Приложение ВНД-НОО-МсУвл
к образовательной программе
начального общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа
Начальное общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика с увлечением» (3 класс)
г. Невьянск
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Математика с увлечением» общеинтеллектуального направления
для 3 класса разработана в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей
программы начального общего образования «Математика» (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной
деятельности по реализации ФООП НОО.
Рабочая программа внеурочной деятельности по Математике «Математика с
увлечением» составлена на основе авторской программы М.В.Буряк
«Математика с увлечением». Рабочая программа курса внеурочной
деятельности: 3 класс М.В Буряк, Е.Н. Карышева — М.:Планета, 2014-(Учение
с увлечением).
Цели программы:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
математике;
развить интерес к предмету, математические способности;
привить школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям
математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Задачи программы:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить
вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать
закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно- коммуникационных
компетенций учащихся;
прививать любовь к предмету;
создавать необходимые условия для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов,
формировать стремление у ребёнка к размышлению и поиску;
формировать представление о математике как форме описания и методе
познания окружающего мира.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей
действительностью, а также личную заинтересованность в расширении знаний.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий
со школьниками в 3 классе (1 час в неделю, всего 34 часа).
Содержание программы
Арифметические действия над числами в пределах 100
Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток.
Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь
арифметических действий сложения и вычитания, умножение и деления.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия., прикидка
результата. Чётные и нечётные числа. Умножение и деление двузначных чисел
на однозначное. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком.
Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей.
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000.
Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100.
Величины и их измерение
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя,
месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь
фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами.
Текстовые задачи
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы.
Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и
постановка вопроса к задаче. Моделирование задач.
Элементы геометрии
Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение
геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей.
Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба.
Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка
куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Деление окружности на равные части. Виды треугольников.: равносторонний,
разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур
(конструктор «Колумбово яйцо»).
Элементы алгебры
Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях,
содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и
неравенства.
Работа с информацией
Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка.
Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному
правилу.
Особенностями построения программы «Математика с увлечением» является
то, что в ней включено большое количество заданий на развитие логического и
пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют
становлению у детей познавательных процессов, а также творческих
способностей.
Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» выражает
целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного
процесса, способствует формированию математических способностей
учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать
выводы, доказывать и т. д.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности
превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Во время организации работы кружка используются фронтальная, групповая и
индивидуальная формы работы учащихся (беседы, наблюдение, сравнение,
составление схем, таблиц, складывание геометрических фигур из частей,
ребусы, загадки, математические игры).
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся
осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа
предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание
общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических
фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми
явлениями.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
Развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремлённости,
самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности- весьма
важных качеств в практической деятельности любого человека.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и
управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формирование математической компетентности.
Метапредметные результаты:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её существования.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии
с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Формирование
навыков
информационно-коммуникационной
компетенции.
Предметные результаты:
Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение
основами
логического,
алгоритмического
и
пространственного мышления, математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки).
Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,
распознавать геометрические фигуры, работать с таблицам, схемами,
рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять
задания логического характера, собирать фигуры из деталей
конструктора.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Математика в окружающем мире»
обучающиеся получат возможность закрепить:
-последовательность чисел от 1 до 1000;
-чётные и нечётные числа;
-устное выполнение арифметических действий в пределах 1000;
-выполнение внетабличного умножения и деления;
-решение простых и составных задач;
-вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со
скобками и без скобок;
-выполнение деления с остатком;
-нахождение значения выражений с переменными;
-сравнение долей;
-составление равенства и неравенства;
-виды треугольников.
Обучающиеся будут уметь:
-сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах
1000;
-составлять верные равенства и неравенства;
-находить значения буквенных выражений при заданных числовых
значениях переменной;
-выполнять действия с именованными числами;
-анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её
решения;
-обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
-выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной
задачи;
-заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных;
-использовать знания для выполнения практических заданий;
-узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
-узнавать тела вращения;
-восстанавливать рисунок на гранях куба, на развёртке куба;
-находить видимые и невидимые линии на кубе;
конструировать из геометрических фигур;
-строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
-анализировать и решать логические задания;
-осуществлять самостоятельный поиск решений;
-последовательно рассуждать, доказывать;
-контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Кол-во часов
п/п
Арифметические действия над числами в пределах 100 (11ч)
1
Арифметические действия в пределах 100.
1
2
Решение задач.
1
3
Порядок выполнения действий.
1
4
Таблицы.
1
5
Доли.
1
6
Ломаная линия.
1
7
Чётные и нечётные числа.
1
8
Решение задач.
1
9
Нахождение неизвестных компонентов
1
10
Внетабличное умножение и деление.
1
11
Порядок выполнения действий.
1
Числа от 1 до 1000. Нумерация (1ч)
12
Нумерация от 1 до 1000.
1
Арифметические действия над числами в пределах 1000 (3ч)
13
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
1
14
Сравнение трёхзначных чисел.
1
15
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
1
Величины и их измерения (2ч)
16
Единицы времени
1
17
Единицы массы.
1
Текстовые задачи (3ч)
18
Решение задач.
1
19
Нахождение неизвестных компонентов
1
20
Решение задач
1
Элементы геометрии (11ч)
21
Обозначение геометрических фигур буквами.
1
22
Грани куба.
1
23
Ломаная линия.
1
24
Тела вращения.
1
25
Площадь прямоугольника.
1
26
Развёртка куба.
1
27
Симметричные фигуры.
1
28
Виды треугольников.
1
29
Деление окружности на равные части.
1
30
Перпендикулярность прямых.
1
31
Параллельность прямых.
1
Элементы алгебры (2ч)
32
Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.
1
33
Деление с остатком.
1
Итоговое повторение (1ч)
34
Итоговое занятие. Повторение.
1
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование тем
Арифметические действия над числами в пределах
100.
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Арифметические действия над числами в пределах
1000.
Величины и их измерения.
Текстовые задачи.
Элементы геометрии.
Элементы алгебры.
Итоговое повторение.
ИТОГО:
Всего часов
11ч
1ч
3ч
2ч
3ч
11ч
2ч
1ч
34ч