14. РП ВНД ООО Деревянное чудо. Ушков С.Ю.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Деревянное чудо» (5-8 классы)

г. Невьянск
2023 год

Актуальность
В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе,
уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметнопрактической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных
программ именно технического и технологического характера.
В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел
очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни.
Направленность программы
Программа внеурочной деятельности «Деревянное чудо» по содержанию является научно-технической,
а по назначению - прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и
закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием
для столярной обработки древесины.
По времени реализации программа рассчитана на1 год. Она является
модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:
- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;
- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова, а также личный опыт педагога.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом
требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и
пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии,
применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам
накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности - работы в
парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и
взаимообучение.
•
•
•
•

Цель программы - воспитание любви к труду;
•
углубленное развитие определенных навыков и способностей, связанных с обработкой дерева;
освоение профессиональных приемов обработки дерева;
формирование художественного вкуса;
развитие ребенка в целом, как гармоничной личности;
•
воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и
грамотно решать их;
•
становление способности творчески перерабатывать накопленный опыт с целью создания
собственного уникального стиля в обработке дерева.

Основные задачи Образовател ьн ые:
• Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
• Обучить практическим навыкам обработки древесины;
• Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий. Развивающие
•
Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления,
творческих способностей обучающихся;
• Развивать художественный вкус, ориентированный на качество готового изделия;
• Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
•
Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам,
оборудованию;
• Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и
взаимовыручки.
Занятия кружка проводятся в виде групповых или индивидуальных занятий для детей 11- 14лет.
Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность
дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические
навыки старших ребят.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление
деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора
способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия.
В программе можно выделить несколько этапов:
- правила организации занятий и правила техники безопасности;
- знакомство с оборудованием, материалами и инструментами;
- изучение способов подготовки деталей к работе;

- изготовление деталей из древесины;
- художественная обработка древесины;
- способы сборки и отделки изделий.
Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для
реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и
психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки
или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей
работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на
выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждый обучающийся будет знать:
• Общие сведения о древесных материалах;
• Назначение и применение инструментов и оборудования;
• Правила техники безопасности при работе;
• Основные способы столярной и токарной обработки древесины;
• Способ художественной обработки;
• Способы сборки и отделки изделия.
Будет уметь:
• С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и станочное
оборудование;
• Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом;
• Применять различные виды сборки и отделки изделий;
• Рационально организовывать свою работу.
Сможет решать задачи:
• Применять на практике полученные знания и умения;
• Адаптироваться в условиях современной жизни; Самостоятельно находить решения
жизненных ситуаций
. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования и поиска;
- адекватное понимания причин успешности /не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного
из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности /не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действия в незнакомом поисковом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся
смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения

поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения поисковоисследовательской и
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. Интернете;
- использовать документы, архив музея, краеведческую литературу, знаки, символы, модели,
схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов поисково-исследовательской и творческой деятельности в
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, творческие способности;
сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных занятиях жителей края и
односельчан;
- познакомиться с историей происхождения истории села и края, музейных предметов и
экспонатов;
- использовать ранее изученные материалы в новых комбинациях и сочетаниях;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать
деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении выставок и экспозиций
музея;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий и навыки работы с информацией.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения программы объединения положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с
учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся
между собой в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
•
Стартовый: позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
•
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех действий до начала его реального выполнения;
- поэтапный за правильностью действий;
-рефлексивный, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание
принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения
фактических результатов.
•
Итоговый контроль:
-практические работы;
-творческие работы;
-участие в школьных и районных выставках.
Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.
Учебно-тематический план
№
Количество часов
Тема
п/п
всего
теория
практика
1.

Введение в программу

6

6

-

2.

Древесные материалы

6

1

5

3.

Клеи

6

1

5

4.

Инструменты, приспособления,
станки

6

1

5

5.

Изготовление деталей из древесины

51

2

49

6.

Сборка изделий

9

1

8

9

1

8

9

1

8

102

15

87

7.
8.

Художественная обработка древесины
Отделка изделий
Итого:

Методическое обеспечение программы
1. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают
наличие:
- учебного кабинета;
- необходимого деревообрабатывающего инструмента и приспособлений;
- необходимого станочного оборудования
- переносного электроинструмента;
- оборудования и принадлежностей для окончательной обработки и отделки деталей и
изделий;
- необходимого дидактического и раздаточного материалов.
2. Для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые
инструменты и приспособления для обработки древесины; приобрести резцы, стамески,
сверла различного диаметра и конфигурации; закупить необходимое количество
расходного материала
(фанера, ДВП, ДСП, МДФ), а также учебные пособия по декоративно-прикладному
искусству.
Информационное обеспечение программы
Литература
1.

2.

Основная литература:
•
•

А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины.
О.Н. Маркелова. Декоративно-прикладное творчество.

•

С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования.

Рекомендуемая литература:
•
•
•
•
•
•
•
•

Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии
А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе.
Г.Я. Федотов. Волшебный мир дерева.
А.В. Березнев. Резьба по дереву.
А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой
А.М. Шепелев. Как построить сельский дом.
Х.И. Махмутова. Роспись по дереву
Материалы журналов: «Юный техник»,
«Школа и производство»,
«Сделай сам»,
«Советы домашнему мастеру»

3. Мультимедийные презентации и материалы интернет-сайтов по данной
тематике.
Содержание программы.
№
п/
п.

1.
2.

Тема раздела

Основные вопросы
рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля

Вводное занятие Охрана
труда при производстве
художественных изделий.
Основы
материаловедения.

Правила:
- поведения и техника
безопасности;
- пожарной и
электробезопасности;
- задачи на год
Древесина:
- основные свойства и

Инструктирование.
Беседа.
Беседа.
Практическая

пороки;
- характеристика пород;
- фанера, шпон,.

работа:
«Знакомство с
породами и
свойствами
древесины,
отделочными
материалами».

3.

- народные художественные
традиции;
- виды и особенности
Виды резьбы по дереву.
резьбы;
Беседа.
Источники орнаментальных - источники
узоров.
орнаментальных узоров.
Демонстрации.

4.

Выпиливание лобзиком разновидность оформления
изделия. Источники и
особенности узоров для
выпиливания

5.

- Основные свойства
материалов;
Материалы, инструменты и - характеристики
приспособления. Основные инструмента и
свойства материалов
приспособлений.

6.

7.

8.

9.

Технические приёмы
выпиливания
орнамента.

- Особенности работы
лобзиком;
- источники и особенности
узоров для выпиливания.

- Подготовка материалов,
рисунков;
- перевод рисунка на
заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения
деталей.

-Облицовывание
шпоном;
- циклевание и шливование;
Сборочные и отделочные
- устранение дефектов;
работы. Облицовывание
- сборка изделия;
шпоном
- прозрачная отделка.
- Конструкция, форма
изделия;
Художественноэстетические - фурнитура;
основы выпиливания
- виды орнамента
лобзиком. Конструкция,
применяемые в работах
форма изделия
лобзиком.
Работа над
- Основные принципы
конструкцией изделия.
композиции;
Основные принципы
- форма и конструкция
композиции
изделия;
- работа над проектом;

Беседа.
Демонстрации.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа
«Знакомство с видами материалов и
инструментом».
Практическая
работа
«Подготовка
материалов.
Приёмы
выпиливания.
Способы
соединения
деталей».

Практическая
работа
«Сборка и отделка изделий».

Беседа.
(призентация)

Практическая работа: «Построение
композиции. Разработка формы.

Форма и конструкция
изделия Фурнитура, её
изготовление, установка.
Построение орнамента
Назначение и виды
орнамента Орнаментальные
розетты и полосы Сетчатый
10. орнамент

Конструирование
11. различных изделий.
Техника выполнения
различных
12. конструкций изделий.

13. Отделка изделия
Изготовление изделия по
14. выбору учащихся

- фурнитура, её
изготовление,
установка.

Изготовление и установка.

- Назначение и виды
орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и
полосы;
- сетчатый орнамент.

Практическая
работа:
«Важнейшие
средства и приёмы
композиции
орнамента».

- Плоские, объёмные
изделия;
- изделия округлой формы;
Практическая
- изделия со сложным
орнаментом.
работа:
- Плоские изделия;
- объёмные изделия.

Практическая
работа:

- Отделочные материалы;
- нетрадиционные
материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование; Практическая
работа:
- устранение дефектов;
«Отделка изделия».
- прозрачная отделка.
Практическая
работа:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».