Приложение к образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекция знаний по математике» (7 класс) г. Невьянск 2023 год Пояснительная записка. Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Также способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Таким образом: ● программа позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету; ● позволяет расширить и углубить знания по математике; ● различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету; ● позволить развить мыслительные операции (сравнение, анализ); ● совершенствовать умения применять на практике формулы сокращенного умножения; ● рассмотрение более сложных задач олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся. Направление работы: компенсация пробелов в знаниях учащихся по математике Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся за курс математики Задачи: 1. Закрепить умения работать с рациональными числами; 2. Формирование у учащихся умения работать с числовыми и буквенными выражениями; 3. Формирование умения применять формулы сокращенного умножения; 4. Совершенствовать навыки построения и чтения графика функции; 5. Развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) посредством работы со схемами и таблицами; 6. Развивать долговременную память и произвольность внимания путем повторения правил; 7. Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, опора на имеющийся опыт). Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся Объект: учащиеся с пробелами знаний по математике Коррекционная программа, будет реализована по алгебре 2 час в неделю и рассчитана на 68 часа. Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы: Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы. Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, убеждение. Основные виды деятельности учащихся: - решение задач - оформление математических газет - самостоятельная работа - работа в парах, в группах - творческие работы Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Коррекция знаний по математике» для 7 класса. Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы: -быстро считать, применять на практике свои знания; -приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач; -научиться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания; -применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях; -умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры; -формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется: простое наблюдение, проведение математических игр, опросники. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: -занятия на повторение практических умений; -занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы); Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее: -результативность и самостоятельную деятельность ребенка; -активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; -выявлять закономерности и проводить аналогии; -создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Учебно-методический комплект: Алгебра 7. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ю.Н.Макарычев.- М.: Просвещение, 2023. Дидактические материалы по алгебре. 7 кл. (к учебникам Ш.А.Алимова и Ю.Н.Макарычева)./ Л.И.Звавич и др. - Просвещение, 2018. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В.Кузнецова, Е.А.Бунимович, Б.П.Пигарев, С.Б.Суворова –/М.: «Дрофа», 2002 (с 6 изд.) Дополнительная литература: ▪ Математический паноптикум./О.П.Перькова, Л.И.Сазанова. – Псков, ▪ Занимательная математика нескучный учебник./С.Акимова. - С.- 1993. Петербург изд. Тригон, 1998 ▪ Живая математика./ Я.И.Перельман.- М.1994. ▪ Занимательные М.Просвещение,1995. задания в обучении математике./М.Ю.Шуба.- ▪ Математика 5-6 учебник-собеседник.\Л.В.Шеврин и др.- М.Просвещение,1989. ▪ Дидактические игры на уроках математики./В.Г.Коваленко. М.Просвещение, 1990. Тематическое планирование № раздела и темы Наименование разделов и тем Количество часов 1 Действия с рациональными числами 8 2 Алгебраические выражения. Уравнения 8 3 График функций 10 4 Степень и ее свойства 6 5 Одночлены и многочлены 16 6 Формулы сокращенного умножения 20 Итого 68 - Календарно – тематическое планирование № п/п Количес Темы Направление тво изученного коррекционной работы часов и попутно повторяемого материала Тема 1: Действия с рациональными числами (8 часов) Цель 1-2 2 Диагностика Выявить пробелы у учащихся 3-4 2 Сложение и вычитание рациональных чисел. Развитие математической речи через объяснения своих действий. Увеличение объема памяти Отработать навыки действия с числами 5-6 2 Умножение и деление рациональных чисел. Развитие устойчивости внимания. Отработать навыки действия с числами 7-8 2 Свойства действий над числами. Развитие математической речи через объяснения своих действий. Увеличение объема памяти Тема 2: Алгебраические выражения. Уравнения (8 часов) 910 2 Нахождение значения числовых выражений. Развитие распределения внимания. Задания Ожидаемый результат Уметь складывать, вычитать числа, обыкновенные, десятичные дроби, отрицательные. Отработать навыки действия с числами 1. Действия сложения и вычитания обыкновенных дробей. 2. Действия сложения и вычитания десятичных дробей. 3. Действия сложения и вычитания с рациональными числами. 1. Действия умножения и деления обыкновенных дробей. 2. . Действия умножения и деления десятичных дробей. 3. Действия умножения и деления с рациональными числами. Задание на внимание. Действия с рациональными числами. Уметь работать с числовыми 1.Нахождение значений числовых выражений. Находить значение числового Уметь умножать и делить обыкновенные, десятичные дроби, отрицательные числа. Уметь выполнять действия над числами. выражениями. 1112 2 Нахождение значения выражения с переменной. Развитие переключения внимания. Уметь находить значения выражений. 1314 2 Решение линейных уравнений. Развитие распределения внимания. Отработать навыки решать линейные уравнения. 1516 2 Решение задач с помощью уравнений. Развитие объема внимания. Учить решать задачи, уметь анализировать условие задачи. 2. Запишите в виде числового равенства. 1.Выпишите из данных выражений выражение с переменной. 2. Найдите значения 5.выражений. 3. Запишите формулу. 4.Задание на внимание 1. Является ли уравнение линейным. 2. Преобразуйте уравнение в линейное вида ах =b. 3. Решите линейное уравнение. 4. Задание на внимание «Сосчитай фигуры» 1.Решите задачу с помощью уравнения. 2. Составьте уравнение по условию задачи. 3.Решите задачу. 4. Задание на внимание «Вставь недостающее число». выражения. Уметь находить значения выражения с переменной.. Уметь решать линейные уравнения с одной переменной. Уметь решать задачи с помощью уравнений. Тема 3: График функций (10 часов) 1718 2 Вычисления значений функции по формуле. Развитие зрительной памяти. Научить находить значения выражений по формуле. 1920 2 График функции Развитие зрительного восприятия, памяти. Учить читать графики, находить координаты точек. 1.Вычислите значение функции по формуле y=3x+1. 2. Вычислите значение функции по таблице y= x (x1). 3. Вычислите значение аргумента функции y=5x-2, если y=2. 4. Зрительный диктант. 1. Пользуясь графиком, найдите. 2.Заполните таблицу. Вычислять значения функции по формуле, значение аргумента. Уметь читать графики. 3.Постройте график зависимости. 4. Задание на развитие восприятия. 1. Построить график функции y=5x; y=-3x y=0,5x; 2. Является ли функция прямой пропорциональностью. 3. Задание на развитие памяти. 2122 2 Построение графика прямой пропорциональности Развитие слуховой памяти. Научить строить график прямой пропорциональности. Знать, что является графиком функции и как он проходит. 2324 2 Построение графика линейной функции. Развитие слухового внимания. Учить строить графики функций, и читать их (находить значение функции или аргумента). 2526 2 Взаимное расположение графиков линейной функции. Развитие смысловой памяти. Уметь определять взаимное расположение 1.определите взаимное графиков функции вида расположение графиков. y=5x -2 и y=5x . 2. Задание на развитие внимания. 1. Является ли линейной функция. 2. Построить график функции y=5x-2. 3. Построить график функции y=5, y=1,5, y=0. 4. Слуховой диктант. Уметь строить график прямой пропорциональност и. Строить графики линейной функции. Читать графики. Находить значение функции, аргумента. Знать условие взаимного расположения графиков линейных функции. Тема 4: Степень и ее свойства (6 часов) 2728 2 2930 2 Умножение степеней. Развитие словесно – логической памяти. Деление степеней. Развитие словесно – логической памяти. Учить применять свойства степеней с натуральным показателем. Учить применять свойства степеней с натуральным показателем. 1. Свойства степени. 2. Умножение степеней. 3. Задание на развитие памяти. Уметь умножать степени, представлять выражение в виде степени. 1. Свойства степени. 2. Деление степеней. 3. Задание на развитие Уметь делить степени, представлять 3132 2 Возведение в степень произведения и степени. Развитие произвольной памяти. Уметь видеть правило, использовать его. памяти. выражение в виде степени. 1. Правило возведения в степень. 2. Представить в виде степени. 3.Слуховой и зрительный диктанты. Уметь представлять выражение в виде степени. Тема 5: Одночлены и многочлены (16 часов) 3334 2 Приведение одночлена к стандартному виду. Увеличение объема памяти. Научить применять правило. 3536 2 Умножение одночленов. Возведение в степень. Развитие зрительного восприятия, памяти. Отработать правило умножения одночленов. 3738 2 Построение графиков y = x², y = x ³. Развитие зрительной памяти. Научить строить графики. Знать, как проходит график функции. 3940 2 Сложение и вычитание многочленов. Развитие целостного восприятия и слухового внимания. Учить выполнять действия с многочленами, применять правило раскрытия скобок. 1.Приведите одночлен к стандартному виду. 2. Найти степень одночлена. 3. Задание на развитие памяти 1. Правила умножения и возведения в степень одночленов. 2. Выполните умножение одночленов 3. Задание на развитие восприятия. 1. Построить график функции y=x², y = x ³. 2.Найти значение у при х= 2; х=1,5; х= -5. 3. Задание на развитие памяти. 4.Зрительный диктант. 1.Найти сумму или разность многочленов. 2. Задание на развитие восприятия и внимания. Уметь приводить одночлен к стандартному виду. Уметь умножать и возводить в степень одночлены. Уметь строить графики. Уметь складывать и вычитать многочлены. 4142 2 Умножение одночлена на многочлен. 4344 2 Вынесение общего множителя за скобки. 4546 2 4748 2 Умножение многочлена на многочлен. Развитие творческого воображения и математической речи. Учить проговаривать правило отработка навыка умножения одночлена на многочлен. Учить видеть общий множитель и выносить его за скобки. Развитие словесно – логической памяти. 1. Упростите выражение. 2. Примените правило умножения одночлена на многочлен. 3.Найди ошибки. 4. Задание на развитие творческого воображения. 1.Разложить на множители. 2. Задание на развитие творческого воображения. Уметь проговаривать правило, использовать его. Отработать навыки умножения многочлена на многочлен. Учить раскладывать многочлен на множители способом группировки. 1. Представить в виде многочлена. 2.Выполните умножение. 3. Задание на развитие памяти и восприятия. 1.Разложите многочлен на множители. 2. Задание на развитие восприятия. Отработать навыки применения формул. 1. Выполните действия. 2. Запомните формулы сокращенного умножения. 3. Задания на развитие памяти при заучивании формул. Учить зоркости, правильно находить нужную формулу и уметь применять ее. 1.Заучить формулы разности квадратов. 2. Разложите на множители. 3. Задание на развитие памяти (слуховой Развитие произвольной памяти и восприятия. Разложение многочлена Развитие целостного на множители способом восприятия группировки. Уметь умножать одночлен на многочлен. Уметь находить и выносить за скобки. Уметь выполнять умножение многочлена на многочлен. Уметь раскладывать многочлен на множители способом группировки. Тема 6: Формулы сокращенного умножения (20 часов) 4950 2 Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Развитие посредственного запоминания. 5152 2 Разложение разности квадратов на множители Развитие слуховой памяти Уметь пользоваться формулами сокращенного умножения. Уметь раскладывать разность квадратов двух выражений на множители. 5354 2 Умножение разности двух выражений на их сумму. Уметь проговаривать Развитие произвольной правило, использовать его. памяти и восприятия. Отработать навыки умножения многочлена на многочлен. Развитие зрительной Научить применять способы памяти. разложения. 5556 2 Различные способы разложения на множители. 5758 2 Преобразование целых выражений. Развитие объема памяти. Отработать умения преобразовывать целые выражения. 5960 2 Линейное уравнение с двумя переменными Развитие переключения внимания. Учить решать линейные уравнения с двумя переменными. 6162 2 Способ подстановки Развитие произвольного внимания. Учить решать системы уравнений. 6364 2 Способ сложения Развитие произвольного внимания. Учить решать системы уравнений 6568 2 Итоговое занятие Развитие внимания, памяти. Проверить знания учащихся по основным темам курса. диктант). 1. Представить в виде многочлена. 2.Выполните умножение. 3. Задание на развитие памяти и восприятия. 1.Разложите на множители. 2. Задание на развитие образной памяти, зрительный диктант. 1. Применение формул сокращенного умножения к преобразованию выражений. 2. Преобразуйте выражение. 3. Задание на развитие памяти. 1.Линейное уравнение и его решение. 2.Решите уравнение. 3. Задание на развитие переключения внимания. 1. Решение систем уравнений (алгоритм). 2. Решите систему уравнений. 3. Задание на переключение внимания. 1. Решение систем уравнений (алгоритм). 2. Решите систему уравнений. 3. Задание на переключение внимания Уметь выполнять умножение многочлена на многочлен. Уметь раскладывать на множители разными способами. Уметь преобразовывать целые выражения в многочлен. Уметь решать линейные уравнения. Уметь решать систему уравнений способом подстановкой. Уметь решать систему уравнений способом сложения.