02. РП ВНД НОО Основы функциональной грамотности. Орлова Н.В.

Приложение № _____________ к
образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 6 г.Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Невьянского городского округа

Начальное общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
(1 - 4 класс)

г. Невьянск
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Основы функциональной грамотности» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в
широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и
слушанию, работе с текстом
Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР
в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных
исследованиях PIRLS, TIMS):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков
функциональной грамотности именно в начальных классах.
Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
2

использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью

изучения

блока

«Математическая

грамотность»

является

формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем

и

будущем

потребности,

присущие

созидательному,

заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Для

достижения

основной

цели

курса

предполагается

решение

следующих задач:
- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения,
интерес и мотивацию к чтению книг;
- находить и извлекать информацию из различных текстов;
- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода
проблем;

3

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
изучения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог
с автором», «комментированное чтение» и т. д
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным
поступкам.
Программа курса «Основы функциональной грамотности» разработана на
четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на
поэтапное освоение материала.
Весь курс состоит из 4 блоков:
 читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе);
 математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе);
 компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе);
 грамотность в естественных науках (по 8-9 часов в каждом классе)

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая

грамотность:

нахождение

значений

математических

выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их
значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская

карта,

правила

безопасного

использования

банковских

карт,

фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот,
валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты
с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы,
перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.

5

Формы работы с обучающимися по реализации РП
«Основы функциональной грамотности»
 индивидуальные и дифференцированные упражнения;
 графический конспект;
 парная работа;
 групповые занятия;
 занятия исследовательской и проектной деятельностью;
 участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
 создание детских портфолио;
 викторины;
 квесты;
 дискуссии и др.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа

обеспечивает

достижение

второклассниками

следующих

личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–

овладевать

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
7

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

8

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные

результаты

изучения

блока

«Естественно-научная

грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:

9

 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и другим предметам.

10

Тематическое планирование «Основы функциональной грамотности»
1 класс
№
1

Тема
Читательская

Количество

Практические Контроль

часов

работы

8

грамотность
2

Математическая

8

1

8

1

9

2

1

33

4

1

грамотность
3

Финансовая
грамотность

4

Естественнонаучная
грамотность
Итог

Тематическое планирование «Основы функциональной грамотности»
2 класс
№
1

Тема
Читательская

Количество

Практические Контроль

часов

работы

8

грамотность
2

Математическая

8

1

8

2

9

4

грамотность
3

Финансовая
грамотность

4

Естественно-

11

1

научная
грамотность
Итог

34

7

1

Тематическое планирование «Основы функциональной грамотности»
3 класс
№
1

Тема
Читательская

Количество

Практические Контроль

часов

работы

8

грамотность
2

Математическая

8

1

8

2

9

4

1

34

7

1

грамотность
3

Финансовая
грамотность

4

Естественнонаучная
грамотность
Итог

Тематическое планирование «Основы функциональной грамотности»
4 класс
№
1

Тема
Читательская

Количество

Практические Контроль

часов

работы

8

грамотность
2

Математическая

8

1

8

2

9

4

грамотность
3

Финансовая
грамотность

4

Естественнонаучная

12

1

грамотность
Итог

34

7

13

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№п
/п

Наименование разделов

Виды деятельности

Форма
проведен
ия
занятия

1.Блок «Читательская грамотность»
1
Виталий
Бианки.
Лис
и1
мышонок

Игровая

Игра

2

Русская народная сказка.
Мороз и заяц

Познавательная

Беседа

3

Владимир
грибы

Научно-познавательная

Викторина

4

Геннадий Цыферов. Петушок и 1
солнышко

Игровая

Игра

5

Михаил Пляцковский.
дружбы

Познавательная

Дискуссия

и тем программы

Сутеев.

КолДата
вочасов

1

Живые 1

Урок 1

Электронные(цифровы
е)образовательные
ресурсы

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/
);
Сетевой
комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

1

Деятельность общения

Парная

14

Портал

Российской

работа

7

Русская народная сказка.
Как лиса училась летать

1

8

Евгений Пермяк. Четыре брата 1

Итого по разделу
8
2.Блок «Математическая грамотность»
9
Про курочку Рябу, золотые и 1
простые яйца

электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Беседа
с Портал
Российской
обсуждением электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Игра
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);

Познавательная

Игровая

Познавательная

Игра

10

Про козу, козлят и капусту

1

Учебная

Беседа

11

Про петушка и
жерновцы

1

Познавательная

Парная
работа

12

Как петушок и курочки делили 1
бобовые зёрнышки

Познавательная

Работа в
группах

13

Про наливные яблочки

1

Учебная

Беседа

14

Про Машу и трёх медведей

1

Игровая

Игра

15

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО

15

Про старика, старуху, волка и 1
лисичку

Познавательная

Беседа с
обсужде
нием

16

Про медведя, лису и мишкин 1
мёд

Учебная

Виктори
на

Игровая

Игра

Итого по разделу
8
3.Блок «Финансовая грамотность»
17 За покупками
1

18

Находчивый Колобок

1

Игровая

Квиз

19

День рождения
Мухи-Цокотухи

1

Игровая

Работа в
группах

20

Буратино и карманные деньги 1

Познавательная

Работа в
парах

21

Кот Василий
продаёт молоко

1

Деятельность общения

Игра

22

Лесной банк

1

Познавательная

Беседа

16

http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО

23

Как мужик и медведь прибыль 1
делили

Познавательная

Беседа с
обсужден
ием

24

Как мужик золото менял

Учебная

Работа в
парах

1

http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
8
3.Блок «Естественно- научная грамотность»
25 Как Иванушка хотел попить 1
водицы

26

Пятачок,
Винни-Пух
воздушный шарик
и

и1

другие 1

Научно-познавательная

Проведен
ие опыта

Познавательная

Работа в
парах

27

Про
репку
корнеплоды

28

Плывёт, плывёт кораблик

29

Про Снегурочку и превращения 1
воды

Игровая

30

Как делили апельсин

Научно-познавательная

Беседа

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в 1
пруду

Игровая

Игра

1

1

Игровая

Викторин
а

Научно-познавательная

Беседа с
обсужден
ием
Проведен
ие опыта

17

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы

32

33

Иванова соль

Владимир Сутеев. Яблоко.

1

Познавательная

Игра

1

Игровая

Игра

(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru
/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 33
ПО ПРОГРАММЕ
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
№п/п
Наименование
Кол=во
Дата
Виды деятельности
разделов
и
тем часов
программы
Михаил
Пришвин. 1
1
Сформировать установку
Беличья память
на активное участие в
решении
практических
задач,
осознанием
важности образования.
Про беличьи запасы
2
1
Развить
мотивацию
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление
быть полезным.
3

4

Беличьи
деньги
Про белочку и погоду

1

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить
интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт

18

Форма проведения занятия

Электронные
(
образовательные ресурсы

Беседа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Викторина

Сетевой
комплекс
информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации
в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО

Дискуссия

Парная работа

цифровые)

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

успешного
межличностного общения.
5

И. Соколов-Микитов.
В берлоге

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

6

Медвежье
потомство

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7

Повреждённые
и
фальшивые деньги

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8

Лесные сладкоежки

1

Квиз

Портал ИСРО РАО

9

Лев Толстой. Зайцы

1

10

Про зайчат и зайчиху

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах

11

Банковская карта

1

Выявлять и анализировать
финансовую
информацию.Проведение
простых исследований и
анализ их результатов.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

12

Про Зайчишку
овощи

и

1

19

http://skiv.instrao.ru
Беседа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Работа в группах

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Самост.работа

13

Николай
Сладков.
Весёлая игра

1

Развить
интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

Работа в паре

14

Лисьи забавы

1

Беседа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

15

Безопасность
денег на
банковской карте

1

Парная работа

Портал ИСРО РАО

Лисьи норы

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить
интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Выдвижение
идей
и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности. Оценивать
результаты
своей
деятельности.

Беседа

16

17

Обыкновенные
кроты

1

18

Про крота

1

19

Про кредиты

1

20

http://skiv.instrao.ru

Работа в группах

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20

Корень
растения

–

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

часть

1

1

22

Про ежа

1

23

Про вклады

1

24

Занимательные
особенности яблока

1

25

Полевой
хомяк

1

26

Про полевого
хомяка

1

Выдвижение
идей
и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности:
Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах

Самост. работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Развить
интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

Беседа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО

Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения
явлений.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Викторина

Портал ИСРО РАО

21

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Парная работа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru

27

Ловушки для денег

1

28

Про хомяка и его
запасы

1

29

Про бобров

1

30

Бобры-строители

1

31

Такие
разные деньги

1

32

33

Материал для плотин

Позвоночные
животные

1

1

Выявлять и анализировать
финансовую
информацию .Использоват
ь информацию из текста
для решения практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Развить активное участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других
творческих работах.

Игра

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Самост. работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Беседа

Портал ИСРО РАО

Работа в группе

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить
интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения.

Игра

Портал ИСРО РАО

Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.

Беседа

22

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru

Работа в паре

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Оценивать
результаты
своей деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п

Наименование
разделов

Кол-во
часов

Дата

Виды деятельности

Форма
занятия

проведения

и тем программы
РАЗДЕЛ 1.
1
Про дождевого червяка 1

Сформировать установку на активное участие в решении задач, Беседа
осознанием важности образования.

2

Дождевые черви

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Викторина

3.

Кальций

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия

4.

Полезный кальций

1

5.

Сколько весит облако

1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного Парная работа
межличностного общения.

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

23

Самостоят. работа

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Сетевой
комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Федерации
в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал
Российской

6.

Про облака

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением

7.

Хлеб – всему голова

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

8.

Про хлеб и дрожжи

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

9

Про мел

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

10.

Интересное вещество – 1
мел.

11.

Про мыло

1

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

12.

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Групповая работа

13

Чем интересно мыло и 1
как оно «работает»
История свечи
1

14.

Про свечи

Развивать активное участие в коллективных учебно- Работа в группах
исследовательских, проектных и других творческих работах

электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/);
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного Работа в паре
межличностного общения.
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Беседа

24

Портал
Российской
электронной
школы

15.

16.

Магнит

1

Волшебный магнит

1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного Парная работа
межличностного
общения.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Развивать активное участие в коллективных учебно- Работа в группах
исследовательских, проектных и других творческих работах

(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

17.

Проверочная работа

1

18.

Что такое «бюджет»

19.

Расходы
бюджета

20.

Семейный бюджет

21.

Планируем
бюджет

22.

Откуда в семье берутся 1
деньги? Зарплата.

23.

Подсчитываем
семейный доход

и

1

доходы 1

1

семейный 1

1

Выполнение заданий по заданной инструкции.

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоятельная работа

Игра

Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления
креативности. Оценивать результаты своей деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления Беседа
креативности.

Развивать
активное
участие
в
коллективных
учебно- Работа в группах
исследовательских, проектных и других творческих работах.
Развитие интереса к сотрудничеству.
Использовать информацию из текста для решения практической Беседа
задачи

Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию. Игра
Использовать информацию из текста для решения практической

25

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО

задачи. Оценивать результаты своей деятельности.
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО

24.

Откуда в семье берутся 1
деньги.
Пенсия
и
социальные доходы.

25.

Пенсия и пособия

1

26.

Откуда в семье берутся 1
деньги?
Наследство,
клад, выигрыш.
1

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного Парная работа
межличностного общения.

http://skiv.instrao.ru
Использование полученных (из самих заданий) знаний для Беседа, игра
объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты
своей деятельности.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного Групповая работа
межличностного общения.

Подсчитываем
случайные
нерегулярные доходы

28.

На
что
тратятся 1
семейные деньги?

Использование полученных (из самих заданий) знаний для Беседа
объяснения явлений.

29.

Подсчитываем расходы 1

Использование полученных (из самих заданий) знаний для Работа в паре
объяснения явлений.

На
что
тратятся 1
семейные
деньги?
Обязательные платежи.

31.

Расходы

на 1

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

27.

30.

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО

Выявлять
и
анализировать
финансовую Игра
информацию.Использовать информацию из текста для решения
практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Развить
активное
участие
в
коллективных
учебно- Работа в группе
исследовательских, проектных и других творческих работах.

Выявлять

и

анализировать

26

финансовую

информацию. Игра

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО

обязательные платежи.

32.

Использовать информацию из текста для решения практической
задачи

Как
сэкономить 1
семейные деньги?

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного Работа в паре
межличностного общения.

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

33.

Подсчитываем
1
сэкономленные деньги

Использовать информацию из текста для решения практической Беседа
задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

34.

Проверочная работа

Выполнение действий по заданной инструкции

1

Самостоятельная работа

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu
.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34
34

27

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

Кол-во Дата Виды деятельности
часов

РАЗДЕЛ 1.
1.
Старинная женская одежда 1
2.

Старинные
головные уборы

3.

Старинная мужская одежда 1
и головные уборы

4.

Жилище крестьянской семьи 1
на Руси

5.

Внутреннее убранство и 1
предметы обихода русской
избы
Внутреннее убранство и 1
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси
1

6.

7.
8.

9

женские 1

Какие деньги были раньше в 1
России
Томат

1

Форма
проведения
занятия

Сформировать установку на активное участие в решении
практических задач, осознанием важности образования.
Развить мотивацию к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление быть полезным.

Проведение простых
результатов.

исследований

и

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Беседа.Практическ
ая работа.
Викторина.
Практическая
работа.

анализ

их Дискуссия.
Практическая
рабоата.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Парная работа.
успешного межличностного общения.
Практическая
работа.
Проведение простых исследований и анализ их Самостоят. работа
результатов.

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Проведение простых
результатов.

исследований

и

анализ

их Беседа
обсуждением.

Проведение простых
результатов.
Проведение простых
результатов.

исследований

и

анализ

их Мозговой штурм

исследований

и

анализ

их Квиз

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

их Беседа.

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы

Проведение

простых

исследований

28

и

анализ

с Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Болгарский перец

1

11.

Картофель

1

12.
13

Баклажан.
Паслёновые
Лук

14.

Капуста

1

15.

Горох

1

16.

Грибы

1

17.

Семейство 1

Творческая работа

1

1

18.

Потребительская корзина

1

19.

Потребительская корзина

1

20.

Прожиточный
минимум
Инфляция

1

21.

1

результатов.
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах
Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию.Проведение простых исследований и
анализ их результатов.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного межличностного общения.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Оценивать
результаты своей деятельности.
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.
Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных
способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты своей деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов
проявления креативности:
Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах

29

Работа в паре.
Работа в группах

(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Самост.работа
Работа в паре
Беседа
Парная работа

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО

Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО

Практическая
работа.
Игра
Игра

Самост. работа
Работа в группах

http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

22.

Распродажи, скидки, бонусы 1

23.

Распродажи, скидки, бонусы 1

24.

Благотворительность

1

Использовать информацию из текста для решения Беседа
практической задачи
Выявлять
и
анализировать
финансовую Игра
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи. Оценивать результаты
своей деятельности.
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Парная работа
успешного межличностного общения.

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

25.

Страхование

1

26.

В бассейне

1

27.

Делаем ремонт

1

28.

Делаем ремонт

1

29.

Праздничный торт

1

30.

Обустраиваем участок

1

Использование полученных (из самих заданий) знаний Беседа, игра
для объяснения явлений. Оценивать результаты своей
деятельности.
Использование полученных (из самих заданий) знаний Викторина
для объяснения явлений.
Выявлять
и
анализировать
финансовую
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи. Оценивать результаты
своей деятельности.
Использование полученных (из самих заданий) знаний
для объяснения явлений.
Использование полученных (из самих заданий) знаний
для объяснения явлений.
Развить активное участие в
исследовательских, проектных
работах.

30

Игра

Самост. работа

Беседа.
Практическая
работа
коллективных учебно- Работа в группе
и других творческих

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31.

Поход в кино

1

32.

Поход в кино

1

33.

Отправляемся
путешествие

в1

34.

Составляем словарик по 1
финансовой грамотности

Выявлять
и
анализировать
финансовую Игра
Портал ИСРО РАО
информацию.Использовать информацию из текста для
решения практической задачи
http://skiv.instrao.ru
Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Работа в паре.Игра Портал ИСРО РАО
успешного межличностного общения.
http://skiv.instrao.ru
Использовать информацию из текста для решения Беседа.Игра
Портал Российской электронной школы
практической задачи. Оценивать результаты своей
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
деятельности.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов Игра
проявления креативности.

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО ПРОГРАММЕ

31

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая тетрадь «Функциональная грамотность. Тренажер для школьников.» Издательство Планета , Буряк М.В., Шейкина С.А. 2022г
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с
руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».