РП СОО 09. История

Приложение СОО-1-УП-Ист к
образовательной программе
среднего общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование
Рабочая программа
учебного предмета
«История» (базовый уровень)
(10-11 классы)

г. Невьянск
2021 год

1 Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые личностные результаты освоения рабочей
программы
Требования
Планируемые результаты освоения ООП СОО
ФГОС СОО
У выпускника
к результатам
Уточнение и конкретизация
будут
освоения
планируемых результатов
сформированы
ООП СОО
Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
личностному
самоопределению.
Сформированность их мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформированность системы
значимых
социальных и
межличностных
отношений,
ценностносмысловых
установок,
отражающих
личностные и
гражданские позиции
в деятельности.
Антикоррупционн
ое мировоззрение.
Сформированност
ь правосознания и
экологической
культуры.
Способность
ставить цели и
строить жизненные
планы.
Способность к
осознанию
российской
гражданской
идентичности в
поликультурном
социуме.

- российская
гражданская
идентичность,
патриотизм, уважение
к своему народу,
чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за
свой край, свою
Родину, прошлое и
настоящее
многонационального
народа России,
уважение
государственных
символов (герб, флаг,
гимн);
- гражданская
позиция как активного
и ответственного
члена российского
общества,
осознающего свои
конституционные
права и обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и
общечеловеческие
гуманистические и
демократические
ценности;
- готовность к
служению Отечеству,
его защите;
- мировоззрение,
соответствующее
современному уровню
развития науки и

Личностные
результаты
в
сфере
отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация
обучающихся
на
достижение личного счастья, реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить
жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить
себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся
к
отстаиванию
личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность
и
способность
вырабатывать
собственную
позицию по отношению к общественнополитическим
событиям
прошлого
и
настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность
к осознанию российской идентичности в
поликультурном
социуме,
чувство
причастности
к
историко-культурной
общности российского народа и судьбе

общественной
практики, основанного
на диалоге культур, а
также различных форм
общественного
сознания, осознание
своего места в
поликультурном мире;
- основы
саморазвития и
самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и
идеалами
гражданского
общества; готовность
и способность к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
- толерантное
сознание и поведение
в поликультурном
мире, готовность и
способность вести
диалог с другими
людьми, достигать в
нем взаимопонимания,
находить общие цели
и сотрудничать для их
достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам и другим
негативным
социальным явлениям;
- навыки
сотрудничества со
сверстниками, детьми
младшего возраста,
взрослыми в
образовательной,

России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение
к государственным символам (герб, флаг,
гимн);
– формирование уважения к русскому
языку
как
государственному
языку
Российской Федерации, являющемуся основой
российской
идентичности
и
главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений
обучающихся
к
закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность,
гражданская
позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности, готового к
участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных
прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод
без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение,
соответствующее
современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на
диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
– готовность
к
договорному
регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность
обучающихся
к
конструктивному
участию
в
принятии
решений, затрагивающих их права и интересы,
в том числе в различных формах
общественной
самоорганизации,

общественно
полезной, учебноисследовательской,
проектной и других
видах деятельности;
- нравственное
сознание и поведение
на основе усвоения
общечеловеческих
ценностей;
- готовность и
способность к
образованию, в том
числе
самообразованию, на
протяжении всей
жизни; сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности;
- эстетическое
отношение к миру,
включая эстетику
быта, научного и
технического
творчества, спорта,
общественных
отношений;
- принятие и
способность
реализации ценностей
здорового и
безопасного образа
жизни, потребности в
физическом
самосовершенствован
ии, занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью,
неприятие вредных
привычек: курения,
употребления
алкоголя, наркотиков;
- бережное,
ответственное и
компетентное
отношение к
физическому и

самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
– готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии;
коррупции;
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном
мире,
готовности
и
способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– принятие гуманистических ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное
отношение
к
физическому
и
психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
– формирование
выраженной
в
поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных
чувств
(чести,
долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества
со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной

психологическому
здоровью, как
собственному, так и
других людей, умение
оказывать первую
помощь;
- осознанный выбор
будущей профессии и
возможностей
реализации
собственных
жизненных планов;
- отношение к
профессиональной
деятельности как
возможности участия в
решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
- экологическое
мышление, понимание
влияния социальноэкономических
процессов на
состояние природной
и социальной среды;
опыт экологонаправленной
деятельности;
- ответственное
отношение к созданию
семьи на основе
осознанного принятия
ценностей семейной
жизни.

культуре:
– мировоззрение,
соответствующее
современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность
и
способность
к
образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
– экологическая
культура, бережное
отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию
семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный
образ
семьи,
родительства (отцовства и материнства).
Личностные
результаты
в
сфере
отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение
ко
всем
формам
собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии
как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой
профессиональной
деятельности
как
к
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к
труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность
к
самообслуживанию,
включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные
результаты
в
сфере
физического,
психологического,
социального
и
академического
благополучия обучающихся:
– физическое,
эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности
и
психологического
комфорта,
информационной безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения рабочей
программы
Требования
ФГОС СОО
к результатам
освоения
ООП СОО
Освоение
обучающимися
межпредметных
понятий и
универсальных
учебных действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
способность их
использования в
познавательной и
социальной практике.
Самостоятельность в
планировании и
осуществлении
учебной деятельности
и организации
учебного
сотрудничества с
педагогами и
сверстниками.
Способность к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории.

Планируемые результаты освоения ООП СОО
Уточнение и конкретизация
планируемых результатов
Выпускник научится
Регулятивные УУД
Выпускник научится
- самостоятельно
– самостоятельно
определять
цели,
определять цели
задавать параметры и критерии, по которым
деятельности и
можно определить, что цель достигнута;
составлять планы
– оценивать возможные последствия
деятельности;
достижения
поставленной
цели
в
- самостоятельно
деятельности, собственной жизни и жизни
осуществлять,
окружающих
людей,
основываясь
на
контролировать и
соображениях этики и морали;
корректировать
– ставить и формулировать собственные
деятельность;
задачи в образовательной деятельности и
- использовать все
жизненных ситуациях;
возможные ресурсы
– оценивать ресурсы, в том числе время и
для достижения
другие нематериальные ресурсы, необходимые
поставленных целей и для достижения поставленной цели;
реализации планов
– выбирать путь достижения цели,
деятельности;
планировать решение поставленных задач,
- выбирать
оптимизируя материальные и нематериальные
успешные стратегии в затраты;
различных ситуациях;
– организовывать эффективный поиск
- продуктивно
ресурсов, необходимых для достижения
общаться и
поставленной цели;
взаимодействовать в
– сопоставлять полученный результат
процессе совместной
деятельности с поставленной заранее целью.
деятельности,
учитывать позиции
Познавательные УУД
других участников
Выпускник научится
деятельности,
– искать и находить обобщенные способы

Владение навыками
учебноисследовательской,
проектной и
социальной
деятельности.

эффективно
разрешать конфликты;
- владеть навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем;
- самостоятельному
поиску методов
решения
практических задач,
применению
различных методов
познания;
- быть способным к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности,
владению навыками
получения
необходимой
информации из
словарей разных
типов, умению
ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически оценивать
и интерпретировать
информацию,
получаемую из
различных
источников;
- умению
использовать средства
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных
задач с соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,

решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить
на
его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится
– осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до их

правовых и этических активной фазы, выстраивать деловую и
норм, норм
образовательную коммуникацию, избегая
информационной
личностных оценочных суждений.
безопасности;
- умению
определять
назначение и функции
различных
социальных
институтов;
- умению
самостоятельно
оценивать и
принимать решения,
определяющие
стратегию поведения,
с учетом гражданских
и нравственных
ценностей;
- владеть языковыми
средствами: умение
ясно, логично и точно
излагать свою точку
зрения, использовать
адекватные языковые
средства;
- владеть навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых
действий и
мыслительных
процессов, их
результатов и
оснований, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных задач
и средств их
достижения.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы
Выпускник на базовом уровне
научится
– рассматривать историю России как
неотъемлемую
часть
мирового
исторического процесса;
– знать основные даты и временные
периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и
длительность
исторических
событий,

Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться
– демонстрировать
умение
сравнивать и обобщать исторические
события российской и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в
мировом сообществе;
– устанавливать
аналогии
и
оценивать вклад разных стран в

явлений, процессов;
– характеризовать
место,
обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие
России и других стран;
– работать
с
историческими
документами;
– сравнивать различные исторические
документы,
давать
им
общую
характеристику;
– критически
анализировать
информацию из различных источников;
– соотносить
иллюстративный
материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать
статистическую
(информационную)
таблицу,
график,
диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд
как источник информации;
– составлять описание исторических
объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций,
макетов,
интернетресурсов;
– работать
с
хронологическими
таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной
терминологией
исторической
науки,
предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести
диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
– оценивать
роль
личности
в
отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных
вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных
версиях и трактовках.

сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания
исторических документов;
– проводить отбор необходимой
информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ
при изучении политической деятельности
современных руководителей России и
ведущих зарубежных стран;
– характеризовать
современные
версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
– понимать
объективную
и
субъективную обусловленность оценок
российскими
и
зарубежными
историческими деятелями характера и
значения
социальных
реформ
и
контрреформ,
внешнеполитических
событий, войн и революций;
– использовать
картографические
источники для описания событий и
процессов
новейшей
отечественной
истории и привязки их к месту и времени;
– представлять
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков и др., заполнять контурную
карту;
– соотносить историческое время,
исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ
века;
– анализировать
и
оценивать
исторические
события
местного
масштаба в контексте общероссийской и
мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку
зрения по ключевым вопросам истории
России Новейшего времени с опорой на
материалы из разных источников, знание
исторических
фактов,
владение
исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в
защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при
анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной
деятельности.

2. Содержание учебного предмета

Мир накануне Первой мировой войны
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия,
анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение
избирательного права. Национализм. "Империализм". Колониальные и
континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной.
Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка
вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне
Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на
Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании,
Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. "Бег к морю".
Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под
Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде.
Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии.
Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден.
Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в
Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии.
Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из
войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии.
Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны.
Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в
европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия:
массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические, экономические,
социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Революционная волна после Первой мировой войны
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской
империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в
Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и
Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика.
Образование республики в Турции и кемализм.
Версальско-вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция.
Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское
соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение
Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры.
Формирование новых военно-политических блоков - Малая Антанта, Балканская
и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на "красную угрозу". Послевоенная стабилизация. Экономический
бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные
политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов.
Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи
фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима.
Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии

Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход.
Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. "Великий поход"
Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической
системы колониальной Индии. Поиски "индийской национальной идеи".
Национально-освободительное движение в Индии в 1919 - 1939 гг. Индийский
национальный конгресс и М. Ганди.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф.
Рузвельта в США
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой
экономический кризис. Социально-политические последствия Великой
депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф.Д. Рузвельта на выборах в
США. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное
регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического
кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран
Латинской Америки.
Нарастание агрессии. Германский нацизм
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931 - 1933 гг.
НСДАП и А. Гитлер. "Пивной" путч. Приход нацистов к власти. Поджог
Рейхстага. "Ночь длинных ножей". Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура
в Германии. Подготовка Германии к войне.
"Народный фронт" и Гражданская война в Испании
Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна.
Политика "Народного фронта". Революция в Испании. Победа "Народного
фронта" в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство.
Социальные преобразования в Испании. Политика "невмешательства". Советская
помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро.
Поражение Испанской республики.
Политика "умиротворения" агрессора
Создание оси Берлин - Рим - Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс
Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия.
Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости
Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советскояпонские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве.
Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел
Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.
Развитие культуры в первой трети XX в.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм,
абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели
культуры первой трети XX в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура.
Олимпийское движение.
Начало Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих
сторон. Блицкриг. "Странная война", "линия Мажино". Разгром Польши.
Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советскогерманский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии,
присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская

война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии.
Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан.
Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины.
Перл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ
стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование
агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении
СССР. План "Ост". Планы союзников Германии и позиция нейтральных
государств.
Коренной перелом в войне
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение
при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий.
Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом
океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка". Каирская декларация.
Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. "Новый порядок".
Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря.
Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые
расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных
территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война
в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону
антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии.
Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка
переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская
операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и
освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской
коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы
и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской
армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над
военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция.
Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги
войны.
Начало "холодной войны"
Причины "холодной войны". План Маршалла. Гражданская война в Греции.
Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. "Народная демократия" и
установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии.
Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет
экономической взаимопомощи. НАТО. "Охота на ведьм" в США.
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР.
Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина.

Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского
договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник
Земли. Первый полет человека в космос. "Доктрина Эйзенхауэра". Визит Н.
Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960 - 1961 гг.
Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении
ядерных испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40 - 70-е гг. Войны и революции
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национальноосвободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии.
Индокитайские войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советскокитайский конфликт.
"Разрядка"
Причины "разрядки". Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об
ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор
ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан.
Возвращение к политике "холодной войны".
Западная Европа и Северная Америка в 50 - 80-е годы XX века
"Общество потребления". Возникновение Европейского экономического
сообщества. Германское "экономическое чудо". Возникновение V республики во
Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. "Скандинавская модель"
общественно-политического и социально-экономического развития.
Проблема прав человека. "Бурные шестидесятые". Движение за гражданские
права в США. Новые течения в обществе и культуре.
Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис
и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг.
Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и
Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира
"Реальный социализм". Волнения в ГДР в 1953 г. XX съезд КПСС. Кризисы и
восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. "Пражская весна" 1968 г. и ее
подавление. Движение "Солидарность" в Польше. Югославская модель
социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. "Культурная
революция". Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной
Корее. Полпотовский режим в Камбодже.
Перестройка в СССР и "новое мышление". Экономические и политические
последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной
Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых
государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение
политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия
НАТО против Югославии.
Латинская Америка в 1950 - 1990-е гг.
Положение стран Латинской Америки в середине XX века. Аграрные
реформы и импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе.
Социалистические движения в Латинской Америке. "Аргентинский парадокс".
Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и

демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны в
Центральной Америке.
Страны Азии и Африки в 1940 - 1990-е гг.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных
движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и
ее последствия. Выбор пути развития. Попытки создания демократии и
возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны
социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические
конфликты в Африке.
Арабские
страны
и
возникновение
государства
Израиль.
Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке.
Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция
в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его
преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР.
Реформы И. Ганди. Индия в конце XX в. Индонезия при Сукарно и Сухарто.
Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии.
Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис
японского общества. Развитие Южной Кореи. "Тихоокеанские драконы".
Современный мир
Глобализация конца XX - начала XXI вв. Информационная революция,
Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности
интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом
регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные
процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене.
Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный
терроризм. Война в Ираке. "Цветные революции". "Арабская весна" и ее
последствия. Постсоветское пространство: политическое и социальноэкономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные
конфликты. Россия в современном мире.
История России
Россия в годы великих потрясений. 1914 - 1921
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия
на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по
Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов.
Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии.
Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат.
Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и
общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны
обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных

организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством
карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы:
несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена
общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию
от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.
"Прогрессивный блок" и его программа. Распутинщина и десакрализация власти.
Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.
Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и "пораженцы".
Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни
общества.
Великая российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население.
Объективные и субъективные причины обострения экономического и
политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные
и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации.
Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне
революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль - март:
восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция
за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные
регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и
программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских
депутатов и его декреты. Весна - лето: "зыбкое равновесие" политических сил при
росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец
"двоевластия". православная церковь. Всероссийский Поместный собор и
восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного
правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25
октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и
взятие
власти
большевиками
("октябрьская
революция").
Создание
коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как
политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических
преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и
экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского
мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи.
Национализация промышленности.
"Декрет о земле" и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви
от государства и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти.
Слабость центра и формирование "многовластия" на местах. ВЦИК Советов.
Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего
совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая
Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной
1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный
Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов
сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской
Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как
общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные
события
Гражданской
войны.
Военная
интервенция.
Палитра
антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология
Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И.
Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях
антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села:
"красные" продотряды и "белые" реквизиции. Политика "военного коммунизма".
Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли
денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг.
"Главкизм". Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии.
Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор "красный" и
"белый" и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в
пользу чрезвычайных органов - ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности
Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на
Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле.
Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и
ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние
отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921 - 1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и "военного коммунизма"
"Несвоевременные мысли" М. Горького. Создание Государственной
комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая
пропаганда коммунистических идей. "Окна сатиры РОСТА". План
монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание
"Народной библиотеки". Пролетаризация вузов, организация рабфаков.
Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация
сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов.
Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный
транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.
Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод,
"черный рынок" и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности.
Влияние военной обстановки на психологию населения.
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920 - 1930-е гг.
СССР в годы нэпа. 1921 - 1928
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод
1921 - 1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества,
сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские

восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание.
Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической
политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в
деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование
кооперации. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка
годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения
научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания
"Герой Труда" (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР
1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных
образований в 1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о
национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР
однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть.
В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и
возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании
номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг.
Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация
женщин. Молодежная политика. Социальные "лифты". Становление системы
здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и
преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению
безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских классов".
Лишенцы.
Деревенский
социум:
кулаки,
середняки
и
бедняки.
Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в
аренду.
Советский Союз в 1929 - 1941 гг.
"Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного
администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и
национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров.
Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной
торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной
системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия.
"Раскулачивание". Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание
МТС.
Национальные
и
региональные
особенности
коллективизации. Голод в СССР в 1932 - 1933 гг. как следствие коллективизации.
Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках.
Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные
заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых
отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках
СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение
СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и
противоречия урбанизации. Утверждение "культа личности" Сталина. Малые
"культы" представителей советской элиты и региональных руководителей.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы

госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры.
Издание "Краткого курса истории ВКП(б)" и усиление идеологического контроля
над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические
репрессии 1937 - 1938 гг. "Национальные операции" НКВД. Результаты репрессий
на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против
священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные
характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении
индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская
социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные
достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920 - 1930-е гг.
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего
уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. "Коммунистическое
чванство". Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали.
Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники.
Наступление на религию. "Союз воинствующих безбожников". Обновленческое
движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе
(футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области
киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных
регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена
алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология.
Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры.
Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей.
Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный
энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение
Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея "челюскинцев". Престижность военной
профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского
Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования - к
массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над
сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в
пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный
метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья.
Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров:
ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы
гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции.
Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня
доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги,
карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения
и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках
пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к "традиционным
ценностям" в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха.
ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-

спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне.
Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е годы. Внешняя политика: от курса
на мировую революцию к концепции "построения социализма в одной стране".
Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема
"царских долгов". Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции.
"Военная тревога" 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы
мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в
Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на
озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства
и освоения новой техники. Ужесточение
трудового
законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский
договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о
ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР
Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и
Западной Белоруссии. Катынская трагедия. "Зимняя война" с Финляндией.
Наш край в 1920 - 1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941 - 1945
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период
войны (июнь 1941 - осень 1942). План "Барбаросса". Соотношение сил сторон на
22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов - всех народов
СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.
Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного
комитета обороны. И.В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль партии в
мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения.
Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады
Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
"молниеносной войны".
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном
положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и
разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной
Армии зимой - весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за
Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия
гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. "Дорога жизни". Перестройка
экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов.
Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский
оккупационный режим. "Генеральный план Ост". Массовые преступления
гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост.
Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.
Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными.
Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных
ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских
лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны
(осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной -

летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона
Сталинграда. "Дом Павлова". Окружение неприятельской группировки под
Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под
Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под
Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого
наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход
советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр.
Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение
Киева. Итоги наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического
сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения.
Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и
подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы,
причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из
советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия.
Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и
пособниками оккупантов в 1943 - 1946 гг. Человек и война: единство фронта и
тыла. "Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и
подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные
взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного
времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне.
Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная
дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах.
Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные
меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и
Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня "Священная
война" - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления
фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных
лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол
митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение
представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с
союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская
конференция 1943 г. Французский авиационный полк "Нормандия-Неман", а
также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой
войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение
правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и
Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и
войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и
окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии.
Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и
общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944 1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского

"Атомного проекта". Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ.
Депортация "репрессированных народов". Взаимоотношения государства и
церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго
фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.
Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская
конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации,
демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре "Д"). Решение
проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской
армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах.
Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской
авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в
июне 1945 г. Устав ООН. Истоки "холодной войны". Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад
СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и
материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество.
Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о
послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение
жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация
фронтовиков. Положение семей "пропавших без вести" фронтовиков.
Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства.
Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация
экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление
индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни.
Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении
западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский "атомный проект", его успехи и его значение. Начало гонки
вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный
рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946 - 1947 гг.
Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его
окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в
верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные
репрессии. "Ленинградское дело". Борьба с "космополитизмом". "Дело врачей".
Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и "лысенковщина".
Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового
законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы:
проблемы взаимоотношений. Положение в "старых" и "новых" республиках. Рост
влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало "холодной
войны". "Доктрина Трумэна" и "План Маршалла". Формирование биполярного
мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами
"народной
демократии".
Создание
Совета
экономической
взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация
Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского
договора. Война в Корее.

И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Оттепель: середина 1950-х - первая половина 1960-х
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса.
Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к
Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления "оттепели" в политике, экономике,
культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение
"культа личности" Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире.
Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная
демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий
и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов.
Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от
власти в 1957 г. "Антипартийная группа". Утверждение единоличной власти
Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. "Шестидесятники". Литература, кинематограф, театр, живопись:
новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и
наука. Приоткрытие "железного занавеса". Всемирный фестиваль молодежи и
студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и
международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль
телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания
"советской
моды".
Неофициальная
культура.
Неформальные формы
общественной жизни: "кафе" и "кухни". "Стиляги". Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и
"тамиздат".
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР.
"Догнать и перегнать Америку". Попытки решения продовольственной проблемы.
Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в
научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики.
Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской
реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к
совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы
рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность
научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. XXII
Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание "нового
человека". Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления.
Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к "государству
благосостояния": мировой тренд и специфика советского "социального
государства". Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. "Хрущевки". Рост доходов населения и дефицит
товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской
внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного

имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические
кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956
г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г.
Распад колониальных систем и борьба за влияние в "третьем мире". Конец
"оттепели". Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И.
Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Наш край в 1953 - 1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики.
"Косыгинская реформа". Конституция СССР 1977 г. Концепция "развитого
социализма". Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни:
достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис
идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление
темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели.
Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК.
Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и
технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в
СССР. Отставание от Запада в производительности труда. "Лунная гонка" с США.
Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и
в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города
и проблема "неперспективных деревень". Популярные формы досуга населения.
Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие
союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема
поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. "Несуны". Потребительские тенденции в советском
обществе. Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и
спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство:
поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП,
движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные
выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания.
Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура
и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряженности. "Холодная война" и
мировые конфликты. "Доктрина Брежнева". "Пражская весна" и снижение
международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военностратегического паритета с США. Политика "разрядки". Сотрудничество с США в
области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в

Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Наш край в 1964 - 1985 гг.
Политика перестройки. Распад СССР (1985 - 1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на
реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты.
Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и
государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о
приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений.
Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые
митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и
дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма
"с человеческим лицом". Вторая волна десталинизации. История страны как
фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные
политические объединения. "Новое мышление" Горбачева. Отказ от
идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством
СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.
Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу.
Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии.
Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.
Завершение "холодной войны". Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация
советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР
и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской
группы. Демократы "первой волны", их лидеры и программы. Раскол в КПСС.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и
сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения
руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье,
Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и
национальных элит. Последний этап "перестройки": 1990 - 1991 гг. Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и
российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С.
Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и
складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль "войны
законов" (союзного и республиканского законодательства). Углубление
политического кризиса.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.
Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на
Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План "автономизации" предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский
процесс и попытки подписания нового Союзного договора. "Парад
суверенитетов". Референдум о сохранении СССР и введении поста президента
РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение
экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание
разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы.
Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения.
Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от
усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального
решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку.
Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение.
Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого
дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад
КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления,
включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление
фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское
соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы
советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной
арене. Горбачев, Ельцин и "перестройка" в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Наш край в 1985 - 1991 гг.
Российская Федерация в 1992 - 2012 гг.
Становление новой России (1992 - 1999)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление
Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ.
Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных
экономических преобразований. Либерализация цен. "Шоковая терапия".
Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и
падение жизненного уровня населения. Безработица. "Черный" рынок и
криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами
экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной
власти в 1992 - 1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по "делу КПСС".
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. - попытка правового
разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина N 1400 и его оценка
Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического

кризиса. "Нулевой вариант". Позиция регионов. Посреднические усилия Русской
православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел
Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских
событий
1993
г.
Всенародное
голосование
(плебисцит)
по
проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой
системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и
ее
значение.
Полномочия
президента
как
главы
государства
и
гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение
властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение
государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992 - 1993 гг. Обострение
межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание
Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.
Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с
республикой и восстановления территориальной целостности страны.
Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского
фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской
Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования
инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости
экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на
производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и
мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и
увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и
залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его
последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в
условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических
исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы
формирования
гражданского
общества.
Свобода
СМИ.
Свобода
предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица
и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная
поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская
беспризорность. "Новые русские" и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших
республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России
суверенным государством. Россия - правопреемник СССР на международной
арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения
с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение
России к "большой семерке". Усиление антизападных настроений как результат
бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском
пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в
рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис
центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.

"Семибанкирщина". "Олигархический" капитализм. Правительства В.С.
Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе.
Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992 - 1999 гг.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства
В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г.
Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность.
Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление
единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий
центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в
2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии.
Экономический подъем 1999 - 2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики,
роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское
хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в
конце XX - начале XXI в. Новый облик российского общества после распада
СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая
миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления
государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные
реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности
развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней
продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные
программы демографического возрождения России. Разработка семейной
политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового
образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.
Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев
населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии.
Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном
информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая
автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Внешнеполитический курс
В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в
международных отношениях. Современная концепция российской внешней
политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с
терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и
партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность "большой
двадцатки". Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие
направления политики России.
Культура и наука России в конце XX - начале XXI в. Повышение
общественной роли СМИ как "четвертой власти". Коммерциализация культуры.

Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного
образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного
труда. "Утечка мозгов" за рубеж. Основные достижения российских ученых и
невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и
повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот.
Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы,
киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и
массовая культура.
Наш край в 2000 - 2012 гг.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Количество часов,
№
Учет рабочей программы
Содержание темы
отводимых на
темы
воспитания
изучение темы
10 класс
1
Мир и Российская империя накануне и в годы Первой
27
Учтена
мировой войны 1900-1918 годы
2
Мир в межвоенный период
15
Учтена
3
СССР в межвоенный период
27
Учтена
4
Мир во Второй мировой войне
11
Учтена
5
Великая Отечественная война 1941-1945 годов
22
Учтена
Всего за 10 класс:
102
11 класс
6
Послевоенный мир. Международные отношения,
18
Учтена
политическое и экономическое развитие стран Европы и
Северной Америки
7
СССР в 1945-1991 годах
21
Учтена
8
СССР в начале 60-х – середине 1980-х годов
10
Учтена
9
СССР в середине 80-х до 1991 года
13
Учтена
10
Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки
7
Учтена
11
Российская Федерация в 1991-2021 годах
24
Учтена
12
Современный мир и новые вызовы 21 века
9
Всего за 11 класс:
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».