РП СОО 03. Родной язык (русский)

Приложение СОО-1-УП-РодЯз к
образовательной программе
среднего общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (русский)» (базовый уровень)
(10-11 класс),

г. Невьянск
2021 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
Требования ФГОС СОО к
результату освоения ООП
СОО

У выпускника будут
сформированы

Уточнение и конкретизация планируемых
результатов

Готовность
и
способность обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению.
Сформированность их
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформированность
системы
значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
ценностносмысловых
установок,
отражающих личностные
и гражданские позиции в
деятельности.
Антикоррупционное
мировоззрение.
Сформированность
правосознания
и
экологической культуры.
Способность
ставить
цели и строить жизненные
планы.
Способность к осознанию
российской гражданской
идентичности
в
поликультурном социуме.

- российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и
обязанности, уважающего
закон
и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности;
- готовность к служению
Отечеству, его защите;
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге
культур, а также различных
форм
общественного
сознания, осознание своего
места в поликультурном
мире;
- основы саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность и способность к

Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация
обучающихся
на
достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность
и
способность
обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
– готовность
и
способность
обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к
общественно-политическим
событиям
прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская
идентичность,
способность к осознанию российской

самостоятельной,
идентичности
в
поликультурном
творческой и ответственной социуме,
чувство
причастности
к
деятельности;
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России,
- толерантное сознание и патриотизм, готовность к служению
поведение
в Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу,
поликультурном
мире,
готовность и способность чувство ответственности перед Родиной,
вести диалог с другими гордости за свой край, свою Родину,
и
настоящее
людьми, достигать в нем прошлое
многонационального народа России,
взаимопонимания,
находить общие цели и уважение к государственным символам
сотрудничать
для
их (герб, флаг, гимн);
– формирование
уважения
к
достижения, способность
противостоять идеологии русскому языку как государственному
языку
Российской
Федерации,
экстремизма,
основой
российской
национализма, ксенофобии, являющемуся
дискриминации
по идентичности и главным фактором
социальным, религиозным, национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре,
расовым,
национальным
признакам
и
другим языкам, традициям и обычаям народов,
негативным
социальным проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере
явлениям;
отношений обучающихся к закону,
- навыки сотрудничества государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская
со сверстниками, детьми
младшего
возраста, позиция активного и ответственного
российского
общества,
взрослыми
в члена
осознающего свои конституционные
образовательной,
общественно
полезной, права и обязанности, уважающего закон
правопорядок,
осознанно
учебно-исследовательской, и
традиционные
проектной и других видах принимающего
национальные
и
общечеловеческие
деятельности;
гуманистические и демократические
- нравственное сознание и ценности, готового к участию в
поведение
на
основе общественной жизни;
– признание
неотчуждаемости
усвоения
основных прав и свобод человека,
общечеловеческих
которые принадлежат каждому от
ценностей;
рождения, готовность к осуществлению
готовность
и собственных прав и свобод без
способность
к нарушения прав и свобод других лиц,
образованию, в том числе готовность отстаивать собственные права
самообразованию,
на и свободы человека и гражданина
протяжении всей жизни; согласно общепризнанным принципам и
сознательное отношение к нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской
непрерывному
образованию как условию Федерации, правовая и политическая
грамотность;
успешной
– мировоззрение, соответствующее
профессиональной
и
современному уровню развития науки и
общественной
общественной практики, основанное на
деятельности;

- эстетическое отношение
к миру, включая эстетику
быта,
научного
и
технического творчества,
спорта,
общественных
отношений;
- принятие и способность
реализации
ценностей
здорового и безопасного
образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
и
компетентное отношение к
физическому
и
психологическому
здоровью,
как
собственному, так и других
людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности
как
возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
экологическое
мышление,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов
на состояние природной и

диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
– готовность
к
договорному
регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность
обучающихся
к
конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность
обучающихся
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
– нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую
помощь;
– формирование
выраженной
в

поведении нравственной позиции, в том
социальной среды; опыт числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и
эколого-направленной
поведения
на
основе
усвоения
деятельности;
общечеловеческих
ценностей
и
- ответственное отношение нравственных чувств (чести, долга,
милосердия
и
к созданию семьи на основе справедливости,
осознанного
принятия дружелюбия);
– развитие
компетенций
ценностей семейной жизни.
сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное
отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям,
приносящим
вред
экологии;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к семье и

родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
– ответственное
отношение
к
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный
образ
семьи,
родительства (отцовства и материнства).
Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к труду, в
сфере
социально-экономических
отношений:
– уважение
ко
всем
формам
собственности, готовность к защите
своей собственности,
– осознанный
выбор
будущей
профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
– потребность трудиться, уважение
к труду и людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию,
включая
обучение
и
выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере
физического,
психологического,
социального
и
академического
благополучия обучающихся:
физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной
безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного
предмета
Требования
ФГОС Планируемые результаты освоения ООП СОО
СОО к результатам Выпускник научится
Уточнение и конкретизация
освоения ООП СОО
планируемых результатов
– самостоятельно
Регулятивные УУД
определять цели, задавать
параметры и критерии, по
которым
можно
определить,
что
цель
достигнута;
– оценивать
возможные последствия
достижения поставленной
цели
в
деятельности,
собственной жизни и
жизни
окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и
морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы,
в том числе время и
другие
нематериальные
ресурсы, необходимые для
достижения поставленной
цели;
– выбирать
путь
достижения
цели,
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные
и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной
заранее
целью.

- самостоятельно
определять цели
деятельности и составлять
планы деятельности;
- самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;

- использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных
целей и реализации планов
деятельности;
- выбирать успешные
стратегии в различных
ситуациях;
- продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владеть навыками
познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности,
навыками разрешения
проблем;
- самостоятельному
поиску методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания;
- быть способным к
самостоятельной
информационно-

Выпускник научится
– самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые
для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат деятельности с поставленной
заранее целью.

Познавательные УУД
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать
противоречия
в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические средства для
представления существенных связей и
отношений, а также противоречий,

познавательной
деятельности, владению
навыками получения
необходимой информации
из словарей разных типов,
умению ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую
из различных источников;
- умению использовать
средства информационных
и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
- умению определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
- умению самостоятельно
оценивать и принимать
решения, определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных ценностей;
- владеть языковыми
средствами: умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства;
владеть
навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых

выявленных
в
информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать
их
как
ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения
со
стороны
других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками, так
и
со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно
излагать
свою
точку
зрения
с
использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую
и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных
суждений.

действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне среднего общего образования:
На базовом
уровне

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться

использовать языковые средства адекватно цели общения
и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать
устные
и
письменные
высказывания,
монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно выразительные
средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации, определять
его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую
информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные
темы (в том числе о богатстве и выразительности русского
языка);
отличать язык художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические
ресурсы
русского
языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии
русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением
собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать
главную
и
второстепенную
информацию, известную и неизвестную информацию в
прослушанном тексте;
проводить
самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и анализировать
полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
создавать
отзывы
и
рецензии
на
предложенный текст;
соблюдать
культуру
чтения,
говорения,
аудирования и письма;

преобразовывать текст в другие виды передачи
информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать
в
речевой
практике
основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
использовать
основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных высказываний с
точки зрения соответствия языковым нормам

соблюдать культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а
также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения; – осуществлять
речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
использовать основные нормативные словари и
справочникидля расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств; – оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

2. Содержание учебного предмета
Изучая учебного предмета "Родной язык (русский)", обучающийся будет:
знать понятия о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
владеть видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
уметь свободно использовать коммуникативно эстетических возможностей
родного языка;
знать понятия и систематизацию научных знаний о родном языке; осознавать
взаимосвязи его уровней и единиц; владеть базовыми понятиями лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
обладать навыками проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста на родном языке;
иметь обогащенный активный и потенциальный словарный запас,
произойдет расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения;
владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
сформирована ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной
литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
сформирована понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечена культурная самоидентификация, осознание коммуникативно
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 11)
сформированы навыки понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции Содержание
учебного предмета Базовый уровень
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические
блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности:
детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести;

личность и мир, личность и Высшие начала).  Личность и семья (место
человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина,
женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их
ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм;
интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства;
законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность;
современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в
прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего
человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя
романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. Проблемно-тематический блок
«Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и
найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя.
Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего
быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные
отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три
сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и
традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений
Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на
личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение
жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной

чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными
жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору
общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский
тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ
«Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к
читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека,
об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического
одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личностьи семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ
мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ
Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в
романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого
русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных,
Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов.
«Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы,
ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.А.
Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи
Гражданской войны,
особенности
художественного
метода
социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность
и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в
рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе,
тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система
пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши
Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет,
Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без
нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в
рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором
деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей».
Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского
интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в
рассказе.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ темы
Содержание темы
Количество
часов,
отводимое на
изучение темы
11 класс
Раздел: Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке.
1.
Русский язык в кругу других языков
1
2.
Структура русского национального языка
1
3.
Общие сведения из истории русского языка
1
4.
Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь
1
5.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
1
6.
Морфемика и лексика.
1
7.
Морфология и словообразование
1
8.
Морфология и орфография
2
9.
Морфология и синтаксис
1
10.
Синтаксис и пунктуация
2
ВСЕГО:
12 ч.
Раздел: Речь, речевое общение и культура речи (5ч)
11.
Стилистика русского языка
1
12.
Функциональные стили русского литературного языка
1
13.
Русский речевой этикет
1
14.
Культура русской речи и эффективность общения
1
15.
Публичное выступление
1
ВСЕГО:
17 ч

воспитания с указанием
Обеспеченность
учета рабочей
программы
воспитания (да/нет)
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена

Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».