РП СОО 19. Физическая культура

Приложение № СОО-1-УП-ФизК к
образовательной программе
среднего общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура» (базовый уровень)
(10-11 классы)

г. Невьянск
2021 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые личностные результаты освоения рабочей программы
Требования
Планируемые результаты освоения ООП СОО

ФГОС СОО
к результатам
освоения
ООП СОО
Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
личностному
самоопределению.
Сформирован-ность
их мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформирован-ность
системы значимых
социальных и
межличностных
отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностные и
гражданские позиции в
деятельности.
Антикоррупционное
мировоззрение.
Сформированность
правосознания и
экологической
культуры.
Способность
ставить цели и строить
жизненные планы.
Способность к
осознанию российской
гражданской
идентичности в
поликультурном
социуме.

У выпускника будут
сформированы

Уточнение и конкретизация
планируемых результатов

- российскую гражданскую
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувство ответственности
перед Родиной, гордости за
свою Родину; - готовность к
служению Отечеству и его
защите; - владение способами
организации и проведения
разнообразных форм занятий
физической культурой, их
планирования и
содержательного наполнения;
- владение широким
арсеналом двигательных
действий и физических
упражнений из базовых видов
спорта и оздоровительной
физической культуры,
активное их использование в
самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной и
физкультурнооздоровительно
й деятельности; - владение
способами наблюдения за
показателями
индивидуального здоровья,
физического развития и
физической
подготовленности,
использование этих
показателей в организации и
проведении самостоятельных
форм занятий физической
культурой; - нравственное
сознание и поведение на
основе общечеловеческих
ценностей; - эстетическое
отношение к миру, включая
эстетику быта, спорта; принятие и реализация
ценностей здорового и
безопасного образа жизни,
потребности в физическом

Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на
достижение
личного
счастья,
реализацию позитивных жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению,
способность
ставить цели и строить жизненные
планы;
– готовность и способность
обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
– готовность и способность
обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения,
готовность
и
способность
вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и
осмысления
истории,
духовных
ценностей и достижений нашей
страны;
– готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие
и
реализация
ценностей здорового и безопасного
образа
жизни,
бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
собственному
физическому и психологическому
здоровью;

самосовершенствовании,
занятиях спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения,
употребления алкоголя,
наркотиков; - бережное,
ответственное и компетентное
отношение к физическому и
психологическому здоровью,
как собственному, так и
других людей, умение
оказывать первую помощь.

– неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
– нравственное
сознание
и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих
ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей, осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию
и
формирование
позитивного
отношения к людям, в том числе к
лицам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидам; бережное, ответственное
и
компетентное
отношение
к
физическому и психологическому
здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в
поведении нравственной позиции, в
том
числе
способности
к
сознательному
выбору
добра,
нравственного сознания и поведения
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
и
нравственных чувств (чести, долга,
справедливости,
милосердия
и
дружелюбия);
– развитие
компетенций
сотрудничества со сверстниками,
детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему
миру,
живой
природе,
художественной
культуре:

– мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню развития науки, значимости
науки,
готовность
к
научнотехническому творчеству, владение
достоверной
информацией
о
передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки,
заинтересованность
в
научных
знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение
к непрерывному образованию как
условию
успешной
профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая
культура,
бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и
мира; понимание влияния социальноэкономических
процессов
на
состояние природной и социальной
среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и
навыки
разумного
природопользования,
нетерпимое
отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к
миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка
к семейной жизни:
– ответственное отношение к
созданию
семьи
на
основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи,
родительства
(отцовства
и
материнства).
Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к труду, в
сфере
социально-экономических
отношений:
– уважение ко всем формам
собственности, готовность к защите
своей собственности,

– осознанный выбор будущей
профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных
планов;
– готовность обучающихся к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
– потребность
трудиться,
уважение к труду и людям труда,
трудовым
достижениям,
добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
– готовность
к
самообслуживанию,
включая
обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере
физического,
психологического,
социального и академического
благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоциональнопсихологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни
образовательной
организации,
ощущение детьми безопасности и
психологического
комфорта,
информационной безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения рабочей
программы
Требования
ФГОС СОО
к результатам
освоения
ООП СОО
Освоение
обучающимися
межпредметных
понятий и
универсальных
учебных действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
способность их
использования в
познавательной и
социальной практике.
Самостоятельность в

Планируемые результаты освоения ООП СОО
Уточнение и конкретизация
планируемых результатов
Выпускник научится
Регулятивные УУД
Выпускник научится
– самостоятельно
определять
цели,
задавать параметры и критерии, по которым
- владение
можно определить, что цель достигнута;
способами
– оценивать возможные последствия
организации и
достижения
поставленной
цели
в
проведения
деятельности, собственной жизни и жизни
разнообразных форм
людей,
основываясь
на
занятий физическими окружающих
соображениях этики и морали;
упражнениями, их
– ставить и формулировать собственные
планирования и
задачи
в образовательной деятельности и
наполнения
жизненных ситуациях;
содержанием; – оценивать ресурсы, в том числе время и
владение умениями
другие нематериальные ресурсы, необходимые
выполнения
для достижения поставленной цели;

планировании и
осуществлении
учебной деятельности
и организации
учебного
сотрудничества с
педагогами и
сверстниками.
Способность к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории.
Владение навыками
учебноисследовательской,
проектной и
социальной
деятельности.

двигательных
действий и
физических
упражнений базовых
видов спорта и
оздоровительной
физической культуры,
активно их
использовать в
самостоятельно
организуемой
спортивнооздоровительной и
физкультурнооздоровительной
деятельности; владение способами
наблюдения за
показателями
индивидуального
здоровья, физического
развития и
физической
подготовленности,
величиной
физических нагрузок,
использования этих
показателей в
организации и
проведении
самостоятельных
форм занятий.

– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
– организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится
– искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить
на
его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится
– осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы

быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы
Выпускник на базовом уровне
Выпускник на базовом уровне научится
получит возможность научиться
Ведению экологически целесообразного образа
жизни,
понимание
рисков
и
угроз
современного мира; - знание правил и
владение навыками поведения в опасных и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
социального и техногенного характера; владение умением сохранять эмоциональную
устойчивость в опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также навыками оказания первой
помощи пострадавшим; - умение использовать
разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового
образа жизни; 6 - владение современными
технологиями укрепления и сохранения
здоровья, поддержания работоспособности,
профилактики предупреждения заболеваний,
связанных с учебной и производственной
деятельности;
владение
основными
способами самоконтроля индивидуальных
показателей
здоровья,
умственной
и
физической работоспособности, физического
развития и физических качеств; - владение
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью

Организации и проведению индивидуальных
занятий физическими упражнениями общей,
профессионально
прикладной
и
оздоровительно-корригирующей
направленности; • особенности обучения и
самообучения
двигательным
действиям,
особенности
развития
физических
способностей
на
занятиях
физической
культурой; • особенности форм урочных и
внеурочных
занятий
физическими
упражнениями,
основы
их
структуры,
содержания и направленности; • особенности
содержания и направленности различных
систем
физических
упражнений,
их
оздоровительную
и
развивающую
эффективность. Соблюдать правила: • личной
гигиены и закаливания организма; • организации
и
проведения
самостоятельных
и
самодеятельных форм занятий физическими
упражнениями и спортом; • культуры
поведения и взаимодействия во время
коллективных занятий и соревнований; •
профилактики травматизма и оказания первой
помощи при травмах и ушибах; • экипировки и
использования спортивного инвентаря на
занятиях физической культурой.
самостоятельные
и
самодеятельные

профилактики переутомления и сохранения
высокой работоспособности; - владение
техническими приемами и двигательными
действиями базовых видов спорта, активное
применение их в игровой и соревновательной
деятельности;
способность
отбирать
физические упражнения, естественные силы
природы,
гигиенические
факторы
в
соответствии
с
их
функциональной
направленностью,
составлять
из
них
индивидуальные
комплексы
для
осуществления оздоровительной гимнастики,
использования
закаливающих
процедур,
профилактики нарушений осанки, улучшения
физической подготовленности; - способность
составлять планы занятий с использованием
физических
упражнений
разной
педагогической направленности, регулировать
величину физической нагрузки в зависимости
от
задач
занятия
и
индивидуальных
особенностей организма; - умение проводить
самостоятельные занятия по освоению и
закреплению осваиваемых на уроке новых
двигательных действий и развитию основных
физических
(кондиционных
и
координационных)
способностей,
контролировать
и
анализировать
эффективность этих занятий, ведя дневник
самонаблюдения.

занятия физическими упражнениями с общей
профессионально-прикладной
и
оздоровительно-корригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим
развитием и физической полг от овл е I н
юстью, физической работоспособ! юстью,
осанкой; • приёмы по страховке и
самостраховке во время занятий физическими
упражнениями, приёмы оказания первой
помощи при травмах и ушибах; • приёмы
массажа
и
самомассажа;
•
занятия
физической
культурой
и
спортивные
соревнования с учащимися младших классов; •
судейство соревнований по одному из видов
спорта.

2. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре. Социокультурные основы. Физическая
культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности:
всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое
совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая
подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к
активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. Современное
олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере движения «Спорт
для всех»), их социальная направленность и формы организации. Спортивнооздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной
культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Основы
законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта,
туризма, охраны здоровья. Психолого-педагогические основы. Способы
индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок

и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями
профессионально ориентированной и оздоровительно-тельнокорригирующей
направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие
телосложения и характеристика его основных типов, способы составления
комплексов упражнений по современным системам физического воспитания.
Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений
для проведения самостоятельных занятий. Понятие об основных видах
тренировки: теоретической, физической, технической, тактической и
психологической подготовке, их взаимосвязи. Основные технико-тактические
действия и приёмы в игровых видах спорта, совершенствование техники
движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование
основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах,
гимнастика, плавание, лёгкая атлетика) и развитие основных физических качеств
(сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе
проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по
видам спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика,
плавание).
Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых
соревнованиях. Представление о назначении и особенности прикладной
физической подготовки в разных видах трудовой деятельности. Медикобиологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике
заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций
человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы
организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), 9
характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от
особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и
показателей здоровья.
Основы
техники
безопасности
и
профилактики
травматизма,
профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и
восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и
проведении спортивно-массовых и индивидуальных занятий физической
культурой и спортом. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания),
причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его
здоровье, в том числе здоровье детей.
Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры
и формирование индивидуального здорового стиля жизни. Закрепление навыков
закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание
в реке, хождение босиком, банные процедуры. Дозировка указана в программах 1
—9 классов. Изменения следует проводить с учётом индивидуальных
особенностей учащихся. Закрепление приёмов саморегуляции. Повторение
приёмов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная
тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приёмов самоконтроля. Повторение приёмов самоконтроля,
освоенных ранее прикладной) деятельности Физкультурно-оздоровительная

деятельность, организация и планирование самостоятельных занятий
физическими упражнениями (самостоятельной оздоровительной тренировки,
утренней гимнастики и др.).
Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны,
обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные
процедуры), приобретённых в начальной и основной школе.
Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных
систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической
гимнастики (девушки), упражнений с использованием роликовых коньков,
оздоровительного бега, аэробики, дартса.
Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения
морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела,
соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности
грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального
давления, жизненной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической
работоспособности;
методов
оценюг
физической
подготовленности
(выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных
способностей).
Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки
утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели
физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность, организация и планирование
содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта.
Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время
индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование физической и
технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы.
Ведение дневника спортсмена. Прикладная физкультурная деятельность Умение
разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это
связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши)).
Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из
базовых видов спорта школьной программы. Спортивные игры: игровые
упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением 10 полос
препятствий.
Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклонному и
вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные виды ходьбы и
приседания с партнёром, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия;
передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия.
Лёгкая атлетика (юноши): метание утяжелённых мячей весом 150 г и гранаты
весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересечённой местности; бег с
препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или
товарища.
Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъёмов и препятствий
(заграждений, канав, рвов, стенок, заборов и др.); эстафеты с преодолением полос
препятствий. Единоборства (юноши): приёмы самостраховки; средства защиты и
самообороны в виде захватов, бросков, упреждающих ударов руками и ногами,
действий против ударов.

Физическое совершенствование Спортивные игры: совершенствование
техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий,
индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и
защите (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол).
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов
и упоров, опорных прыжков, акробатических упражнений, комбинаций из ранее
изученных элементов.
Лёгкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного,
длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на
дальность.
Лыжная
подготовка:
совершенствование
техники
переходов
с
одновременных ходов на попеременные, техники спортивных ходов и тактики
прохождения дистанции.
Элементы единоборств: совершенствование техники приёмов самостраховки,
приёмов борьбы лёжа, борьбы стоя, проведение учебной схватки. Развитие
скоростных, силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных
способностей на основе использования упражнений базовых видов спорта
школьной программы.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Количество
№
часов,
Содержание темы
Учет рабочей программы воспитания
темы
отводимых на
изучение темы
10 класс
Вводный урок
1 час
Учтена
1
Легкая атлетика с элементами футбола
32 часа
Учтена
2
Баскетбол
18 часов
Учтена
3
Лыжная подготовка
18 часов
Учтена
4
Гимнастика
16 часов
Учтена
5
Волейбол
16 часов
Учтена
6
Плавание
1 час
Учтена
Всего:
102 часа
11 класс
Вводный урок
1 час
Учтена
1
Легкая атлетика с элементами футбола
32 часа
Учтена
2
Баскетбол
18 часов
Учтена
3
Лыжная подготовка
18 часов
Учтена
4
Гимнастика
16 часов
Учтена
5
Волейбол
16 часов
Учтена
6
Плавание
1 час
Учтена
Всего:
102 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».