Приложение к образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя страна – моя Россия» (6 классы) г. Невьянск 2023 год Пояснительная записка. Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей. Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является патриотическо - краеведческое направление, которое представлено курсом «Моя страна - моя Россия». Патриотическое направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы своей страны, истории исследования и открытий территории России, знакомство с особенностями регионов нашей страны. В ходе реализации программы школьники также получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своей страны, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих в России. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. Программа предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, квестов. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер. Цель программы: воспитание гражданина России, патриота своей родины, знающего и любящего свою страну, желающего принять активное участие в её развитии. Задачи: - формирование представлений о различных сторонах жизни своей родины и её населения; - ознакомление с историей и современной жизнью России; Личностные задачи: - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - формирование личностно-ценностного отношения к своей родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности России; - формирование экологической культуры, охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры; Предметные задачи: - формирование умения описывать, сравнивать маршруты путешественников и анализировать значимость географических открытий для современного развития России; - формирование представления о России как о многонациональном государстве; - формирование у обучающихся представления о региональных особенностях России; - формирование умения анализировать географические особенности субъектов Российской Федерации и их влияние на развитие данных территорий. Метапредметные задачи: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности; - стимулирование стремления знать как можно больше о своей стране; - адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации; - ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; - формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; Место и объем Курс внеурочной деятельности рассчитан на школьников 6 класса. Программа реализуется при одночасовом режиме работы в неделю, всего 34 часов, продолжительность занятия – 40 минут. Содержание курса: Освоение и заселение территории России. История географических открытий на территории России. Великие русские путешественники. Страны, граничащие с Россией. Моря, омывающие Россию. Европейский север и Европейский Северо - Запад: субъекты, входящие в состав района и его физико – географические особенности. Центральная Россия, Европейский Юг и Урал: субъекты, входящие в состав района и его физико – географические особенности. Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток: субъекты, входящие в состав района и его физико – географические особенности. Свердловская область – экономико физико – географические особенности территории. Формы организации учебного процесса: Урок, занятие – презентация, мозговой штурм, коллективная игра, исследовательская работа. Формы деятельности учащихся - работа в малых группах, разработка квестов, работа с картами. - исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность. Тематическое планирование. № Наименование раздела, темы программы 1 Исследование территорий России. История географических открытий на территории России. Великие русские путешественники. Европейская часть России. Характеристика субъектов РФ Европейской части России. Азиатская часть России. Характеристика субъектов РФ Азиатского макрорегиона. Урал – опорный край державы. 2 3 4 Итого Количество часов на изучение 8 10 10 6 34 Планируемые результаты реализации программы Личностные результаты У обучающихся сформируются: формирование личностного отношения многообразию регионов нашей страны и их особенностей; понятие о малой родине, воспитание любви к родному региону и городу; формирование личностного отношения к экологической обстановке страны и родного края; формирование уважительного отношения к национальным особенностям народов, проживающих на территории России. Метапредметные результаты У обучающихся сформируются: Регулятивные УУД: Формирование навыков постановки внеурочной деятельности; целеполагания занятий курса умение прогнозировать содержание темы занятия, используя предложенную информацию; планирование деятельности при самостоятельном составлении квестов, викторин, конкурсов для обучающихся 6 классов; умение контролировать этапы разработки мероприятий для обучающихся школы; умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД: умение отбирать географический материал для разработки мероприятий географической направленности; умение ориентироваться в названиях субъектов Российской Федерации и умение найти показать их на карте России; умение переработки информации из одного вида в другой (из карты в таблицу, схему) формирование навыков рационального использования географических справочников, энциклопедий и интернет ресурсов. Коммуникативные УУД: умение участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать общее состояние изучаемых географических объектов, формировать свою этическую позицию; участвовать в конкурсах и викторинах, практических работах; Планируемые результаты: В ходе реализации программы в рамках внеурочной деятельности обучающихся учащиеся должны: Знать/понимать: -историю и этапы развития своей страны и своего региона; -историю народов, проживающих в России и их традиции, обычаи; -особенности географического положения субъектов Российской Федерации: физико – географические особенности регионов России. -специфику географического положения и административнотерриториального устройства своей малой родины; -основные этапы и ключевые события истории региона, области, в котором проживают обучающиеся, с древности до наших дней; -природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на территории нашей страны. Уметь: -рассказывать о важнейших событиях истории страны, региона и области, где проживают обучающиеся; -выделять, описывать и объяснять существенные признаки достопримечательностей, памятников природы России; -работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию; -описывать традиции народов России и своего края; -показывать на карте географические границы России, субъектов Российской Федерации и важнейшие географические объекты наше страны; -разрабатывать и организовывать географические квесты различной направленности; -составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты. -работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -проведения самостоятельного поиска информации -понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни -использования знаний об историческом пути и традициях народов страны, области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.