Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Невьянска Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотейка» уровень обучения (класс): начальное общее образование, 1-4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. При составлении программы использованы нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373); Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 5 г. Невьянска (утв. приказом директора от 31 августа 2012 года № 109-Д) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Грамотейка» разработана на основе программы: Организация внеурочной деятельности: метод. Сборник. В 2 ч. Ч. 2. Программы внеурочной деятельности / сост.: Н.А. Разагатова, О.Б.Ушакова. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013. – 176 с. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разно образен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Актуальность Актуальность программы заключается в том, что она способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности младших школьников. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, обогащение речи младших школьников. Задачи программы: 1. Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности. 2. Расширение, углубление и пропедевтика программного материала. 3.Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности. 4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над совершенствованием своей речи. 5.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. В качестве механизма достижения цели используются: - обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах социально-значимой деятельности - целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностноориентированного подхода. Особенности программы Через реализацию программы «Грамотейка» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не всегда в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский язык» и «Литературное чтение». Программа реализуется в форме внеурочных занятий , включена в план внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. В 1 классе — 52 часа (2 часа в неделю), 2-4 классах 68 часов (2 часа в неделю) Формы занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра; по дидактической цели: водные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Виды деятельности: игровая, познавательная, проектная. Результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Грамотейка» 1-й класс 1)Личностные результаты: у обучающегося будут сформированы: осознание роли языка и речи в жизни людей; эмоциональная отзывчивость к окружающему миру; обучающийся получит возможность для формирования: стремления к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравствен ных нормах 2)Метапредметные результаты Регулятивные УУД: обучающийся научится: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; работать по предложенному учителем плану Обучающийся получит возможность научиться: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: Обучающийся научится: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. ИКТ-компетентность как метапредметный результат Обучающийся получит возможность научиться: различным способам передачи информации; 3)Предметные результаты Обучающийся научится: группировать звуки по заданному основанию; группировать слова по заданному принципу; анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова; подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь; оценивать уместность употребления слов в тексте; определять наличие изученных орфограмм в словах; объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова; анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях; использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Обучающийся получит возможность научиться: использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким значением, изобразительные, выразительные средства языка; работать с различными видами словарей. 2-й класс 1)Личностные результаты: У обучающих будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю. Обучающийся получит возможность для формирования: • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; • эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости; • основных моральных норм и ориентации на их выполнение. 2)Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • различать способ и результат действия; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей. Обучающийся получит возможность научиться: • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценка учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД Обучающийся научится: • применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • извлечению необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов разных жанров; • установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме; • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать ключевые слова; • выразительно читать и пересказывать текст. Обучающийся получит возможность научиться: • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и обучения оценки и самооценки и следовать им; • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Метапредметный результат Обучающийся получит возможность научиться: • различным способам передачи и поиска информации; 3)Предметные результаты Обучающийся научится: • находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке; • проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму; • анализировать заданную схему состава слова и подбирать, моделировать слова заданного состава; • находить в тексте часть речи с заданными грамматическими характеристиками. Обучающийся получит возможность научиться: • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; оценивать уместность использования слов в тексте. 3-й класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: • эмпатия и сопереживание, эмоционально-нравственная отзывчивость; • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Обучающийся получит возможность для формирования: • осознания необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик; • стремления к самоизменению - приобретению новых знаний и умений. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: • самостоятельно формулировать тему и цели занятия; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Обучающийся получит возможность научиться: • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД Обучающийся научится: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; • строить рассуждения. Обучающийся получит возможность научиться: • смысловому чтению; извлечению необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: • достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий. ИКТ-компетентность как метапредметный результат Обучающийся научится: • различным способам передачи и поиска информации; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Обучающийся получит возможность научиться: • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и др.). Предметные результаты Обучающийся научится: • классифицировать предложения по цели высказывания, правильно использовать их вречи; • сочинять тексты различного характера (описание, рассуждение, повествования); • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • различать стили речи; • объяснять значения фразеологизмов, использовать их в речи. Обучающийся получит возможность научиться: |• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • различать простые и сложные предложения; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей 4-й класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: основы гражданской идентичности («Я» как гражданин России); • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Обучающийся получит возможность для формирования способности к решению моральных дилемм; •стремления к самоизменению через приобретение новых знаний и умений. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: самостоятельно формулировать проблемы исследовательского проекта; составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия сцелью, корректировать свою деятельность; осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы; • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Обучающийся получит возможность научиться: • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД Обучающийся научится: • строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах; • пользоваться различными источниками информации • обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов; • создавать и преобразовывать модели и схемы: • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственныхсвязей. Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной литературой; • составлять краткий конспект текстов • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; высказывать и обосновывать свою точку зрения; принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию в письменной речи. ИКТ-компетентностъ как метапредметный результат •грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; • критически относиться к информации и к выбору ее источника. | Предметные результаты Обучающийся научится: • различать омонимы,синонимы и антонимы; • использовать в речи изобразительные средства русского языка; • видеть лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном и художественном текстах; • использовать в речи фразеологизмы с учетом их стилистических особенностей, моделировать фразеологические единицы; • составлять устные и письменные тексты. Обучающийся получит возможность научиться: • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей. Содержание программы 1 класс 1. Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись.- 8ч (Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения) 2. Читаю внимательно. -12 ч 3. Объясняю значение слова. Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю.- 12 ч 4. Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по картинкам.-12 ч 5. Решаю жизненные задачи. Использования средств устного общения в разных речевых ситуациях -8 ч 2 класс 1. Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке. Фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения - 12 ч 2. Читаю внимательно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, оценивать уместность использования слов в тексте - 16 ч 3. Объясняю значение слова. Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю.- 12 ч 4. Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по главам, абзацам.- 12 ч 5. Решаю жизненные задачи. Использование средств устного общения в разных речевых ситуациях - 16 ч 3 класс 1.Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке. Фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения- 12 ч. 2.Читаю внимательно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, оценивать уместность использования слов в тексте. Тема, основная мысль. - 16 ч. 3.Объясняю значение слова. Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник - толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю. Фразеологизмы. Синонимы, антонимы, омонимы. - 12 ч. 4.Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по главам, абзацам. Подробный и краткий план- 12 ч. 5.Решаю жизненные задачи. Использование средств устного общения в разных речевых ситуациях. Диалог, монолог. Составление текстов разного типа. - 16 ч 4 класс 1.Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке. Фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения. - 12 ч. 2.Читаю внимательно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, оценивать уместность использования слов в тексте. Тема, основная мысль. - 16 ч. 3.Объясняю значение слова. Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник - толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю. Фразеологизмы. Синонимы, антонимы, омонимы. - 12 ч. 4.Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по главам, абзацам. Подробный и краткий план. - 12 ч. 5.Решаю жизненные задачи. Использование средств устного общения в разных речевых ситуациях. Диалог, монолог. Составление текстов разного типа. Лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном и художественном текстах. - 16 ч. Учебно-тематическое планирование 1 класс № п/п 1-4 5-10 11-16 17-22 23-26 52 ч Говорю правильно (особенности ударения и произношения) Читаю внимательно Объясняю значение слова Составляю план Решаю жизненные задачи 2 класс № п/п 1-6 7-14 Тема занятия 8 Тест-игра 12 12 12 8 52 игра проект Говорю правильно (особенности ударения и произношения) Читаю внимательно 12 тест 16 инсценировка проект 12 12 16 68 Дата проведения пл ф проект Колво часов 3 класс № п/п 7-14 Практическая часть Тема занятия 15-20 Объясняю значение слова 21-26 Составляю план 27-34 Решаю жизненные задачи 68 ч 1-6 Колво часов Практическая часть Дата проведения п ф проект Тема занятия Колво часов Практическая часть Говорю правильно (особенности ударения и произношения) Читаю внимательно 12 тест 16 инсцени- Дата проведения п ф 15-20 Объясняю значение слова 21-26 Составляю план 27-34 Решаю жизненные задачи 68 ч 4 класс № п/п 1-6 7-14 12 12 16 68 ровка проект проект Тема занятия Колво часов Говорю правильно (особенности ударения и произношения) Читаю внимательно 12 тест 16 инсценировка проект 15-20 Объясняю значение слова 21-26 Составляю план 27-34 Решаю жизненные задачи 68 ч 12 12 16 68 Практическая часть проект Дата проведения п ф