Приложение ВНД-НОО-МсУвл к образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Начальное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением» (3 класс) г. Невьянск 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Математика с увлечением» общеинтеллектуального направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Математика» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФООП НОО. Рабочая программа внеурочной деятельности по Математике «Математика с увлечением» составлена на основе авторской программы М.В.Буряк «Математика с увлечением». Рабочая программа курса внеурочной деятельности: 3 класс М.В Буряк, Е.Н. Карышева — М.:Планета, 2014-(Учение с увлечением). Цели программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по математике; развить интерес к предмету, математические способности; привить школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Задачи программы: содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения; способствовать формированию информационно- коммуникационных компетенций учащихся; прививать любовь к предмету; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление у ребёнка к размышлению и поиску; формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а также личную заинтересованность в расширении знаний. Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 3 классе (1 час в неделю, всего 34 часа). Содержание программы Арифметические действия над числами в пределах 100 Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания, умножение и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия., прикидка результата. Чётные и нечётные числа. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Арифметические действия над числами в пределах 1000. Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Величины и их измерение Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами. Текстовые задачи Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче. Моделирование задач. Элементы геометрии Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба. Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Деление окружности на равные части. Виды треугольников.: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур (конструктор «Колумбово яйцо»). Элементы алгебры Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и неравенства. Работа с информацией Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу. Особенностями построения программы «Математика с увлечением» является то, что в ней включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов, а также творческих способностей. Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т. д. Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание. Во время организации работы кружка используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы учащихся (беседы, наблюдение, сравнение, составление схем, таблиц, складывание геометрических фигур из частей, ребусы, загадки, математические игры). Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности- весьма важных качеств в практической деятельности любого человека. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формирование математической компетентности. Метапредметные результаты: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её существования. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции. Предметные результаты: Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки). Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицам, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора. Ожидаемые результаты освоения программы В результате изучения курса «Математика в окружающем мире» обучающиеся получат возможность закрепить: -последовательность чисел от 1 до 1000; -чётные и нечётные числа; -устное выполнение арифметических действий в пределах 1000; -выполнение внетабличного умножения и деления; -решение простых и составных задач; -вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок; -выполнение деления с остатком; -нахождение значения выражений с переменными; -сравнение долей; -составление равенства и неравенства; -виды треугольников. Обучающиеся будут уметь: -сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000; -составлять верные равенства и неравенства; -находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной; -выполнять действия с именованными числами; -анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; -обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; -выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; -заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных; -использовать знания для выполнения практических заданий; -узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры; -узнавать тела вращения; -восстанавливать рисунок на гранях куба, на развёртке куба; -находить видимые и невидимые линии на кубе; конструировать из геометрических фигур; -строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии; -анализировать и решать логические задания; -осуществлять самостоятельный поиск решений; -последовательно рассуждать, доказывать; -контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Кол-во часов п/п Арифметические действия над числами в пределах 100 (11ч) 1 Арифметические действия в пределах 100. 1 2 Решение задач. 1 3 Порядок выполнения действий. 1 4 Таблицы. 1 5 Доли. 1 6 Ломаная линия. 1 7 Чётные и нечётные числа. 1 8 Решение задач. 1 9 Нахождение неизвестных компонентов 1 10 Внетабличное умножение и деление. 1 11 Порядок выполнения действий. 1 Числа от 1 до 1000. Нумерация (1ч) 12 Нумерация от 1 до 1000. 1 Арифметические действия над числами в пределах 1000 (3ч) 13 Числа от 1 до 1000. Нумерация. 1 14 Сравнение трёхзначных чисел. 1 15 Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. 1 Величины и их измерения (2ч) 16 Единицы времени 1 17 Единицы массы. 1 Текстовые задачи (3ч) 18 Решение задач. 1 19 Нахождение неизвестных компонентов 1 20 Решение задач 1 Элементы геометрии (11ч) 21 Обозначение геометрических фигур буквами. 1 22 Грани куба. 1 23 Ломаная линия. 1 24 Тела вращения. 1 25 Площадь прямоугольника. 1 26 Развёртка куба. 1 27 Симметричные фигуры. 1 28 Виды треугольников. 1 29 Деление окружности на равные части. 1 30 Перпендикулярность прямых. 1 31 Параллельность прямых. 1 Элементы алгебры (2ч) 32 Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. 1 33 Деление с остатком. 1 Итоговое повторение (1ч) 34 Итоговое занятие. Повторение. 1 Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование тем Арифметические действия над числами в пределах 100. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Арифметические действия над числами в пределах 1000. Величины и их измерения. Текстовые задачи. Элементы геометрии. Элементы алгебры. Итоговое повторение. ИТОГО: Всего часов 11ч 1ч 3ч 2ч 3ч 11ч 2ч 1ч 34ч