12. РП ВНД ООО Физика в задачах и экспериментах. Аракчеева Н.А.

Приложение № _____________ к образовательной программе основногообщего образования МАОУ СОШ № 6 г.
Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Физика в задачах и экспериментах»
для учащихся 8 классов

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в
задачах и экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности
обучающихся 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный
2. Приказ

«Об

закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273

Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897

утверждении

федерального

государственного

общеобразовательного

стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644,
от 31.12.2015 №1577).
3. Программа

основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:

А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие
программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2017. – 400с.,
стр.4.
В Федеральном государственном образовательном указано, что одним из
универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать
умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых
и

косвенных

измерений

с

использованием

аналоговых

и

цифровых

измерительных приборов».
1.

Место курса в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В
рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы
обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
образовательных программ основного общего образования.
Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по
физике

«Физика

в

задачах

и

экспериментах»

способствует

общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 8-х
классов.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на
1 год обучения (1 час в неделю).

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает
одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно
способствует формированию знаний об основных методах научного познания
окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей,
формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и
техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у
учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих
динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к
личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать
наилучшие

условия

склонностей

и

для

развития

способностей

индивидуализация

и

в

и

максимальной

настоящем

дифференциация

и

реализации

его

будущем. Гуманизация,

образовательной

политики

стали

средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным
потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие
качества

личности.

Учитель

при

этом

становится

организатором

познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии
личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения,
которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и
интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с
одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить
потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
2.Цель программы.
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности
каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по
физике «Физика в задачах и экспериментах», можно достичь основной цели развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению,
интеллектуальной,

научной

и

практической

самостоятельности,

познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой
организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности

в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими
интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной

науки.

Экспериментальная

деятельность

будет

способствовать

развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать,
экспериментировать
совершенствовать
определённым

в

условиях

школьной

лаборатории,

а

также

навыки

аргументации

собственной

позиции

по

вопросам.

Содержание

программы

соответствует

познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание

занятий

представляет

собой

введение

в

мир

экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и
научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы
научного познания. В условиях реализации образовательной программы
широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного
эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный
(феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления.
Эти

переживания

пробуждают

и

побуждают

процесс

мышления.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими

за

рамки

школьной

программы,

расширить

целостное

представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные
навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Необходимо построить обучение так, чтобы максимально развить
заложенные

природой

способности

ученика

к

определённым

видам

деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по
себе, вне сферы обучения и вне деятельности они развиваться не могут.
3.Концепция курса.
Основным

направлением

программы

является

комплексный

подход,

направленный на достижение обучающимися личностных и метапредметных
результатов, получение знаний, умений и навыков в процессе занятий

внеурочной деятельности на базе теоретического материала, рассмотренного на
уроках в школе.
Курс «Физика в задачах и экспериментах» ориентирован, прежде всего,
на

организацию

самостоятельной
представлена

самостоятельного
практической

система

познавательного

деятельности

практических

заданий

учащихся.
постепенно

процесса
В

и

программе

возрастающей

сложности по курсу физики основной школы. Курс предусматривает решение
теоретических и практических задач на основе систематизации имеющегося
теоретического багажа знаний по физике и математике, знакомство с
основными методами решения физических задач, выработку навыков решения
нестандартных заданий, проектирование и создание приборов и физических
устройств.
В программе реализуются межпредметные связи с химией, биологией,
историей, литературой, географией; создаются условия для активизации
познавательного

интереса

учащихся,

развития

их

интеллектуальных,

творческих способностей в процессе решения физических задач, прикладной
практической деятельности и самостоятельного приобретения новых знаний.
4.Основные задачи
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач.
Основные задачи внеурочной деятельности по физики:


выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к

различным видам деятельности;


формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с

которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;


формирование представления о научном методе познания;



развитие интереса к исследовательской деятельности;



развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;



развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и

энциклопедиями;


создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных

универсальных учебных действий в урочное время;


развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;



расширение рамок общения с социумом.



формирование навыков построения физических моделей и определения

границ их применимости.


совершенствование

умений

применять

знания

по

физике

для

объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач,
самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания, использования современных информационных технологий;


использование приобретённых знаний и умений для решения практических,

жизненных задач;


включение

учащихся

в

разнообразную

деятельность:

теоретическую,

практическую, аналитическую, поисковую;


выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы

учебной работы;


развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых

различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Содержание курса внеурочной деятельности
1.

Физический

метод

изучения

природы:

деления

приборов,

снятие

теоретический

и

экспериментальный (3).
Определение

цены

показаний.

Определение

погрешностей измерений.
2.

Тепловые явления и методы их исследования (8).

Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач
на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для
регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердева ния.
Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности
воздуха.
Электрические явления и методы их исследования (8).
Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи.
Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.
Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение
задач на закон Джоуля-Ленца.
Электромагнитные явления (5).
Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств
электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач.
Оптика (8).
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света.
Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической
силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света.
Наблюдени е полного отражения света.
Подготовка и проведение итоговой конференции (2).
Индивидуальная работа по подготовке проекта к презентации

Учебный план
№

Тем

Количе

п/п

а

ство
часов

1

Физический метод изучения природы:

Всего

Теория

Практика

3

1

2

теоретический и экспериментальный
2

Тепловые явления

7

2

5

3

Изменения агрегатных состояний веществ

6

1

5

4

Электрические явления

12

5

7

5

Подготовка и проведение итоговой

6

-

6

34

9

25

конференции
Итого:

Планируемые результаты освоения учебного предмета
После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и
экспериментах» обучающиеся:
• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных,
нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
• выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить
измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания,
соблюдать правила техники безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках
физики в основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в
кабинете физики.
• совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания
исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при
выступлениях на научно - практических конференциях различных уровней.
• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу
научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута,
дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное эмоциональное отношение к окружающей природе и самому
себе
как части природы
Обучающийся получит возможность для формирования:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
доказывать
собственную точку зрения;
- самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результаты:

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- ставить цель с помощью учителя;
- планировать решение учебной задачи с помощью учителя;
-

определять

необходимые

действие(я)

в

соответствии

с

учебной

и

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
- осуществлять контроль деятельности («что сделано», «чему я научился»);
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- планировать самостоятельную учебную деятельность;
- ставить учебные цели;
- овладеть умениями саморегуляции.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
2. Познавательные УУД:
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения
практической задачи
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- работать со справочной литературой;
- использовать научно-популярную и художественную литературу для поиска
информации в соответствии с целью учебной задачи;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
- выдвигать гипотезы и проверять их;
- строить цепочки логических рассуждений по схеме (если ¼, то ¼);
Учащиеся получат возможность:
- научиться выполнять анализ и др. логические УУД;
-

работать

с

различными

источниками

информации

для

достижения

познавательной цели.
3. Коммуникативные УУД.:
Учащиеся научатся:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой практической задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-

целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Учащиеся получат возможность:
- Развить коммуникативную, информационную компетентность.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
-ставить цели, задачи;
-объяснять природные явления;
- пользоваться дополнительными источниками информации;
- приобрести навыки работы с приборами общего назначения: весами,
барометром,
термометром, ареометром и др.;
-подготовить доклады и изготовить самодельные приборы;
Учащийся получит возможность научиться:
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
- работать с физическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
применяя физическую терминологию и символику, использовать различные языки
физики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить
классификацию;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для
построения поисковой схемы и решения задач;
- моделировать рассуждения при поиске выполнения практической задачи с
помощью граф- схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и
экспериментах»

предполагает

индивидуальную

и

групповую

работу

обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента,
самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и
оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа
предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация
способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной
позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только
ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые
активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
В начале учебного года обучающимся предлагаются темы для проектно –
исследовательской деятельности. Обучающиеся объединяются в группы или
работают самостоятельно над проектом в течение учебного года, получая
консультации

учителя

и

имея

возможность

обсудить

промежуточные

результаты в группе на еженедельных занятиях. В рамках еженедельных
занятий обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают
результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и
типов.

Календарно-тематический план

№ урока
1.
2
3

Тема урока
Вводное занятие. Цели и задачи внеурочного курса физики
Экспериментальная работа № 1
«Определение цены деления приборов, снятие показаний».
Определение погрешностей измерения.
Решение качественных задач.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

4

Демонстрационные опыты на способы изменения внутренней энергии

5

Экспериментальная работа №2 «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий».

6

Экспериментальная работа№3 «Исследование зависимости распространения теплоты вдоль проволоки от ее
толщины»

7

Демонстрационные опыты по теме виды теплопередачи

8

Экспериментальная работа №4 «Как измерить количество теплоты»

9
10

Экспериментальная работа №5 «Сравнение количеств теплоты отдаваемых при остывании воды и растительного
масла»
Экспериментальная работа №6 «Измерение удельной теплоемкости различных веществ»
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА

11
12

Демонстрационные опыты по теме испарение тел
Экспериментальная работа №7 «Наблюдение за нагреванием и кипением воды и построение графика
температуры»

13

Экспериментальная работа №8 «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда»

14

Экспериментальная работа №9 «Исследование быстроты замерзания горячей и холодной воды»

15

Экспериментальная работа № 10 «Определение процентного содержания снега в воде».

16

Экспериментальная работа № 11 «Определение теплоты плавления льда».
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

17

Демонстрационные опыты по теме электризация тел

18

Демонстрационные опыты «Необычная цепь»

19

Экспериментальная работа № 12 «Сборка электрической цепи»

20

Экспериментальная работа №13 «Определение удельного сопротивления различных проводников»

21

Экспериментальная работа № 14 «Последовательное и параллельное соединение проводников»

22

Решение задач на смешанное соединения проводников

23

Экспериментальная работа №15 «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других
домашних электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии»

24

Экспериментальная работа №16 «Измерение КПД кипятильника»

25

Демонстрационные опыты на магнитные явления

26

Демонстрационные опыты по оптике

27

Экспериментальная работа №3 «Наблюдение полного отражения света»

28

Экспериментальная работа №3 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

29

Проект по выбору «Физика на кухне», «Занимательные опыты»

30

Оформление проекта

31

Защита проекта

32

Защита проекта

33

Игра «Умники и умницы»

34

Итоговый урок

Результаты деятельности
1. Участие в декаде естественно-научного цикла (выставка работ, турнир юных
физиков).
2. Участие в научно-исследовательской конференции (защита проекта).
3. Участие в ФизКвизе.
4. Участие в инженерных соревнованиях по физике.
5. Игра «Умники и умницы»
5. Повышение результатов ВПР по физике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».