Приложение к образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ НГЛИЙСКИЙ » (5 классы) г. Невьянск 2023 год. 1. Пояснительная записка В основе cтандартов третьего поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава. Актуальность программы: изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, но и в средней и старшей школе. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира. Основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции, что предполагает обучение общению на иностранном языке. Поэтому устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план в обучении иностранному языку. Учащиеся в первую очередь, хотят научиться общаться на иностранном языке. Практическое владение иностранным языком стало личностно значимым, необходимым для полноценной жизни в современном обществе, трудоустройства, учебы, общения, путешествий, туризма. Именно поэтому целесообразно наряду со школьными уроками иностранного языка ввести курс, направленный на развитие навыков устной речи у школьников. Курс внеурочной деятельности по английскому языку «Увлекательный английский» расширяет содержание учебного предмета «Английский язык» в той его части, которая касается развития и совершенствования навыков устной речи. Курс включает в себя дополнительную тематику устной речи, а также дополняет темы школьного курса английского языка за счет введения новых лексических единиц и разговорных клише. Тематика курса, упражнения, лексическое и грамматическое наполнение разработаны на основе книг С.Пельц «Изучаем грамматику английского языка в увлекательных игровых тестах-упражнениях» и «Веселый английский для детейучимся, играя!» издательства Феникс и дополнены играми и песнями. В книгах широко представлена разговорная тематика, разработан комплекс упражнений, направленных на развитие навыков устной речи. Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса. Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Задачи программы заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятиях. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся. Цель программы: это расширение и углубление знаний по английскому языку в области устной речи, совершенствование общего, языкового и культуроведческого образования школьников, создание мотивации к изучению английского языка, расширение тематики образовательных и учебных ситуаций. Задачи программы: Коммуникативная задача: формирование социокультурной компетенции в рамках представленной тематики и развитие умения использования иностранного языка как средства межкультурной коммуникации, формирование готовности к общению на иностранном языке. Обучающие познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; формировать некоторые универсальные лингвистические наблюдаемые в родном и иностранном языках; понятия, способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. Развивающие развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; развивать технику речи, артикуляцию, интонации; развивать двигательные способности детей через драматизацию; познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене; Воспитательные совершенствовать умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой; обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок. развитие коммуникативной компетенции в пределах следующих сфер общения социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной; Сроки реализации программы Курс относится к числу внеурочных занятий и предназначен для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык со второго класса. Курс рассчитан на один учебный год, занятия проводятся 1 час в неделю, всего – 34 часа учебного времени. 2. Содержание программы «Увлекательный английский» по английскому языку Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.). Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно. Принципы отбора материала При составлении программы курса учитывались как общедидактические, так и специфические принципы обучения. Общедидактические принципы: Сознательности; Активности; Наглядности; Доступности и посильности; Научности; Новизны; Прочности; Индивидуализации; Воспитывающего обучения. Специфические принципы: Коммуникативной направленности обучения; Дифференциации и интеграции с учетом родного языка; Принцип непрерывности преемственности языкового образования; Принцип межпредметности; Принцип учета потребностей учащихся в межкультурном общении. На протяжении всего курса соблюдается основной методический принцип, в соответствии с которым задания делятся на две группы: 1. Задания репродуктивного уровня, работа над скороговорками , включающие упражнения и задания на подстановку, заполнение пропусков, восстановление последовательности. Данные задания направлены на отработку и закрепление знаний речевого этикета и навыков коммуникативной деятельности. 2. Задания продуктивного уровня, предполагающие самостоятельные монологические и диалогические высказывания учащихся по предложенной тематике на основе изуче6нного языкового материала. 3. Задания на создание интерактивной тетради учащихся. Методы и формы обучения Основной метод, применяемый для работы с курсом - коммуникативный метод, который является основным методом обучения, используемым в школе. Коммуникативный метод делает акцент на развитии навыков общения, так как основная цель курса - обучение устной коммуникации. Главный прием, используемый на уроках – моделирование ситуаций, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни. Результат обучения - возможность свободно общаться с носителями языка, комфортно чувствовать себя в общении с зарубежными сверстниками ,за границей, выражать эмоции и обмениваться информацией на иностранном языке. Формы обучения в рамках данного курса – это: Индивидуальные формы Групповые формы Парные формы Игровые формы Основной формой организации занятий являются учебные внеурочные занятия, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 мин. Виды деятельности Создание игр для учащихся, театрализованные выступления, разучивание песен и скороговорок, стихов и диалогов. Чтение текстов с пониманием прочитанного. Просмотр видео по изучаемым темам с упражнениями на понимание и изучения нового материала. Выполнение грамматических упражнений. Игры по темам. 3. Планируемые результаты освоения программы по внеурочным занятиям «Увлекательный английский» В результате реализации данной программы учащиеся должны: Знать/понимать: особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания; имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка); наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста; Уметь (владеть способами познавательной деятельности): наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений; применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения; составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии; - читать и выполнять различные задания к текстам; - уметь общаться на английском языке с помощью известных клише; - понимать на слух короткие тексты; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: понимать на слух речь учителя, одноклассников; понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета; выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге; инсценировать изученные сказки; сочинять оригинальный текст на основе плана; соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные результаты: формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • • целом; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • как • формирование общекультурной и этнической идентичности составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира. Метапредметные результаты: • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. • Предметные результаты: В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения): Говорение. Диалогическая речь в 5 классе продолжает развитие таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог- расспрос, диалог побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи. Объем диалога до 4 реплик. Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями: кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объем монологического высказывания -57 фраз Аудирование. Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста .При этом предусматривается развитие умений: -выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; -выбирать главные факты, опуская второстепенные; -выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов и иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 2-х минут. Чтение Умение читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста - осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классах, включающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения - до 100 слов. Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале. С использованием различных приемов смысловой переработки текстов (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текстов для чтения 100- 150 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся. Объем текстов для чтения 100150 слов Письменная речь Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: • делать выписки из текста; писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес); • писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбы). Объем личного письма до 530 слов включая адрес; • Языковые знания и навыки • графика и орфография Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала. • Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение правильного ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Лексическая сторона речи • Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики - клише речевого этикета. Грамматическая сторона речи • Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным There + to be; побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry) форме. Знание признаков и распознавания и употребления в речи глаголов to be, to have,правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Continuous); модального глагола can. Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных, степеней сравнения прилагательных, в том числе образованных не по правилу; личных местоимений в именительном (my) и объектном (me) падежах; неопределенных местоимений (some, any); количественных числительных до 100; порядковых числительных свыше 20, множественного числа имен существительных, притяжательного падежа имен существительных. Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение используя знания элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга», «Погода». Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся на данном этапе включает знакомство с: языка; • фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого • оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы; с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами стран изучаемого языка) • с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Хэллоуин, Пасхи в странах изучаемого языка; • • словами английского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон английского языка. Предусматривается овладения умениями: • писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке. • правильно оформлять адрес на английском языке. Формы подведения итогов: Итоговые игры-тесты, участие в Олимпиаде учащихся, театрализованные выступления, песенный конкурс, конкурс скороговорок. Учебно-тематическое планирование Тем № Тема занятия а заня тия Содержание и виды деятельности Количе ство часов на тему 1 1 Глагол. Общие Примеры употребления: шутки, скороговорки, сведения. Глагол афоризмы, пословицы, головоломки, анекдотыto be. фантазии, загадки, песни, видео, видео. 4 Игровой тест-упражнение «Лабиринт» 2 2 Игровой тест-упражнение «Сафари» 3 Проверочный игровой тест-упражнение «Достигни вершины!» 4 Заключительный игровой тест «Силовые поля» 5 Местоимения Примеры употребления: шутки, скороговорки, афоризмы, пословицы, головоломки, анекдотыфантазии, загадки, песни, видео. 4 Игровой тест-упражнение «Шаг вперёд и два назад» 3 6 Проверочный игровой тест-упражнение «Мосты.» 7 Проверочный игровой тест-упражнение «Волки и овцы» 8 Заключительный игровой тест «Силовые поля» 9 Простое Спряжение глагола to have. 4 настоящее время Настоящее простое время. Примеры употребления: шутки, скороговорки, афоризмы, пословицы, головоломки, анекдотыфантазии, загадки, песни, видео. Проверочный игровой тест-упражнение «Заветное слово» 4 10 Проверочный игровой тест-упражнение «В недрах галактики» 11 Проверочный игровой тест-упражнение «Машина времени» 12 Заключительный игровой тест «Силовые поля» 13 Артикли Примеры употребления: шутки, скороговорки, афоризмы, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. 4 Проверочный игровой тест-упражнение «Цепочка» 5 14 Проверочный игровой тест-упражнение «Слалом» 15 Проверочный игровой тест-упражнение «Шаг за шагом» 16 Заключительный игровой тест «Силовые поля» 17 Имя Примеры употребления существительных в существительное единственном и множественном числе: шутки, скороговорки, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. Проверочный игровой тест-упражнение «Горячохолодно» 18 Примеры предложений с самыми популярными английскими глаголами в простом наст. времени: песни, видео. 19 Проверочный игровой тест-упражнение «Сумасшедший лифт» 20 Заключительный игровой тест «Силовые поля» 4 6 21 Настоящее Настоящее длительное время длительное время Примеры употребления: шутки, скороговорки, афоризмы, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. 22 6 Сравнительная характеристика временных форм Настоящее простое и Настоящее длительное время Примеры употребления: шутки, скороговорки, афоризмы, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. 7 23 Проверочный игровой тест-упражнение «Эрудит» 24 Проверочный игровой тест-упражнение «Рыбацкое счастье» 25 Проверочный игровой тест-упражнение «Вокруг света» 26 Заключительный игровой тест «Силовые поля» 27 Имя прилагатель- Примеры употребления степеней сравнения ное прилагательных : шутки, скороговорки, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. 28 4 Это нужно знать. Таблица образования степеней сравнения прилагательных. Проверочный игровой тест-упражнение «Загадочный ребус» 29 Проверочный игровой тест-упражнение «Грибники» 30 Примеры предложений с самыми популярными англ.глаголами и словами на тему «Покупки» Проверочный игровой тест-упражнение «Принц и нищий» 8 31 Числительное Примеры употребления количественных 3 числительных: шутки, скороговорки, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. Проверочный игровой тест-упражнение «Таинственное число звездочёта» 32 Примеры употребления порядковых числительных: шутки, скороговорки, пословицы, головоломки, анекдоты, фантазии, загадки, песни, видео. Проверочный игровой тест-упражнение «Пиратский корабль» 33 9 34 Проверочный игровой тест-упражнение «Машина времени. Путешествуем по Англии!» Заключительное занятие. Олимпиада по Английскому языку. 1 Подведение итогов. Учитель оставляет за собой произвольный выбор форм и видов деятельности по каждой тематике, учитывая пожелания учащихся. Список литературы 1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с. 3. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2010. – 320с., ил. 4. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 78 с. 5. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 2009. – 176 с. 6. Филатова, Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН, 2010. – 24 с. 7.Н.А. Бонк. "Учебник английского языка". Часть 2. - Москва, "Деконт""ГИС", 1997 г. 8.Г.С.Макарова. "Дидактические карточки – задания по английскому языку". - М., . "Экзамен", 2003 г. 9.Н.М.Дюканова. "Поездка в Англию". Учебное пособие. Курс разговорного английского. языка. - М., Иностранный язык. ОНИКС, 2000 г. 10.Е.И.Кисунько, Е.С.Музланова. "Устные темы, диалоги и упражнения". М., "Экзамен", 2004 г 11.М.А.Колпакчи. "Дружеские встречи с английским языком". Издательство Ленинградского университета, 1978 г. г. 12.А.В.Козлов. "Практический словарь делового английского языка". Санкт-Петербург, "ЭРВИ", 1991г. 13.В.А.Сыпченко. "Англо-русский справочник бизнесмена ". - Киев, "ОЛИМП", 1992 14.С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко. Управление современной школой. Издательство «Учитель», 2004. 15.Т.В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Москва 2003. 16.С.Н. Чистякова, П.С. Лернер и др. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва 2004. 17.English vocabulary in use. “Cambridge University Press”, 2007 18.Teaching English in primary classroom “Longman"2002 Литература для учащихся: Н.Ольсен «Говорим и пишем без ошибок» Москва «Менеджер» 2005г.