16. РП ВНД ООО Знай, умей, твори. Ушков С.Ю.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Знай, умей, твори» (6-8классы)

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Программа курса для 5-8 класса по технологии - художественно эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный
и групповой характер обучения.
Разработанная программа нацелена на соединение умственного и
физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и
долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на
познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева –
самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей
детей творить и осознавать свои возможности.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного
стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, является гуманистическая направленность
образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей
среднего школьного возраста предоставляет образовательная область
«Технология». Однако, по базисному учебному плану в 6-8 классах на изучение
курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно
для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет
проведения кружковой работы.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по
трудовому обучению, совершенствовать умения и навыки, полученные на
уроках технологии.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем
более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит
ознакомление с профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр,
станочник деревообрабатывающих станков. Уже в начальной школе учащиеся
пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики
фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по
выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся 6-8 классов. Предусматривает
групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает
теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработке
практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения
(токарные станки по обработке древесины, сверлильный станок, ручной
инструмент). В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники
безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у
школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.
Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное
воспитание школьников. Занятия в кружке развивает творческие способности –
процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка,
пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку
к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию
окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой,
вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных
материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение
всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в
практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Задачи
Образовательные задачи.
1. Обучение соблюдению требований охраны труда и техники
безопасности;
2. Обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием
различных материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, и
природного материала;
3. Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные
способности школьников.
Развивающие задачи.
1. Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему
хозяину дома.
2. Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение,
трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
3. Развитие творческих способностей.
Воспитательные задачи.
1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
2. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за
свой выполненный труд.
3. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.
4. Воспитывать
чувство
товарищества,
чувство
личной
ответственности.
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить
и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения
на занятиях.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают
навыки позитивного общения. В кружке организовано воспитание и
образование детей в разновозрастной группе. Ведущий вид деятельности –
практический. Всего на работу кружка отводится 3 часа в неделю.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня, она
направлена на воспитание толерантности учащихся, уважение достоинства
человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений,
культуры поведения, развитие творческих задатков и способностей учащихся.
Планирование и организация обучения осуществляется в соответствии с
программами обучения детей.
Основные формы проведения кружковой работы:
Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач
используются формы обучения:
Фронтальная форма
-предусматривает подачу учебного материала всему коллективу
учеников.
Индивидуальная форма
-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает
оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая
позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков
самостоятельной работы.
Групповая форма
-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность
самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа
взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть
возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует
более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа
позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими
материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться
конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия.
Особым приемом при организации групповой формы работы является
ориентирование учеников на создание так называемых «творческих
пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Методы проведения занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия в кружке:
1. Словесные методы обучения:

устное изложение;

беседа;
2. Наглядные методы обучения:

показ иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

работа по образцу
3. Практические методы обучения

практическая работа
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать:
 роль техники и технологии художественной обработки материалов в
развитии цивилизации;
 принципы
работы,
назначение
и
устройство
основных
технологических машин (сверлильный и токарный станки),
инструментов
(ножовка,
рубанок,
лобзик
и
др.),
электроинструментов (эл. лобзик);
 свойства наиболее распространенных конструкционных материалов
(при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения
проекта);
 традиционные и новейшие технологии художественной обработки
древесины;
 возможность и область применения компьютеров в современном
производстве;
 роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные
этапы выполнения проектов;
 правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
 рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила
техники безопасности;
 выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые
изделия с учетом требований дизайна;
 читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
 составлять или выбирать технологическую последовательность
изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему
технико-технологических требований и существующих условий;
 выполнять основные технологические операции и осуществлять
подбор
материалов,
заготовок,
фурнитуры,
инструмента,
приспособлений, орудий труда;
 собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его
качество;

находить и использовать информацию для преобразовательной
деятельности, в том числе с помощью компьютеров и сети интернет;
 выполнять не менее одного вида художественной обработки
материалов с учетом региональных условий и традиций;
 осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять
 предпринимательскую инициативу.
Формы организации контроля и оценки качества знаний


Для закрепления полученных знаний и умений большое значение
имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее
удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются
характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие,
практические работы.
Промежуточная аттестация-защита творческого проекта, участие в
конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной
программы.
Учебно-материальная база мастерских, оборудование, оснащение:
(станки, оборудование, столярный верстак, лобзик, приборы для выжигания,
резцы по дереву, ножовки по дереву, кернер, киянка, рубанок и т.д. ручные
инструменты и др.) позволяет проводить все технологические операции,
свойственные
художественной
обработке
древесины
в
условиях
общеобразовательной школы.
Место проведения занятия
Учебная мастерская.
Учебных часов
Обучение -1 год.
Всего часов -102 часа.
Продолжительность занятия -3 часа в неделю.
Содержание программы
Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления
простейших изделий, доступных для школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой
деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни
элементарными приемами ручной работы с разными материалами (древесина,
фанера, ДВП, ДСП, и природного материала и т.д.), изготовление изделий,
различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень
практических и теоретических работ.
Содержание в каждой возрастной группе разделено по видам
обрабатываемых материалов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6-8класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

Содержание занятий
(разделы, темы)

Раздел 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
1.1. Выпиливание лобзиком
Вводное занятие: цели и задачи.
Рабочее место. Устройство лобзика и
заправка пилок. Нанесение рисунка.
Приемы выпиливания по внешнему
контуру. Сверление отверстий и
выпиливание по внутреннему контуру.
Выпиливание.
Отделка и зачистка изделия.
1.2. Выжигание
Вводное занятие: цели и задачи, ТБ.
Рабочее место. Устройство выжигателя.
Материал.
Подготовка основы для выжигания.
Зачистка поверхности. Перевод
рисунка. Приемы выжигания.
Выжигание.
Выжигание. Выполнение рисунка в
цвете (акварель, гуашь).
Раздел 2. ТОКАРНАЯ ОБРАБОТКА
ДРЕВЕСИНЫ
Вводное занятие: цели и задачи. ТБ.
Устройство станка JET. Резцы.
Измерительные инструменты.
Установка заготовок.
Точение цилиндрических и конических
поверхностей.

Кол- Теория Практика
во
часов
48
24
6
6
6
6
24
6
6
6
6
48
3

14

11
12
13

Фасонное точение.
Точение изделий на токарных станках.
Шлифование и отделка изделий.
Подведение итогов.
Раздел 3. РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В
БЫТУ
Ремонт мебели
Врезка замков.
Итоговое занятие

14
15
16
итог

14
14
3
6
1
1
4
102

Методические рекомендации по проведению занятия.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится
на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ
конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться
базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так
называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих
несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее
ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые
умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в
новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем
работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны
знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции,
требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости,
обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться
вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу
стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он
учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть,
направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка
выполнения практической работы, и должным образом оснащенная
самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в
изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое
меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов,
опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и
условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и
темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки
детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Поделкисувениры используются в качестве подарков для первоклассников,
дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.;
Дидактический материал:
Технологические таблицы, конструкционные схемы, плакаты по
деревообработке, фотографии готовых изделий, раздаточный материал
(древесина, фанера, ДВП, ДСП), компьютерные программные средств и др.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического
творчества. – М., 1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно –
методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М.,
Уч.пед.изд, 1961.
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам
предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных
школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
8.«Технология 5-8 класс. Рабочие программы». – Вертикаль, ФГОС / под
ред О. А. Кожиной и др. – М.: Дрофа, 2015.
9.«Технология. Технический труд. 6 класс» : учебник / под редакцией В.
М Казакевича, Г.А. Молевой. –4-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2016. - 192 с.:
ил
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология.
Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.:
Просвещение, 1990.
3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.:
Просвещение, 1963.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по
технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.

7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная
промышленность,1991.
Технические, электронные и цифровые образовательные ресурсы.
ПК, мультимедиа проектор.
 http://elhovka.narod.ru/html/techno.htm подборка
технической,
методической и организационной документации для учителей
технического труда и технологии.
 http://festival.1september.ru/index.php?subject=13 –
разработки уроков,
статьи учителей технологии, в рамках Фестиваля педагогических идей
«Открытый урок»
 http://domaschnie-remesla.narod.ru/ На этом сайте есть теория и материалы
для выпиливания лобзиком, какие при этом необходимы инструменты,
представлены чертежи и схемы для выпиливания (пополняю по
возможности), также есть теория и материалы по столярному делу.
 http://shpuntik.kulichki.net/index.html Энциклопедия полезных советов и
маленьких хитростей в помощь домашнему мастеру.
 http://www.tmn.fio.ru/works/29x/311/1/index.htm -сайт
«Искусство
выжигания», (техника, инструменты, изделия, эскизы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».