29. РП СОО ФООП Фк Актуальные вопросы обществознания 10-11 кл.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского
округа

Среднее общее образование

Рабочая программа
учебного предмета
«Актуальные вопросы обществознания» (10-11 классы)

г. Невьянск
2023 год

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан для
обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей
обучающихся.
Программа учебного курса «Актуальные вопросы обществознания» для
образовательных организаций, реализующих программы среднего общего
образования (далее – Программа), разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 (с изменениями
и дополнениями);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа
2013 года N 1015 (с изменениями и дополнениями);
Программа учебного курса обеспечивает:
 удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
 общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении
среднего общего образования;
 развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
 развитие навыков самообразования и самопроектирования;
 углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;

 совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, профессионального самоопределения
обучающихся.
Программа конкретизирует содержание учебного предмета «Обществознание» и
дает распределение учебных часов по содержательным компонентам и разделам
курса.
Содержание Программы строится с учетом региональных особенностей, условий
образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель изучения учебного курса «Актуальные вопросы
обществознания»:
 формирование
гармонично
развитой
личности,
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности,
патриотизма;
 формирование правовой культуры и правосознания;
 формирование уважения к общепринятым в обществе социальным нормам
и моральным ценностям;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в
Конституции и в законодательстве Российской Федерации;
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе.
Основные задачи:
 закрепление изученного в основной школе материала курса
«Обществознание», развитие возможностей интерпретации общественных
явлений, углубление теоретических представлений об общественных и
социальных процессах и усиление способности практического применения
полученных знаний;
 развитие способностей самостоятельного получения знаний и их
использования в реальных общественных взаимоотношениях;
 понимание познания как фундаментального процесса, являющегося
универсальным источником знаний, освоение различных видов познания,
разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев
истины, истинного и ложного знания.
На основе полученных знаний учащиеся научатся:
 анализировать возникающие в жизни ситуации; использовать полученные
знания о социальных нормах и ценностях в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
 оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
 характеризовать основные методы научного познания;

 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации;
 представлять этнокультурное и языковое богатство народов России,
определять роль духовных ценностей в обществе;
 понимать направления государственной экономической политики,
объяснять поведение основных субъектов экономических отношений,
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
действие законов спроса и предложения, механизмы ценообразования,
поведение участников трудовых отношений; понимать финансовую
грамотность как одну из важнейших компетенций человека;
 понимать основные принципы управления личными (семейными)
финансами, формирования личных сбережений и пенсионных накоплений,
в том числе с использованием услуг финансовых организаций; вопросы
финансового планирования и понятия финансовых рисков, основы
системы уплаты налогов, осуществления инвестиций, роль, функции и
задачи Центрального банка Российской Федерации;
 высказывать аргументированные суждения о соотношении целей и средств
в политике;
 уметь раскрывать роль и функции политической системы;
 различать типы политических режимов; иметь знания о политической
системе Российской Федерации, парламентских партиях, избирательной
системе, государственном устройстве, институтах государственной власти
и местного самоуправления, разделении полномочий и ответственности
между федеральными и региональными органами государственной власти,
органами местного самоуправления.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание
учебного
(элективного)
курса
«Актуальные
вопросы
обществознания» представлено модульной системой обучения, которая
создается
для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения
гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули,
включенные в данную программу, представляют собой относительно
самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом
хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации
учебного процесса.
Программный материал отражает все современные запросы общества:
 возможность рассмотрения места человека в системе мироздания,
осознания смысла и предназначения его существования, выработки
определенного стиля поведения;
 осознание приоритета отечественных социальных ценностей и
политических, экономических и духовно-нравственных ориентаций;

 актуализация
разнообразных
общечеловеческих,
национальных,
религиозных и гражданских ценностей и др.
Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на
национальный
воспитательный
идеал,
востребованный
современным
российским обществом и государством.
Программа предусматривает формирование таких качеств личности, как
активность, инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии
и самооценке, готовность обучаться в течение всей жизни, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и
достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и
осмысливать его последствия, прогнозировать результаты собственной
деятельности, вести диалог.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями
современной дидактики и возрастной психологии, включает национальнорегиональный компонент и направлено на решение задач по формированию у
обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения
основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими
людьми и социальными институтами, а также по формированию базовых
социальных компетенций функциональной общегражданской грамотности.
Программа
учебного
(элективного)
курса
«Актуальные
вопросы
обществознания» состоит из шести разделов: «Человек и общество»,
«Экономика», «Социальные отношения», «Политическая система общества»,
«Конституция РФ», «Право». Принципы и особенности содержания
Программы:
1. Принцип систематичности и последовательности требует соблюдения
преемственности в изучении отдельных блоков и тем курса «Актуальные
вопросы обществознания», обеспечения логических связей между усвоением
способов действий и знаний, между формами и методами обучения и формами и
методами контроля (самоконтроля), что позволит увеличить объем усвоения
учебного материала.
2. Принцип непрерывности заключается в реализации процесса личностного и
образовательного роста потенциала обучающегося на уровне среднего общего
образования на основе продолжения преподавания обществоведческого курса,
его повторения и углубления знаний об обществе, полученных на уровне
основного общего образования.
3. Принцип доступности и индивидуализации подразумевает выбор главного и
существенного в эмпирическом компоненте содержания курса, использование в
ходе обучения достаточного количества идей, теорий и закономерностей
развития общества, что в полной степени реализует дифференцированный
подход к личности каждого обучающегося и обеспечивает нормированный
объем домашнего задания.
4. Принцип вариативности в организации образовательной деятельности
является одним из фундаментальных характеристик нового качественного
обеспечения образования обучающихся и предполагает многообразие и гибкость

используемых в Программе форм, средств и методов обучения, реализуемых в
зависимости от особенностей региона, типа образовательного учреждения,
состояния его материально-технической базы, индивидуальных особенностей и
функциональных возможностей личности обучающегося.
5. Принцип минимакса в организации образовательной деятельности
заключается в том, что содержание Программы предлагает изучение курса
«Актуальные
вопросы
обществознания»
каждым
обучающимся
на
максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне, не
ниже социально безопасного минимума, закрепленного ФГОС СОО, а каждый
обучающийся выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в
промежутке между минимальным и максимальным уровнями.
6. Системно-деятельностный подход своей основной целью имеет формирование
у обучающихся целостного представления об обществе как системе тесно
взаимосвязанных элементов (сфер и институтов), что направлено на
рассмотрение взаимосвязи теоретических положений курса с социальной
практикой и достижением предметных, метапредметных и личностных
результатов.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования учебный курс «Актуальные вопросы
обществознания» является обязательным по выбору для изучения и одной из
составляющих предметной области «общественно-научные предметы».
Программа
учебного
(элективного)
курса
«Актуальные
вопросы
обществознания» рассчитана на 68 учебных часов в 10-11 классах (1 час в
неделю, 34 учебных недели). 1 час в 10 классе-34 часа, 1 час в 11 классе- 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРСА
Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса
«Актуальные вопросы обществознания» уточняют и конкретизируют общее
понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с
позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с
позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся
должны отражать:
 развитие личности обучающихся средствами курса, предлагаемого для
освоения учебного предмета;
 развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок;
 развитие
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных
способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;
 овладение систематическими знаниями и приобретение опыта
осуществления целесообразной и результативной деятельности;

 развитие способности к непрерывному самообразованию, к овладению
ключевыми
компетентностями,
составляющими
основу
умения
самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем,
осознанному использованию информационных и коммуникационных
технологий, самоорганизации и саморегуляции;
 обеспечение академической мобильности и (или) возможности
поддерживать избранное направление образования;
 обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
 отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
 отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания;
 определение своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
 готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной
деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных
отношений.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
 самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
 использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности;
 выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения,
видеть различные стратегии решения задач;
 умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера;
 умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
внеучебных ситуациях;
 способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность
– учебную, общественную и др., контролировать и корректировать
деятельность, давать ей оценку;
 умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
 умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта.
Познавательные универсальные учебные действия:
 моделирование социально-политических процессов;

 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы);
 способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебноисследовательской деятельности;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами,
теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
 овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез
для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или
явлений;
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
 чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение
анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и
выводы;
 умение анализировать явления и события социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в
группах над задачами исследовательского характера;
 умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и
действия партнеров;
 развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой,
языковой, социокультурной, учебно-познавательной), включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
 владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные
вопросы обществознания» обучающийся научится по темам:
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
 выделять черты социальной сущности человека;
 определять роль духовных ценностей в обществе;
 распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
 различать виды искусства;
 соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
 выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
 выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
 раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

 различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
 выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
 анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
 различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
 выявлять особенности научного познания;
 различать абсолютную и относительную истины;
 иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
 выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
 выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
«Общество как сложная динамическая система»:
 характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
 выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
 приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
«Экономика»:
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм
их взаимодействия;
 определять причины безработицы, различать ее виды;
 высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
 объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической
рациональности,
анализировать
собственное
потребительское поведение;
 анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
 приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
 высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую
жизнь общества;
 различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
 внутренний продукт);
 различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
«Социальные отношения»:
 выделять критерии социальной стратификации;
 анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
 выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
 высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка
труда;
 выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
 конкретизировать примерами виды социальных норм;
 характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,
различать санкции социального контроля;
 различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
 определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
 различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
 выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
 характеризовать основные принципы национальной политики России

 на современном этапе;
 характеризовать социальные институты семьи и брака;
 раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной
семьи;
 характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
 высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
 формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;
 осуществлять
комплексный поиск, систематизацию
социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;
 оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с
позиций толерантности.
«Политика»:
 выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
 различать политическую власть и другие виды власти;
 устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
 высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей
в политике;
 раскрывать роль и функции политической системы;
 характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
 различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
 – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
 принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
 характеризовать демократическую избирательную систему;
 различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
 устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
 определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
 конкретизировать примерами роль политической идеологии;
 раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
 формулировать
суждение
о
значении
многопартийности
и
идеологического плюрализма в современном обществе;

 оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
 иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
 различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике.
«Правовое регулирование общественных отношений»:
 сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
 выделять основные элементы системы права;
 выстраивать иерархию нормативных актов;
 выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
 Федерации;
 различать понятия «права человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства,
правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами
своих прав и свобод;
 обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
 аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
 раскрывать содержание гражданских правоотношений;
 применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых
решений;
 различать организационно-правовые формы предприятий;
 характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
 давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
 находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
 характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
 иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
 извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ,
АПК РФ, УПК РФ);
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека.
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса

«Актуальные вопросы обществознания» обучающийся получит возможность
научиться по темам:
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
 использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
 применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в
учебной деятельности и повседневной жизни;
 оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
 характеризовать основные методы научного познания;
 выявлять особенности социального познания;
 различать типы мировоззрений;
 объяснять специфику взаимовлияния двух миров – социального и
природного – в понимании природы человека и его мировоззрения;
 выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
«Общество как сложная динамическая система»:
 устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных
сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
 выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
 систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
«Экономика»:
 выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
 выявлять противоречия рынка;
 раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
 раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
 обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
 различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
 определять практическое назначение основных функций менеджмента;
 определять место маркетинга в деятельности организации;
 применять полученные знания для выполнения социальных ролей
работника и производителя;
 оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
 раскрывать фазы экономического цикла;
 высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик;
 давать
оценку
противоречивым
последствиям
экономической
глобализации;

 извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития
России.
«Социальные отношения»:
 выделять причины социального неравенства в истории и современном
обществе;
 высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в современных условиях;
 анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
 выражать собственное отношение к различным способам разрешения
 социальных конфликтов;
 толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям;
 оценивать роль толерантности в современном мире;
 находить и анализировать социальную информацию о тенденциях
развития семьи в современном обществе;
 выявлять существенные параметры демографической ситуации в России
на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации,
давать им оценку;
 выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося
поведения;
 анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
«Политика»:
 находить, анализировать информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять
проблемы;
 выделять основные этапы избирательной кампании;
 в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
 отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
 самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
 характеризовать особенности политического процесса в России;
 анализировать основные тенденции современного политического
процесса.
 «Правовое регулирование общественных отношений»:
 действовать в пределах правовых норм для успешного решения
жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
 перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их
функции;

 характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в
РФ;
 ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
 выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
 применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
 оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
 характеризовать основные направления деятельности государственных
органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и
гражданского общества в противодействии терроризму.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1. Человек и общество – 8 часов
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Социализация индивида. Деятельность. Познание мира. Общество как форма
жизнедеятельности людей. Духовная культура общества. Искусство, его
основные функции. Образование как социальный институт.
Раздел 2. Экономика – 15 часов
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Спрос и
предложение. Конкуренция и ее виды. Экономика фирмы. Роль государства в
экономике. Инфляция. Безработица. Банковская система. Финансовые
институты.
Налоги. Государственный бюджет. Ценные бумаги.
Раздел 3. Социальные отношения – 10 часов
Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Семья. Социальный контроль. Социальный конфликт.
Раздел 4. Политическая система общества – 12 часов
Понятие и признаки государства. Государственное устройство. Функции
государства. Политический режим. Демократия: ее признаки, виды.
Политический процесс. Политические партии. Политическая элита и
политическое лидерство.
Раздел 5. Конституция Российской Федерации – 11 часов
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное
устройство Российской Федерации. Организация государственной власти в
Российской Федерации.
Раздел 6. Право – 12 часов
Право, его роль в жизни общества и государства. Субъекты гражданского права.
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Семейное
право. Трудовое право. Юридическая ответственность. Правоохранительные
органы. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процесса.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обязательная литература (УМК из федерального перечня)
1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.;
под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. –
М. : Просвещение, 2018. – 356 с.
2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.;
под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. –
М. : Просвещение, 2018. – 352 с.
3. Обществознание: 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений : базовый уровень / О.Б. Соболева, В.В. Барабанов,
С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин ; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – 2-е изд.,
дораб. и доп. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 256 с.
4. Воронцов, А.В. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций / А.В. Воронцов,
Г.Э. Королева, С.А. Наумов, К.С. Романов ; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – 2-е
изд., испр. и дораб. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 328 с.
5. Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень : учебник /
А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, А.В. Скоробогатько, Д.С. Мартьянов. – М.:
Дрофа, 2013. – 236 с.
6. Никитин, А.Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 кл. : учебник /
А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С. Мартьянов. – М. : Дрофа, 2013. – 191 с.
Дополнительная литература
1. Боголюбов, Л.Н. Школьный словарь по обществознанию.
10–11 класс. – М. : Просвещение, 2016. – 96 с.
2. Брандт, М.Ю. Обществознание. Понятия и термины. Толковый словарь ФГОС.
– М. : Экзамен, 2017. – 128 с.
3. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2017. – 254 с.__ 4.
Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практикум и
диагностика : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2017. – 248 с.
5. Котова, О.А. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс /
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017. – 224. с.
6. Маркин, С.А. Обществознание в схемах и таблицах : учеб. пособие
для общеобразовательных организаций. – М. : Омега-Л, 2017. – 160 с.
7. Электронные формы учебников из федерального перечня (см. обязательная
литература).
Интернет-ресурсы

1. http://www.ed.gov.ru/: официальный сайт Министерства образования РФ.
2. http://www.kremlin.ru/: официальный сайт Президента РФ.
3. http://www.garant.ru/: Гарант (законодательство с комментариями).
4. http://www.consultant.ru/: Консультант-плюс (справочные правовые системы).
5. http://www.edu.ru/: Российское образование. Федеральный портал.
6. http://ismo.ioso.ru/: Институт общего среднего образования Российской
академии образования (ИОСО РАО). Сайты исследовательских лабораторий,
тематические видеоконференции.
7. http://www.hist.msu.ru/: Исторический факультет МГУ.
8. http://socionet.ru: Соционет.
9. http://fcior.edu.ru/: Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов.
10. http://school-collection.edu.ru: коллекция цифровых образовательных
ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».