Приложение ВНД-НОО-ЗанРЯ к образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Начальное общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (3 класс) г. Невьянск 2023 год 1 Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Русский язык» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФООП НОО. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Задачи программы: развитие лингвистических компетенций учащихся; формирование любви и уважения к русскому языку; развитие познавательных способностей младших школьников; развитие творческих способностей младших школьников; расширение кругозора учащихся. Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи; развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Воспитывающий аспект воспитание системы нравственных межличностных отношений. Формы проведения занятий беседа; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов; 2 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровье-сберегающие технологии. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. 3 1. Содержание занятий в 3 классе. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность; • сознательность и активность; • наглядность; • доступность • связь теории с практикой; • индивидуальный подход к учащимся. Познавательный аспект: • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка; • формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект: • создать условия для приобщения школьников к художественной культуре; • способствовать развитию интереса к чтению. Воспитывающий аспект: • воспитание системы межличностных отношений. Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Раздел 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Раздел 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Раздел 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Раздел 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, 4 логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Раздел 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Раздел 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. 2. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; 5 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: умение делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. 3. Тематическое планирование в 3 классе. Тема 1. Да здравствует русский язык! Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы. Тема 2. Вежливые слова Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов. Тема 3. Поговорки и пословицы Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок. Тема 4. Игротека Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса. уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения Тема 5. Запоминаем словарные слова Игры со словарными словами. Тема 6. Растения во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «дело табак». Тема 7. Животные во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козы барабанщик», «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» Тема 8. Игротека Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения. Тема 9. Я не поэт, я только учусь… Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифмок. Тема 10. Как морфология порядок навела Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол Тема 11. Игры с пословицами Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц. 6 Тема 12. Игротека Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи Тема 13. И снова животные во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи. Тема 14. Кое-что о местоимении Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы. Тема 15. Познакомимся поближе с наречием Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые. Тема 16. Игротека Повторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи, наречие, местоимение, числительное. Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова. Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова. Тема 18. Про корень и окончание Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова. Тема 19. Про суффикс и приставку Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам. Тема 20. Игротека Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам Тема 21. Непроизносимые согласные Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными. Тема 22. Учимся различать приставку и предлог Отличия между приставкой и предлогом. Упражнения в правописании приставок и предлогов. Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами. Тема 24. Игротека Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами. Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце. Тема 26. Его Величество Ударение 7 Роль ударения. Упражнения по правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами. Тема 27. Поговорим о падежах Упражнение в определении падежа имён существительных. Тема 28. Игротека Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных. Тема 29. Сложные слова Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ. Тема 30. От архаизмов до неологизмов Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов. Тема 31. По страницам энциклопедий Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба». Тема 32. Игротека. Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями. Тема 33. Повторяем… Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных. Тема 34. Повторяем, повторяем… Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи. 8 Учебно-тематический план № Наименование разделов 1 2 3 4 5 Фонетика Словообразование Лексика Морфология Пословицы и поговорки Игротека ИТОГО: 6 7 теория 3 класс 1 2,5 4 3 10 9 Количество часов практика всего 1 2,5 5 3 2 2 5 9 6 2 10 24 10 34 Календарно-тематическое планирование по курсу «Занимательный русский язык» 3 класс Дата № п/п Кол-во часов план Тема Фонетика (2ч) 2 1 Да здравствует русский язык! 1 2 Вежливые слова 1 Словообразование (5ч) 5 3 Поговорки и пословицы 1 4 Игротека 1 5 Запоминаем словарные слова 1 6 Растения во фразеологизмах 1 7 Животные во фразеологизмах 1 Лексика (9ч) 9 8 Игротека 1 9 Я не поэт, я только учусь… 1 10 Как лексика порядок навела 1 11 Игры с пословицами 1 12 Игротека 1 13 Животные во фразеологизмах 1 14 Кое-что о местоимении 1 15 Познакомимся поближе с наречием и 1 числительным 16 Игротека 1 Морфология (6ч) 6 17 Состав слова. Основа слова. Формы слова 1 18 Про корень и окончание 1 19 Про суффикс и приставку 1 20 Игротека 1 21 Непроизносимые согласные 1 22 Учимся различать предлог и приставку 1 Пословицы и поговорки. Игротека (12ч) 12 10 факт 23 Учимся писать «не» с глаголами 1 24 Игротека 1 25 Имена существительные с шипящим звуком на 1 конце 26 Его величество ударение 1 27 Поговорим о падежах 1 28 Игротека 1 29 Сложные слова 1 30 От архаизмов до неологизмов 1 31 По страницам энциклопедий 1 32 Игротека 1 33 Повторение. Игротека 1 34 Конкурс-игра «Русский медвежонок» 1 11