20. РП ВНД НОО Занимательный русский язык Кичигина К.В.

Приложение ВНД-НОО-ЗанРЯ
к образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 6 г.
Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Начальное общее образование

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык» (3 класс)

г. Невьянск
2023 год
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального направления для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
№ 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего
образования «Русский язык» (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по
отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по
реализации ФООП НОО.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
«Занимательный русский язык» составлена на основе программы развития
познавательных способностей учащихся младших классов с использованием
методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через
систему развивающих занятий.
Задачи программы:
 развитие лингвистических компетенций учащихся;
 формирование любви и уважения к русскому языку;
 развитие познавательных способностей младших школьников;
 развитие творческих способностей младших школьников;
 расширение кругозора учащихся.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три
аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
 формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения;
 формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
 формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы
к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
 Развитие речи;
 развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
 воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Формы проведения занятий
беседа;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
2

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование
метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье-сберегающие технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.

3

1. Содержание занятий в 3 классе.
Организация деятельности младших школьников на занятиях
основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Познавательный аспект:
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а
также творческие возможности ребенка;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
• создать условия для приобщения школьников к художественной
культуре;
• способствовать развитию интереса к чтению.
Воспитывающий аспект:
• воспитание системы межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения языку является развитие и
совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов
(внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти,
мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Раздел 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены
орфографические
ошибки,
творческие
задания
для
формирования
орфографической зоркости.
Раздел 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,
«мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами»,
знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского
языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со
словарями
и
энциклопедиями,
активное
использование
в
речи
фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие
познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов,
4

логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Раздел 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор
пословиц к заданной ситуации.
Раздел 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие
познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов,
криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на
проверку знаний по русскому языку.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
5

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
умение делать умозаключения, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах,
находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
3. Тематическое планирование в 3 классе.
Тема 1. Да здравствует русский язык!
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.
Тема 2. Вежливые слова
Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.
Тема 3. Поговорки и пословицы
Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается
пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от
поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.
Тема 4. Игротека
Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла
пословиц, обогащение словарного запаса.
уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения
Тема 5. Запоминаем словарные слова
Игры со словарными словами.
Тема 6. Растения во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,
«дело табак».
Тема 7. Животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козы
барабанщик»,
«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»
Тема 8. Игротека
Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их
значения.
Тема 9. Я не поэт, я только учусь…
Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся
слов. Сочинение рифмок.
Тема 10. Как морфология порядок навела
Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное,
глагол
Тема 11. Игры с пословицами
Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.
6

Тема 12. Игротека
Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый
смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных
падежах, различать части речи
Тема 13. И снова животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия
животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в
речи.
Тема 14. Кое-что о местоимении
Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречием
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак
действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и
порядковые.
Тема 16. Игротека
Повторение: животные
во
фразеологизмах; различение частей речи,
наречие, местоимение, числительное.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.
Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма
одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.
Тема 18. Про корень и окончание
Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие
формы слова от другого однокоренного слова.
Тема 19. Про суффикс и приставку
Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове
суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и
суффикса. Подбор слов к схемам.
Тема 20. Игротека
Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к
схемам
Тема 21. Непроизносимые согласные
Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.
Тема 22. Учимся различать приставку и предлог
Отличия между приставкой и предлогом. Упражнения в правописании
приставок и предлогов.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами
Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами.
Когда «не» пишется слитно с глаголами.
Тема 24. Игротека
Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми
согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце
Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с
шипящими на конце.
Тема 26. Его Величество Ударение
7

Роль ударения. Упражнения по правильной постановке ударения в
словах; знакомство с омографами.
Тема 27. Поговорим о падежах
Упражнение в определении падежа имён существительных.
Тема 28. Игротека
Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце;
подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.
Тема 29. Сложные слова
Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов,
образованных путём сложения двух основ.
Тема 30. От архаизмов до неологизмов
Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в
распознавании архаизмов и неологизмов.
Тема 31. По страницам энциклопедий
Энциклопедическая
статья.
Понятия:
«такт»,
«сальто-мортале»,
происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия
«ромовая баба».
Тема 32. Игротека.
Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы,
историзмы; умение работать с энциклопедиями.
Тема 33. Повторяем…
Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова,
глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.
Тема 34. Повторяем, повторяем…
Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными,
умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.

8

Учебно-тематический план
№

Наименование
разделов

1
2
3
4
5

Фонетика
Словообразование
Лексика
Морфология
Пословицы и
поговорки
Игротека
ИТОГО:

6
7

теория
3 класс
1
2,5
4
3

10

9

Количество часов
практика
всего
1
2,5
5
3
2

2
5
9
6
2

10
24

10
34

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Занимательный русский язык»
3 класс
Дата
№
п/п

Кол-во
часов план

Тема
Фонетика (2ч)

2

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Вежливые слова

1

Словообразование (5ч)

5

3

Поговорки и пословицы

1

4

Игротека

1

5

Запоминаем словарные слова

1

6

Растения во фразеологизмах

1

7

Животные во фразеологизмах

1

Лексика (9ч)

9

8

Игротека

1

9

Я не поэт, я только учусь…

1

10

Как лексика порядок навела

1

11

Игры с пословицами

1

12

Игротека

1

13

Животные во фразеологизмах

1

14

Кое-что о местоимении

1

15

Познакомимся поближе с наречием и

1

числительным
16

Игротека

1

Морфология (6ч)

6

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

Про корень и окончание

1

19

Про суффикс и приставку

1

20

Игротека

1

21

Непроизносимые согласные

1

22

Учимся различать предлог и приставку

1

Пословицы и поговорки. Игротека (12ч)

12

10

факт

23

Учимся писать «не» с глаголами

1

24

Игротека

1

25 Имена существительные с шипящим звуком на

1

конце
26 Его величество ударение

1

27 Поговорим о падежах

1

28 Игротека

1

29 Сложные слова

1

30 От архаизмов до неологизмов

1

31 По страницам энциклопедий

1

32 Игротека

1

33 Повторение. Игротека

1

34 Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».