28. РП СОО ФООП Фк Трудные вопросы орфографии... 10-11 кл.

Приложение
к
образовательной
программе
среднего
общего
образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование

Рабочая программа
факультативного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
(10-11 классы)

г. Невьянск
2023 год

1

Содержание
Пояснительная записка...........................................................................................3
Общая характеристика курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»3
Место курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в учебном плане
...................................................................................................................................5
Содержание курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»..................5
10 класс..................................................................................................................5
11 класс..................................................................................................................6
Планируемые образовательные результаты.........................................................8
Личностные результаты:.....................................................................................8
Метапредметные результаты..............................................................................8
Предметные результаты......................................................................................9
Тематическое планирование................................................................................10
10 класс................................................................................................................10
11 класс................................................................................................................10

2

Рабочая программа факультативного курса «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации» (предметная область «Русский язык и литература») (далее
соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения предмета, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку на уровне
среднего общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
российском образовании и активные методики обучения.
Программа курса по русскому языку позволит учителю:
– реализовать в процессе преподавания русского языка современные
подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных во ФГОС СОО;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание русского языка по годам обучения в соответствии со ФГОС
СОО;
– разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного класса.
Программа факультативного курса по русскому языку реализуется на
уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего
образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлена в большей
степени на совершенствование умений эффективно пользоваться русским
языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры
обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие
коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
Рабочая программа факультативного курса «Трудные вопросы орфографии
и пунктуации» 10 – 11 класс составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа определяет стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
русского языка.

3

Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет
познавательно – практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о
родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Данный курс учитывает специфику КИМ и носит итоговый характер.
Поскольку курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть
сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11
классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену
(далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся
старших классов, сформированные в основной школе. Курс связан с программой
по русскому языку для 5-11 классов.
Актуальность выбора данного элективного курса обусловлена тем, что
новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует
своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки.
Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного
тренинга. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной
практике нормативную устную и письменную речь.
Цель факультативного курса – совершенствование приобретенных
учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической
компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора
школьников,
воспитание
самостоятельности
в
работе,
подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков
выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в
повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи факультативного курса:
•
изучение нормативных и методических документов по организации и
проведению ЕГЭ по русскому языку;
•
овладение основными нормами литературного языка;
•
создание
прочной
базы
языковой
грамотности
учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
•
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки
•
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов
тестовых заданий;
•
освоение
стилистического
многообразия
и
практического
использования художественно- выразительных средств русского языка;
•
обучение анализу текста, его интерпретации;
•
совершенствование лингвистической компетенции выпускников;
•
развитие речевой культуры
•
практически и психологически подготовить учащихся к сдаче
экзаменов

4

МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов, из них:
10 класс – 34 ч. (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) и относится к
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ
ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
10 КЛАСС

Введение
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Языковые нормы
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского
языка.
Орфоэпические нормы
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие
лексики русского языка.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная
лексика,
лексика
ограниченного
употребления;
заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы
Грамматические нормы.
Грамматические
нормы.
словообразовательные,
морфологические,
синтаксические.
Грамматические ошибки и их предупреждение.
Словообразовательные нормы
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
Морфологические нормы
Морфологические нормы.
5

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка.
Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Обобщение темы "Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне".
Синтаксические нормы
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая
сочетаемость слов.
Предложение.
Порядок
слов
в
предложении.
Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения, способы их выражения.
Простые и сложные предложения.
Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная
норма.
Нормы согласования
Нормы управления.
Нормы примыкания.
Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в
косвенную.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в
сложноподчинённых предложениях.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
11 КЛАСС

Текст как речевое произведение
Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова,
однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в тексте.
Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная целостность текста:
микротема, композиция.
Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых
фрагментов текста.
Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые
средства всех стилей.
Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав
внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи.
Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи.
6

Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования,
описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте
микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую модель
текста на основе его композиционной схемы (план).
Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление
плана. Написание сочинения-рассуждения.
Лексическое богатство русского языка
Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей
языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность.
Стилистическое использование многозначных слов.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное
использование в художественном произведении для усиления изобразительности,
для создания комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и
антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному
стилю. Оценочная лексика.
Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистическое
использование новых и заимствованных слов.
Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ.
Образность речи
Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов
речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры.
Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза.
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и
выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация. Анафора. Эпифора.
Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание.
Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих стилистических
фигур в текстах разных стилей.
Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием
тропов и стилистических фигур в художественном произведении.
Стилистика частей речи
Формы
имен
существительных.
Стилистическое
использование
грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж).
Формы имен прилагательных. Образная функция имен прилагательных в
произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных.
Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных.
Экспрессивная роль в художественном тексте.
Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи.
Формы глагола. Грамматические категории как источник выразительности
речи: категория времени, наклонения, вида, лица.
Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических
ошибок.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

осознание феномена русского языка как духовной, культурной,
нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности;
понимание зависимости успешной социализации человека, способности его
адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к
самообразованию от уровня владения русским языком;

понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения
личности в различных областях человеческой деятельности;

представление о речевом идеале; стремление к речевому
самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный,
этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

владение всеми видами речевой деятельности в разных
коммуникативных условиях;

владение разными видами чтения и аудирования; способностью
адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его
содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками
работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической
информации;

владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с
докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах,
свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и
интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к
общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

владение разными способами организации интеллектуальной
деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами
отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять
цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;

способность пользоваться русским языком как средством получения
знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;

готовность к получению высшего образования по избранному
профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

овладение социальными нормами речевого поведения в различных
ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в
процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.


8

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

в результате изучения факультативного курса учащиеся должны знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения
в социально- культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения
уметь:

оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);

применять
знания
по
фонетике,
лексике,
морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;

адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную
и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;

аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои
мысли;

оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими
требованиями к письменной экзаменационной работе.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

2

Литературный язык. Языковые нормы

1

3

Орфоэпические нормы русского языка

1

4

Лексические нормы

3

5

Грамматические нормы

3

6

Словообразовательные нормы

2

7

Морфологические нормы

9

8

Синтаксические нормы и пунктуация

13

11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

1

Синтаксис. Текст. Проблема текста

8

2

Комментарий к проблеме

7

3

Авторская позиция

5

4

Собственная позиция

8

5

Композиция сочинения

4

6

Практикум

2

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».