Приложение № СОО-1-УП-Пра к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Основное общее образование Рабочая программа учебного предмета «Право» (базовый уровень) (10-11 класс), г. Невьянск 2021 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета Требования ФГОС СОО к результату освоения ООП СОО У выпускника будут сформированы Уточнение и конкретизация планируемых результатов Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Антикоррупционное мировоззрение. Сформированность правосознания и экологической культуры. Способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской самостоятельной, идентичности в поликультурном творческой и ответственной социуме, чувство причастности к деятельности; историко-культурной общности российского народа и судьбе России, - толерантное сознание и патриотизм, готовность к служению поведение в Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, поликультурном мире, готовность и способность чувство ответственности перед Родиной, вести диалог с другими гордости за свой край, свою Родину, и настоящее людьми, достигать в нем прошлое многонационального народа России, взаимопонимания, находить общие цели и уважение к государственным символам сотрудничать для их (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к достижения, способность противостоять идеологии русскому языку как государственному языку Российской Федерации, экстремизма, основой российской национализма, ксенофобии, являющемуся дискриминации по идентичности и главным фактором социальным, религиозным, национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, расовым, национальным признакам и другим языкам, традициям и обычаям народов, негативным социальным проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере явлениям; отношений обучающихся к закону, - навыки сотрудничества государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская со сверстниками, детьми младшего возраста, позиция активного и ответственного российского общества, взрослыми в члена осознающего свои конституционные образовательной, общественно полезной, права и обязанности, уважающего закон правопорядок, осознанно учебно-исследовательской, и традиционные проектной и других видах принимающего национальные и общечеловеческие деятельности; гуманистические и демократические - нравственное сознание и ценности, готового к участию в поведение на основе общественной жизни; – признание неотчуждаемости усвоения основных прав и свобод человека, общечеловеческих которые принадлежат каждому от ценностей; рождения, готовность к осуществлению готовность и собственных прав и свобод без способность к нарушения прав и свобод других лиц, образованию, в том числе готовность отстаивать собственные права самообразованию, на и свободы человека и гражданина протяжении всей жизни; согласно общепризнанным принципам и сознательное отношение к нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской непрерывному образованию как условию Федерации, правовая и политическая грамотность; успешной – мировоззрение, соответствующее профессиональной и современному уровню развития науки и общественной общественной практики, основанное на деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и способность реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; экологическое мышление, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том социальной среды; опыт числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и эколого-направленной поведения на основе усвоения деятельности; общечеловеческих ценностей и - ответственное отношение нравственных чувств (чести, долга, милосердия и к созданию семьи на основе справедливости, осознанного принятия дружелюбия); – развитие компетенций ценностей семейной жизни. сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства). Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета Требования ФГОС Планируемые результаты освоения ООП СОО СОО к результатам Выпускник научится Уточнение и конкретизация освоения ООП СОО планируемых результатов – самостоятельно Регулятивные УУД определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. - самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владеть навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - быть способным к самостоятельной информационно- Выпускник научится – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, познавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умению использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умению определять назначение и функции различных социальных институтов; - умению самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности Коммуникативные УУД Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения учебного предмета "Право" на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам; - выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права; - характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства; - различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм; - различать субъекты и объекты правоотношений; - дифференцировать правоспособность, дееспособность; - оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы; - оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; - характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации; осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка; - формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком; - устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации; - называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; - выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации; - описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм; - характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации; - объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; - характеризовать и классифицировать права человека; - объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека; - характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права; - характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; - иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя; - иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора; - иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; - характеризовать права и обязанности членов семьи; - объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака; - характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений; - раскрывать содержание трудового договора; - разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; - иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; - различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности; - дифференцировать виды административных наказаний; - дифференцировать виды преступлений и наказания за них; - выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; - различать права и обязанности налогоплательщика; - анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения; - различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; - высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; - различать виды юридических профессий. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - различать предмет и метод правового регулирования; - выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; - различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права; - выявлять особенности референдума; - различать основные принципы международного гуманитарного права; - характеризовать основные категории обязательственного права; - целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; - выявлять способы защиты гражданских прав; - определять ответственность родителей по воспитанию своих детей; - различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; - описывать порядок освобождения от уголовной ответственности; - соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение; - применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. "Право" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать: 1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; 5) сформированность судопроизводства, правилах правовыми способами; общих представлений о разных видах применения права, разрешения конфликтов 6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения; 7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; 10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. 2. Содержание учебного предмета Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Социальные нормы. Понятие, структура и виды правовых норм. Система российского права. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательный процесс. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды избирательных систем. Референдум. Система органов местного самоуправления. Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права. Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Защита прав потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Ответственность родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров. Дисциплинарная ответственность. Административное право. Источники административного права. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания. Уголовное право. источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс. Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Основные виды юридических профессий. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы Количество Обеспеченность часов, отводимое учета рабочей № темы Содержание темы на изучение программы темы воспитания (да/нет) 10 класс 1 Право и государство 4 да 2 Форма и структура права 2 да 3 Становление и развитие отечественного права 2 да 4 Правотворчество и правореализация 3 да 5 Право и личность 3 да 6 Основы Конституционного права Российской Федерации 3 да Итого 10 класс 17 11 класс 7 Гражданское право 11 да 8 Семейное право 2 да 9 Правовое регулирование трудовых отношений 5 да 10 Административное право 3 да 11 Уголовное право 3 да 12 Финансовое право, Налоговое право, Экологическое право, 5 да Международное право 13 Процессуальное право 5 да Итого 11 класс 34