28. РП ВНД ООО Логопедические занятия Аникина Е.Н.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия»

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Логопедические
занятия» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на
обучающихся 7 классов. Объем программы 34 часа, срок ее освоения 1 год,
периодичность – 1ч в неделю и продолжительность 40 минут.
Цель - обогащение активного и потенциального словарного запаса;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения
и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Задачи программы:
-

корректировка знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

-

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;

-

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-

совершенствование общего языкового развития учащихся;

-

развитие коммуникативной культуры учащихся;

-

воспитание культуры обращения с книгой;

-

воспитания любви и уважения к родному языку;

-

развитие смекалки и сообразительности;

-

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской
работе;

-

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

-

учить организации личной и коллективной деятельности;

-

коррекционно-развивающие занятия.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

Цель введения данного раздела - привести в систему те неполные и
неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и
правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для
освоения преподносится предельно развернуто; значительное место
отводится предметно -практической деятельности учащихся : работе по
схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий
предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения
ошибок.
2. Пропедевтика изучения трудных тем.

Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют
особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового
материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать
теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение
наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется
накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и
практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на
протяжении изучения всего программного материала.
3. Восполнение пробелов в знаниях.

В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений,
умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного
материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На
результативность

индивидуальной

коррекционной

работы

решающее

влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики.
Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет
планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов
в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.

Цель

данного

раздела

-

обогащать

содержательную

сторону

высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении
связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и
расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами,
явлениями

окружающего

мира,

с

их

признаками,

назначением;

упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы,
цели, адресата и ситуации общения.
Форма организации
Кружок
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно
проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в
реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее
распространенной, традиционной формой добровольного объединения
детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач (коррекционно-развивающие

занятия).
2. Основной вид деятельности - обучение конкретному виду деятельности

(русский язык). Хотя это не означает отсутствия воспитательных и
развивающих задач.
3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения
итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне
эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах,
семинарах и т. д.
Виды деятельности
В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены
следующие виды внеурочной деятельности:
Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение

Художественное творчество
Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной
образовательной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом:

приобретение школьником социального знания (знания об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение

школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества;
- третий

уровень

достигается

во

взаимодействии

с

социальными

субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия.
Индивидуальные формы работы:
Индивидуальная форма работы предполагает, что каждый ученик
получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него
подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В качестве таких заданий может быть работа с учебником, выполнение
упражнений или тестов, написание изложений, докладов и т. д. В
педагогической литературе выделяют 2 вида индивидуального выполнения
заданий:
1) индивидуальная форма (деятельность ученика по выполнению

общих для всего класса заданий без контакта с др. школьниками, но в
едином темпе);
2)

индивидуализированная

форма

(учебно-познавательная

деятельность ученика над выполнением специфических заданий, она
позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика).

Т.

о.

один

из

наиболее

эффективных

путей

реализации

индивидуальной формы работы на занятии является дифференцированные
индивидуальные задания. Но контроль учителем обязателен за каждым
учеником. Индивидуальную работу можно проводить на всех этапах занятия,
проще всего использовать при закреплении, повторении, организации
различных упражнений.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие

индивидуальности

каждого

ребёнка

в

процессе

самоопределения в системе внеурочной деятельности.
2. Развитие способностей, участие в различных конкурсах.
3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям

общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта

самостоятельного социального действия.
6. Развитие

опыта

неформального

общения,

взаимодействия,

внеурочной

образовательной

сотрудничества.
Воспитательным
деятельности

должно

результатом
стать

непосредственное

духовно-нравственное,

личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в
том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.
Итоговым

результатом

работы

данного

кружка

является

общественный смотр знаний сотрудниками школы в конце учебного года.
Личностными результатами освоения программы являются:
-

воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание

своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
-

понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
языка в в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;

-

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;

-

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
-

адекватное

понимание

информации

устного

и

письменного

сообщения;
-

владение разными видами чтения;

-

адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;

-

способность извлекать информацию из различных источников,
включая

средства

массовой

информации,

ресурсы

Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
-

владение

примами

определенную

тему;

отбора

и

умение

систематизации
вести

материалов

самостоятельный

на

поиск

информации, анализ и отбор;
-

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения

их

содержания,

стилистических

особенностей

и

использованных языковых средств;
-

способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;

-

умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью
свернутости;

-

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;

-

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского

литературного

языка;

соблюдение

основных

правил

орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого общения способность оценивать свою речь с точки зрения
содержания,

языкового

оформления;

умение

находить

грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;

-

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных

условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
-

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

-

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;

-

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;

-

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-

применение

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

в

повседневной жизни.
В

качестве

показателей

результативности

и

эффективности

коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения
учащихся

в

образовательной

и

внеобразовательной

деятельности;

мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.

Предметные результаты выражаются в следующем:
Учащиеся должны знать:
-

способы группировки орфограмм по основным признакам;

-

виды грамматических справочников, их назначение;

- определения основных орфографических и пунктуационных правил;
- обосновывать свои ответы и приводить примеры;
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-

самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

-

дифференцировать части речи;

-

целесообразно использовать различные виды грамматических

справочников, словарей;
-

находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их

выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Развитие речи:
-

строить текст-рассуждение: аргументировать свои высказывания;

-

уметь описать внешность человека, его характер, последовательно

описывать трудовые процессы;
-

выразительно читать прозаический и стихотворный текст.

Календарно-тематического планирования
№ п/п

Содержание

Количество
часов

1

Вводное занятие. Развитие долговременной памяти и

1

внимания при постановке учителем проблемных
задач.
2

Развитие и коррекция долговременной памяти при

1

повторении изученного в 5-6 классах.
3

Развитие и коррекция долговременной памяти при

1

повторении изученного в 5-6 классах.
4

Развитие и коррекция долговременной памяти при

1

изучении темы «Причастие». Установление
логических связей.
5

Развитие внимания и долговременной памяти при

1

изучении темы «Причастный оборот. Действительные
и страдательные причастия».
6

Развитие внимания и долговременной памяти при

1

изучении темы «Н» и «НН» в суффиксах кратких
страдательных причастий прошедшего времени
7

Развитие и коррекция внимания и памяти при анализе
и работе над ошибками контрольной работы по
изученной теме.

1

8

Коррекция внимания, памяти, связной устной и

1

письменной речи при написании сочинения.
9

Развитие мышления, связной устной и письменной

1

речи при работе над сочинением-описанием
внешности человека
10

Развитие долговременной памяти при обобщении

1

темы «Причастие»
11

Развитие долговременной памяти и внимания при

1

обобщении темы «Деепричастие»
12

Развитие долговременной памяти при

1

систематизации темы «Наречие».
13

Развитие и коррекция внимания, связной устной и

1

письменной речи при написании сочинения.
14

Развитие внимания, связной устной и письменной

1

речи, долговременной памяти при написании
изложения.
15

Развитие и коррекция долговременной памяти при

1

подготовке к контрольной работе.
16

Развитие и коррекция внимания, долговременной

1

памяти, связной устной и письменной речи при
работе по подготовке к написанию подробного
изложения.
17

Корректирование и редактирование, развитие и
коррекция связной устной и письменной речи,
долговременной памяти при написании подробного

1

изложения с элементами сочинения
18

Корректирование долговременной памяти при

1

изучении темы «Служебные части речи».
19

Корректирование долговременной памяти при

1

изучении темы «Служебные части речи».
20

Корректирование долговременной памяти при

1

изучении темы «Служебные части речи».
21

Развитие и коррекция долговременной памяти и

1

внимания при изучении темы «Сложные
предложения»
22

Развитие устной и письменной связной речи,

1

логического мышления при написании сочинениярассуждения на тему «Книга – наш друг и советчик».
23

Развитие и корректирование долговременной памяти

1

при изучении темы «Служебные части речи».
24

Корректирование и редактирование сочинения по

1

картине, развитие связной устной речи.
25

Развитие долговременной памяти при изучении темы

1

«Союз».
26

Развитие внимания и логического мышления при

1

выполнении работы над ошибками контрольной
работы.
27

Развитие устной и письменной связной речи,
воображения и фантазии при написании сочинения-

1

рассказа по данному началу и данному концу.
28

Корректирование и редактирование, развитие

1

связной устной речи при написании сочинения по
картине.
29

Коррекция внимания, логического мышления и

1

долговременной памяти при прохождении темы
«Повторение в конце учебного года». Развитие
долговременной памяти при подготовке к итоговой
контрольной работе.
30

Корректирование и редактирование, развитие и

1

коррекция связной устной и письменной речи,
долговременной памяти при написании подробного
изложения с элементами сочинения
31

Развитие и коррекция внимания и памяти при анализе

1

и работе над ошибками контрольной работы по
изученной теме.
32

Развитие и коррекция внимания и памяти при анализе

1

и работе над ошибками контрольной работы по
изученной теме.
33

Коррекция внимания, логического мышления и

1

долговременной памяти при прохождении темы
«Повторение в конце учебного года»
34

Резерв

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».