12. РП ВНД НОО Пластилинография Орлова Н.В.

Приложение ВНД-НОО-Пласт к
образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Начальное общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Пластилинография»
(1-4 классы)

г. Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая

программа

«Пластилинография»

для

1-4

курса

внеурочной

классов

разработана

деятельности
и

составлена

в

соответствии с ФГОС НОО, ФООП НОО, на основе рекомендаций по
организации

внеурочной

деятельности.

Данная

учебная

программа

расширяет кругозор и способствует формированию и обогащению языка,
рационального понятийного аппарата, пересекается с учебной деятельностью
самого широкого спектра дисциплин от гуманитарных до точных, так как
объединяет в творческом процессе постановку и решение различных задач,
связанных с практическим применением знаний, составлению алгоритмов
действий, направленных на получение реального, практически значимого,
творческого результата.
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет
важное значение для психологического благополучия ребёнка, так как работа
с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение,
агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В
работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие
выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности,
которые

предоставляет

этот

материал

для

творчества.

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды
изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает
чувство

прекрасного,

умение

понимать

прекрасное

во

всем

его

многообразии.
Декоративно-прикладное

творчество

наряду

с

другими

видами

искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов,
знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических
знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к

собственной

художественной

деятельности,

преобразовывая

их

в

виртуальное пространство. Декоративное творчество и компьютерные
технологии способствует изменению отношения ребенка к процессу
познания, развивает широту интересов и любознательность, позволяет
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы, что «является базовыми
ориентирами федеральных образовательных стандартов». В условиях
современного общества, которое требует от личности не только каких-либо
практических

навыков,

но

и

умение

фантазировать,

придумывать,

изобретать, возникает необходимость появления программ образования
данного направления, позволяя развить такие умения у детей разного
возраста, все это обуславливает актуальность данной программы.
Цель программы: воспитание художественно – эстетического вкуса,
формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе
познания искусства, истории, культуры, традиций, освоение технологии
создания мультипликационного фильма.
Задачи:
-Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира по
средствам пластилинографии.
-Способствовать интеллектуальному развитию учащихся;
-Способствовать развитию творческих способностей детей,
-Развитие пространственного восприятия, сенсомоторной координации;
-Развитие

творческих

и

коммуникативных

способностей

ребенка

посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина;
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые
практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- Приобщать школьников к искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся,
развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать

художественно

–

эстетический

вкус,

трудолюбие,

аккуратность.
Основные формы работы
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в
себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке
удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов,
точности исполнения работ, качественной обработке изделия и создание
мультфильмов. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе
с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают
интерес детей.
Содержание рабочей программы
Содержание

рабочей

программы

«Пластилинография»

является

продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного
искусства, технологии, истории, информатики) в освоении различных видов
и техник искусства. Отличительная особенность данной программы уникальная методика лепки из пластического материала пластилина, проста в
освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие

ребенка. Занятия пластилинографией способствуют не только развитию
творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и
восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то
есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически
тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с
его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует
развитию речи. Обучающиеся приучаются более внимательно рассматривать
и анализировать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия
пластилинографией дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет
дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а
осязает своими руками, а затем преображает его в компьютерную графику. А
чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии
впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне
пластилинографии, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно
говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте
форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет
внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Большое внимание уделяется
творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется
творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании
программы занимают вопросы композиции, цветоведению.
Рабочая программа способствует развитию разносторонней личности
ребенка, воспитанию воли и характера; помощи в его самоопределении,
самовоспитании и самоутверждению в жизни; формированию понятия о роли
и месте декоративно – прикладного искусства в жизни; освоению
современных видов декоративно – прикладного искусства; созданию
творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания
коллективной работы; знакомству с историей пластилина и различных масс
для лепки.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного
возраста. В основу программы положены следующие принципы:
 связь с жизнью;
 развитие индивидуальности каждого ребёнка;
 единство и целостность субъект-субъектных отношений;
 системная организация управления учебно-воспитательным процессом
(систематичность,
наглядность,

контролируемость,

построения

последовательность,

программного

материала

«от

доступность,
простого

к

сложному»).
Важным

условием

осуществления

политехнического

принципа

является органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение
качества учебной работы ученика, развитие мелкой моторики.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному
творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
Младшие школьники получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания
образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату

и

способу

действия,

актуальный

контроль

на

уровне

произвольного внимания;
-самостоятельно

адекватно

оценивать

правильность

выполнения

действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и
средств массовой информации;

-отбирать

и

выстраивать

оптимальную

технологическую

последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства,
ИКТ технологий, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве
и ИКТ технологиях;
-развивать

фантазию,

воображение,

художественную

интуицию,

память;
-развивать критическое мышление, способность аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного
декоративно-прикладного искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-способствовать формированию первоначального опыта осуществления
совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать

и

оказывать

взаимопомощь,

доброжелательно

и

уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от
собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
-задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;

Предметные результаты:
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и
в пространстве;
-

применять

различные

техники

пластилинографии:

налеп,

растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного
материала;
-создавать графическими и живописными средствами выразительные
образы природы, человека, животного.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих
задач;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в
изобразительно – творческой деятельности и ИКТ технологиях в целом.
Место занятий в учебном плане
Рабочая программа «Пластилинография» разработана на первый год
обучения. 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№
1

Тема
«Волшебный
пластилин»

2

«Орнамент»

3

«Гроздь
винограда»

4

«Бабочка»

Программное содержание
Напомнить детям свойства пластилина,
закрепить
приемы
его
использования:
прищипывание, сплющивание, оттягивание
деталей от общей формы, плотное соединение
частей путем примазывания одной части
изделия к другой
Ознакомить
детей
с
техникой
пластилинографии, приемами выполнение
декоративных налепов разной формы
Продолжать
освоение
приемов
пластилинографии. Подвести к созданию
выразительного образа посредством цвета и
объема.
Закреплять
умения
аккуратно
использовать пластилин в своей работе
Формировать
эмоциональное
восприятие
окружающего
мира,
реалистическое
представление о природе и насекомых.

5

6

7

8

9

Используя пластилинографию, учить детей
выражать
в
художественно-творческой
деятельности свои впечатления и наблюдения.
Побуждать их передавать разнообразие форм.
Поощрять инициативу и самостоятельность.
«Маки»
Формировать у детей обобщенное понятие о 1
цветах. Развивать умение находить связи
между формами настоящих и изображаемых
цветов, передавать их природные особенности,
цвет.
Напомнить
детям
о
свойствах
пластилина: мягкий, податливый, способный
принимать заданную форму
«Осеннее дерево» Учить передавать образ осеннего дерева 1
посредством пластилинографии; Формировать
умение детей скатывать из пластилина
колбаску прямыми движениями и при помощи
стеки делить её на мелкие равные части;
Упражнять в скатывании маленьких шариков
круговыми
движениями,
прямыми
движениями пальцев рук – в овальную форму
и сплющивании, стимулируя активную работу
пальцев рук; Развивать у детей эстетическое
восприятие осенней природы, образное и
пространственное восприятие.
Модница-гусеница Напомнить детям свойства пластилина, 1
закрепить
приемы
его
использования:
прищипывание, сплющивание, оттягивание
деталей от общей формы, плотное соединение
частей путем примазывания одной части
изделия к другой
«Ежик с грибами» Учить создавать выразительный и интересный 1
сюжет
в
полуобъеме,
используя
нетрадиционную
технику
рисования
пластилином. Совершенствовать технические
и
изобразительные
навыки,
умения.
Использовать в работе различный бросовый
материал. Развивать детское творчество.
«Кораблик»
Развивать практические умения и навыки 1
детей при создании заданного образа
посредством
пластилинографии.
Учить
использовать
возможности
бросового
материала
для
придания
объекту
завершенности и выразительности. Развивать
мелкую моторику рук при выполнении
приемов работы с пластилином (раскатывания

10

11

12

13

14

15

16

и сплющивания)
«Слоненок
на Продолжать
освоение
приемов 1
прогулке»
пластилинографии. Подвести к созданию
выразительного образа посредством цвета и
объема.
Закреплять
умения
аккуратно
использовать пластилин в своей работе
«Птичка
клюёт Формировать интерес к окружающему миру, 1
ягодки на веточке» реалистические представления о природе,
птицах; Продолжать осваивать навыки
пластилинографии:
отщипывание,
размазывание внутри контура, скатывание
мелких шариков; Развивать мелкую моторику
пальцев рук; Развивать эстетический вкус при
оформлении работы.
«Морской конек» Учить создавать выразительный и интересный 1
сюжет
в
полуобъеме,
используя
нетрадиционную
технику
рисования
пластилином. Совершенствовать технические
и
изобразительные
навыки,
умения.
Использовать в работе различный
«Деревья
под Развивать чувство цвета, закрепить знания об 1
снегом»
оттенках белого. Формировать интерес детей к
зимнему времени года, к зимним явлениям
(снегопад, рассматривание деревьев на участке
после снегопада, изображение их посредством
приёмов пластилинографии; Способствовать
развитию мелкой моторики рук при создании
композиции
из
пластилина;
Развивать
аккуратность при работе с пластилином;
Продолжать формировать умение детей
работать над композицией сюжетного рисунка.
«Снегурочка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, 1
примазывание.
Формировать
умение
придавать поделке устойчивость. Развивать
чувство формы и пропорции.
«Консервированн Развивать умение самостоятельно задумывать 1
ые фрукты»
сюжет картины. Учить задавать вопросы,
возникающие по ходу занятия. Закреплять
умения оценивать работу сверстников и свою,
радоваться успехам других
«Символ года»
Расширять представления детей о домашних 1
животных. Развивать практические умения и
навыки при создании заданного образа
посредством
пластилинографии.
Учить

17

18

19

20

21

22

23

24

использовать
возможности
бросового
материала
для
придания
объекту
завершенности и выразительности
«За
окошком Обобщить представления детей о зимующих 1
снегири»
птицах. Разобрать особенности внешнего вида
снегиря. Побуждать детей точно передавать
внешний вид объекта; подбирать цвет и
сопоставлять размер
«Чудо - домик»
Освоение
приемов:
раскатывание, 1
сплющивание, выполнение декоративных
элементов. Развивать у детей творческое
воображение. Развивать умение создавать
домик в технике «пластилинография»
«Верный друг – Учить создавать лепную картину с выпуклым 1
Дружок»
изображением.
Развивать
творческое
воображение детей при создании образа.
Развивать мелкую моторику рук
«Самолет»
Освоение
приемов:
раскатывание, 1
сплющивание.
Формировать
умение
составлять на плоскости предмет, состоящий
из нескольких частей, добиваться точной
передачи формы предмета, его строения,
частей.
«Сердечки»
Воспитывать у детей доброжелательность, 1
(коллективная
чувство сопереживания, аккуратность в
работа детей)
процессе рисования пластилином. Продолжать
развивать глазомер и цветовосприятие
«Дельфины
в Закреплять умение работать с пластилином, 1
море»
использовать его свойства при раскатывании и
сплющивании. Развивать мелкую моторику
рук.
Украшать
работу,
используя
разнообразный бросовый материал
«Открытка
для Развивать
умение
продумывать 1
папы»
композиционное построение изображения;
Поощрять инициативу и самостоятельность
детей, внесение в работу тематических
дополнений, обогащающих её содержание;
Воспитывать эстетический вкус, навыки
аккуратности при работе с пластилином;
Поддерживать радостное настроение детей от
предстоящего праздника.
«Фиалочки
мамочки»

для Способствовать расширению знаний детей о 1
многообразии видов и форм растительного

25

26

27

28

29

мира, укрепить познавательный интерес к
природе. Учить создавать композицию из
отдельных деталей, добиваясь целостности
восприятия работы. Продолжать знакомить
детей со средствами выразительности в
художественно – творческой деятельности:
цвет, материал, составление композиции.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
«Удивительная
Продолжать знакомить детей с творчеством 1
дымка»
дымковских мастеров, с художественными
традициями
в
изготовлении
игрушек.
Расписывать готовый силуэт пластилином,
сочетая оформление однородных по цвету
частей с узором в стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы узора для
украшения кокошника и юбки дымковской
куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные
элементы с мелкими. Воспитывать детей на
народных традициях, показывая народное
изобразительное искусство нераздельно от
устного народного творчества.
«Ателье мод»
Развивать у детей эстетическое восприятие, 1
красоту в своем творчестве. Умение
самостоятельно продумывать замысел и
воплощать его в своём творчестве.
«Веселый
Продолжить знакомство детей с миром 1
скворечник»
природы.
Закрепить
умение
скатывать
пальчиком короткие отрезки в шарики
кругообразными движениями. Стимулировать
активную работу пальцев рук.
«Ракета»
Формировать умение детей составлять на 1
плоскости предмет, состоящий из нескольких
частей; Развивать мелкую моторику пальцев
рук при размазывании пластилина по
поверхности деталей; Побуждать дополнять
свою работу звёздами, планетами, кометами и
т. д. по выбору детей; Воспитывать у детей
проявление
индивидуальности,
оригинальности, фантазии.
«Городец-удалец» Продолжать
знакомство
с
городецкой 1
росписью. Учить изображать элементы
росписи при помощи пластилина. Развивать
чувство
композиции,
умение
красиво
располагать
узор на заданном силуэте.

30

31

32

33

Закрепить умение смешивать пластилин
разного цвета для получения нужного оттенка.
Развивать интерес к народному творчеству
«Салют»
Побуждать
детей
передавать
в1
пластилинографии
впечатления
от
окружающего; Развивать мелкую моторику
рук; Развивать креативное мышление детей,
творческое воображение, фантазию; Развивать
цветовосприятие; Развивать интерес к работе,
поддерживать радостное настроение детей от
предстоящего праздника «День Победы».
«Разноцветный
Закреплять знания детей о светофоре, 1
светофор»
назначении его цветов; Упражнять в умении
раскатывать комочки пластилина круговыми
движениями
ладоней;
продолжать
формировать умение прикреплять готовую
форму на поверхность путём равномерного
расплющивания на поверхности основы;
Развивать
аккуратность
в
работе
с
пластилином.
«Хохлома»
Воспитывать интерес и продолжать знакомить 1
детей с народными промыслами. Учить
оформлять объемную плоскость элементами
узора хохломской росписи, выполняя работу в
технике
«пластилинография».
Закрепить
знания детей о цветовой гамме и элементах
хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток
травки.
Выставка детских Развивать творческое мышление. Поощрять 1
работ по итогам инициативу и самостоятельность детей в
года.
построении композиции, попытки дополнить
рисунок по теме работы. Развивать мелкую
моторику рук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».