11. РП ВНД НОО Игровая кукла. Александрова Л.Б.

Приложение
к образовательной программе основного
общего образования МАОУ СОШ № 6
г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Начальное общее образование

Рабочая программа
«Игровая кукла»
для детей 8-12лет
на 2022-2023 учебный год

Автор-составитель:
Александрова Лариса Борисовна
педагог дополнительного образования
Первая квалификационная категория

Невьянск
2023 год

Пояснительная записка
Программа начального общего образования по внеурочной деятельности
составлена на основе требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основная
цель
программы
«Игровая
кукла»
–
развитие
визуальнопространственного
мышления
обучающихся
как
формы
эмоционально-ценностного,
эстетического
освоения
мира,
формы
самовыражения и ориентации
в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Программа «Игровая кукла» относится к художественно-эстетической
направленности.
Программа разработана в соответствии:
— с типовым положением «Об образовательном учреждении
дополнительного
Постановлением

образования
правительства

детей»,

утвержденным

Российской

Федерации

от

7.03.95г. №223;
- с требованиями к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей, утвержденными на
заседании

научно-методического

совета

по

дополнительному

образованию Минобразования России от 3.06.2003г.
— с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
САНПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г.
№4594)
Она направлена на возрождение традиций изготовления народной
куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира,

развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание
условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в
удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается
художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными
ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в
процессе собственной художественно-творческой активности.
По данной программе дети имеют возможность не только обучаться
изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы
культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые
способствуют «погружению» в удивительный мир народной культуры.
Образовательная программа «Игровая кукла» ориентирует на решение
задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е.
рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа
носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся
духовной и художественной культуры.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры.
Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные
представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о
материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных
игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить
традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того,
традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление
не

требует

жесткой

системы

выкроек

и

лекал.

Поэтому,

единый

технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы
подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но
не

безличны.

В

каждой

проявляется

индивидуальность,

характер

исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние

особенности.

При

изготовлении

отсутствует

понятие

неудачи,

неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и
сами дети.
Актуальность данной программы.

Программа «Игровая кукла»

способствует вовлечению детей в изучение традиционной народной
культуры с младшего школьного возраста (6-7лет), что влияет на
формирование у ребенка национального самосознания и приобщение к
занятиям трудовой деятельности.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Игровая кукла» соответствует основной цели образования в России,
направленной на развитие творческих способностей, самостоятельности,
инициативы и стремлению к самосовершенствованию.
Новизна программы и ее целесообразность заключаются в обращении
к

истокам

народной

художественной

культуры.

Ритм

сегодняшней

обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают
дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому сегодня назрела
необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и
использованию потенциала народной педагогики.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей
многих

праздников

благополучия,

и

обрядов;

продолжения

рода;

являлась
была

символом
оберегом.

счастья,
В

игре

добра,
ребенок

приобщался к культуре, впитывая весь предыдущий практический и
философский опыт своего народа.
Обучаясь по программе «Игровая кукла» ребенок испытывает радость
от изготовления игрушки. Кукла, изготовленная своими руками, дает
большие возможности для творческой самореализации и развития личности
ребенка, развития фантазии, т.к. ребенок играет с ней (кормит, укладывает

спать,

разговаривает),

т.е.

осваивает

различные

социальные

роли.

Застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Таким образом, кукла выполняет коррекционную роль. При изготовлении
игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием
мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из
ткани развивает пространственные и творческие способности, прекрасно
корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и
найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти
ранее увиденное.
Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на
кончиках их пальцев». Только тот, кто с детства привыкает создавать
красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и
творцом. Поэтому разработанная мной программа нацелена на знакомство
детей с разнообразием мира народной куклы и освоение старинных техник и
технологий по их изготовлению.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что
программа предполагает не только овладение техниками художественного
творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с
православными праздниками, обычаями, традициями.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей
спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам на более
высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям
определенного возраста.
Образовательная
дополнительного

программа

образования

природосообразности,

«Игровая

кукла»

основывается

культуросообразности,

для
на

учреждения
принципах

коллективности,

патриотической

направленности,

проектности,

добровольности,

единства обучения, воспитания и развития.
 Принцип природосообразности базируется на том, что обучение и
воспитание

должны

соответствовать

природы,

особенностям

природосообразности

в

закономерностям

ребенка.

С

позиции

образовательном

процессе

развития
принципа

необходимо

учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия
для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования
чувства ответственности и сопричастности к природе.
 Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание
должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с
учётом особенностей этнической и региональной культур, решать
задачи

приобщения

(бытовой,

человека

физической,

к

различным

материальной,

пластам

духовной,

культуры

политической,

экономической, интеллектуальной, нравственной)
 Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что
образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает
растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с
окружающими, может создавать условия для позитивно направленных
самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а
в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в
обществе.
 Принцип патриотизма предполагает формирование национального
сознания

у

молодежи

жизнеспособности
целостность

как

молодого

России,

связь

одного
поколения
между

из

основных
и

условий

обеспечивающего

поколениями,

освоение

и

приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.
 Принцип проектности - предполагает ориентирование педагога, на
подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное

действие. Ребенок может программировать свои шаги, составлять план
исполнения и анализировать свою деятельность.
 Принцип добровольности - это предоставление возможности любому
участнику

образовательного

процесса

принять

участие

в

проектировании. А так же все, что ученик делает, он делает
добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на
себя определенные обязательства.
 Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает,
что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на
формирование не только знаний и умений, но определенных
нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора
жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого
принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы
педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и
индивидуальности воспитанника.
Цель

программы:

Формирование

духовно-нравственных

ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и
традиций народов России посредством народной куклы.
Задачи:
Обучающие
 Знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на Руси.
 Обучение детей изготовлению традиционной народной куклы с
использованием старинных техник.
Воспитательные
 Привитие детям любви к Родине и людям ее населяющим.
 Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного на лучших
образцах декоративно-прикладного творчества.

Развивающие
 Развитие у обучающихся творческих способностей.
 Развитие

у

обучающихся

здорового

чувства

национального

достоинства.
Содержание программы «Игровая кукла» предусматривает 2 года
обучения и ориентирована на детей 7-12 лет.
Для первого года обучения отводится 72 часов коллективных занятий
(2 раз в неделю по 1 часу) – по 1 часу в неделю. Количество детей в группе
не должно превышать 15 человек.
Для второго года обучения отводится 144 часа коллективных занятий
(2 раза в неделю по 2 часа).
В процессе освоения материала педагог работает с каждым ребенком
индивидуально. Что позволяет вовремя корректировать образовательный
процесс. Количество детей не должно превышать 12 человек.
Организационные формы проведения занятий могут быть:
 Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)
 Групповые

(дети

разбиваются

на

группы

в

соответствии

с

выполнением задания)
Такие занятия позволяют обучающимся овладеть необходимыми
приемами и навыками в работе, накапливать теоретические знания. Эти
знания

активизируют

познавательную

и

творческую

деятельность,

способствуют развитию отзывчивости, сотрудничеству со сверстниками и
педагогом, самокритичности, добросовестного отношения к труду.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся,
для реализации программы используют различные формы и методы
обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа-метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у
обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов
подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет
повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда
рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является
применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности.
Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Учебное занятие – основная форма организации образовательного
процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его
совершенствованию нет. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта
детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их
обобщение.
В целом учебное занятие можно представить как последовательность
следующих этапов:
1. Этап – организационный. Задача: подготовка детей к работе на
занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и
плана занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность, активизация внимания.
2. Этап – проверочный. Задача: устранение пробелов в знаниях.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к
изучению новой темы.
3. Этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации
обучения и принятие цели занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач,
мотивация учебной деятельности
4. Этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых
знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий;
обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями,
показ образца формирования навыков; выполнение тренировочных
упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по
образцу и т.д.
5. Этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня
полученных знаний и умений, их коррекция.
6. Этап – итоговый. Задача дать анализ и оценку достижения
цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение
обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы,
информация о домашнем задании, определение перспективы следующих
занятий. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой
основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
 Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами
 Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения

 Знать основные приемы изготовления народной куклы: сворачивание,
скручивание, приматывание
 Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые
при изготовлении кукол
 Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды
кукол
 Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту
национальной истории и культуры
Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:
 Знать общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной
куклой
 Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях
(рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)
 Знать основные виды швов: строчной, «вперед иголка», «через край»
 Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды
кукол
 Уметь создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы
 Уметь применять приемы изготовления народной куклы: сворачивание,
скручивание, приматывание
 Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту
национальной истории и культуры
Формами подведения итогов реализации программы «Игровая кукла»
могут быть выставки, проведение конкурса или викторины. Проведение
итоговых выставок имеет большое воспитательное значение. На выставки
рекомендуется

приглашать

гостей,

педагогов,

родителей.

Выставки

позволяют рассмотреть творческое продвижение всего коллектива.

Результаты обучения по программе педагог вносит в диагностическую
карту. Кроме этого здесь же фиксируются наблюдения педагога.
Оценивание идет по десятибалльной системе.
I.

Учебно-тематический план 1 года обучения
Количество часов
Всег
о

№

Раздел, тема

I

Раздел: Организационный

1

Вводное занятие

часо

Теори

Практик

в

я

а

1

0,25

0,75

2

0,25

1,75

Итоговые занятия
2

Изготовление блокнота

II

Раздел: Игровые куклы

3

Кукла «Зольная»

2

0,5

1,50

4

Кукла "Кувадка".

2

0,5

1,50

5

Кукла "Пеленашка"

2

0,5

1,50

6

Отдарок на подарок

2

0,5

1,50

7

Кукла "Птичка"

2

0,5

1,50

8

Кукла "Крестец"

2

0,5

1,50

9

Кукла "Каркуша"(Сорока)

2

0,5

1,50

10

Кукла "Коляда"

8

2

6

11

Рождественский ангел

2

0,5

1,50

12

Кукла "Масленица"

8

0,5

6

13

Кукла "Северная Берегиня"

2

0,5

1,50

14

Кукла на пасхальное яйцо

8

2

6

15

Пасхальная голубка

2

0,5

1,50

16

Кукла «Подорожница»

2

0,5

1,50

17

Кукла "Веснянка"

2

0,5

2

0,5

1,50

"Мартинички".
18

Обряд

закликания

весны
Кукла "Солнечный конь". Почитание

19

коня в крестьянском труде

8

2

6

20

Лихорадки- Лихоманки

8

2

6

Всего часов

72

Учебно- тематический план 2 года обучения
Количество часов
Всего
часов Теория Практика
№

Раздел, тема

I

Раздел: Организационный

1

Вводное занятие

2

2

Итоговые занятия

2

II

Раздел: Игровые куклы

1

Куклы столбушки "Семья"

4

1

3

2

Кукла "Девка-Баба"

4

1

3

3

"Утешительная"

4

1

3

4

Кукла "Барыня"

8

1

7

5

"Покосница Игровая"

4

1

3

6

"Курочка Зернушка"

4

1

3

7

"Коняшка Масленичная"

8

1

7

1

1
2

8

Птичка лоскутная. Изготовление подвески

4

1

3

9

Кукла "Погремень"

4

1

3

III

Раздел: Обрядовые куклы

1

"Спиридон Солнцеворот"

8

1

7

2

Кукла "Десятиручка"

8

1

7

3

Кукла "Птица Радость"

8

1

7

4

Кукла "Коза обрядовая"

8

1

7

5

"Параскева Пятница"

8

1

7

6

Кукла "Вербная"

4

1

3

VI

Раздел: Обереговые куклы

1

"Крупеничка" (Зерновушка)

4

1

3

2

Кукла "Очистительная"

4

1

3

3

Кукла "Кубышка Травница"

4

1

3

4

Кукла "Конь из лыка»

8

1

7

5

Кукла «Старик-Домовик»

8

1

7

6.

Выставочные работы (различного уровня)

24

Всего часов

144

24
21

123

III Содержание программы обучения
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
I Раздел: Организационно-контрольный
Тема 1. Вводное занятие
Теория:

Вводная

диагностика.

Инструменты,

приспособления,

материалы. Техника безопасности работ. Классификация кукол. Узелковая
кукла. Технология ее изготовления.
Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание
готовых работ и фотоматериалов. Выполнение узелковой куклы «Зайчик».
Тема 2. Итоговые занятия.

Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая
диагностика.
Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение задания
педагога.
II Раздел: Игровые куклы
Тема 3 Кукла «Зольная»
Теория: Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности.
Демонстрация готовой куклы. Технология изготовления куклы с помощью
приемов наматывание.
Практика: Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы.
Практическая работа по изготовлению куклы «Зольная»
Тема 4. Кукла «Кувадка»
Теория: Беседа об игровых куклах. Демонстрация готовой куклы,
иллюстраций. Технология изготовления куклы с использованием приемов:
наматывание, обережный крест.
Практика:

Ответы

на

вопросы.

Анализ

предстоящей

работы.

Практическая работа по выполнению куклы «Кувадка». Анализ готовых
работ.
Тема 5. Кукла «Пеленашка»
Теория: Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство
с куклой «Пеленашка». Демонстрация иллюстраций, картин и готовых работ.
Особенности выбора ткани для куклы «Пеленашка». Последовательность
изготовления куклы с использованием приемов закручивание и наматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление
куклы «Пеленашка». Анализ готовых работ.
Тема 6. Кукла «Отдарок на подарок»
Теория: Рассказ об обрядовых куклах: знакомство с древним обычаем –
одаривание. Поговорки, песенки по теме. Демонстрация готовых кукол,

фотографий. Технология изготовления куклы « Отдарок на подарок» с
помощью обережного креста.
Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Отдарок на
подарок». Анализ готовых работ.
Тема 7. Кукла «Птичка».
Теория:

Песенки

–

заклички,

народные

приметы

месяца.

Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы
«Птичка».
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление
куклы «Птичка» с использованием приема обережный крест. Оформление
кукол.
Тема 8. Кукла «Крестец»
Теория: Рассказ об особенностях куклы «Крестец». Знакомство с
понятием – «кукла заместитель». Демонстрация готовой куклы, фотографии.
Использование природного материала – ветки деревьев.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическое
изготовление куклы «Крестец». Анализ проделанной работы.
Тема 9. Кукла «Сорока».
Теория: Беседа о народном празднике «Сорока», традиции праздника.
Демонстрации

готовых

кукол,

иллюстраций.

Шутки,

потешки.

Использование природного материала - ветки деревьев. Последовательность
выполнения куклы.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле
«Сорока». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.
Тема 10. Кукла «Коляда»
Теория:

Беседа

Рождественские

о

колядки.

празднике
Народные

Рождество.
приметы,

Традиции
песенки

праздника.
–

потешки.

Демонстрация готовой куклы и иллюстраций. Технология изготовления
куклы с помощью приемов обережный крест, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая
работа по изготовлению куклы «Коляда». Анализ готовых работ.
Тема 11. «Рождественский ангел»
Теория: Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы
«Рождественский ангел». Стихи, приметы, кроссворд по теме. Демонстрация
готовой

куклы,

иллюстрации.

Техника

безопасности

при

работе

с

ножницами. Последовательность изготовления куклы с помощью приема
обережный крест.
Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы.
Практическая работа по выполнению куклы «Рождественский ангел».
Тема 12. Кукла «Масленица».
Теория:

Беседа о народном празднике «Масленица», традиции

праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций. Шутки, потешки.
Использование природного материала - ветки деревьев. Последовательность
выполнения куклы.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле
«Масленица». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.
Тема 13. Кукла «Северная Берегиня»
Теория: Демонстрация готовой куклы.

Техника безопасности при

работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Северная
Берегиня» с использованием приема наматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по теме:
кукла «Северная Берегиня».
Тема 14. Кукла на пасхальное яйцо.
Теория: Беседа о православном празднике Пасха, знакомство с
традициями. Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы,
иллюстраций. Особенности изготовления куклы на пасхальное яйцо.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по
изготовлению куклы. Анализ готовых работ.

Тема 15. «Пасхальная голубка».
Теория: Кукла «Пасхальная голубка». Стихотворения по теме.
Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология изготовления куклы
с помощью приема наматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое выполнение
куклы. Анализ проделанной работы.
Тема 16. Кукла «Подорожница».
Теория:

Беседа

«Подорожница».

о

куклах

оберегах.

Знакомство

с

куклой

Народные приметы « в дорогу», загадки, ребус. Правила

дорожного движения. Демонстрация готового образца. Последовательность
выполнения

работы

с

использованием

приемов

наматывание

и

приматывание.
Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы.
Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной
работы.
Тема 17. Кукла «Веснянка»
Теория: Беседа по теме «Народный календарь: Авдотья Весновка».
Народные приметы и поговорки, стихи о весне.

Демонстрация готовых

кукол, иллюстраций. Последовательность выполнения куклы «Веснянка».
Традиционные приемы: обережный крест, приматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по
изготовлению «Веснянки». Украшение куклы яркими нитями и лентами.
Тема 19. Кукла «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском
труде.
Теория: Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в
крестьянском труде. Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых
кукол, картин, иллюстраций.

Практика: Рассматривание образцов. Упражнение

по основным

приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Практическая
работа по изготовлению куклы «Солнечный конь».
Тема 20. «Лихорадки – Лихоманки».
Теория: Беседа о куклах оберегах здоровья. Народные приметы.
Демонстрация готовых кукол, фотографий. Последовательность выполнения
куклы «Лихорадки – Лихоманки».
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по
изготовлению кукол «Лихорадки – Лихоманки».

Анализ проделанной

работы.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
I Раздел: Организационно-контрольный
Тема 1. Вводное занятие
Теория:

Вводная

диагностика.

Инструменты,

приспособления,

материалы. Техника безопасности работ. Повторение классификации кукол.
Кукла - погремушка на палочке. Последовательность выполнения куклы –
погремушки на палочке.
Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание
готовых работ и фотоматериалов. Выполнение куклы

- погремушки на

палочке.
Тема 2. Итоговые занятия.
Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая
диагностика.
Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение заданий
педагога.
II Раздел: Игровые куклы
Тема 1 Куклы столбушки «Семья»

Теория: Беседа о традициях русской семьи, куклах столбушках и кукле
«Пеленашка». Стихи о семье, поговорки. Демонстрация готовых кукол,
иллюстраций. Технология изготовления кукол с использованием приемов:
закручивание, наматывание, приматывание.
Практика: Рассматривание образцов кукол. Практическая работа по
теме: «Куклы столбушки «Семья». Украшение кукол бусинами, лентами,
тесьмой.
Тема 2. Кукла «Девка - Баба»
Теория: Беседа о народной кукле «Девка - Баба». Знакомство с
понятием кукла – перевертыш. Демонстрация готовых кукол, фотографий.
Использование природного материала - ветки дерева. Последовательность
выполнения куклы с помощью приемов: наматывание, приматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по
изготовлению куклы «Девка - Баба». Анализ готовых работ.
Тема 3. «Утешительная»
Теория: Беседа о кукле «Утешительная». Демонстрация готовой куклы.
Последовательность изготовления куклы с помощью приемов: скручивание,
наматывание, приматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца куклы
«Утешительная».

Практическая

работа

по

изготовлению

куклы

«Утешительная». Анализ готовой куклы.
Тема 4. Кукла «Барыня».
Теория: Беседа по теме кукла «Барыня». Образ барыни в работах
русских художников. Стихотворения по теме. Демонстрация образца куклы,
фотографий и картин. Этапы работы над куклой «Барыня». Выполнение
приемов закручивание, приматывание.
Практика:

Ответы

на

вопросы.

Анализ

предстоящей

работы.

Практическая работа по изготовлению куклы «Барыня». Подведение итогов
работы.

Тема 5. «Покосница игровая»
Теория: Беседа на тему «Сенокос в жизни русской деревни». Значение
куклы «Покосница игровая». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций.
Технология выполнения куклы посредством приемов:

наматывание,

приматывание.
Практика: Рассматривание образца куклы. Практическая работа

по

кукле «Покосница игровая». Анализ проделанной работы.
Тема 6. «Курочка Зернушка»
Теория: Беседа по теме «Курочка Зернушка». Ручные швы: строчной,
«вперед иголку», «через край». Демонстрация готовой куклы. Этапы
выполнения работы. Техника безопасности при работе с иглами и
ножницами.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая
работа по изготовлению куклы «Курочка Зернушка». Применение ручных
швов. Анализ готовых работ.
Тема 7 «Коняшка масленичная».
Теория:

Народный

праздник «Масленица». Потешки, песенки.

Демонстрация образца куклы «Коняшка масленичная», иллюстраций.
Применение природного

материала – ветка дерева.

Этапы выполнения

куклы «Коняшка масленичная».
Практика:

Ответы

Практическая работа

на

вопросы.Анализ

предстоящей

работы.

по изготовлению куклы «Коняшка масленичная».

Подведение итогов работы.
Тема 8. Птичка лоскутная. Изготовление подвески.
Теория: Беседа по теме: «Народный календарь: Весна». Демонстрация
лоскутной птички. Последовательность изготовления куклы. Применение
ручных швов. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по
лоскутной птичке. Декорирование. Изготовление подвески.

Тема 9. Кукла «Погремень»
Теория: Беседа о куклах погремушках. Знакомство с куклой
«Погремень». Демонстрация готовой куклы и других вариантов погремушек
из природных материалов. Этапы изготовления куклы. Использование
приемов : наматывание и приматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая
работа по изготовлению куклы «Погремень». Анализ проделанной работы.
III Раздел: Обрядовые куклы
Тема 1.
«Спиридон Солнцеворот»
Теория: Рассказ о кукле «Спиридон Солнцеворот». Демонстрация
готового образца, иллюстраций. Особенности изготовления кукол из лыка.
Последовательность изготовления куклы. Применение природного материала
лыко Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика:

Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы.

Изготовление куклы «Спиридон Солнцеворот». Работа над костюмом куклы.
Представление готовых работ.
Тема 2.
Кукла «Десятиручка».
Теория: Беседа о кукле «Десятиручка». Демонстрация готового
образца. Пословицы, стихотворение. Последовательность выполнения куклы
с использованием приемов: наматывание и обережный крест. Применение
природного материала лыко.
Практика: Рассматривание образца. Практическая работа по кукле
«Десятиручка». Анализ готовых работ.
Тема 3. Кукла «Птица Радость»
Теория: Рассказ о кукле «Птица Радость».

Демонстрация готового

образца. Весенние заклички, загадки, стихи. Выбор ткани для куклы.

Последовательность изготовления куклы с помощью приемов обережный
крест, приматывание, закручивание.
Практика: Ответы на вопросы.
Практическая

работа

по

Анализ предстоящей работы.

изготовлению

куклы

«Птица

Радость».

Представление готовых работ.
Тема 4.
Кукла «Коза обрядовая»
Теория: Беседа о кукле «Коза обрядовая». Демонстрация готового
образца. Сравнительный анализ кукол «Коза обрядовая» и «Коза игровая».
Применение природного материала – лыко.
Практика: Ответы на вопросы.

Анализ предстоящей работы.

Практическая работа по изготовлению куклы «Коза обрядовая». Подведение
итогов работы.
Тема 5.
Кукла «Параскева Пятница».
Теория:

Беседа

о

Святой

Параскеве

Пятницы.

Демонстрация

иллюстраций и готового образца. Применение природного материала – ветки
дерева. Этапы работы. Техника безопасности при работе с иглами и
ножницами.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая
работа по кукле «Параскева Пятница».
Тема 6.
Кукла «Вербная»
Теория:
воскресенье,

Беседа

о

знакомство

православном
с

празднике

традициями.

Пасха

Стихотворения

и

Вербное
по

теме.

Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Особенности изготовления
куклы «Вербная». Приемы: приматывание, наматывание.
Практика:

Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы.

Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ.

IV Раздел: Обереговые куклы
Тема 1.
« Крупеничка» (Зерновушка)
Теория: Беседа на тему кукла « Крупеничка». Рассказ о красном угле в
русской

избе.

Использование

Демонстрация
крупы

для

иллюстраций

наполнения

и

готовых

куклы.

образцов.

Последовательность

изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и
приматывание.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по
изготовлению куклы « Крупеничка». Анализ готовых работ.
Тема 2. Кукла «Очистительная».
Теория: Беседа о кукле «Очистительная». Демонстрация готового
образца. Особенности подбора ткани. Техника безопасности при работе с
ножницами. Этапы работы. Применение приемов: обережный крест,
наматывание.
Практика: Ответы на вопросы.
Практическая

работа

по

Анализ предстоящей работы.

изготовлению

куклы

«Очистительная».

Представление готовых работ.
Тема 3. Кукла «Кубышка Травница»
Теория: Беседа о куклах оберегах здоровья, лечебных травах.
Знакомство

с

куклой

«Кубышка

Травница».

Народные

приметы.

Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование лечебных трав
для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью
приемов: наматывание, приматывание; применение наметочного шва.
Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ образца куклы. Практическая
работа по изготовлению куклы «Кубышка Травница». Подведение итогов
работы.

Тема 4. Кукла «Конь из лыка»
Теория: Рассказ о кукле «Конь из лыка». Загадки по теме, пословицы.
Сравнительный анализ

«Солнечный конь» из ткани и

куклы «Конь из

лыка». Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций. Особенности
изготовления куклы. Использование природного материала – лыко.
Технология изготовления с помощью приемов: наматывание, обережный
крест.
Практика:

Ответы

на

вопросы.

Рассматривание

образцов.

Практическая работа по изготовлению куклы «Конь из лыка». Представление
работ.
Тема 5. Кукла «Старик - Домовик»
Теория: Рассказ о кукле «Старик - Домовик». Демонстрация готовой
куклы, иллюстраций. Выбор ткани для куклы. Технология изготовления
«Старика - Домовика» с помощью приемов: закручивание, наматывание,
приматывание;

применение

ручных

швов.

Костюм

куклы.

Техника

безопасности при работе с ножницами и иглами.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая
работа по изготовлению куклы «Старик - Домовик». Представление готовых
работ.
Тема 6.
Выполнение изделий на выставочные темы.
IV. Материально – техническое обеспечение образовательной
программы
Оборудование кабинета:
 шкафы для хранения методического материала;
 стол для педагога;
 столы для обучающихся;

 подсобное помещение для хранения инструментов, материалов,
незаконченных работ.
Инструменты и приспособления:
 ножницы;
 иглы;
 цветные булавки с большими головками;
 клей ПВА.
Материал для изготовления кукол:
 нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные);
 пеньковая веревка;
 ткань хлопчатобумажная белая;
 ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и
рисунка);
 ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка);


ткань льняная двунитка;

 ленты, кружево,тесьма;
 бисер, бусины.
Методический материал, обеспечивающий выполнение программы:
 образцы готовых изделий;
 рисунки, фотографии, иллюстрации;
 конспекты занятий;
 схемы изготовления;
 рекомендации

по

обучающихся в УДО;
 ребусы, кроссворды;
 анкеты, тесты;

сохранению

и

укреплению

здоровья

 диагностические карты;
Список литературы для обучающихся
1. Н. Веселовская «Современность, старина, девочкины имена –
православные сказки для девочек». М.: 2009.
2. Протоиерей Н. Агафонов. Сказки – притчи «Доброта духовная».
М.: 2010.
3. Энциклопедия

Мирового

Искусства.

Шедевры

русской

живописи. – М.: «Белый город», 2005.
4. О. Першина «Семь рождественских свечей» (рассказы), по
благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского
Даниила, М.: 2009.
5. Александр Худошин «Сказания о русских Святых для детей». По
благословению

Блаженнейшего

Владимира,

Митрополита

Киевского и вся Украины, М.: 2009.
6. Журнал «Куклы в народных костюмах», М.: ООО «Де
Агостини», Россия.
7. А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», М.:
«Современник», 1993

Список литературы для педагогов
1. А.В. Терещенко «История культуры русского народа», М.:
«Эксмо», 2007.
2. В.Ю. Ключевский «Русская история», М.: «Эксмо», 2005.
3. Е. Ф.Конев «Славянская мифология», Минск, «Харвест», 2003.
4. Ю.Каштанов «Русский костюм», М.: «Белый город», 2008.
5. М. Забылин «Русский народ. Обычаи, предания, обряды», М.:
«Эксмо», 2003.

6. С. Перевезенцев «Древняя Русь. История русского народа с I по IX
век», М.: «Белый город», 2000
7. «Народные промыслы и ремесла Курского края», Комитет по
культуре Курской области. Областной дом народного творчества,
Курск , 2007
8. «Русские народные песни», М.: «Правда», 1998.
9. «Культура Курского края» (лингво – этнографические очерки). –
Курск: «КГПУ»,1995
10. Е. Л. Алферова «Народный костюм Курской губернии», Курск,
2006.
11.

«Круглый

год.

Русский

земледельческий

календарь»,

М.:»Правда», 1998.
12. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», С-Пб.: 2000.

V. Список литературы при подготовки программы
1. Н.К.

Беспятова

«Программа

педагога

дополнительного

образования. От разработки до реализации", Москва, 2003.
2. В.П. Голованов «Методика и технология работы педагога
дополнительного образования», М.: «Владос», 2004
3. М.В.

Кайгородцева

«Методическая

работа

в

системе

дополнительного образования», Волгоград: «Учитель», 2009
4. Л. Соколова, А. Некрылова «Воспитание ребенка в русских
традициях», М.: «Айрис-пресс», 2003.
5. Н.В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», С-Пб.: ООО
«Детство - Пресс», 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».