Приложение СОО-1-УП-РодЯз к
образовательной программе
среднего общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа
Основное общее образование
Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (русский)» (базовый уровень)
(10-11 класс),
г. Невьянск
2021 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
Требования ФГОС СОО к
результату освоения ООП
СОО
У выпускника будут
сформированы
Уточнение и конкретизация планируемых
результатов
Готовность
и
способность обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению.
Сформированность их
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформированность
системы
значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
ценностносмысловых
установок,
отражающих личностные
и гражданские позиции в
деятельности.
Антикоррупционное
мировоззрение.
Сформированность
правосознания
и
экологической культуры.
Способность
ставить
цели и строить жизненные
планы.
Способность к осознанию
российской гражданской
идентичности
в
поликультурном социуме.
- российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и
обязанности, уважающего
закон
и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности;
- готовность к служению
Отечеству, его защите;
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге
культур, а также различных
форм
общественного
сознания, осознание своего
места в поликультурном
мире;
- основы саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность и способность к
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация
обучающихся
на
достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность
и
способность
обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
– готовность
и
способность
обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к
общественно-политическим
событиям
прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская
идентичность,
способность к осознанию российской
самостоятельной,
идентичности
в
поликультурном
творческой и ответственной социуме,
чувство
причастности
к
деятельности;
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России,
- толерантное сознание и патриотизм, готовность к служению
поведение
в Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу,
поликультурном
мире,
готовность и способность чувство ответственности перед Родиной,
вести диалог с другими гордости за свой край, свою Родину,
и
настоящее
людьми, достигать в нем прошлое
многонационального народа России,
взаимопонимания,
находить общие цели и уважение к государственным символам
сотрудничать
для
их (герб, флаг, гимн);
– формирование
уважения
к
достижения, способность
противостоять идеологии русскому языку как государственному
языку
Российской
Федерации,
экстремизма,
основой
российской
национализма, ксенофобии, являющемуся
дискриминации
по идентичности и главным фактором
социальным, религиозным, национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре,
расовым,
национальным
признакам
и
другим языкам, традициям и обычаям народов,
негативным
социальным проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере
явлениям;
отношений обучающихся к закону,
- навыки сотрудничества государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская
со сверстниками, детьми
младшего
возраста, позиция активного и ответственного
российского
общества,
взрослыми
в члена
осознающего свои конституционные
образовательной,
общественно
полезной, права и обязанности, уважающего закон
правопорядок,
осознанно
учебно-исследовательской, и
традиционные
проектной и других видах принимающего
национальные
и
общечеловеческие
деятельности;
гуманистические и демократические
- нравственное сознание и ценности, готового к участию в
поведение
на
основе общественной жизни;
– признание
неотчуждаемости
усвоения
основных прав и свобод человека,
общечеловеческих
которые принадлежат каждому от
ценностей;
рождения, готовность к осуществлению
готовность
и собственных прав и свобод без
способность
к нарушения прав и свобод других лиц,
образованию, в том числе готовность отстаивать собственные права
самообразованию,
на и свободы человека и гражданина
протяжении всей жизни; согласно общепризнанным принципам и
сознательное отношение к нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской
непрерывному
образованию как условию Федерации, правовая и политическая
грамотность;
успешной
– мировоззрение, соответствующее
профессиональной
и
современному уровню развития науки и
общественной
общественной практики, основанное на
деятельности;
- эстетическое отношение
к миру, включая эстетику
быта,
научного
и
технического творчества,
спорта,
общественных
отношений;
- принятие и способность
реализации
ценностей
здорового и безопасного
образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
и
компетентное отношение к
физическому
и
психологическому
здоровью,
как
собственному, так и других
людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности
как
возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
экологическое
мышление,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов
на состояние природной и
диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
– готовность
к
договорному
регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность
обучающихся
к
конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность
обучающихся
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
– нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую
помощь;
– формирование
выраженной
в
поведении нравственной позиции, в том
социальной среды; опыт числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и
эколого-направленной
поведения
на
основе
усвоения
деятельности;
общечеловеческих
ценностей
и
- ответственное отношение нравственных чувств (чести, долга,
милосердия
и
к созданию семьи на основе справедливости,
осознанного
принятия дружелюбия);
– развитие
компетенций
ценностей семейной жизни.
сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное
отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям,
приносящим
вред
экологии;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
– ответственное
отношение
к
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный
образ
семьи,
родительства (отцовства и материнства).
Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к труду, в
сфере
социально-экономических
отношений:
– уважение
ко
всем
формам
собственности, готовность к защите
своей собственности,
– осознанный
выбор
будущей
профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
– потребность трудиться, уважение
к труду и людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию,
включая
обучение
и
выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере
физического,
психологического,
социального
и
академического
благополучия обучающихся:
физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной
безопасности.
1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного
предмета
Требования
ФГОС Планируемые результаты освоения ООП СОО
СОО к результатам Выпускник научится
Уточнение и конкретизация
освоения ООП СОО
планируемых результатов
– самостоятельно
Регулятивные УУД
определять цели, задавать
параметры и критерии, по
которым
можно
определить,
что
цель
достигнута;
– оценивать
возможные последствия
достижения поставленной
цели
в
деятельности,
собственной жизни и
жизни
окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и
морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы,
в том числе время и
другие
нематериальные
ресурсы, необходимые для
достижения поставленной
цели;
– выбирать
путь
достижения
цели,
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные
и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной
заранее
целью.
- самостоятельно
определять цели
деятельности и составлять
планы деятельности;
- самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных
целей и реализации планов
деятельности;
- выбирать успешные
стратегии в различных
ситуациях;
- продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владеть навыками
познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности,
навыками разрешения
проблем;
- самостоятельному
поиску методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания;
- быть способным к
самостоятельной
информационно-
Выпускник научится
– самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые
для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать
противоречия
в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические средства для
представления существенных связей и
отношений, а также противоречий,
познавательной
деятельности, владению
навыками получения
необходимой информации
из словарей разных типов,
умению ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую
из различных источников;
- умению использовать
средства информационных
и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
- умению определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
- умению самостоятельно
оценивать и принимать
решения, определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных ценностей;
- владеть языковыми
средствами: умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства;
владеть
навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых
выявленных
в
информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать
их
как
ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения
со
стороны
других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками, так
и
со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно
излагать
свою
точку
зрения
с
использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую
и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных
суждений.
действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.
1.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне среднего общего образования:
На базовом
уровне
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться
использовать языковые средства адекватно цели общения
и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать
устные
и
письменные
высказывания,
монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно выразительные
средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации, определять
его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую
информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном
тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи
языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные
темы (в том числе о богатстве и выразительности русского
языка);
отличать язык художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические
ресурсы
русского
языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии
русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением
собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать
главную
и
второстепенную
информацию, известную и неизвестную информацию в
прослушанном тексте;
проводить
самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и анализировать
полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста
заданного функционального стиля;
создавать
отзывы
и
рецензии
на
предложенный текст;
соблюдать
культуру
чтения,
говорения,
аудирования и письма;
преобразовывать текст в другие виды передачи
информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать
в
речевой
практике
основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
использовать
основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных высказываний с
точки зрения соответствия языковым нормам
соблюдать культуру научного и делового общения в
устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а
также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения; – осуществлять
речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
использовать основные нормативные словари и
справочникидля расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств; – оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета
Изучая учебного предмета "Родной язык (русский)", обучающийся будет:
знать понятия о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
владеть видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
уметь свободно использовать коммуникативно эстетических возможностей
родного языка;
знать понятия и систематизацию научных знаний о родном языке; осознавать
взаимосвязи его уровней и единиц; владеть базовыми понятиями лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
обладать навыками проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста на родном языке;
иметь обогащенный активный и потенциальный словарный запас,
произойдет расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения;
владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
сформирована ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной
литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
сформирована понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечена культурная самоидентификация, осознание коммуникативно
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 11)
сформированы навыки понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции Содержание
учебного предмета Базовый уровень
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические
блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности:
детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести;
личность и мир, личность и Высшие начала). Личность и семья (место
человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина,
женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их
ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм;
интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства;
законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность;
современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в
прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего
человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя
романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. Проблемно-тематический блок
«Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и
найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя.
Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего
быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные
отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три
сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и
традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений
Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на
личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение
жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной
чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными
жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору
общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский
тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ
«Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к
читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека,
об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического
одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личностьи семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ
мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ
Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в
романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого
русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных,
Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов.
«Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы,
ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.А.
Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи
Гражданской войны,
особенности
художественного
метода
социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность
и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в
рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе,
тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система
пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши
Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет,
Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без
нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в
рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором
деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей».
Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского
интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в
рассказе.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ темы
Содержание темы
Количество
часов,
отводимое на
изучение темы
11 класс
Раздел: Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке.
1.
Русский язык в кругу других языков
1
2.
Структура русского национального языка
1
3.
Общие сведения из истории русского языка
1
4.
Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь
1
5.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
1
6.
Морфемика и лексика.
1
7.
Морфология и словообразование
1
8.
Морфология и орфография
2
9.
Морфология и синтаксис
1
10.
Синтаксис и пунктуация
2
ВСЕГО:
12 ч.
Раздел: Речь, речевое общение и культура речи (5ч)
11.
Стилистика русского языка
1
12.
Функциональные стили русского литературного языка
1
13.
Русский речевой этикет
1
14.
Культура русской речи и эффективность общения
1
15.
Публичное выступление
1
ВСЕГО:
17 ч
воспитания с указанием
Обеспеченность
учета рабочей
программы
воспитания (да/нет)
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена
Учтена