Приложение СОО-1-УП-Физик к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа учебного предмета «Физика» (базовый уровень) (10-11 классы) г. Невьянск 2021 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Планируемые личностные результаты освоения рабочей программы Требования Планируемые результаты освоения ООП СОО ФГОС СОО У выпускника к результатам Уточнение и конкретизация будут освоения планируемых результатов сформированы ООП СОО Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Антикоррупционн ое мировоззрение. Сформированност ь правосознания и экологической культуры. Способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. - российская Личностные результаты в сфере гражданская отношений обучающихся к себе, к своему идентичность, здоровью, к познанию себя: патриотизм, уважение – ориентация обучающихся на к своему народу, достижение личного счастья, чувства реализацию позитивных жизненных ответственности перед перспектив, инициативность, Родиной, гордости за креативность, готовность и свой край, свою способность к личностному Родину, прошлое и самоопределению, способность настоящее ставить цели и строить жизненные многонационального планы; народа России, – готовность и способность уважение обеспечить себе и своим близким государственных достойную жизнь в процессе символов (герб, флаг, самостоятельной, творческой и гимн); ответственной деятельности; - гражданская – готовность и способность позиция как активного обучающихся к отстаиванию личного и ответственного достоинства, собственного мнения, члена российского готовность и способность общества, вырабатывать собственную позицию осознающего свои по отношению к общественноконституционные политическим событиям прошлого и права и обязанности, настоящего на основе осознания и уважающего закон и осмысления истории, духовных правопорядок, ценностей и достижений нашей обладающего страны; чувством собственного – готовность и способность достоинства, обучающихся к саморазвитию и осознанно самовоспитанию в соответствии с принимающего общечеловеческими ценностями и традиционные идеалами гражданского общества, национальные и потребность в физическом общечеловеческие самосовершенствовании, занятиях гуманистические и спортивно-оздоровительной демократические деятельностью; ценности; – принятие и реализация - готовность к ценностей здорового и безопасного служению Отечеству, образа жизни, бережное, ответственное его защите; и компетентное отношение к - мировоззрение, собственному физическому и соответствующее психологическому здоровью; современному уровню – неприятие вредных привычек: развития науки и курения, употребления алкоголя, общественной наркотиков. практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и способность реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствован ии, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; здоровью, как – способность к сопереживанию и собственному, так и формирование позитивного отношения других людей, умение к людям, в том числе к лицам с оказывать первую ограниченными возможностями помощь; здоровья и инвалидам; бережное, - осознанный выбор ответственное и компетентное будущей профессии и отношение к физическому и возможностей психологическому здоровью других реализации людей, умение оказывать первую собственных помощь; жизненных планов; – формирование выраженной в - отношение к поведении нравственной позиции, в профессиональной том числе способности к деятельности как сознательному выбору добра, возможности участия в нравственного сознания и поведения решении личных, на основе усвоения общечеловеческих общественных, ценностей и нравственных чувств государственных, (чести, долга, справедливости, общенациональных милосердия и дружелюбия); проблем; – развитие компетенций - экологическое сотрудничества со сверстниками, мышление, понимание детьми младшего возраста, взрослыми влияния социальнов образовательной, общественно экономических полезной, учебно-исследовательской, процессов на проектной и других видах состояние природной деятельности. и социальной среды; опыт экологоЛичностные результаты в сфере направленной отношений обучающихся к окружающему деятельности; миру, живой природе, художественной - ответственное культуре: отношение к созданию – мировоззрение, семьи на основе соответствующее современному осознанного принятия уровню развития науки, значимости ценностей семейной науки, готовность к научножизни. техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства). Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения рабочей программы Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП СОО Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике. Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Способность к построению индивидуальной образовательной траектории. Владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности. Планируемые результаты освоения ООП СОО Уточнение и конкретизация планируемых результатов Выпускник научится Регулятивные УУД Выпускник научится - самостоятельно – самостоятельно определять цели, определять цели задавать параметры и критерии, по деятельности и которым можно определить, что цель составлять планы достигнута; деятельности; – оценивать возможные последствия - самостоятельно достижения поставленной цели в осуществлять, деятельности, собственной жизни и контролировать и жизни окружающих людей, корректировать основываясь на соображениях этики и деятельность; морали; - использовать все – ставить и формулировать собственные возможные ресурсы задачи в образовательной деятельности для достижения и жизненных ситуациях; поставленных целей и – оценивать ресурсы, в том числе время реализации планов и другие нематериальные ресурсы, деятельности; необходимые для достижения - выбирать поставленной цели; успешные стратегии в – выбирать путь достижения цели, различных ситуациях; планировать решение поставленных - продуктивно задач, оптимизируя материальные и общаться и нематериальные затраты; взаимодействовать в – организовывать эффективный поиск процессе совместной ресурсов, необходимых для деятельности, достижения поставленной цели; учитывать позиции – сопоставлять полученный результат других участников деятельности с поставленной заранее деятельности, целью. эффективно разрешать конфликты; Познавательные УУД - владеть навыками Выпускник научится познавательной, – искать и находить обобщенные учебноспособы решения задач, в том числе, исследовательской и осуществлять развернутый проектной информационный поиск и ставить на деятельности, его основе новые (учебные и навыками разрешения познавательные) задачи; проблем; – критически оценивать и - самостоятельному интерпретировать информацию с поиску методов разных позиций, распознавать и решения фиксировать противоречия в практических задач, информационных источниках; применению – использовать различные модельно- различных методов познания; - быть способным к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умению использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умению определять назначение и функции различных социальных институтов; - умению самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие – – – – – – – – – схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.3. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы Выпускник на базовом уровне Выпускник на базовом уровне получит научится возможность научиться демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; – демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; – устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; – использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; – различать и уметь использовать в учебноисследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), – понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; – владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; – характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; – выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; – самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; – характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; – проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; – проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; – использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; – использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; – решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); – решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; – учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; – использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; – использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. решении этих проблем; – решать практикоориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; – объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; – объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. 2. Содержание учебного предмета Физика и естественнонаучный метод познания природы Физика - фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон - границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура. Механика Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики - перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны. Молекулярная физика и термодинамика Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин. Электродинамика Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость. Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Геометрическая оптика. Волновые свойства света. Основы специальной теории относительности Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярноволновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Строение Вселенной Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 10 класс Количество часов, Основные виды учебной № Содержание темы отводимых на изучение деятельности темы темы обучающихся 1 Механика 3 2 Кинематика 9 3 Динамика 11 4 Законы сохранения 8 5 Молекулярная физика. Тепловые явления 11 6 Электродинамика 19 7 Итоговое повторение 7 ВСЕГО: 68 11 класс Количество часов, Основные виды учебной № Содержание темы отводимых на изучение деятельности темы темы обучающихся 1 Основы электродинамики 11 2 Оптика 12 3 Квантовая физика 10 4 Итоговое повторение 1 ВСЕГО: 34 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности Литература для обучающихся: 1.Физика: Базовый уровень:10 класс / Г.Я.Мякишев, М.А.Петрова, С.В.Степанов и др.-М.: Дрофа,2020 2.Физика: Базовый уровень:11 класс / Г.Я.Мякишев, М.А.Петрова, О.С. Угольников и др.-М.: Дрофа,2020. Литература для учителя: 1. Громцева О.И. Сборник задач по физике: 10-11 классы: к учебникам Г.Я.Мякишева.-М.:Издательство «Экзамен», 2019 2.Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/А.В.Фирсов; под ред. Т.И.Трофимовой. – М.:Издательский центр «Академия» , 2019 3. Кирик Л.А. Качественные задачи по физике, М.:ИЛЕКСА, 2020 Информационно-методическое обеспечение учебного процесса 1Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа: http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11 2.Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// schoolcollection.edu.ru 4. Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru 5.Презентации PowerPoint (история). – Режим доступа: http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13 6.Справочно-информационный интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota Интернет-ресурсы для ученика и учителя http://physics.nad.ru/ http://archive.1september.ru/fiz http://class-fizika.narod.ru/ Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников. 1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru 2.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru 3.«Федеральный центр информационных образовательных - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4.Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. доступа: http://www.rusolymp.ru ресурсов» – Режим МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Для обучения предоставлен кабинет физики, который оснащен необходимым техническим оборудованием (компьютер, документ-камера, принтер, сканер, электронная панель) и т.п. согласно паспорту кабинета. Так же кабинет оснащен всем необходимым раздаточным материалом оборудованием для проведения демонстрационных и лабораторных работ.