзамен» М.2022
Цели и задачи
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку,
окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной
школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умение работать в группе.
Место курса во внеурочной деятельности
Курс «Калейдоскоп наук» рассчитан на 68 ч: 34 ч – блок «Математика», 22 ч – блок
«Русский язык»/ 12 ч - «Окружающий мир».
Курс проводится 2 раза в неделю продолжительностью 1 урок. Блок «Математика
рассчитан на еженедельное проведение; блок «Русский язык»/ «Окружающий мир» может
варьироваться в зависимости от КТП программы за 4 класс, являясь продолжением и
закреплением темы урока в рамках ВПР.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
–

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
–

способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:

–

принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
–

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

–

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
–
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
– осуществлять запись
мире и о себе самом;

(фиксацию)

выборочной

информации

об

окружающем

–

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

–

устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
–

владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–

формулировать собственное мнение и позицию;

–

задавать вопросы;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Математика»
Учащиеся научатся:
 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
 читать, записывать и сравнивать величины;
 выполнять письменно действия с многозначными числами;
 выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
(в том числе с нулем и числом 1);
 выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
 устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
 решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;

 вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
 сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
 интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).

Блок «Русский язык»
Учащиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж,
склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Блок «Окружающий мир»
Учащиеся научатся:
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;

 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы;
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
 определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 блок «Математика»

№
занятия

Тема занятия

Количество
часов

Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям
в пределах 1000

1

1

2

Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия,
со скобками и без скобок

1

3

Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью

1

4

Задачи с именованными величинами на определение и нахождение
неизвестного компонента арифметического действия

1

5

Задачи на нахождение периметра и площади квадрата,
прямоугольника практическим путём

1

6

Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации

1

7

Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел

1

8

Задачи на пропорциональное деление

1

9

Логические задачи

1

10

Расположение предметов в пространстве и на плоскости.

1

Зеркальное отображение
11

Расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Зеркальное отображение

1

12

Пробная работа. Вариант 1

1

13

Работа над ошибками

1

14

Построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника

1

Работа с таблицами: сравнение и обобщение информации,
представленной в строках и столбцах несложных таблиц и
диаграмм

1

15

1

16

Письменные действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное
числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и
умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических
действий (в том числе деления с остатком)

17

Работа с текстовыми задачами.

1

18

Задачи на нахождение периметра и площади квадрата,
прямоугольника практическим путём. Пробная работа. Вариант 2

1

19

Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации

1

20

Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел

1

21

Пробная работа. Вариант 3

1

22

Пробная работа. Вариант 4

1

23

Пробная работа. Вариант 5

1

24

Нестандартные задачи

1

25

Задачи на пропорциональное деление

1

26

Логические задачи

1

27

Нестандартные задачи

1

28

Нестандартные задачи

1

29

ВПР

1

30

Анализ выполнения работы

1

Резерв

4

ИТОГО

34 ч

31-34

2 блок «Русский язык»/ «Окружающий мир»

№
занятия

Тема занятия

Количество
часов

1

Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по
членам

1

2

Однородные члены предложения. Разбор предложения с
однородными членами

1

3

Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение
основной мысли текста

2

4

Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста

2

5

Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по
содержанию текста

2

6

Фразеологические обороты и употребление их в речи

1

7

Пробная работа. Вариант 1

1

8

Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение
основной мысли текста

1

9

Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста

1

10

Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по
содержанию текста

1

11

Фразеологические обороты и употребление их в речи

1

12

Пробная работа. Вариант 2/3/4/5

4

13

ВПР

1

14

Анализ выполнения работы

1

15

Прогноз погоды. Работа с данными

1

16

Узнай материк. Работа с картами

1

17

Внешнее и внутреннее строение тела человека

1

Внешнее и внутреннее строение тела человека.

1

18

Пробная работа. Вариант 1

19

Природные зоны России

1

20

Природные зоны России. Пробная работа. Вариант 2

1

21

Профессии людей

1

22

Профессии людей. Пробная работа. Вариант 3

1

23

Опиши опыт

1

24

Знаменитые люди и достопримечательности родного края.

1

25

Резерв

4

ИТОГО

34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».