Положение об организации проектной деятельности в МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МАОУ СОШ №6 г. Невьянска (далее – Положение, Школа) определяет
цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее
организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и
исследовательских работ обучающихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
















Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 286;
Федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287;
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №
373;
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №
1897;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413;
Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
уставашколы.

1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – УИПД) является
обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей
достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования.
1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса,
способствует повышению качества образования, развитию персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностноориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка

информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по
работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
1.6. УИПД обучающихся является одним из способов
метапредметных результатов ООП всех уровней образования.

оценки

достижения

1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы,
осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего
учебного года.
1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут
быть индивидуальными.
1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную,
метапредметную, межпредметную направленность.
1.10. Обучающийся самостоятельно, или при помощи руководителя (куратора)
определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы.
1.11. Учителя-предметники курируют проектную
деятельность обучающихся по своим предметам.

и

учебно-исследовательскую

1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков
выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися (дневник
отчетности по проекту), координируют и консультируют родителей (по мере
необходимости).
1.13. Учителя-предметники, являющиеся руководителями проектных работ 9-ых, 10-ых
классов несут ответственность за своевременную отчетность и заполнение «Дневника
отчетности по проекту» каждого обучающегося.
2. Цельи задачи организации УИПД
2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных
результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и
метапредметных.
2.2. Задачи:
2.2.1. Формирование у обучающихся навыков:






определения проблематики;
целеполагания;
планирования деятельности;
сбора и обработки информации, выбора материалов;
публичного выступления;



позитивного отношения к деятельности.

2.2.2. Формирование у обучающихся умений:



коммуникационных;
презентационных;



рефлексивно-оценочных.

2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся.
2.2.4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других
людей;
 коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть
понятым;
 предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных
областей человеческой культуры;
 организаторской – способности освоения управленческой позиции;




исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и
презентовать материал.

3. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего
и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект
3.1. Выполнение обучающимися 6–10-х классов индивидуальных учебных
исследований и проектов является основой для проверки сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
3.2. Обучающиеся 9-х и 10-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект.
Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным.
3.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися
в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего
общего образования.
3.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность.
3.5. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального
проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии

с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем
общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от
05.10.2020 № 546.
3.6. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по
дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком
заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем
образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020
№ 546.
3.7. Индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются
обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с
целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять
целесообразную
и
результативную
деятельность
(учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.).
3.8. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
3.9. Виды проектов:
3.9.1. В 6–9-х классах:




информационный проект;
творческий проект;
исследовательский проект;



технический проект.

3.9.2. В 10–11-х классах:





творческий проект;
инженерный проект;
социальный проект;
исследовательский проект;



экономический проект (бизнес-проект).

3.9.3. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части
проекта не означает отсутствия практической части.
3.9.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с
самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта.
Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие
и т. д.

3.9.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте
или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой
аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
3.9.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка
спектакля, подготовка выставки, видеофильм.
3.9.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по
какой-либо актуальной социально значимой тематике.
3.9.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета,
иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
3.9.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим
содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного
функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным
обоснованием его применения.
3.10. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;




отчетные материалы по социальному проекту.

3.11. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной
проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или
группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой
проблемы.
3.12. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды
плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается
ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.
4. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения
своих проектов и исследовательских работ по его предмету.
4.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым
связана тема проекта обучающегося.

4.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или
дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего учебного
года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся.
4.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по
согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебноисследовательскую деятельность.
4.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы:
4.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:


определение темы проекта;



разработка плана реализации проекта.

4.5.2. Основной этап – октябрь–декабрь текущего учебного года:







поиск и анализ необходимой литературы;
согласование с руководителем рабочих материалов;
апробация метода исследования;
проведение исследования;
редактирование и оформление текстовой части;
оформление презентации;



промежуточная защита, корректировка (при необходимости).

4.5.3. Заключительный этап – январь - март текущего учебного года:


подготовка выступления;



защита проекта, оценка результата, рефлексия.

4.6. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся 6–8-х классов
осуществляется в классе.
4.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися 9-х и 10-х классов
осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу
директора Школы.
4.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального
проекта обучающимися 9-х и 11-х классов, включаются:





выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
рукопись проекта;
мультимедийная презентация проекта;
лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской
деятельности;



лист самооценки проекта обучающимся 9-го, 10-го классов.

4.9. Один раз в год согласно плану работы Школы проводится общешкольная научнопрактическая конференция, на которой представляются лучшие проекты обучающихся.
4.10. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут
проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется
учителем-предметником и классным руководителем.
5. Требования к оформлению проектов
5.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы.
5.1.1. Первый лист – титульный:





наименование учебного заведения, где выполнена работа;
тема работы;
Ф. И. О. автора (полностью), класс;
Ф. И. О. руководителя;



город и год.

5.1.2. Второй лист – содержание (указывается наименование всех глав, разделов с
указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
5.1.3. Третий лист – введение:






краткая характеристика современного состояния проблемы;
обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее
научной и практической значимости;
формулирование цели;
определение задач по ее достижению;
объект и предмет исследования;
гипотеза;



характеристика методов исследования;



теоретическая и практическая значимость проекта.




5.1.4. Обзор литературы по теме исследования (теоретическая часть проектной
работы).
5.1.5. Материалы и методики исследования.
5.1.6. Результаты исследования и их обсуждение (практическая часть проектной
работы).
5.1.7. Выводы (заключение) – кратко, по пунктам, формулируются результаты, даются
практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего
исследования.

5.1.8. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в
алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.
5.1.9. Приложения.
5.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New
Roman, размером шрифта для текста - 14 пунктов, для заголовков – 16 пунктов, с
интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3
см, правое – 2 см.
5.3 Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Основной текст работы
нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. Каждая
новая глава начинается с новой страницы. Все разделы плана (введение, названия глав,
заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Ссылки на источники оформляются в конце работы, в списке литературы
6. Критерии оценивания проектов
6.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям:
6.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или)
обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.
6.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
6.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
6.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
6.2. Проект обучающегося оценивается по следующим критериям:
Сформированность видов деятельности

1.Коммуникативной деятельности

2.Познавательной деятельности

Изложить и оформить собранный материал
Представить результаты работы
Аргументированно ответить на вопросы
Самостоятельно приобретать знания
Ставить проблему и выбирать способы ее решения

Уровень, кол-во
баллов (от 0 до 5
баллов на весь
критерий)

3.Регулятивной
деятельности

Осуществлять поиск и обработку информации
Обосновывать и реализовывать принятое решение
Формулировать выводы
Планировать деятельность
Использовать ресурсные возможности для достижения цели
Осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудной
ситуации
4.Способность к

инновационной деятельности
аналитической деятельности
творческой деятельности
интеллектуальной деятельности
5.Способность к
постановке цели и формулирования гипотезы
планированию работы
отбору и интерпретации информации
структурированию аргументации результатов исследования на основе собранных данных
презентации результатов
6.Качество проекта
Целостность и взаимосвязь научного аппарата, содержания и продукта.
Уровень самостоятельности (уникальности) не менее 40% (антиплагиат), установленной при проверке в
сети интернет (наличии протокола проверки на антиплагиат).
Научно-познавательная уникальность (оригинальность) проекта. Наличие грамотно оформленных
ссылок.
Уникальность, оригинальность продукта
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый (0-25 баллов)
Повышенный (26-30 баллов)
Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и
оформления проектной работы и
пояснена. Текст хорошо
защитного слова, а также подготовки
структурирован. Все мысли
простой презентации. Автор отвечает на выражены ясно, логично,
Коммуникативная деятельность.
вопросы.
последовательно,
аргументировано. Работа
вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы.
Познавательная деятельность.
Работа в целом свидетельствует о
Работа свидетельствует о
способности с помощью руководителя
способности самостоятельно
ставить проблему и находить пути её
ставить проблему и находить
решения; продемонстрирована
пути её решения;
способность приобретать новые знания
продемонстрирована
и/или осваивать новые способы
способность приобретать новые
действий, достигать более глубокого
знания и/или осваивать новые
понимания изученного.
способы действий, достигать
более глубокого понимания
изученного.
Регулятивная деятельность.
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована
определения темы и планирования
и последовательно реализована,
работы.Работа доведена до конца и
своевременно пройдены все
представлена комиссии.
необходимые этапы обсуждения
и представления.Контроль и
коррекция осуществлялись
самостоятельно.
Способность к инновационной,
Данные виды деятельности
Данные виды деятельности
аналитической, творческой,
осуществляются с помощью
осуществляются обучающимся
Критерий

интеллектуальной деятельности.
Способность постановки цели и
формулирования гипотезы,
планирования работы, отбора и
интерпретации, структурирования
аргументации результатов
исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.

руководителя.
Данные виды деятельности
осуществляются с помощью
руководителя.

самостоятельно.
Данные виды деятельности
осуществляются обучающимся
самостоятельно.

Составляющие оценки индивидуального проекта:
 Процесс работы над проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД,
способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы над проектом).
 Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД, качество
проекта и его презентации).
Работы реферативного характера, излагающие общедоступную информацию, к защите не
допускаются.

Уровень
Низкий уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень

Перевод первичных баллов в отметку:
Отметка
Кол-во первичных баллов
Отметка «неудовлетворительно» («2»)
0-14 первичных баллов
отметка «удовлетворительно» («3»)
15-20 первичных баллов
отметка «хорошо» («4»)
21-25 первичных баллов
отметка «отлично» («5»)
26-30 первичных баллов

6.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста
работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не
допускаются.
6.4. Для оценки проектов обучающихся используются оценочные листы с критериями.
7. Функциональные обязанности участников УИПД
7.1. Функции администрации Школы включают:







разработку нормативных методических документов, определяющих
требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и
исследовательским работам обучающихся;
определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков,
отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
обеспечение материально-технической базы для УИПД;
осуществление общего контроля УИПД;
определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет
осуществляться УИПД;



согласование примерного
исследовательских работ;

перечня

тем

для

проектных



координация межпредметных связей в рамках УИПД.

и

учебно-

7.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами,
непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися
УИПД, и выполняют следующие функции:




проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и
исследовательских работ;
руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования;
осуществление методической поддержки проектной деятельности;
планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного
периода;
поэтапное отслеживание результатов УИПД;
координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или
исследовательская работа выполняется в группе;
информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
контроль за внешкольной УИПД обучающихся;



участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.









7.3. Функции библиотекаря Школы:


участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся;



обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися
в ходе УИПД.

7.4. Функции педагога-психолога:



диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД;
оказание
своевременной
психологической
помощи
и
поддержки
обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и
исследовательскими работами;



индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов.

8. Поощрение участников проектной деятельности
8.1. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на
общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами 1-й, 2й, 3-й степени, дипломами участников.
8.2. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на
конкурсы проектных работ, научно-практические конференции и т. п. на уровне

города, региона, страны, являющиеся победителями или занявшие призовые места,
награждаются ценными подарками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».