06. РП ВНД НОО Грамотейка. Демкова Е.С.

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Невьянска

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Грамотейка»

уровень обучения (класс):
начальное общее образование, 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение
направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные
способности, сформировать ключевые компетенции.
При составлении программы использованы нормативно-правовые документы:
 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2018 года
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
№ 373);
 Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 5 г. Невьянска (утв. приказом директора от 31 августа 2012 года №
109-Д)
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Грамотейка» разработана на основе программы: Организация внеурочной деятельности: метод. Сборник. В 2 ч. Ч. 2. Программы внеурочной деятельности / сост.:
Н.А. Разагатова, О.Б.Ушакова. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013. – 176
с.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разно образен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение
для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»,
понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что она способствует усвоению
русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека,
средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим
школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие
формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности
младших школьников. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения
Цель программы:

формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты,
обогащение речи младших школьников.
Задачи программы:
1. Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности.
2. Расширение, углубление и пропедевтика программного материала.
3.Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка и над совершенствованием своей речи.
5.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
В качестве механизма достижения цели

используются:

- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в
различных видах социально-значимой деятельности
- целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию
интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностноориентированного подхода.
Особенности программы
Через реализацию программы «Грамотейка» осуществляется единство
урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского
языка, раскрыть многие его «тайны». Во внеурочной деятельности осуществляется
дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не всегда в полной мере.
Реализация данной программы способствует успешности обучения младших
школьников курсам «Русский язык» и «Литературное чтение».
Программа реализуется в форме внеурочных занятий , включена в план внеурочной
деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения программы рассчитан
на учащихся 1–4-х классов. В 1 классе — 52 часа (2 часа в неделю), 2-4 классах 68
часов (2 часа в неделю)
Формы занятий:
 по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра;
 по дидактической цели: водные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проектная.
Результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Грамотейка»
1-й класс
1)Личностные результаты:
у обучающегося будут сформированы:

 осознание роли языка и речи в жизни людей;
 эмоциональная отзывчивость к окружающему миру;
обучающийся получит возможность для формирования:
 стремления к самоизменению - приобретению новых знаний и умений;
 личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравствен ных нормах
2)Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 работать по предложенному учителем плану
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
учебных и коммуникативных задач;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
 использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
Обучающийся получит возможность научиться:
 различным способам передачи информации;
3)Предметные результаты
Обучающийся научится:
 группировать звуки по заданному основанию;
 группировать слова по заданному принципу;

 анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова;
 подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;
 оценивать уместность употребления слов в тексте;
 определять наличие изученных орфограмм в словах;
 объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;
 анализировать уместность использования средств устного общения в разных
речевых ситуациях;
 использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким
значением, изобразительные, выразительные средства языка;
 работать с различными видами словарей.
2-й класс
1)Личностные результаты:
У обучающих будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
• основных моральных норм и ориентации на их выполнение.
2)Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• различать способ и результат действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценка учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• применению методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
• извлечению необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов
разных жанров;
• установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи
рассуждений.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать
ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
обучения оценки и самооценки и следовать им;
• работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Метапредметный результат
Обучающийся получит возможность научиться:
• различным способам передачи и поиска информации;
3)Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке;
• проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму;
• анализировать заданную схему состава слова и подбирать, моделировать слова
заданного состава;
• находить в тексте часть речи с заданными грамматическими характеристиками.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
оценивать уместность использования слов в тексте.
3-й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• эмпатия и сопереживание, эмоционально-нравственная отзывчивость;
• чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремление к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• осознания необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и
хороший ученик;
• стремления к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
• строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• смысловому чтению; извлечению необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров;
• делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действий.
ИКТ-компетентность как метапредметный результат Обучающийся научится:
• различным способам передачи и поиска информации;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и др.).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• классифицировать предложения по цели высказывания, правильно использовать их
вречи;
• сочинять тексты различного характера (описание, рассуждение,
повествования);
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• различать стили речи;
• объяснять значения фразеологизмов, использовать их в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:

|• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
• различать простые и сложные предложения;
оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей
4-й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности («Я» как гражданин России);
• внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования способности к решению моральных дилемм;
•стремления к самоизменению через приобретение новых знаний и умений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 самостоятельно формулировать проблемы исследовательского проекта;
 составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои
действия сцелью, корректировать свою деятельность;
 осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые
коррективы;
• вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его
строении и свойствах;
• пользоваться различными источниками информации
• обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
• создавать и преобразовывать модели и схемы:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственныхсвязей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной
литературой;
• составлять краткий конспект текстов
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
 достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию в письменной речи. ИКТ-компетентностъ как метапредметный результат
•грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию;
• критически относиться к информации и к выбору ее источника. |
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• различать омонимы,синонимы и антонимы;
• использовать в речи изобразительные средства русского языка;
• видеть лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном и
художественном текстах;
• использовать в речи фразеологизмы с учетом их стилистических особенностей, моделировать фразеологические единицы;
• составлять устные и письменные тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
• оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Содержание программы
1 класс
1. Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и
письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись.- 8ч
(Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения)
2. Читаю внимательно. -12 ч
3. Объясняю значение слова.
Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому
словарю.- 12 ч
4. Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по картинкам.-12 ч
5. Решаю жизненные задачи. Использования средств устного общения в разных
речевых ситуациях -8 ч
2 класс

1. Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и
письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке. Фонетический анализ самостоятельно по
предложенному алгоритму Работа над звуковым составом слова. Особенности
ударения - 12 ч
2. Читаю внимательно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным
порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, оценивать
уместность использования слов в тексте - 16 ч
3. Объясняю значение слова.
Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому
словарю.- 12 ч
4. Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по главам, абзацам.- 12 ч
5. Решаю жизненные задачи. Использование средств устного общения в разных
речевых ситуациях - 16 ч
3 класс
1.Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке. Фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения- 12 ч.
2.Читаю внимательно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, оценивать уместность использования слов в тексте. Тема, основная мысль. - 16 ч.
3.Объясняю значение слова.
Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник - толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю. Фразеологизмы. Синонимы, антонимы, омонимы. - 12 ч.
4.Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по главам, абзацам. Подробный и краткий план- 12 ч.
5.Решаю жизненные задачи. Использование средств устного общения в разных
речевых ситуациях. Диалог, монолог. Составление текстов разного типа. - 16 ч
4 класс
1.Говорю правильно (особенности ударения и произношения). Значение устной и письменной речи в жизни человека. Звуки, речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв. Звукопись. Находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке. Фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Работа над звуковым составом слова. Особенности ударения. - 12 ч.
2.Читаю внимательно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски, оценивать уместность использования слов в тексте. Тема, основная мысль. - 16 ч.
3.Объясняю значение слова.

Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник - толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому словарю. Фразеологизмы. Синонимы, антонимы, омонимы. - 12 ч.
4.Составляю план. Работа с текстами. Составление плана по главам, абзацам. Подробный и краткий план. - 12 ч.
5.Решаю жизненные задачи. Использование средств устного общения в разных
речевых ситуациях. Диалог, монолог. Составление текстов разного типа. Лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном и художественном
текстах. - 16 ч.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п

1-4
5-10
11-16
17-22
23-26
52 ч

Говорю правильно (особенности ударения и произношения)
Читаю внимательно
Объясняю значение слова
Составляю план
Решаю жизненные задачи

2 класс
№
п/п
1-6
7-14

Тема занятия

8

Тест-игра

12
12
12
8
52

игра
проект

Говорю правильно (особенности ударения и произношения)
Читаю внимательно

12

тест

16

инсценировка
проект

12
12
16
68

Дата
проведения
пл ф

проект

Колво
часов

3 класс
№
п/п

7-14

Практическая
часть

Тема занятия

15-20 Объясняю значение слова
21-26 Составляю план
27-34 Решаю жизненные задачи
68 ч

1-6

Колво
часов

Практическая
часть

Дата
проведения
п ф

проект

Тема занятия

Колво
часов

Практическая
часть

Говорю правильно (особенности ударения и произношения)
Читаю внимательно

12

тест

16

инсцени-

Дата
проведения
п ф

15-20 Объясняю значение слова
21-26 Составляю план
27-34 Решаю жизненные задачи
68 ч
4 класс
№
п/п
1-6
7-14

12
12
16
68

ровка
проект
проект

Тема занятия

Колво
часов

Говорю правильно (особенности ударения и произношения)
Читаю внимательно

12

тест

16

инсценировка
проект

15-20 Объясняю значение слова
21-26 Составляю план
27-34 Решаю жизненные задачи
68 ч

12
12
16
68

Практическая
часть

проект

Дата
проведения
п ф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».