Приложение № _____________ к образовательной программе основногообщего образования МАОУ СОШ № 6 г.
Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Физика в задачах и экспериментах»
для учащихся 8 классов
г. Невьянск
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в
задачах и экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности
обучающихся 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный
2. Приказ
«Об
закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
утверждении
федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644,
от 31.12.2015 №1577).
3. Программа
основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:
А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие
программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2017. – 400с.,
стр.4.
В Федеральном государственном образовательном указано, что одним из
универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать
умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых
и
косвенных
измерений
с
использованием
аналоговых
и
цифровых
измерительных приборов».
1.
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В
рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы
обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
образовательных программ основного общего образования.
Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по
физике
«Физика
в
задачах
и
экспериментах»
способствует
общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 8-х
классов.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на
1 год обучения (1 час в неделю).
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает
одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно
способствует формированию знаний об основных методах научного познания
окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей,
формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и
техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у
учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих
динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к
личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать
наилучшие
условия
склонностей
и
для
развития
способностей
индивидуализация
и
в
и
максимальной
настоящем
дифференциация
и
реализации
его
будущем. Гуманизация,
образовательной
политики
стали
средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным
потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие
качества
личности.
Учитель
при
этом
становится
организатором
познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии
личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения,
которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и
интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с
одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить
потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
2.Цель программы.
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности
каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по
физике «Физика в задачах и экспериментах», можно достичь основной цели развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению,
интеллектуальной,
научной
и
практической
самостоятельности,
познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой
организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности
в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими
интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной
науки.
Экспериментальная
деятельность
будет
способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать,
экспериментировать
совершенствовать
определённым
в
условиях
школьной
лаборатории,
а
также
навыки
аргументации
собственной
позиции
по
вопросам.
Содержание
программы
соответствует
познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание
занятий
представляет
собой
введение
в
мир
экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и
научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы
научного познания. В условиях реализации образовательной программы
широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного
эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный
(феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления.
Эти
переживания
пробуждают
и
побуждают
процесс
мышления.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими
за
рамки
школьной
программы,
расширить
целостное
представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные
навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Необходимо построить обучение так, чтобы максимально развить
заложенные
природой
способности
ученика
к
определённым
видам
деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по
себе, вне сферы обучения и вне деятельности они развиваться не могут.
3.Концепция курса.
Основным
направлением
программы
является
комплексный
подход,
направленный на достижение обучающимися личностных и метапредметных
результатов, получение знаний, умений и навыков в процессе занятий
внеурочной деятельности на базе теоретического материала, рассмотренного на
уроках в школе.
Курс «Физика в задачах и экспериментах» ориентирован, прежде всего,
на
организацию
самостоятельной
представлена
самостоятельного
практической
система
познавательного
деятельности
практических
заданий
учащихся.
постепенно
процесса
В
и
программе
возрастающей
сложности по курсу физики основной школы. Курс предусматривает решение
теоретических и практических задач на основе систематизации имеющегося
теоретического багажа знаний по физике и математике, знакомство с
основными методами решения физических задач, выработку навыков решения
нестандартных заданий, проектирование и создание приборов и физических
устройств.
В программе реализуются межпредметные связи с химией, биологией,
историей, литературой, географией; создаются условия для активизации
познавательного
интереса
учащихся,
развития
их
интеллектуальных,
творческих способностей в процессе решения физических задач, прикладной
практической деятельности и самостоятельного приобретения новых знаний.
4.Основные задачи
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач.
Основные задачи внеурочной деятельности по физики:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к
различным видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с
которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и
энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных
универсальных учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
формирование навыков построения физических моделей и определения
границ их применимости.
совершенствование
умений
применять
знания
по
физике
для
объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач,
самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических,
жизненных задач;
включение
учащихся
в
разнообразную
деятельность:
теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы
учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых
различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Содержание курса внеурочной деятельности
1.
Физический
метод
изучения
природы:
деления
приборов,
снятие
теоретический
и
экспериментальный (3).
Определение
цены
показаний.
Определение
погрешностей измерений.
2.
Тепловые явления и методы их исследования (8).
Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач
на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для
регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердева ния.
Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности
воздуха.
Электрические явления и методы их исследования (8).
Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи.
Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.
Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение
задач на закон Джоуля-Ленца.
Электромагнитные явления (5).
Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств
электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач.
Оптика (8).
Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света.
Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической
силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света.
Наблюдени е полного отражения света.
Подготовка и проведение итоговой конференции (2).
Индивидуальная работа по подготовке проекта к презентации
Учебный план
№
Тем
Количе
п/п
а
ство
часов
1
Физический метод изучения природы:
Всего
Теория
Практика
3
1
2
теоретический и экспериментальный
2
Тепловые явления
7
2
5
3
Изменения агрегатных состояний веществ
6
1
5
4
Электрические явления
12
5
7
5
Подготовка и проведение итоговой
6
-
6
34
9
25
конференции
Итого:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и
экспериментах» обучающиеся:
• систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных,
нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;
• выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
• совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить
измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания,
соблюдать правила техники безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках
физики в основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в
кабинете физики.
• совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания
исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при
выступлениях на научно - практических конференциях различных уровней.
• определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу
научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута,
дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное эмоциональное отношение к окружающей природе и самому
себе
как части природы
Обучающийся получит возможность для формирования:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
доказывать
собственную точку зрения;
- самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- ставить цель с помощью учителя;
- планировать решение учебной задачи с помощью учителя;
-
определять
необходимые
действие(я)
в
соответствии
с
учебной
и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
- осуществлять контроль деятельности («что сделано», «чему я научился»);
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- планировать самостоятельную учебную деятельность;
- ставить учебные цели;
- овладеть умениями саморегуляции.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
2. Познавательные УУД:
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения
практической задачи
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- работать со справочной литературой;
- использовать научно-популярную и художественную литературу для поиска
информации в соответствии с целью учебной задачи;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
- выдвигать гипотезы и проверять их;
- строить цепочки логических рассуждений по схеме (если ¼, то ¼);
Учащиеся получат возможность:
- научиться выполнять анализ и др. логические УУД;
-
работать
с
различными
источниками
информации
для
достижения
познавательной цели.
3. Коммуникативные УУД.:
Учащиеся научатся:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой практической задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-
целенаправленно
искать
и
использовать
информационные
ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Учащиеся получат возможность:
- Развить коммуникативную, информационную компетентность.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
-ставить цели, задачи;
-объяснять природные явления;
- пользоваться дополнительными источниками информации;
- приобрести навыки работы с приборами общего назначения: весами,
барометром,
термометром, ареометром и др.;
-подготовить доклады и изготовить самодельные приборы;
Учащийся получит возможность научиться:
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
- работать с физическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
применяя физическую терминологию и символику, использовать различные языки
физики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить
классификацию;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для
построения поисковой схемы и решения задач;
- моделировать рассуждения при поиске выполнения практической задачи с
помощью граф- схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и
экспериментах»
предполагает
индивидуальную
и
групповую
работу
обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента,
самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и
оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа
предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация
способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной
позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только
ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые
активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор.
В начале учебного года обучающимся предлагаются темы для проектно –
исследовательской деятельности. Обучающиеся объединяются в группы или
работают самостоятельно над проектом в течение учебного года, получая
консультации
учителя
и
имея
возможность
обсудить
промежуточные
результаты в группе на еженедельных занятиях. В рамках еженедельных
занятий обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают
результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и
типов.
Календарно-тематический план
№ урока
1.
2
3
Тема урока
Вводное занятие. Цели и задачи внеурочного курса физики
Экспериментальная работа № 1
«Определение цены деления приборов, снятие показаний».
Определение погрешностей измерения.
Решение качественных задач.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
4
Демонстрационные опыты на способы изменения внутренней энергии
5
Экспериментальная работа №2 «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий».
6
Экспериментальная работа№3 «Исследование зависимости распространения теплоты вдоль проволоки от ее
толщины»
7
Демонстрационные опыты по теме виды теплопередачи
8
Экспериментальная работа №4 «Как измерить количество теплоты»
9
10
Экспериментальная работа №5 «Сравнение количеств теплоты отдаваемых при остывании воды и растительного
масла»
Экспериментальная работа №6 «Измерение удельной теплоемкости различных веществ»
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА
11
12
Демонстрационные опыты по теме испарение тел
Экспериментальная работа №7 «Наблюдение за нагреванием и кипением воды и построение графика
температуры»
13
Экспериментальная работа №8 «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда»
14
Экспериментальная работа №9 «Исследование быстроты замерзания горячей и холодной воды»
15
Экспериментальная работа № 10 «Определение процентного содержания снега в воде».
16
Экспериментальная работа № 11 «Определение теплоты плавления льда».
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
17
Демонстрационные опыты по теме электризация тел
18
Демонстрационные опыты «Необычная цепь»
19
Экспериментальная работа № 12 «Сборка электрической цепи»
20
Экспериментальная работа №13 «Определение удельного сопротивления различных проводников»
21
Экспериментальная работа № 14 «Последовательное и параллельное соединение проводников»
22
Решение задач на смешанное соединения проводников
23
Экспериментальная работа №15 «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других
домашних электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии»
24
Экспериментальная работа №16 «Измерение КПД кипятильника»
25
Демонстрационные опыты на магнитные явления
26
Демонстрационные опыты по оптике
27
Экспериментальная работа №3 «Наблюдение полного отражения света»
28
Экспериментальная работа №3 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
29
Проект по выбору «Физика на кухне», «Занимательные опыты»
30
Оформление проекта
31
Защита проекта
32
Защита проекта
33
Игра «Умники и умницы»
34
Итоговый урок
Результаты деятельности
1. Участие в декаде естественно-научного цикла (выставка работ, турнир юных
физиков).
2. Участие в научно-исследовательской конференции (защита проекта).
3. Участие в ФизКвизе.
4. Участие в инженерных соревнованиях по физике.
5. Игра «Умники и умницы»
5. Повышение результатов ВПР по физике.