Российская Федерация Свердловская область Невьянский городской округ Управление образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Невьянского городского округа УТВЕРЖДЕНО приказом по МАОУ СОШ №6 г.Невьянска № 24-Д от 26.08.2020 года МАОУ СОШ №6 г.Невьянска ПОЛОЖЕНИЕ об организации наставничества в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 Невьянского городского округа 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 Невьянского городского округа (далее: школа, МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска, общеобразовательное учреждение), права и обязанности наставников и подопечных (наставляемых). 1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении: Наставничество – форма практического обеспечения профессиональной или социальной адаптации начинающего или малоопытного педагогического работника, другого субъекта деятельности образовательного учреждения с целью быстрейшего овладения профессиональными или социальными умениями и навыками, приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной культуре. Наставник – более опытный член (работник) организации, принимающий на себя функции по обучению новых или менее опытных членов (работников). Подопечный – то же что и наставляемый, новый член или (и) менее опытный (работник) организации, прикрепляемый к наставнику. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью наставничества является адаптация подопечных к социальным условиям общества, к работе подопечных педагогов в образовательном учреждении на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышения квалификации педагогов, обеспечения оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения подопечными социально необходимых результатов, мотивирования всех категорий подопечных к достижению цели и задач организации. 2.2. Основными задачами наставничества являются: − оказание помощи подопечному в освоении необходимых компетенций прежде всего за счет передачи наставником личного опыта; − обучение подопечного необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, опыту взаимодействия с социумом и самовыражению в нем; − вхождение подопечного в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры своей малой социальной группы; − воспитание у подопечного чувства личной ответственности за результаты своей деятельности. 3. Организационные основы наставничества 3.1. В МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска существуют и развиваются следующие направления наставничества: Учитель – Учитель (У-У) Учитель-ученик (У-у) ученик-ученик (у-у) 3.2. Наставничество по всем направлениям вводится приказом директора. 3.3. Отбор кандидатур наставников осуществляется по следующим критериям: Среди учителей: - высокий уровень профессиональной подготовки; - наличие общепризнанных личных достижений и результатов; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж профессиональной деятельности в организации не менее двух лет. Среди учащихся: - наличие положительных успехов в том виде социальной деятельности, в котором будет осуществлять наставничество; - сформированность коммуникативных умений и навыков, необходимых для передачи личного опыта подопечному; - готовность и умение передавать свой опыт социальной деятельности менее опытным товарищам; - наличие положительной мотивации к социальной деятельности и позитивных созидательных социальных ценностей и увлечений. 3.4. Работник, а также учащийся назначается наставником с личного письменного согласия. 3.5. Наставничество осуществляется в течение всего периода, назначенного подопечному. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Наставник имеет право: − давать подопечному поручения, связанные с наставнической деятельностью, контролировать их выполнение; − принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой подопечного, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному руководителю, вышестоящему руководителю о поощрении подопечного, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; − участвовать в обсуждении профессиональной карьеры подопечного и планировании его дальнейшей работы в организации. 4.2. Наставник обязан: − ознакомить подопечного с основами корпоративной культуры организации; − изучить профессиональные и нравственные качества подопечного, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности; − оказать подопечному индивидуальную помощь практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; − разработать индивидуальную программу наставничества для подопечного; − личным примером развить положительные качества подопечного, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора; − информировать подопечного о целях, задачах и результатах текущей деятельности организации; − развить у подопечного стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий; − способствовать развитию постоянного интереса к инновационному творчеству, внедрению современных стандартов качества образования; − с учетом деловых и морально-психологических качеств подопечного содействовать его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии карьеры; − составить характеристику на подопечного; − заполнять анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 1). 4.3. Ответственность наставника: − наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим Положением. 5. Права и обязанности подопечного 5.1. Подопечный имеет право участвовать в разработке программы наставничеству и вносить предложения о ее изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки. 5.2. Подопечный обязан: − ознакомиться под подпись с приказом о назначении наставника; − проходить диагностические мероприятия согласно программе наставничества, в том числе заполнять анкеты по итогам отчетных периодов. 6. Анализ работы подопечного 6.1. Предварительный анализ работы подопечного (У-У) осуществляется по истечении третьего и шестого месяца его адаптации в организации, в ходе анализа рассматриваются следующие вопросы: − анализ процесса адаптации в организации; − выполнение на данный период индивидуального плана работ по программе наставничества; − обозначение сильных и слабых сторон работника; − обсуждение того, что необходимо улучшить; − необходимая помощь со стороны организации. 6.2. Предварительный анализ работы подопечных (У-у и у-у) осуществляется по истечении третьего и шестого месяца после начала взаимодействия на основе наставничества. В ходе анализа рассматриваются следующие вопросы: анализ адаптации к социальном процессам и конкретным организациям, функционирующим в школе, в которых участвует опекаемый; выполнение мероприятий (системы мероприятий), запланированных для осуществления партнерской деятельности 6.2. Наставник при необходимости по результатам предварительного анализа корректирует программу наставничества, дополнительно разрабатывает и принимает необходимые меры для ликвидации выявленных затруднений и дефицитов в процессе адаптации подопечного. 6.3. Если по итогам контрольных мероприятий выявится необходимость в продолжении наставничества, то наставник с участием подопечного разрабатывает и реализует дополнительные мероприятия, направленные на адаптацию стажера. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)