Приложение к образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Деревянное чудо» (5-8 классы) г. Невьянск 2023 год Актуальность В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметнопрактической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ именно технического и технологического характера. В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Направленность программы Программа внеурочной деятельности «Деревянное чудо» по содержанию является научно-технической, а по назначению - прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины. По времени реализации программа рассчитана на1 год. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы: - «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой; - «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова, а также личный опыт педагога. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности - работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение. • • • • Цель программы - воспитание любви к труду; • углубленное развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева; освоение профессиональных приемов обработки дерева; формирование художественного вкуса; развитие ребенка в целом, как гармоничной личности; • воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и грамотно решать их; • становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания собственного уникального стиля в обработке дерева. Основные задачи Образовател ьн ые: • Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием; • Обучить практическим навыкам обработки древесины; • Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий. Развивающие • Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, творческих способностей обучающихся; • Развивать художественный вкус, ориентированный на качество готового изделия; • Содействовать формированию всесторонне развитой личности. Воспитательные: • Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию; • Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и взаимовыручки. Занятия кружка проводятся в виде групповых или индивидуальных занятий для детей 11- 14лет. Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят. Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия. В программе можно выделить несколько этапов: - правила организации занятий и правила техники безопасности; - знакомство с оборудованием, материалами и инструментами; - изучение способов подготовки деталей к работе; - изготовление деталей из древесины; - художественная обработка древесины; - способы сборки и отделки изделий. Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу. Ожидаемые результаты освоения программы: Каждый обучающийся будет знать: • Общие сведения о древесных материалах; • Назначение и применение инструментов и оборудования; • Правила техники безопасности при работе; • Основные способы столярной и токарной обработки древесины; • Способ художественной обработки; • Способы сборки и отделки изделия. Будет уметь: • С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и станочное оборудование; • Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом; • Применять различные виды сборки и отделки изделий; • Рационально организовывать свою работу. Сможет решать задачи: • Применять на практике полученные знания и умения; • Адаптироваться в условиях современной жизни; Самостоятельно находить решения жизненных ситуаций . Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования и поиска; - адекватное понимания причин успешности /не успешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности /не успешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действия в незнакомом поисковом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения поисковоисследовательской и творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. Интернете; - использовать документы, архив музея, краеведческую литературу, знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; -проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов поисково-исследовательской и творческой деятельности в учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: - развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, творческие способности; сформировать познавательные интересы; расширить знания и представления о традиционных и современных занятиях жителей края и односельчан; - познакомиться с историей происхождения истории села и края, музейных предметов и экспонатов; - использовать ранее изученные материалы в новых комбинациях и сочетаниях; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении выставок и экспозиций музея; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий и навыки работы с информацией. Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения программы объединения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: • Стартовый: позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; • Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех действий до начала его реального выполнения; - поэтапный за правильностью действий; -рефлексивный, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов. • Итоговый контроль: -практические работы; -творческие работы; -участие в школьных и районных выставках. Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Учебно-тематический план № Количество часов Тема п/п всего теория практика 1. Введение в программу 6 6 - 2. Древесные материалы 6 1 5 3. Клеи 6 1 5 4. Инструменты, приспособления, станки 6 1 5 5. Изготовление деталей из древесины 51 2 49 6. Сборка изделий 9 1 8 9 1 8 9 1 8 102 15 87 7. 8. Художественная обработка древесины Отделка изделий Итого: Методическое обеспечение программы 1. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие: - учебного кабинета; - необходимого деревообрабатывающего инструмента и приспособлений; - необходимого станочного оборудования - переносного электроинструмента; - оборудования и принадлежностей для окончательной обработки и отделки деталей и изделий; - необходимого дидактического и раздаточного материалов. 2. Для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые инструменты и приспособления для обработки древесины; приобрести резцы, стамески, сверла различного диаметра и конфигурации; закупить необходимое количество расходного материала (фанера, ДВП, ДСП, МДФ), а также учебные пособия по декоративно-прикладному искусству. Информационное обеспечение программы Литература 1. 2. Основная литература: • • А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины. О.Н. Маркелова. Декоративно-прикладное творчество. • С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования. Рекомендуемая литература: • • • • • • • • Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе. Г.Я. Федотов. Волшебный мир дерева. А.В. Березнев. Резьба по дереву. А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой А.М. Шепелев. Как построить сельский дом. Х.И. Махмутова. Роспись по дереву Материалы журналов: «Юный техник», «Школа и производство», «Сделай сам», «Советы домашнему мастеру» 3. Мультимедийные презентации и материалы интернет-сайтов по данной тематике. Содержание программы. № п/ п. 1. 2. Тема раздела Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля Вводное занятие Охрана труда при производстве художественных изделий. Основы материаловедения. Правила: - поведения и техника безопасности; - пожарной и электробезопасности; - задачи на год Древесина: - основные свойства и Инструктирование. Беседа. Беседа. Практическая пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон,. работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами». 3. - народные художественные традиции; - виды и особенности Виды резьбы по дереву. резьбы; Беседа. Источники орнаментальных - источники узоров. орнаментальных узоров. Демонстрации. 4. Выпиливание лобзиком разновидность оформления изделия. Источники и особенности узоров для выпиливания 5. - Основные свойства материалов; Материалы, инструменты и - характеристики приспособления. Основные инструмента и свойства материалов приспособлений. 6. 7. 8. 9. Технические приёмы выпиливания орнамента. - Особенности работы лобзиком; - источники и особенности узоров для выпиливания. - Подготовка материалов, рисунков; - перевод рисунка на заготовку; - приёмы выпиливания; - способы соединения деталей. -Облицовывание шпоном; - циклевание и шливование; Сборочные и отделочные - устранение дефектов; работы. Облицовывание - сборка изделия; шпоном - прозрачная отделка. - Конструкция, форма изделия; Художественноэстетические - фурнитура; основы выпиливания - виды орнамента лобзиком. Конструкция, применяемые в работах форма изделия лобзиком. Работа над - Основные принципы конструкцией изделия. композиции; Основные принципы - форма и конструкция композиции изделия; - работа над проектом; Беседа. Демонстрации. Практическая работа. Беседа. Практическая работа «Знакомство с видами материалов и инструментом». Практическая работа «Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей». Практическая работа «Сборка и отделка изделий». Беседа. (призентация) Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы. Форма и конструкция изделия Фурнитура, её изготовление, установка. Построение орнамента Назначение и виды орнамента Орнаментальные розетты и полосы Сетчатый 10. орнамент Конструирование 11. различных изделий. Техника выполнения различных 12. конструкций изделий. 13. Отделка изделия Изготовление изделия по 14. выбору учащихся - фурнитура, её изготовление, установка. Изготовление и установка. - Назначение и виды орнамента; - симметрия; - орнаментальные розетты и полосы; - сетчатый орнамент. Практическая работа: «Важнейшие средства и приёмы композиции орнамента». - Плоские, объёмные изделия; - изделия округлой формы; Практическая - изделия со сложным орнаментом. работа: - Плоские изделия; - объёмные изделия. Практическая работа: - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - облицовывание шпоном; - циклевание и шлифование; Практическая работа: - устранение дефектов; «Отделка изделия». - прозрачная отделка. Практическая работа: