Приложение № _____________ к образовательной программе основногообщего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Физика в задачах и экспериментах» для учащихся 8 классов г. Невьянск 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный 2. Приказ «Об закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577). 3. Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2017. – 400с., стр.4. В Федеральном государственном образовательном указано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». 1. Место курса в образовательном процессе. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах» способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся 8-х классов. Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия склонностей и для развития способностей индивидуализация и в и максимальной настоящем дифференциация и реализации его будущем. Гуманизация, образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи. Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. 2.Цель программы. Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах и экспериментах», можно достичь основной цели развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать совершенствовать определённым в условиях школьной лаборатории, а также навыки аргументации собственной позиции по вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе. Необходимо построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к определённым видам деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне сферы обучения и вне деятельности они развиваться не могут. 3.Концепция курса. Основным направлением программы является комплексный подход, направленный на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов, получение знаний, умений и навыков в процессе занятий внеурочной деятельности на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе. Курс «Физика в задачах и экспериментах» ориентирован, прежде всего, на организацию самостоятельной представлена самостоятельного практической система познавательного деятельности практических заданий учащихся. постепенно процесса В и программе возрастающей сложности по курсу физики основной школы. Курс предусматривает решение теоретических и практических задач на основе систематизации имеющегося теоретического багажа знаний по физике и математике, знакомство с основными методами решения физических задач, выработку навыков решения нестандартных заданий, проектирование и создание приборов и физических устройств. В программе реализуются межпредметные связи с химией, биологией, историей, литературой, географией; создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, развития их интеллектуальных, творческих способностей в процессе решения физических задач, прикладной практической деятельности и самостоятельного приобретения новых знаний. 4.Основные задачи Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни; формирование представления о научном методе познания; развитие интереса к исследовательской деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом. формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости. совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий; использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач; включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую; выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы; развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью. Содержание курса внеурочной деятельности 1. Физический метод изучения природы: деления приборов, снятие теоретический и экспериментальный (3). Определение цены показаний. Определение погрешностей измерений. 2. Тепловые явления и методы их исследования (8). Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Решение задач на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердева ния. Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха. Электрические явления и методы их исследования (8). Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение задач на закон Джоуля-Ленца. Электромагнитные явления (5). Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Изучение свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных задач. Оптика (8). Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света. Наблюдени е полного отражения света. Подготовка и проведение итоговой конференции (2). Индивидуальная работа по подготовке проекта к презентации Учебный план № Тем Количе п/п а ство часов 1 Физический метод изучения природы: Всего Теория Практика 3 1 2 теоретический и экспериментальный 2 Тепловые явления 7 2 5 3 Изменения агрегатных состояний веществ 6 1 5 4 Электрические явления 12 5 7 5 Подготовка и проведение итоговой 6 - 6 34 9 25 конференции Итого: Планируемые результаты освоения учебного предмета После изучения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» обучающиеся: • систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами; • выработают индивидуальный стиль решения физических задач. • совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать показания, соблюдать правила техники безопасности); • научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе; • разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики. • совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно - практических конференциях различных уровней. • определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе. Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: - положительное эмоциональное отношение к окружающей природе и самому себе как части природы Обучающийся получит возможность для формирования: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения; - самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. Метапредметными результаты: Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - ставить цель с помощью учителя; - планировать решение учебной задачи с помощью учителя; - определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - осуществлять контроль деятельности («что сделано», «чему я научился»); - ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Обучающиеся получат возможность: - планировать самостоятельную учебную деятельность; - ставить учебные цели; - овладеть умениями саморегуляции. - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; 2. Познавательные УУД: - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения практической задачи - презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; - работать со справочной литературой; - использовать научно-популярную и художественную литературу для поиска информации в соответствии с целью учебной задачи; - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; - соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. - выдвигать гипотезы и проверять их; - строить цепочки логических рассуждений по схеме (если ¼, то ¼); Учащиеся получат возможность: - научиться выполнять анализ и др. логические УУД; - работать с различными источниками информации для достижения познавательной цели. 3. Коммуникативные УУД.: Учащиеся научатся: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой практической задачей; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Учащиеся получат возможность: - Развить коммуникативную, информационную компетентность. Предметные результаты: Учащийся научится: -ставить цели, задачи; -объяснять природные явления; - пользоваться дополнительными источниками информации; - приобрести навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром и др.; -подготовить доклады и изготовить самодельные приборы; Учащийся получит возможность научиться: - строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики; - работать с физическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя физическую терминологию и символику, использовать различные языки физики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию; - использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач; - моделировать рассуждения при поиске выполнения практической задачи с помощью граф- схемы; - выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный выбор. В начале учебного года обучающимся предлагаются темы для проектно – исследовательской деятельности. Обучающиеся объединяются в группы или работают самостоятельно над проектом в течение учебного года, получая консультации учителя и имея возможность обсудить промежуточные результаты в группе на еженедельных занятиях. В рамках еженедельных занятий обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и типов. Календарно-тематический план № урока 1. 2 3 Тема урока Вводное занятие. Цели и задачи внеурочного курса физики Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления приборов, снятие показаний». Определение погрешностей измерения. Решение качественных задач. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ 4 Демонстрационные опыты на способы изменения внутренней энергии 5 Экспериментальная работа №2 «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий». 6 Экспериментальная работа№3 «Исследование зависимости распространения теплоты вдоль проволоки от ее толщины» 7 Демонстрационные опыты по теме виды теплопередачи 8 Экспериментальная работа №4 «Как измерить количество теплоты» 9 10 Экспериментальная работа №5 «Сравнение количеств теплоты отдаваемых при остывании воды и растительного масла» Экспериментальная работа №6 «Измерение удельной теплоемкости различных веществ» ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА 11 12 Демонстрационные опыты по теме испарение тел Экспериментальная работа №7 «Наблюдение за нагреванием и кипением воды и построение графика температуры» 13 Экспериментальная работа №8 «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда» 14 Экспериментальная работа №9 «Исследование быстроты замерзания горячей и холодной воды» 15 Экспериментальная работа № 10 «Определение процентного содержания снега в воде». 16 Экспериментальная работа № 11 «Определение теплоты плавления льда». ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 17 Демонстрационные опыты по теме электризация тел 18 Демонстрационные опыты «Необычная цепь» 19 Экспериментальная работа № 12 «Сборка электрической цепи» 20 Экспериментальная работа №13 «Определение удельного сопротивления различных проводников» 21 Экспериментальная работа № 14 «Последовательное и параллельное соединение проводников» 22 Решение задач на смешанное соединения проводников 23 Экспериментальная работа №15 «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других домашних электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии» 24 Экспериментальная работа №16 «Измерение КПД кипятильника» 25 Демонстрационные опыты на магнитные явления 26 Демонстрационные опыты по оптике 27 Экспериментальная работа №3 «Наблюдение полного отражения света» 28 Экспериментальная работа №3 «Наблюдение интерференции и дифракции света» 29 Проект по выбору «Физика на кухне», «Занимательные опыты» 30 Оформление проекта 31 Защита проекта 32 Защита проекта 33 Игра «Умники и умницы» 34 Итоговый урок Результаты деятельности 1. Участие в декаде естественно-научного цикла (выставка работ, турнир юных физиков). 2. Участие в научно-исследовательской конференции (защита проекта). 3. Участие в ФизКвизе. 4. Участие в инженерных соревнованиях по физике. 5. Игра «Умники и умницы» 5. Повышение результатов ВПР по физике.