Приложение к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русская словесность» (10 класс) г. Невьянск 2023 год Оглавление Пояснительная записка........................................................................................................3 Планируемые результаты....................................................................................................4 Личностные результаты....................................................................................................4 Метапредметные результаты...........................................................................................4 Предметные результаты...................................................................................................4 Содержание курса «Русская словесность»........................................................................6 Тематическое планирование...............................................................................................7 2 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе ФЗ-№273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Курс внеурочной деятельности «Русская словесность» предназначен учащимся 10 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности. Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях при подготовке к экзамену по литературе. Курс внеурочной деятельности «Русская словесность» имеет познавательнопрактическую направленность, расширяет знания учащихся о русской литературе, способствует формированию языковых и речевых умений , навыков различных видов чтения, навыков создания собственных текстов. Полученные обучающимися знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации. Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся. Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения (эссе) – с другой. Задачи: систематизация знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий; формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение; дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений речевой культуры творческих способностей; обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; содействие в области профессионального самоопределения Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися: работа по анализу художественного текста, на руководство самостоятельной учебной и исследовательской работой учащихся. Формы и приемы работы: составление развернутого плана конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы. Форма работы: факультатив. Виды деятельности: познавательная деятельность. 3 Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса элективного курса явялется литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой. Планируемые результаты Личностные результаты: -совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; -овладение началами психологической грамотности, что способствует успешной социализации и самоидентификации личности. Метапредметные результаты: -владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, различные виды чтения, умение извлекать информацию из любых источников, отбирать и систематизировать информацию, самостоятельно искать и преобразовывать информацию, определять цели деятельности, планировать ее, оценивать, уметь свободно излагать свои мысли и выступать перед аудиторией); -применение полученных знаний в повседневной жизни и на межпредметном уровне; -коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; -сформированность ценностно-мировоззренческих основ личности. Предметные результаты В результате изучения литературы ученик должен знать \ понимать: -образную природу словесного искусства; -содержание изученных произведений; -изученные теоретико-литературные понятия; -основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; уметь: -воспроизводить содержание литературного произведения; -анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по теории и истории литературы (тематика, проблематика, идейный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка); -соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; -определять род и жанр произведения; -сопоставлять литературные произведения; -выявлять авторскую позицию; -аргументированно формулировать своѐ отношение к прочитанному 4 произведению; -писать сочинения разных жанров на литературные темы. Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования информации в области литературы. Учащиеся получат опыт: • самостоятельной работы с материалами; • поиска информации по заданному вопросу; • анализа противоречий, лежащие в области литературы; • анализа причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы. Учащиеся научатся: • анализировать и интерпретировать литературное произведение; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; • выявлять авторскую позицию; • писать сочинения разных жанров на литературные темы. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность курса: 34 учебных часа. 5 Содержание курса «Русская словесность» Тема, раздел Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе Раздел 2. Литература второй половины XIX века Содержание темы, раздела Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе. Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное содержание произведения. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о романе. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Природа — сфинкс. И тем она верней...». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных средств в стихотворениях. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Сарказм. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская 6 природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историко- философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса. 7 Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1 Структура ЕГЭ по литературе 1 2 8 3 Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека». Лирика поэтов 19 века 4 Теория литературы 3 5 6 Анализ произведений Ф. М. Достоевского Анализ произведений Л. Н. Толстого 5 6 7 Анализ произведений А. П. Чехова 4 8 Обобщение изученного 2 Итого 5 34 8 9