19. РП ВНД ООО Ниточка за иголочкой. Васильева Т.В.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Ниточка за иголочкой» (7-9 классы)

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки
моделирования, конструирования и технологии изготовления основных
видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой
неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без
лишних затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по
схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки
умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в
соответствии с особенностью своей фигуры.
Цель программы:
Создание условий для развития мотивации детей к творчеству через
увлечение модной индустрией, посредством моделирования,
конструирования и технологии изготовления одежды.
Формирование у детей практических умений и навыков в технологии
изготовления швейных изделий
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и
время;
- научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
- научить читать чертежи;
- научить определять название и форму деталей кроя;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок
изделий;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- воспитать бережливость и аккуратность при работе с материалами и
инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных
составляющих экологического воспитания;
- содействовать воспитанию будущей матери и хозяйки дома.
Развивающие:
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать художественный вкус, творческую инициативу, активность,
воображение;

- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
- формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Общая характеристика внеурочного занятия кройки и шитья
«Ниточка за иголочкой».
В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и
оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной
работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно
уникальна.
Содержание программы внеурочного занятия кройки и шитья «Ниточка за
иголочкой» знакомит со следующими направлениями: конструирование,
моделирование и технология изготовления плечевых, поясных швейных
изделий.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и
характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
-освоению практических навыков в технологии изготовлении швейных
изделий;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой
деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом
возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы.
В целом, программа занятия носит практико-ориентированный характер и
направлена на овладение учащимися основным приёмам в технологии
изготовления одежды. Обучение по данной программе создаёт
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности ребёнка, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации учащихся. Программа строится на основе знаний
возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей
младшего подросткового возраста.
Планируемые или прогнозируемые результатыреализации программы.
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному
изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного
изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья.
Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями
отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному
виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем
создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и
индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода
к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей.

Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие
навыки:
- планировать последовательность изготовления изделий;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- уметь изготавливать чертежи выкроек швейных изделий;
- уметь выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;
- уметь выполнять поузловую обработку швейных изделий;
- уметь изготавливать швейные изделия;
- уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);
- уметь читать чертежи.
В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия
разного вида сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно
оценивать свои способности и возможности и до конца выполнять выбранное
изделие.
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества
личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность, фантазия, художественный вкус.
Воспитательные результаты:
 Практические умения и навыки в изготовлении поясного и плечевого
изделий.
 Самостоятельно разрабатывать модели одежды, делать эскизы,
самостоятельно составлять и подбирать простейшие орнаменты для
работ, подбирать и сочетать цвета в изделиях, изготовлять изделия.
 Осуществлять дизайнерское решение работы, осуществлять
расширенный поиск информации, проявлять познавательную
инициативу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
 Учебно-познавательный интерес к процессу изготовления швейных
изделий, опыт применения знаний, умений и навыков на практике.
Ученик научится: разрабатывать и изготовлять различные виды одежд для
окружающих.
Оценка планируемых результатов освоенной программы.
Для проведения контроля качества обучения один раз в полугодие
предполагается тестовая срезовая работа с практическим заданием, а по мере
необходимости, но не реже трех раз в год, проведение итоговых выставок
работ учащихся.
Итогом работы за год служитпланируемоя выставка работ участников во
время отчетного показа моделей, который проводится по завершении
учебного года.
Описание места курса
Программа курса «Ниточка за иголочкой» разработана на один год занятий
для учащихся 7-9 классов и рассчитана на поэтапное освоение материала на
занятиях курса.
Количество часов: Общий объём составляет 68ч. в год.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительноиллюстративный, практический, деятельностный, исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы
учебных занятий:
 комбинированные занятие (сочетающее в себе объяснение и
практическое упражнение),
 беседа,
 консультация,
 экскурсия,
 дискуссия,
 практическое упражнение под руководством педагога по закреплению
определенных навыков;
 учебная игра.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую
деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных
технологий).
Так как работа при изготовлении изделий чаще сидячая и неподвижная,
требующая большого внимания и напряжения глаз необходимо особое место
отводить заботе о здоровье детей. Для этого проводятся физкультминутки,
пальчиковые гимнастики.
Тематический план занятий по программе внеурочного курса
«Ниточка за иголочкой»
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Разделы программы
Вводное занятие. ТБ. История
костюма
Материаловедение
Бытовая швейная машина
Технология швейных изделий
Поузловая обработка
элементов изделий
Конструирование и
моделирование поясного
изделия (брюк).
Технология изготовления
поясного изделия
Конструирование и
моделирование плечевого
изделия с втачным рукавом
Технология изготовления
швейного изделия с втачным
рукавом
Итоговое занятие
Итого:

Количество часов
Всего
Теори
я
1
1

Практика

2
2
2
12

1
1
1
1

1
1
1
11

7

2

5

12

1

11

12

2

10

15

2

13

12

3
56

3
68

Основное содержание программы «Ниточка за иголочкой»
Вводное занятие. История костюма .
Знакомство с миром моды и известными брендами моды. Направления курса.
Техника безопасности при работе с инструментами, используемые в
различных разделах программы. Стили и эпохи костюма История русского и
хакасского костюма. Предметы одежды русского и хакасского костюма.
Практическая работа: создание презентации по истории костюма.
Материаловедение .
Классификация текстильных волокон. Виды и свойства смесовых тканей.
Свойства смесовых тканей. Способы получения смесовых тканей. Уход за
изделиями, изготовленных из смесовых тканей
Практическая работа: составление коллекции смесовых тканей.
Бытовая швейная машина .
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом.
Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для
выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Виды
приспособлений к современной швейной машине и их использование. Виды
и назначение специальных швейных машин. Их использование в швейном
производстве.
Практическая работа: Выполнение обмётывание среза на оверлоке.
Технология швейных изделий.
Характеристика конструкций одежды. Клеевые соединения. Стежки, строчки
и швы. Влажно-тепловая обработка изделия.
Поузловая обработка элементов изделий.
Технологическая последовательность обработки складок, сборок, разрезов,
шлиц. Виды застёжок и их обработка. Виды карманов. Технология обработки
кармана в шве и прорезного кармана (в рамке).
Практическая работа:
Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки).
Обработка кармана в шве и в «рамке».
Конструирование и моделирование поясного изделия.
Виды поясных изделий. Мерки для построения поясного изделия.
Особенности построения поясного изделия – брюк. Правила копирования
выкроек с журнала мод. Особенности моделирование поясного изделия.
Практическая работа: Снятие мерок. Построение чертежа поясного изделия
– брюк. Моделирование поясного изделия – брюк.
Технология изготовления поясного изделия.
Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки
выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскладки поясного изделия на
ткани. Правила раскроя. Технология изготовления поясного изделия.
Обработка боковых срезов, вытачек, верхнего, нижнего среза поясного
изделия. Технология обработки застёжки брюк. Особенности влажнотепловой обработки брюк.
Практическая работа: Подготовка, кроя к обработке. Обработка боковых
срезов и вытачек. Обработка застёжки изделия. Обработка верхнего среза

поясного изделия. Обработка нижнего среза. Влажно – тепловая обработка
изделия.
Конструирование и моделирование плечевого изделия.
Виды плечевых изделий. Мерки для построения чертежа плечевого изделия с
втачным рукавом. Последовательность расчёта конструкции чертежа.
Особенности построения чертежа плечевого изделия прямого и приталенного
силуэта. Построения втачного рукава. Различные виды воротников.
Построение чертежа воротника. Правила копирование выкроек с журнала
мод. Особенности моделирование плечевого изделия прямого и
приталенного силуэта. Моделирование втачного рукава.
Практическая работа: Снятие мерок для построения чертежа. Расчёт
конструкции чертежа. рукавом. Построение чертежа плечевого изделия с
втачным рукавом. Моделирование чертежа плечевого изделия и рукава
согласно модели.
Технология изготовления плечевого изделия с втачным рукавом.
Технологическая последовательность изготовления плечевого изделия с
втачным рукавом. Обработка вытачек, плечевых, боковых и нижнего срезов,
рельефных швов. Технологическая последовательность обработки
воротников. Технологическая последовательность обработки рукава.
Технология втачивание рукава в пройму. Технология обработки застёжки
изделия. Влажно-тепловая обработка плечевого изделия.
Итоговое занятие.
Подведение творческих итогов работы по программе. Подготовка итоговой
выставки -ярмарки.
Практическая работа: проведение конкурса «Юная модница».
Календарно - тематическое планирование программы
№
п/п

Тема

1

Вводное
занятие

Кол-во Содержание
часов

История
костюма

1

Знакомство с
направлениями моды,
российскими и
зарубежными
модельерами. Направления
курса. Техника
безопасности при работе с
инструментами,
используемые в различных
разделах программы.
История моды, стили и
эпохи костюма. История
русского и хакасского
костюма. Предметы
русского и хакасского

Дата Дата
план факт

2

3

4

5

6
7-8

9-

костюма
Материаловеде
2
Классификация
ние
текстильных волокон.
Виды и свойства смесовых
тканей. Свойства смесовых
тканей. Способы
получения смесовых
тканей. Уход за изделиями,
изготовленных из
смесовых тканей
Бытовая
3
Основные узлы швейной
швейная
машины. Организация
машина
рабочего места для
выполнения машинных
работ. Подготовка
швейной машины к работе.
Виды приспособлений к
современной швейной
машине и их
использование. Виды и
назначение специальных
швейных машин. Их
использование в швейном
производстве.
Технология
2
Характеристика
швейных
конструкций швейных
изделий
изделий. Машинные швы и
ручные строчки,
применяемые в швейных
изделиях. Клеевые
соединение. Дублирование.
Особенности ВТО
швейных изделий.
Поузловая обработка элементов изделий (12ч.)
Обработка
2
Виды складок.
складок,
Технологическая
сборок
последовательность
обработки складок, сборок.
Обработка
2
Технологическая
шлиц, разрезов
последовательность шлиц,
разрезов.
Обработка
4
Виды застёжек и
застёжек
технологическая
швейного
последовательность их
изделия
обработки.
Обработка
4
Виды карманов.

10

кармана

Технологическая
последовательность
обработки кармана в шве и
прорезного кармана в
рамку.
Конструирование и моделирование поясного изделия (7 ч.)
11 Конструкции
1
Виды конструкций
поясных
поясных изделий. Виды
изделий.
брюк. Мерки для
Снятие мерок
построения чертежа брюк
для построения
брюк
12 Расчёт
3
Последовательность
конструкции.
расчёта конструкции
Построение
швейного изделия и
чертежа
построения чертежа брюк,
шорт.
13 Моделировани
2
Особенности
е поясного
моделирования брюк,
изделия
шорт. Разработка
собственной модели
14 Копирование
1
Правила копирования
выкроек с
выкроек с журналов мод
журналов мод
Технология изготовления поясного изделия (брюк). (12ч.)
15 Подготовка
2
Подготовка выкройки к
выкройки к
раскрою. Правила
раскрою.
подготовки ткани к
Раскрой брюк.
раскрою.
Последовательность
раскроя поясного изделия
16 Подготовка
2
Способы подготовки
деталей кроя к
деталей кроя к обработке.
обработке.
Смётывание вытачек,
Подготовка
боковых срезов.
изделия к
примерке.
17 Проведение
1
Правила проведения
примерки.
примерки и исправление
недочётов.
18 Обработка
3
Стачивание боковых
изделия после
срезов и вытачек.
примерки
19 Обработка
1
Виды застёжек в брюках.
застёжки
Технологическая
поясного
последовательность

изделия
20

21

22

23

24

2526

27

обработки застёжки
«Гульфик».
Обработка
1
Варианты обработки
верхнего среза
верхнего среза.
поясного
Технологическая
изделия
последовательность
обработки верхнего среза.
Обработка
2
Варианты и
нижнего среза
технологическая
поясного
последовательность
изделия. ВТО
обработки нижнего среза.
изделия.
Особенности ВТО изделия
Конструирование и моделирование плечевого изделия (12 ч.)
Конструкции
1
Виды плечевых изделий.
плечевых
Виды силуэтов. Мерки для
изделий.
построения чертежа
Снятие мерок
плечевого изделия с
для плечевого
втачным рукавом
изделия с
втачным
рукавом
Расчёт
3
Последовательность
конструкции и
расчёта и построения
построение
чертежа плечевого изделия
чертежа
прямого и приталенного
плечевого
силуэта.
изделия
Построение
3
Виды рукавов. Расчёт
чертежа
конструкции и
втачного
последовательность
рукава,
построения рукава. Виды
воротника.
воротников.
Последовательность
построения чертежа
воротника.
Моделировани
4
Особенности
е плечевого
моделирования плечевого
изделия.
изделия.
Моделировани
Последовательность
е рукава
моделирования плечевого
изделия. Особенности
моделирования рукавов.
Работа с
1
Особенности копирования
журналом мод
выкроек плечевых изделий
с журналов мод. Работа с
СД дисками.

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Технология изготовления плечевого изделия с втачным рукавом (15 ч.)
Подготовка
2
Подготовка выкройки к
выкройки к
раскрою. Правила
раскрою.
подготовки ткани к
Раскрой
раскрою.
плевого
Последовательность
изделия
раскроя плечевого изделия
Подготовка
2
Способы подготовки
деталей кроя к
деталей кроя к обработке.
обработке.
Смётывание вытачек,
Подготовка
боковых срезов, рельефов.
изделия к
примерке.
Проведение
2
Правила проведения
примерки.
примерки и исправление
Исправление
недочётов.
недочётов.
Обработка
3
Стачивание боковых,
изделия после
рельефных срезов и
примерки.
вытачек.
Проведение
Корректировка
второй
примерки
Обработка
2
Виды застёжек.
застёжки
Технологическая
изделия
последовательность
обработки застёжки
изделия.
Обработка
2
Технологическая
воротника и
последовательность
горловины
обработки воротника и его
изделия
соединения с горловиной
изделия.
Обработка
1
Варианты обработки
проймы
пройм. Технологическая
плечевого
последовательность
изделия
соединения рукава и
проймы.
Обработка
1
Варианты и
нижнего среза.
технологическая
Влажнопоследовательность
тепловая
обработки нижнего среза.
обработка
Особенности ВТО изделия
изделия.
Итоговое
3
Подведение итогов.
занятие
Презентация изделий,

изготовленных в ходе
изучения курса.
Итого

68

Описание учебно-методического обеспечения и материально- технического
оснащения
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для
хранения материалов и демонстрации выполненных работ, швейные
машины ,оверлог, утюг, гладильный и раскройный столы.
Материалы и инструменты: миллиметровая бумага, карандаш, линейка
метровая, лекало, калькулятор, сантиметровая лента, шнурок, ножницы для
бумаги, портновские ножницы, ткань, копировальный каток, копировальная
бумага, швейные нити, швейная игла, флезилин, застёжка-молния, пуговицы
Методическое обеспечение:
Инструкция по технике безопасной работы с ножницами, иглами, швейная
машина, оверлог
Презентация «История костюма»
Презентация «Обработка складок, сборок»
Презентация «Обработка застёжек швейного изделия»
Презентация «Обработка кармана»
Презентация «Моделирование поясного изделия»
Презентация «Обработка застёжки поясного изделия»
Презентация «Обработка верхнего среза поясного изделия»
Презентация «Построение чертежа брюк»
Презентация «Построение чертежа плечевого изделия»
Презентация «Моделирование плечевого изделия»
Презентация «Построение рукава»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до
современности. М.2004г.

Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.

Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М.
Академия.2010г.

Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление
одежды. М. Академия 2010г.

Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.

Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия
2009 г.

Журналы мод различных изданий.

Информационные ресурсы сети «Интернет».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».