33. РП ВНД ООО Трудные случаи орфографии и пунктуации. Пьянкова И. Ю.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Трудные случаи орфографии и пунктуации» (6 класс)

г. Невьянск
2023 год

Оглавление
Пояснительная записка...........................................................................................3
Планируемые результаты освоения курса............................................................4
Личностные результаты.......................................................................................4
Метапредметные результаты..............................................................................4
Предметные результаты......................................................................................4
Содержание курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»....................6
Тематическое планирование................................................................................10

2

Пояснительная записка
Форма работы: факультатив.
Виды деятельности: познавательная, игровая деятельность.
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана
на 34 часа, при нагрузке 1 час в неделю (34 учебных недели).
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы. Программа
предназначена для детей в возрасте от 11 до 13 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа)
Режим проведения занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность
одного занятия 40 минут.
Цель: реализация в полном объеме ООП ООО (курс 6-го класса),
качественная подготовка учащихся 6-ых классов к Всероссийским
проверочным работам.
Задачи:
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся,
уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов
познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Сравнение планируемого результата с действительным, установление
эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и
систематизация.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в
знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты
диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику
обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования
методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно
ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения
следующей порции учебного материала.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся.
Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели
обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование
учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и
недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию
знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения
к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному
труду, потребности в самоконтроле. Организация работы по выявлению и
устранению пробелов в знаниях подразделяется на этапы: выявление
ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование
3

работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры
профилактики.

4

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
Предметные результаты
1. уметь списывать текст с пропусками орфограмм и пунктограмм,
соблюдая в практике письма изученные орфографические и
пунктуационные нормы;
2. проводить морфемный и словообразовательный анализы слов;
проводить
морфологический
анализ
слова;
проводить
синтаксический анализ предложения;
3. распознавать заданное слово в ряду других на основе
сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и
объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове;
4. проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога;
5. опознавать и классифицировать самостоятельные части речи и их формы,
служебные части речи;
6.
распознавать случаи нарушения грамматических норм русского
литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти
нарушения;
7.
анализировать различные виды предложений с точки зрения их
структурно- смысловой организации и функциональных особенностей,
распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в именительном падеже; опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении выбора тире и места его постановки
5

в предложении;
8. анализировать различные виды предложений с точки зрения их
структурно- смысловой организации и функциональных особенностей,
распознавать предложения с обращением, однородными членами, двумя
грамматическими основами; опираться на грамматико-интонационный
анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
9. владеть навыками изучающего чтения и информационной переработки
прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных
функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей
языка; анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно
формулировать основную мысль текста в письменной форме;
10. осуществлять информационную переработку прочитанного текста,
передавая его содержание в виде плана в письменной форме;
11. понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую
информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых
необходимо построить речевое высказывание в письменной форме;
12. распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на
контекст, адекватно его формулировать; использовать многозначное слово в
другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме
речевом высказывании;
13. распознавать стилистическую принадлежность слова и подбирать к слову
близкие по значению слова (синонимы);
14. распознавать значение фразеологической единицы; умение на основе
значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся
определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации
фразеологизма; умение строить монологическое контекстное высказывание в
письменной форме.

6

Содержание курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Задание 1
Проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно
списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст,
соблюдая при письме изученные орфографические и
пунктуационные
нормы.
Успешное
выполнение
задания
предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное
зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом
деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду
с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных
универсальных учебных действий
(адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в
процессе его реализации).
Задание 2
Предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено
на выявление уровня
владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими
умениями:
− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебноязыкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на
основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа
слова;
− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебноязыкового
аналитического
умения
обучающихся
анализировать
словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую)
основу и словообразующую(-ие) морфему(ы); различать изученные способы
словообразования слов различных частей речи;
− морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебноязыкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его
принадлежности к той или иной части речи, умения определять
морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;
− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебноязыкового аналитического умения анализировать различные виды
предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации,
функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагает проверку
регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце
действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять
логическую операцию установления родовидовых отношений; осуществлять
сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя
графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе,
7

при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.
Задание 3
Нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное
слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного
состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове;
познавательных
(осуществлять
сравнение,
объяснять
выявленные
звукобуквенные особенности слова, строить логическое рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей)
и
коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную
позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4
Направлено на выявление уровня умения распознавать орфоэпические
нормы русского литературного языка, вместе с тем оно способствует
проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть
устной речью).
Задание 5
Проверяется учебно-языковое умение опознавать и классифицировать
самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном
предложении;
познавательные
(осуществлять
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания
для
логических
операций)
универсальные учебные действия.
Задание 6
Проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических
норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и
исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный
контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные
действия.
Задания 7 и 8
Проверяют ряд предметных умений: учебно- языковое
опознавательное умение (опознавать
предложения
с
подлежащим
и
сказуемым,
выраженными
существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены
предложения, сложное предложение); умение применять синтаксическое
знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать
пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор
предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью
графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные
(осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания),
познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему),
коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную
позицию).
Задание 9
На основании адекватного понимания обучающимися письменно
предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста,
8

владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные
универсальные
учебные
действия),
проверяются
предметные
коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать
основную
мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая
нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10
Проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять
информационную переработку прочитанного текста, передавая его
содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм
построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание
направлено и на выявление уровня владения познавательными
универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить
прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане
последовательность содержания текста).
Задание 11
Также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание
его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации,
подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные
учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся
строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в
письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения
предложения и словоупотребления.
Задание 12
Выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных
умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного
слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение
многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в
другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме
речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное
умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в
контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные
действия).
Задание 13
Проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую
принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению
слова (синонимы); предметное коммуникативное умение,
заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления
близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное
универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной
заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 14
Предполагает распознавание значения фразеологической единицы
9

(учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и
собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную
жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма
(предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные
учебные действия), умение строить монологическое контекстное
высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме
(правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание
обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные
универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения
обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения
(коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание
обучающимися эстетической функции русского языка (личностные
результаты). Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 3, 4, 6–14
умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и
письменного общения.

10

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем программы
Соблюдение основных языковых норм
Анализ слова
Орфоэпические и грамматические нормы
Анализ текста
Зачётная работа
Пунктуационный анализ
Обобщение изученного
итого

Количество часов
9
5
4
6
3
3
4
34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».