05. РП ВНД СОО Занимательная химия Волостнова Н.Е.

Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №6 г. Невьянска

Среднее общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная химия» (11 класс)

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
согласована
с
требованиями
государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса
химии школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже
усвоенных учащимися знаний и умений при решении задач.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один
из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное
усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического
материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных
задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в
структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и
может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в
природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания
количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки
самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов,
теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся,
позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием,
развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей.
Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического
мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 11
классов и рассчитана на 34 часа.
В ней используются общие подходы к методу решения, как усложненных типов
задач, так и задач школьного курса; применяется методика их решения с точки зрения
рационального приложения идей математики и физики, в части случаев используется
несколько способов решения задач.
Наряду с расчетными задачами предлагаются и задачи на определение
качественного состава веществ, что требует от учеников не только теоретических
навыков, но и практических.
Нормативные документы:

Положение о рабочей программе ОО.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года
№273- ФЗ.

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010г. №1897».

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении
изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17
мая 2012г. №413».

Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015.


Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по
профилактике инфекционных болезней»;

Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
среднего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность».

Требования Федерального Государственного образовательного
стандарта основного общего образования, регламентирующий порядок разработки
и реализации рабочих программ педагогов.

Учебного плана МАОУ СОШ № 6 г. Невьянск;

Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

Основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ №6 г.
Невьянск.
Цель:

расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по
решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной
активности и самостоятельности.
Задачи:

углубление и расширение знаний по химии;

закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их
применению при решении задач и упражнений;

исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач,
находить способы решения комбинированных задач;

формировать
целостное
представление
о
применении
математического аппарата при решении химических задач;

развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать
выводы;

способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе
совместной работы;

развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс внеурочной деятельности базируется на знаниях, получаемых учащимися при
изучении химии в основной школе, а так же требует знания теоретических вопросов,
выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации
внеурочной деятельности необходимо, чтобы ребята владели важнейшими
вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели
применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
Курс внеурочной деятельности «Химия в задачах» 34 часа в 11 классе (1 час в
неделю в 11 классе).

Форма занятий урочная, включает в себя индивидуальную и групповую работы.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются
теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце
учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных
учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем
учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо
совместно с учениками. Каждый раздел программы заканчивается заданиями
контролирующего характера, на котором учащиеся смогут проверить свои силы,
самореализоваться и самоутвердиться при выполнении заданий.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы,
семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная
групповая работа.
Формы деятельности учащихся:
1. Изучение общих принципов оформления и решения задач.
2. Самостоятельное решение задач.
3. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

добровольности участия школьников;
научности;
сознательности и активности;
наглядности;
доступности;
связи теории с практикой;
индивидуального подхода к учащимся
1. Результаты освоения курса

Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1. в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской
идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
2. в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей
дисциплиной;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
4. в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и
наркотических веществ.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса
химии:
использование умений и навыковразличных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская
деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы,
анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и
поиск аналогов;
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени
среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в
том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
умение характеризовать изученные
соединений, химические реакции;

классы

неорганических

и

органических

готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием,
фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать
выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой информации,
ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
владение обязательными справочными материалами: Периодической системой
химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим
рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики
строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных
ими простых и сложных веществ;
установление зависимости свойств и применения важнейших органических
соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого
строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
производством и переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков
учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении
индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с
веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
2. Содержание 11 класс
Тема 1. Химический элемент
Основные понятия и законы химии.
Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона. Расчеты с применением

газовых законов. Строение атома. Изотопы. Квантовые числа электрона. Классификация
химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Тема 2. Строение вещества.
Основные виды химической связи, механизмы их образования. Характеристика
ковалентной связи. Валентность и степень окисления. Пространственное строение
молекул неорганических и органических веществ. Дисперсные системы. Задачи с
использованием разных способов выражения концентрации растворов. Расчёты,
связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).
Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции.
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Расчеты,
связанные со скоростью химических реакций. Условия смещения химического
равновесия. Производство серной кислоты контактным способом. Окислительновосстановительные реакции(ОВР). Электролитическая диссоциация. (Э.Д.). Гидролиз.
Тема 4. Свойства веществ.
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов.
Свойства d-элементов и их соединений. Хром. Свойств d-элементов и их соединений.
Марганец. Свойств d-элементов и их соединений. Цинк. Расчёты по теме «Электролиз».
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов. Кислоты
органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические соединения.
Понятие о комплексных соединениях. Генетическая связь между классами органических и
неорганических соединений. Цепочки превращений, отражающие генетическую связь
между классами неорганических и органических соединений. Химия и экология. Химия и
повседневная жизнь человека
3. Тематическое планирование с указанием количества часов 11 класс 34 час (1 час в
неделю)
№
п/п

Наименование темы

Количество
часов

Тема 1. Химический элемент
1

Основные понятия и законы химии.

1

2

Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона.

1

3

Расчеты с применением газовых законов.

1

4

Строение атома. Изотопы.

1

5

Квантовые числа электрона.

1

6

Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.

1

Тема 2. Строение вещества
7

Основные виды химической связи, механизмы их образования. 1
Характеристика ковалентной связи.

8

Валентность и степень окисления.

9

Пространственное
строение
органических веществ.

10

Дисперсные системы.

11

Задачи с использованием
концентрации растворов.

12

Расчёты, связанные с приготовлением
смешения растворов, («правило креста»).

13

Кристаллогидраты

1
молекул

неорганических

и 1

1
разных

способов

выражения 1

растворов.

Правило 1

1

Тема 3. Химические реакции
14

Классификация химических
неорганической химии.

реакций

в

органической

и 1

15

Расчеты, связанные со скоростью химических реакций.

1

16

Условия смещения химического равновесия.

1

17

Производство серной кислоты контактным способом.

1

18

Окислительно-восстановительные реакции(ОВР).

1

19

Электролитическая диссоциация. (Э.Д.)

1

20

Гидролиз.

1

Тема 4. Свойства веществ
иллюстрирующие

1

21

Упражнения,
металлов.

22

Свойства d-элементов и их соединений. Хром.

1

23

Свойств d-элементов и их соединений. Марганец.

1

24

Свойств d-элементов и их соединений. Цинк

1

25

Расчёты по теме «Электролиз»

1

26

Упражнения,
неметаллов.

27

Кислоты органические и неорганические.

1

28

Амфотерные органические и неорганические соединения.

1

29

Понятие о комплексных соединениях

1

30

Генетическая
связь
между
неорганических соединений.

31

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между 1
классами неорганических и органических веществ.

32

Химия и экология.

1

33

Химия и повседневная жизнь человека.

1

34

Урок развивающего контроля.

1

иллюстрирующие

общие

общие

химические

химические

классами

свойства 1

свойства 1

органических

и 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».