Приложение № СОО-1-УП-Астр к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень) (11 класс) г. Невьянск 2021 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Планируемые личностные результаты освоения рабочей программы Требования Планируемые результаты освоения ООП СОО ФГОС СОО У выпускника к результатам Уточнение и конкретизация будут освоения планируемых результатов сформированы ООП СОО Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Антикоррупционн ое мировоззрение. Сформированност ь правосознания и экологической культуры. Способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. - российская Личностные результаты в сфере гражданская отношений обучающихся к себе, к своему идентичность, здоровью, к познанию себя: патриотизм, уважение – ориентация обучающихся на к своему народу, достижение личного счастья, чувства реализацию позитивных жизненных ответственности перед перспектив, инициативность, Родиной, гордости за креативность, готовность и свой край, свою способность к личностному Родину, прошлое и самоопределению, способность настоящее ставить цели и строить жизненные многонационального планы; народа России, – готовность и способность уважение обеспечить себе и своим близким государственных достойную жизнь в процессе символов (герб, флаг, самостоятельной, творческой и гимн); ответственной деятельности; - гражданская – готовность и способность позиция как активного обучающихся к отстаиванию личного и ответственного достоинства, собственного мнения, члена российского готовность и способность общества, вырабатывать собственную позицию осознающего свои по отношению к общественноконституционные политическим событиям прошлого и права и обязанности, настоящего на основе осознания и уважающего закон и осмысления истории, духовных правопорядок, ценностей и достижений нашей обладающего страны; чувством собственного – готовность и способность достоинства, обучающихся к саморазвитию и осознанно самовоспитанию в соответствии с принимающего общечеловеческими ценностями и традиционные идеалами гражданского общества, национальные и потребность в физическом общечеловеческие самосовершенствовании, занятиях гуманистические и спортивно-оздоровительной демократические деятельностью; ценности; – принятие и реализация - готовность к ценностей здорового и безопасного служению Отечеству, образа жизни, бережное, ответственное его защите; и компетентное отношение к - мировоззрение, собственному физическому и соответствующее психологическому здоровью; современному уровню – неприятие вредных привычек: развития науки и курения, употребления алкоголя, общественной наркотиков. практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и способность реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствован ии, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; здоровью, как – способность к сопереживанию и собственному, так и формирование позитивного отношения других людей, умение к людям, в том числе к лицам с оказывать первую ограниченными возможностями помощь; здоровья и инвалидам; бережное, - осознанный выбор ответственное и компетентное будущей профессии и отношение к физическому и возможностей психологическому здоровью других реализации людей, умение оказывать первую собственных помощь; жизненных планов; – формирование выраженной в - отношение к поведении нравственной позиции, в профессиональной том числе способности к деятельности как сознательному выбору добра, возможности участия в нравственного сознания и поведения решении личных, на основе усвоения общечеловеческих общественных, ценностей и нравственных чувств государственных, (чести, долга, справедливости, общенациональных милосердия и дружелюбия); проблем; – развитие компетенций - экологическое сотрудничества со сверстниками, мышление, понимание детьми младшего возраста, взрослыми влияния социальнов образовательной, общественно экономических полезной, учебно-исследовательской, процессов на проектной и других видах состояние природной деятельности. и социальной среды; опыт экологоЛичностные результаты в сфере направленной отношений обучающихся к окружающему деятельности; миру, живой природе, художественной - ответственное культуре: отношение к созданию – мировоззрение, семьи на основе соответствующее современному осознанного принятия уровню развития науки, значимости ценностей семейной науки, готовность к научножизни. техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства). Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения рабочей программы Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП СОО Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике. Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Способность к построению индивидуальной образовательной траектории. Владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности. Планируемые результаты освоения ООП СОО Уточнение и конкретизация планируемых результатов Выпускник научится Регулятивные УУД Выпускник научится - самостоятельно – самостоятельно определять цели, определять цели задавать параметры и критерии, по деятельности и которым можно определить, что цель составлять планы достигнута; деятельности; – оценивать возможные последствия - самостоятельно достижения поставленной цели в осуществлять, деятельности, собственной жизни и контролировать и жизни окружающих людей, корректировать основываясь на соображениях этики и деятельность; морали; - использовать все – ставить и формулировать собственные возможные ресурсы задачи в образовательной деятельности для достижения и жизненных ситуациях; поставленных целей и – оценивать ресурсы, в том числе время реализации планов и другие нематериальные ресурсы, деятельности; необходимые для достижения - выбирать поставленной цели; успешные стратегии в – выбирать путь достижения цели, различных ситуациях; планировать решение поставленных - продуктивно задач, оптимизируя материальные и общаться и нематериальные затраты; взаимодействовать в – организовывать эффективный поиск процессе совместной ресурсов, необходимых для деятельности, достижения поставленной цели; учитывать позиции – сопоставлять полученный результат других участников деятельности с поставленной заранее деятельности, целью. эффективно разрешать конфликты; Познавательные УУД - владеть навыками Выпускник научится познавательной, – искать и находить обобщенные учебноспособы решения задач, в том числе, исследовательской и осуществлять развернутый проектной информационный поиск и ставить на деятельности, его основе новые (учебные и навыками разрешения познавательные) задачи; проблем; – критически оценивать и - самостоятельному интерпретировать информацию с поиску методов разных позиций, распознавать и решения фиксировать противоречия в практических задач, информационных источниках; применению – использовать различные модельно- различных методов познания; - быть способным к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умению использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умению определять назначение и функции различных социальных институтов; - умению самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие – – – – – – – – – схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.3. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы Выпускник на базовом уровне научится - воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; - использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа; - воспроизводить определения терминов и понятий (геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра); - объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; - объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; - применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд; - воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; - характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; - проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; - объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее предотвращения; - вычислять расстояние до звезд - воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); - вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; - формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; - объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; - описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; - перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; - объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; - описывать характерные особенности природы планетгигантов, их спутников и колец; - характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; - описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; - описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; - определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); - характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; - описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; - объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; - описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; - называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»; - объяснять причины изменения светимости переменных звезд; - описывать механизм вспышек новых и сверхновых; - описывать этапы формирования и эволюции звезды; - характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр; - объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое по годичному параллаксу; - сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; - оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; - определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; - оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; - классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения Большого взрыва; - интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» вида материи, природа которой еще неизвестна; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; – использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; – приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; – решать задачи на применение изученных астрономических законов; – осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах. излучение); - характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); - распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); - сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; - обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; - формулировать закон Хаббла; - интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; - систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. 2. Содержание учебного предмета Предмет астрономии Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон СтефанаБольцмана. Звезды Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Наша Галактика- Млечный путь Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. Галактики. Строение и происхождение Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 11 класс Количество часов, Основные виды учебной № Содержание темы отводимых на изучение деятельности темы темы обучающихся 1 Астрономия, ее значение и связь с другими 2 Учтена 2 Практические основы астрономии 5 Учтена 3 Строение Солнечной системы 7 Учтена 4 Природа тел Солнечной системы 8 Учтена 5 Солнце и звезды 5 Учтена 6 Строение и эволюция вселенной 4 Учтена 7 Жизнь и разум во вселенной 1 Учтена 8 Повторение 2 Учтена ВСЕГО: 34