РП СОО 14. Биология

Приложение № СОО-1-УП-Биол к
образовательной программе
среднего общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
учебного предмета
«Биология» (базовый уровень)
(10-11 класс),

г. Невьянск
2021 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
Требования ФГОС СОО к
результату освоения ООП
СОО

У выпускника будут
сформированы

Уточнение и конкретизация планируемых
результатов

Готовность
и
способность обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению.
Сформированность их
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформированность
системы
значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
ценностносмысловых
установок,
отражающих личностные
и гражданские позиции в
деятельности.
Антикоррупционное
мировоззрение.
Сформированность
правосознания
и
экологической культуры.
Способность
ставить
цели и строить жизненные
планы.
Способность к осознанию
российской гражданской
идентичности
в
поликультурном социуме.

- российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и
обязанности, уважающего
закон
и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности;
- готовность к служению
Отечеству, его защите;
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге
культур, а также различных
форм
общественного
сознания, осознание своего
места в поликультурном
мире;
- основы саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность и способность к

Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация
обучающихся
на
достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность
и
способность
обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
– готовность
и
способность
обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к
общественно-политическим
событиям
прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская
идентичность,
способность к осознанию российской

самостоятельной,
творческой и ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и
поведение
в
поликультурном
мире,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения, способность
противостоять идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным,
расовым,
национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным
явлениям;
- навыки сотрудничества
со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах
деятельности;
- нравственное сознание и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей;
готовность
и
способность
к
образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении всей жизни;
сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности;
- эстетическое отношение
к миру, включая эстетику
быта,
научного
и
технического творчества,

идентичности
в
поликультурном
социуме,
чувство
причастности
к
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России,
уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование
уважения
к
русскому языку как государственному
языку
Российской
Федерации,
являющемуся
основой
российской
идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская
позиция активного и ответственного
члена
российского
общества,
осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон
и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в
общественной жизни;
– признание
неотчуждаемости
основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая
грамотность;
– мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на

спорта,
общественных
отношений;
- принятие и способность
реализации
ценностей
здорового и безопасного
образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
и
компетентное отношение к
физическому
и
психологическому
здоровью,
как
собственному, так и других
людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности
как
возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
экологическое
мышление,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов
на состояние природной и
социальной среды; опыт
эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение
к созданию семьи на основе
осознанного
принятия
ценностей семейной жизни.

диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
– готовность
к
договорному
регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность
обучающихся
к
конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность
обучающихся
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
– нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую
помощь;
– формирование
выраженной
в

поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и
поведения
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
и
нравственных чувств (чести, долга,
справедливости,
милосердия
и
дружелюбия);
– развитие
компетенций
сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное
отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям,
приносящим
вред
экологии;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к семье и

родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
– ответственное
отношение
к
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный
образ
семьи,
родительства (отцовства и материнства).
Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к труду, в
сфере
социально-экономических
отношений:
– уважение
ко
всем
формам
собственности, готовность к защите
своей собственности,
– осознанный
выбор
будущей
профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
– потребность трудиться, уважение
к труду и людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию,
включая
обучение
и
выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере
физического,
психологического,
социального
и
академического
благополучия обучающихся:
физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной
безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного
предмета
Требования
ФГОС Планируемые результаты освоения ООП СОО
СОО к результатам Выпускник научится
Уточнение и конкретизация
освоения ООП СОО
планируемых результатов
– самостоятельно
- самостоятельно
Регулятивные УУД
определять цели, задавать
параметры и критерии, по
которым
можно
определить,
что
цель
достигнута;
– оценивать
возможные последствия
достижения поставленной
цели
в
деятельности,
собственной жизни и
жизни
окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и
морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы,
в том числе время и
другие
нематериальные
ресурсы, необходимые для
достижения поставленной
цели;
– выбирать
путь
достижения
цели,
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные
и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной
заранее
целью.

определять цели
деятельности и составлять
планы деятельности;
- самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных
целей и реализации планов
деятельности;
- выбирать успешные
стратегии в различных
ситуациях;
- продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владеть навыками
познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности,
навыками разрешения
проблем;
- самостоятельному
поиску методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания;
- быть способным к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, владению
навыками получения
необходимой информации
из словарей разных типов,
умению ориентироваться в
различных источниках
информации, критически

Выпускник научится
– самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые
для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат деятельности с поставленной
заранее целью.

Познавательные УУД
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать
противоречия
в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические средства для
представления существенных связей и
отношений, а также противоречий,

оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую
из различных источников;
- умению использовать
средства информационных
и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
- умению определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
- умению самостоятельно
оценивать и принимать
решения, определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных ценностей;
- владеть языковыми
средствами: умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства;
владеть
навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых
действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

выявленных
в
информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать
их
как
ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения
со
стороны
других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками, так
и
со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно
излагать
свою
точку
зрения
с
использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую
и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных
суждений.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета "Биология" на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:
биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных
биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов,
анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям,
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых
организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений
клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по
описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и
функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по
морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или
нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и
размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости,
используя
закономерности
изменчивости;
сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;

- оценивать достоверность биологической информации, полученной из
разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в
учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в
практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать
их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по
предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и
половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и
по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять
схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и
используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по
заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать
возможные
последствия
деятельности
человека
для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.
Выпускник на углубленном уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в
развитии науки и в практической деятельности людей;
- оценивать роль биологии в формировании современной научной картины
мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими
понятиями других естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать
границы их применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать
гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую

информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать
выводы на основе полученных результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и
иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле
белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде,
принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного
синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и
сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках
многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных
царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и
органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в
клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на
разных этапах жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в
том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание,
применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать
необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и
мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и
искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов
растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя
синтетическую теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как
систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде;

- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения
биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в
биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и
аргументированно ее объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических
норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде
схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских
задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп
факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы
снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

2. Содержание учебного предмета
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических
знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Молекулярные
основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества
(углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.
Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в
биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении
современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот.
Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы - неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных
заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация
наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика.
Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки.
Организм - единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у
растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины
нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека.
Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности.
Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их
предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления
и перспективы развития. Биобезопасность.
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы.
Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная
единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд
популяции. Направления эволюции.
Многообразие
организмов
как
результат
эволюции.
Принципы
классификации, систематика.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение
и единство.
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения
популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в
экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.
Структура
биосферы.
Закономерности
существования
биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
Перспективы развития биологических наук.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ темы
Содержание темы
Количество
Обеспеченность
часов,
учета рабочей
отводимое на
программы
изучение темы
воспитания
10 класс
Введение
2ч
Учтена
1
Основы цитологии
14 ч
Учтена
2
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5ч
Учтена
3
Основы генетики
8ч
Учтена
4
Генетика человека
3ч
Учтена
Резерв
2ч
Учтена
ВСЕГО: 34 ч
11 класс
1
Основы учения об эволюции
10 ч
Учтена
2
Антропогенез
4ч
Учтена
3
Основы селекции и биотехнологии
4ч
Учтена
4
Основы экологии
10 ч
Учтена
5
Эволюция биосферы и человек
4ч
Учтена
Резерв
2ч
Учтена
ВСЕГО: 34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».