08. РП ВНД ООО Дорога к доброму здоровью. Волков Н.В

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Дорога к доброму здоровью» (5-9 классы)

г. Невьянск
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Направленность внеурочной образовательной программы.
Данная программа носит физкультурно-спортивную направленность.
2. Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье,
является рациональная двигательная активность. Двигательные действия
являются мощным фактором, повышающим адаптационные возможности
организма, расширяющим функциональные резервы.
Программа внеурочной деятельности, общей физической подготовки
составлена на основе материала, который дети изучают на уроках
физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом
интересов детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в
повседневной жизни (в зависимости от возраста, пола, времени года и
местных особенностей).
Основой ОФП являются развитие двигательных качеств человека быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости посредством физических
упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений с элементами
гимнастики и акробатики, прикладных видов спорта.
Программа внеурочной деятельности ОФП на базе МБОУ СОШ №6,
рассчитана на учащихся в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. Она
предусматривает проведение теоретических и практических учебнотренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений
и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения
сообщаются в процессе практических занятий).
Занятия внеурочно деятельностью общей физической подготовки
являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью
укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения
всестороннего развития, широкого овладения физической культурой;
приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься
физической культурой, формирования моральных и волевых качеств.
Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов,
огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно
заниматься повсюду и в любое время года. Заниматься в секции может
каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к
занятиям.
Начальное изучение учащихся проводится при записи в секцию, во
время беседы с ребёнком, с родителями; в процессе медицинского осмотра; в

процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам
контрольных упражнений.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой
предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение
контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и
судейская практика.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы
завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного
материала.
Данная программа основывается на комплексном подходе обучения и
оздоровления учащихся МБОУ СОШ № 6.
Детям предоставляется возможность из большого количества
упражнений и игр выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает
возможность каждому учащемуся относится к обучению более сознательно
и активно.
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений,
поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными
особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые
изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть
сохранены.
Целью данной программы является:
 Развитие и формирование всестороннего развития личности
дошкольника.
 увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста,
формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой, к здоровому образу жизни.
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по
истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и
самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской
помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и
организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения
на спортивных сооружениях.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить
двигательные навыки к занятиям не только физической культурой, но и
выбрать в дальнейшем тот вид спорта. Программа способствует развитию
интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.

Задачи программы:
1 развитие основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости,
гибкости, выносливости) и их сочетаний;
2 формирование и совершенствование двигательных умений и навыков,
обучение новым видам движений, основанные на приобретенных знаниях и
мотивации к выполнению физических упражнений;
3 формирование гигиенических навыков, приемов закаливания;
профилактика и коррекция отклонений в развитии опорно-двигательного
аппарата (негативных изменений позвоночного столба, свода стопы и
других);
4 воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, навыков культурного и физически компетентного
общественного поведения;
5 формирование привычки заботиться о своем здоровье в повседневной
жизни, навыков организации самостоятельной двигательной активности.
6 совершенствование спортивных навыков у наиболее способных и
подготовленных детей.
Особенности методики данной программы:
обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом
здоровья, физического развития, пола двигательной подготовленности детей
соответствующего возраста;
 достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий,
комплексного подбора учебного материала на каждом занятии;
 эмоциональности образовательной и инструктивной направленности
учебных занятий;
 формирование у детей навыков и умений в проведении
самостоятельных занятий.
Цель внедрения инновационного продукта в деятельность образовательного
учреждения – построение здоровье созидающей образовательной среды
через организацию системы дополнительного образования физической
культуры оздоровительной направленности. Новизна программы состоит в
идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий:
классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
Особенности данной программы от уже существующих в этой области в
том, что она дает возможность для поиска новых эффективных форм
организации и обеспечения высокого качества учебного процесса,

деликатное содействие устранению недостатков физического развития
дошкольников, укрепление здоровья воспитанников с помощью условий
естественной среды (воздух, солнце, земля, вода, снег).
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно
смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты обучения:
 владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным
и половым нормативам;
 владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
 владение знаниями по основам организации и проведения занятий
физической
культурой
оздоровительной
и
тренировочной
направленности, составлению содержания занятий в соответствии с
собственными задачами, индивидуальными особенностями физического
развития и физической подготовленности.
 способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
 способность
активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
 умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы
на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
 умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;

умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
 умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и
спортивным соревнованиям.
 обладать красивой (правильной) осанкой, умение ее длительно
сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
обладать хорошим телосложением, желанием поддерживать его в рамках
принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой.


Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе
освоения
учебного
предмета
«Физическая
культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
 знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
 знание основных направлений развития физической культуры в
обществе, их целей, задач и форм организации;
 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры
в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
 способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий физической культурой, доброжелательное и
уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей
их здоровья, физической и технической подготовленности;





















умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное
отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест
занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации
на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической
нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
способность
организовывать
самостоятельные
занятия
по
формированию
культуры
движений,
подбирать
упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности,
режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической
культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их
организации и проведения;









способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с
различной педагогической направленностью, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных
особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания
предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и
в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
 понимание
физической
культуры
как
явления
культуры,
способствующего развитию целостной личности человека, сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
 понимание
здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации
человека,
расширяющего
свободу
выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность
творческой активности;
 понимание физической культуры как средства организации здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного
(отклоняющегося) поведения.























В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии
здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих
целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий;
рациональное
планирование
учебной
деятельности,
умение
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе
учебной деятельности, активное использование занятий физической
культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;









владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной
и
физкультурно-оздоровительной
деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.

Планируемые результаты освоения раздела: знания о физической
культуре









Ученик научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры,
выделять исторические этапы ее развития, характеризовать
основные направления и формы ее организации в современном
обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа
жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической подготовленностью,
формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры,
применять их в процессе совместных занятий физическими
упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью
особенности выполнения техники двигательных действий и
физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать
содержание
самостоятельных
занятий
физическими упражнениями, определять их направленность и





формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня
и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и
подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы
одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной
помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями.

Ученик получит возможность научиться:
 характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль
Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского
движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских
игр;
 характеризовать исторические вехи развития отечественного
спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу
Российскому спорту;
 определять
признаки положительного влияния занятий
физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать
связь между развитием физических качеств и основных систем
организма.
Планируемые результаты освоения раздела: способы двигательной
(физкультурной) деятельности







Ученик научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и
спортивные соревнования для организации индивидуального
отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения
уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной,
тренирующей и корригирующей направленности, подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей
и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной
направленности, планировать их последовательность и дозировку в
процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и
развитию физических качеств;

самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным
действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять
ошибки и своевременно устранять их;
 тестировать показатели физического развития и основных
физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами,
контролировать особенности их динамики в процессе
самостоятельных занятий физической подготовкой;
 взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной
учебной деятельности, оказывать помощь в организации и
проведении занятий, освоении новых двигательных действия,
развитии физических качеств, тестировании физического развития
и физической подготовленности.
Ученик получит возможность научиться:
 вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него
оформление планов проведения самостоятельных занятий
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
 проводить занятия физической культурой с использованием
оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и
туристических походов, обеспечивать их оздоровительную
направленность;
 проводить восстановительные мероприятия с использованием
банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Планируемые результаты освоения раздела: физическое
совершенствование








Ученик научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и
перенапряжения организма, повышению его работоспособности в
процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо
освоенных упражнений;
























выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах
из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в
высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами
ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно
чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций
(для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона
одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в
футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в
волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в
баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять
тестовые
упражнения
на
оценку
уровня
индивидуального развития основных физических качеств.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры
с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях
здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с
помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
внеурочной деятельности: 11 - 15 лет.
5. Срок реализации программы – 1 год.
6. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в форме беседы, тренировке спортсменов, участия в
соревнованиях.

7. Ожидаемый результат.
Освоения программы осуществляется следующими способами:
1. текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
2. текущий контроль двигательных умений и навыков в процессе
наблюдения за индивидуальной работой;
3. тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
4. взаимоконтроль;
5. самоконтроль;
6. итоговый контроль умений и навыков;
7. контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в
год, показатели физического развития, группа здоровья.

8. Форма подведения итогов.
Формой подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
является проведение контрольных занятий, проведение соревнований.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Методическая часть программы включает учебный материал по основным
этапам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном
цикле; рекомендуемые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок
и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и
проведение врачебно-педагогического контроля; содержит практические
материалы и методические рекомендации по проведению учебнотренировочных занятий.
Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное
чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно при воспитании
физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и
регулярность занятий. Успех выполнения программы во многом зависит от
правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических
приемов зависит от возрастных особенностей детей.
В своей работе я использую следующие методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы,
разбор, задание, указание, оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов,
демонстрация видеослайдов, рисунков мелом на доске)

- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом,
игровой, соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу
ко все группе детей или направлены на активизацию каждого ребенка в
отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за
поведением ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому
ребенку, создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание
действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения учащихся являются
соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают приподнятое
настроение.
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, выполнение
контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья», соревнования. укрепление
здоровья,
обеспечение
умственной
и
физической
работоспособности детей.
Основной показатель работы - стабильность состава занимающихся,
положительная динамика прироста спортивных показателей, выполнение
программных требований по уровню подготовленности, выраженных в
количественных
показателях
физического
развития,
физической,
технической и теоретической подготовке(по истечении каждого года).
2. Нормативная часть учебной программы.
Заниматься внеурочной деятельностью по общей физической подготовке
может каждый дошкольник прошедший медицинский осмотр и допущенный
врачом к занятиям.
Материальная база
4.1 Спортивный зал - 20х30м
4.2 материальная база
 Гимнастическая скамейка — 6 шт.
 Гимнастическая стенка — 1шт.
 Мяч для метания- 10 шт.
 Эстафетные палочки
 Гимнастический козел — 2 шт. Гимнастический мат -8 шт.
 Набивной мяч – 8 шт. Скакалки – 20 шт.
 Гимнастический конь - 1 шт Гимнастический мостик -2 шт.











Палки гимнастические – 20 шт.
Обруч гимнастический -8 шт.
Гимнастическая перекладина -2 шт.
Перекладина стационарная - 6 шт.
Граната 0,5 кг. -2 шт., 0,7 кг.-2 шт.
Канат для перетягивания -1 шт. Канат для лазания -2шт.
Мяч баскетбольный – 30 шт. Волейбольная сетка со стойками – 1
Мяч волейбольный -10 шт.
раздевалки, душ, комната для хранения инвентаря.

Тематический план
секции
количество часов
№

Содержание темы

всего

теория

практ
ика

1

Физическая культура и спорт в РФ

2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный

3

2

2

-

контроль, самоконтроль

3

3

-

Инструктаж по технике безопасности. Места

2

2

-

занятий, оборудование, инвентарь
4

Лёгкая атлетика

18

-

18

5

Гимнастика и акробатика

10

-

10

6

Плавание

2

-

2

7

Футбол

9

-

9

8

Стрельба

8

1

8

9

Баскетбол

10

-

10

10

Контрольные испытания, соревнования

4

-

4

68

7

61

Итого:

Программа
Физическая культура и спорт в РФ.
Понятие о физической культуре. Возникновение и история физической
культуры. Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая
культура и спорт - средство всестороннего развития личности.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль,
оказание первой помощи.
Гигиена одежды и обуви. Личная гигиена. Распорядок дня и двигательный
режим школьника. Режим питания и питьевой режим.
Правила закаливания. Медицинский осмотр во врачебно - физкультурном
диспансере

Инструктаж по технике безопасности. Места занятий, оборудование,
инвентарь.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой,
гимнастикой

и

акробатикой,

настольным

теннисом,

подвижным

и

спортивным играм, стрельбе, плаванию.
Гимнастика.
Строевые упражнения. Построения и перестроения. Комплекс упражнений
утренней гимнастики. Общеразвивающие упражнения с предметами и без
(мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических
снарядах (стенках, скамейках).
Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд.
Стойка на лопатках.
Лазанье, висы, упоры, равновесие
Лазанье по канату. Подтягивание из виса (мальчики). Акробатические
упражнения.

Опорный прыжок. Преодоление полосы препятствий.
Лёгкая атлетика.
Медленный бег до 15 мин. Бег на короткие дистанции 20, 30, 60 м.
Сдача тестов по бегу на 20, 30, 60, 500, 1000м. Повторный и переменный бег
400-800м.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту с
разбега способом «перешагивание». Метание мяча 150гр. на дальность с
места и разбега нескольких шагов. Кросс 2000 - 5000 м.

Подвижные игры.
«Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег командами»,
«Встречная эстафета», «Мяч- среднему», «Мяч- капитану», эстафета с
ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий.
«Перестрелка», «Пионербол».
Плавание
Правила т/б на занятиях плаванием, как меры предупреждения травматизма и
несчастных случаев. Демонстрация и рассказ о способах плавания.
Практическая

проверка

плавательной

подготовленности.

Техника

плавательных движений (просмотр учебного видеофильма). Скольжение на
груди и спине и различными положениями рук.
Плавание при помощи ног на груди и спине. Плавание отрезков на задержке
дыхания. Игры.
Плавание кролем на груди с доской, поворотом головы на вдох. Плавание в
полной координации. Стартовый прыжок эстафета.
Плавание кролем в полной координации с задержкой дыхания. Плавание в
полной координации в разном темпе. Игры. Стартовый прыжок. Плавание

кролем в полной координации с лопатками. Имитационные упражнения для
освоения приемов оказания помощи пострадавшим.
Плавание кролем на груди и спине в разном темпе. Плавание кролем на
груди с лопатками. Старт с тумбочки, из воды. Плавание со старта 25 м
кролем на груди и спине в условиях соревнований.
Плавание отрезков брассом при помощи ног на груди и спине.
Плавание отрезков брассом при помощи ног на груди и на спине в
согласовании с дыханием. Плавание 25 м брассом со старта.
Футбол.
Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой. Удар носком,
внутренней стороной стопы. Удары после остановки, ведения. Остановка
катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Удары по мячу
головой. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча. Отбор мяча.
Перехват. Выбивание мяча.
Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью подъёма. Удары на
точность. Удары с места по катящемуся мячу. Остановка опускающегося
мяча внутренней, внешней стороной, серединой подъёма, бедром. Ведение
мяча внутренней и внешней частью подъёма по прямой, с изменением
направления. Финты. Отбор мяча.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки.
Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной
рукой, выбивание мяча.
Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра
«треугольником». Тактика игры в защите; выбор места, целесообразного
технического приёма, способа противодействия нападающему, страховка.
Участие в соревнованиях. Не менее 5 игр.

Стрельба
Стрелковый спорт в РФ. Основы стрельбы. Назначение, свойства, устройство
пневматической винтовки. Изучение приемов стрельбы и правил поведения в
тире. Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической
винтовки.
Баскетбол.
Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на
месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на
месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками
сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с
поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание
мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.
Участие в соревнованиях. 8 игр.
Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину одной
рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего
расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват
мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита.
Тактика игры в нападении: Быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.
Контрольные испытания, соревнования.
Участие внутри школьных и муниципальных соревнованиях, сдача
нормативов. беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов),
праздников «Здоровья», укрепление здоровья, обеспечение умственной и
физической работоспособности детей.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

ТЕМА

п/п

КОЛ-

ПРИМЕР

ВО

НЫЕ

ЧАСО

СРОКИ

В
1

Физическая культура и спорт в РФ. Гигиена, предупреждение 4
травм, врачебный контроль, самоконтроль (4 ч.) Возникновение и
история физической культуры. Личная гигиена. Двигательный
режим школьников - подростков. Гигиена, предупреждение травм,
врачебный контроль, самоконтроль

2

Легкая атлетика (16 ч.)

4

Инструктаж по т/б на занятиях легкой атлетикой. Медленный бег до
15 мин. Бег на короткие дистанции 20, 30, 60 м.
3

тестирование по бегу на 20, 30, 60, 500, 1000м. Повторный и 6
переменный бег 400-800м.

4

Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в 6
высоту с разбега способом «перекидной». Метание мяча 150гр. на
дальность с места и разбега нескольких шагов. Кросс 2000 - 5000 м.
Инструкторская и судейская практика по легкой атлетике
2

5

Настольный теннис (12 ч.)

2

Правила игры, стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами,
прыжками. Способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи.
Удар без вращения мяча(«толчок») справа, слева.
6

Выбор позиции. Удары по мячу. Удар с верхним вращением 8
(«накат»), справа, слева. Разновидности ударов, нападающие и
защитные; по прямой и косые; короткие и средние, длинные; с
низким, средним, высоким отскоком; быстрые, средней силы,
медленные. Выбор позиции. Применение изученных ударов против
ударов противника. Игры на счёт.

7

Соревнование в секции по круговой системе.

2

Контрольные испытания, соревнования

2

8

Гимнастика и акробатика (12 ч.)

2

Строевые упражнения. Построения и перестроения. Комплекс
упражнений утренней гимнастики. Общеразвивающие упражнения с
предметами и без (мячами, скакалками, гимнастическими палками),
на гимнастических снарядах (стенках, скамейках).
9

Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок 4
вперёд. Стойка на лопатках.

10

Лазанье, висы, упоры, равновесие

2

11

Лазанье по канату. Подтягивание из виса (мальчики), сгибание, 2
разгибание рук в упоре лежа, сидя (девочки).

12

Опорный прыжок. Преодоление полосы препятствий.

13

Плавание (16 ч.)
Гигиена,

предупреждение

травм,

2

врачебный

контроль, 2

самоконтроль
Правила т/б на занятиях плаванием, как меры предупреждения 2
травматизма и несчастных случаев. Демонстрация и рассказ о
способах

плавания.

Практическая

проверка

плавательной

подготовленности. Техника плавательных движений. (просмотр
учебного видеофильма). Скольжение на груди и спине и различными
положениями рук.
14

Плавание при помощи ног на груди и спине. Плавание отрезков на 2
задержке дыхания. Игры.

15

Плавание отрезков на задержке дыхания через несколько циклов. 2
Прыжки в воду. Повороты при плавании на груди и спине.

16

Плавание кролем на груди с доской, поворотом головы на вдох. 2
Плавание в полной координации. Стартовый прыжок эстафета.

17

Плавание кролем в полной координации с задержкой дыхания. 2
Плавание в полной координации в разном темпе. Игры. Стартовый
прыжок. Плавание кролем в полной координации с лопатками.
Имитационные упражнения для освоения приемов оказания помощи
пострадавшим.

18

Плавание кролем на груди и спине в разном темпе. Плавание кролем 2
на груди с лопатками. Старт с тумбочки, из воды. Плавание со старта

25 м кролем на груди и спине в условиях соревнований.
19

Плавание отрезков брассом при помощи ног на груди и спине. 2
Совершенствование техники плавание кролем.

20

Плавание отрезков брассом при помощи ног на груди и на спине в 2
согласовании с дыханием. Совершенствование техники плавания
кролем. Плавание 25 м брассом со старта. Совершенствование
техники плавания кролем.

21

Контрольные испытания, соревнования по плаванию.

2

Стрельба (10 ч.)

2

Стрелковый спорт в РФ. Основы стрельбы. Назначение, свойства,
устройство пневматической винтовки.
22

Изучение приемов стрельбы и правил поведения в тире. Подготовка 8
винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки.
Инструктаж по т/б.

23

Баскетбол (34 ч.) Влияние занятий баскетболом на организм 2
занимающегося. Развитие баскетбола в нашей стране. Правила игры.
Инструктаж по технике безопасности на воде. Места занятий,
2

оборудование, инвентарь.
24

Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. 8
Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Передача мяча двумя
руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении с
отскоком и без. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками
сверху.

25

Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с 8
поддержкой другой. Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке с
близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния.
Броски мяча в корзину после ведения. Штрафной бросок.

26

Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от 8
щита.

Перехват,

вырывание,

добивание

мяча.

Выбор

места.

Целесообразное использование технических приемов. Учебная игра.
27

Тактика

игры

в

нападении:

Быстрый

прорыв,

позиционное 8

нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты. Учебная

игра.
28

2

Футбол (12 ч.)
Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой. Удар
носком, внутренней стороной стопы. Удары после остановки,
ведения. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней
стороной стопы. Удары по мячу головой.

29

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча. Отбор мяча. 2
Перехват. Выбивание мяча. Учебная игра.

30

Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью подъёма. 4
Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Остановка
опускающегося мяча внутренней, внешней стороной, серединой
подъёма, бедром. Ведение мяча внутренней и внешней частью
подъёма по прямой, с изменением направления. Финты. Отбор мяча.
Учебная игра

31

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и 2
прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча,
вбрасывание одной рукой, выбивание мяча. Учебная игра

32

Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра 2
«треугольником».

Тактика

игры

в

защите;

выбор

места,

целесообразного технического приёма, способа противодействия
нападающему, страховка. Учебная игра
33

4

Легкая атлетика (16 ч.)
Инструктаж по т/б на занятиях легкой атлетикой. Медленный бег до
15 мин. Бег на короткие дистанции 20, 30, 60 м. Челночный бег 3х10,
4х9 м. Бег на месте сериями.

34

Сдача тестов по бегу на 20, 30, 60, 500, 1000м. Повторный и 6
переменный бег 400-800м.

35

Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в 6
высоту с разбега способом «перекидной». Метание мяча 150гр. на
дальность с места и разбега нескольких шагов. Кросс 2000 - 5000 м.

36

Контрольные испытания, соревнования

2
Всего:

68

Использованная литература

1. Былеева Л. В. Подвижные игры. М., 1974 г.
2. Должников И. И. ГТО в школе. М., 1983 г.
3. Портных Ю. И. Спортивные игры. М., 1974 г.
4.

Оборонно-

спортивные

кружки.

Программы

для

внешкольных

учреждений и общеобразовательных школ. М., Просвещение, 1976 г.
5. Качашкин В. Н. Физическое воспитание в начальной школе. М., 1978 г.
6. Уроки физической культуры в 4-5 классах/ Под редакцией Г. П.
Богданова. М., 1984 г.
7. Уроки физической культуры в 7-8 классах/ Под редакцией Г. П.
Богданова. М., 1981 г.
8. Уроки физической культуры в 9-10 классах/ Под редакцией Г. П.
Богданова. М., 1982 г.

Таблица№1
Переводные нормативы
№
п/п

Возраст
Наименование

1.

Бег 10 м (сек)

2.

Бег 30 м (сек)

3.

Челночный бег Зх 10
м(сек)
Прыжок с места
(см)
Прыжки через
скакалку(раз)
Бросок набивного
мяча, стоя из-за
головы, 1кг (см)
Метание прав,
мешочка
лев.
150гр(м)

4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

Подбрасывание и
ловля мяча(раз)
Отбивание
мяча(раз)
Перебрасывание
мяча в паре
разными способами
R,M.
Статическое
равновесие (сек)
Подъем туловища
(раз)
Наклон вперед,
ноги вместе (см)
Бег на выносливость
(м)
Бег на лыжах на
выносливость

1год
М.

10.58.5
14.513.5
55-70

2 год

д.
10.78.7
15.814.7
50-65

М.
2.8-2.7

Згод

4 год

д.

М.

д.

М.

д.

9.27.9
13.212.2
70100
1-3

9.87.3
14.513.2
65-95
2-5

2.52.1
8.47.6
12.011.2
85105
3-15

2.62.2
8.97.7
13.212.2
80100
3-20

2.32.0
8.07.4
11.29.9
100125
7-21

2.52.1
8.77.8
12.010.5
95120
15-45

3.0-2.8

117185

100178

187270

138221

221303

156256

242360

193331

2.55.5
2.04.8
5-10

2.45.2
1.83.7
5-10

3.97.5
1.83.7
15-25

3.55.9
2.54.5
15-25

4.49.8
3.25.9
26-40

3.38.3
3.05.7
26-40

6.013.9
5.010.8
45-60

5.511.8
4.68.0
45-60

5-7

5-7

7-10

7-10

10-15

10-15

10-20

10-20

1-1.5

1-1.5

1.5-2.5

1.5-2.5

3.04.0

3.04.0

3.05.0

3.05.0

10

10

12-20

15-28

25-35

30-40

35-42

45-60

11-17

10-15

12-25

11-20

15-30

14-28

1-2

2-3

3-6

6-9

4-7

7-10

5-8

8-12

300450
10001500

200350
7001200

600750
15002000

450750
12001500

6801500
2002500

6501200
5002000

9002000
20003000

7001800
20002500


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».