07. РП ВНД СОО Русская словесность. Пьянкова И.Ю.

Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Русская словесность» (10 класс)

г. Невьянск
2023 год

Оглавление
Пояснительная записка........................................................................................................3
Планируемые результаты....................................................................................................4
Личностные результаты....................................................................................................4
Метапредметные результаты...........................................................................................4
Предметные результаты...................................................................................................4
Содержание курса «Русская словесность»........................................................................6
Тематическое планирование...............................................................................................7

2

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе ФЗ-№273 от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации»
Курс внеурочной деятельности «Русская словесность» предназначен учащимся
10 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ,
предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с
гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в
школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в
знаниях при подготовке к экзамену по литературе.
Курс внеурочной деятельности «Русская словесность» имеет познавательнопрактическую направленность, расширяет знания учащихся о русской литературе,
способствует формированию языковых и речевых умений , навыков различных
видов чтения, навыков создания собственных текстов. Полученные обучающимися
знания и представления о языке, практические умения и навыки по
самостоятельному
анализу
и
оценке
текстов
разной
стилистической
принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут
использованы при итоговой аттестации.
Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций
обучающихся.
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых
заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в
построении текста мини-сочинения (эссе) – с другой.
Задачи:

систематизация знаний по теории литературы, их актуализация,
уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

формирование умения самостоятельно анализировать художественное
произведение;

дальнейшее
формирование
навыка
создания
собственного
литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений речевой культуры
творческих способностей;

обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке
произведения;

содействие в области профессионального самоопределения
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с
учащимися: работа по анализу художественного текста, на руководство
самостоятельной учебной и исследовательской работой учащихся.
Формы и приемы работы: составление развернутого плана конспекта как
основы мини-сочинения; работа со специальными словарями, подготовка докладов
по проблемным вопросам литературы.
Форма работы: факультатив.
Виды деятельности: познавательная деятельность.

3

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса
элективного курса явялется литературный текст, отобранный в соответствии со
школьной программой.
Планируемые результаты

Личностные результаты:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, к культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации;
-овладение началами психологической грамотности, что способствует
успешной социализации и самоидентификации личности.
Метапредметные результаты:

-владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации,
различные виды чтения, умение извлекать информацию из любых источников,
отбирать и систематизировать информацию, самостоятельно искать и
преобразовывать информацию, определять цели деятельности, планировать ее,
оценивать, уметь свободно излагать свои мысли и выступать перед аудиторией);
-применение полученных знаний в повседневной жизни и на межпредметном
уровне;
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного
общения;
-сформированность ценностно-мировоззренческих основ личности.
Предметные результаты

В результате изучения литературы ученик должен
знать \ понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных произведений;
-изученные теоретико-литературные понятия;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя
сведения по теории и истории литературы (тематика, проблематика, идейный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства
языка);
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-аргументированно формулировать своѐ отношение к прочитанному
4

произведению;
-писать сочинения разных жанров на литературные темы.
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска,
первичного анализа и использования информации в области литературы.
Учащиеся получат опыт:
•
самостоятельной работы с материалами;
•
поиска информации по заданному вопросу;
•
анализа противоречий, лежащие в области литературы;
•
анализа причин возникновения проблемы, оценки способов решения
проблемы.
Учащиеся научатся:
•
анализировать и интерпретировать литературное произведение;
•
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
культурой;
•
выявлять авторскую позицию;
•
писать сочинения разных жанров на литературные темы.
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность курса: 34 учебных часа.

5

Содержание курса «Русская словесность»
Тема, раздел
Раздел 1.
Содержание
ЕГЭ по
литературе
Раздел 2.
Литература
второй половины
XIX века

Содержание темы,
раздела
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе.
Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания,
проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной
работы и критерии ее оценивания.
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе.
Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ
главного героя и его взаимодействие с другими персонажами.
Идейное и художественное содержание произведения. Особенности
сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева. «Вечные» темы,
мотивы и образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о
романе.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в
морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени
первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы,
природа...»,
«Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...»,
«Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все
былое...»),
«Природа — сфинкс. И тем она верней...». Философская
направленность стихотворений. Жанровое и
тематическое
многообразие
стихотворений.
Особенности
изобразительновыразительных средств в стихотворениях.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Монографичность романа.
Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки
характера Обломова и его связь с другими персонажами.
«Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в
повествовании. Критики о романе.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый
пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания
сатирических образов. Сарказм.
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии
твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и
Гражданин»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я
у двери гроба...» Жанровое и тематическое многообразие
стихотворений. Гражданский пафос поэзии
Н.А.
Некрасов.
Лирический
сюжет.
Особенности изобразительно-выразительных средств в
стихотворениях. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная
основа поэмы,
ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности
композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов.
Смысл названия поэмы.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Идеологическая, социальная, психологическая и философская
6

природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки,
речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи),
отношение к ним автора. Прием создания психологических
двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе.
Полифоническое звучание романа. «Вечные» темы, мотивы и образы.
Смысл названия романа и его открытый финал.
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...»,
«Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них —
у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое
дыханье...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь».
Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности
изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства
звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике
А.А. Фета.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая
история создания. Особенности жанра романа и его композиция.
Историко- философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные»
и «военные»
страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика
и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные
герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора
к
героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского
эпоса.

7

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Структура ЕГЭ по литературе

1

2

8

3

Литература второй половины 19 века. Образ
«лишнего человека».
Лирика поэтов 19 века

4

Теория литературы

3

5
6

Анализ произведений Ф. М. Достоевского
Анализ произведений Л. Н. Толстого

5
6

7

Анализ произведений А. П. Чехова

4

8

Обобщение изученного

2
Итого

5

34

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».