22. РП СОО ФООП Индивидуальный проект 10 кл.

Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование
Рабочая программа
учебного предмета
«Индивидуальный проект» (10 класс)

г. Невьянск
2023 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования
Требования
ФГОС ООО
к результатам освоения
ООП ООО
готовность
и
способность обучающихся к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению;
сформированность
мотивации школьников к
обучению
и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
система значимых
социальных
и
межличностных отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностные и гражданские
позиции в деятельности;
социальные
компетенции,
правосознание, способность
ставить цели и строить
жизненные планы;
способность
к
осознанию
российской
идентичности
в
поликультурном социуме;
- усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества;
- освоение
социальных
норм, правил поведения,
ролей и форм социальной
жизни
в
группах
и
сообществах,
включая
взрослые и социальные
сообщества;
- развитие
морального
сознания и компетентности
в
решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,

Планируемые результаты освоения ООП ООО
Выпускник получит
У выпускника будут
возможность для
сформированы
формирования
- основы
социальной
российской
компетентности
в
гражданской
реализации
основ
идентичности:
гражданской
патриотизм,
идентичности, выраженной
уважение
к
в
практической
Отечеству, прошлому
деятельности, поступках;
и
настоящему
устойчивой
многонационального
учебно-познавательной
народа России;
мотивации и интереса к
основы
учению;
осознания
своей
компетенции
к
этнической
обновлению
знаний
в
принадлежности,
различных
видах
знания
истории,
деятельности;
языка,
культуры
готовности
к
своего народа, своего
самообразованию
и
края,
культурного
самовоспитанию;
наследия
народов
адекватной
России
и
позитивной самооценки;
человечества;
способности
к
- гуманистически
решению моральных проблем
е, демократические и
на основе учёта позиций
традиционные
участников отношений;
ценности
устойчивого
многонационального
следования
в
поведении
российского
моральным
нормам
и
общества;
этическим требованиям;
- чувство
эмпатии
как
ответственности
и
осознанного понимания и
долга перед Родиной;
сопереживания
чувствам
- ответственное
других
людей,
отношение к учению,
выражающейся
в
готовность
и
поступках, направленных на
способность
к
помощь
и
обеспечение
саморазвитию
и
благополучия;
самообразованию на
устойчивой
основе мотивации к
мотивации к реализации
обучению
и
ценностей
здорового
и
познанию;
безопасного образа жизни;
- осознанный
ценностных
выбор и построение
ориентаций,
дальнейшей
соответствующих
индивидуальной
современному
уровню
траектории
экологической культуры;

формирование
нравственных
чувств
и
нравственного поведения,
осознанного
и
ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование
основ правосознания для
соотнесения собственного
поведения и поступков
других
людей
с
нравственными ценностями
и
нормами
поведения,
установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности
в
необходимости
защищать
правопорядок
правовыми
способами и средствами,
умений
реализовывать
основные социальные роли
в
пределах
своей
дееспособности.

образования на базе
ориентировки в мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений,
с
учётом устойчивых
познавательных
интересов, а также
основы
уважительного
отношения к труду,
опыт
участия
в
социально значимом
труде;
- целостное
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающее
социальное,
культурное,
языковое, духовное
многообразие
современного мира;
- осознанное,
уважительное
и
доброжелательное
отношение к другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции, к истории,
культуре,
религии,
традициям, языкам,
ценностям народов
России и народов
мира;
- готовность
и
способность
вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нём
взаимопонимания;
- социальные
нормы,
правила
поведения, роли и

опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности
в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию
природы,
к
занятиям
сельскохозяйственным
трудом, к художественноэстетическому отражению
природы,
к
занятиям
туризмом, в том числе
экотуризмом,
к
осуществлению
природоохранной
деятельности;
готовности
к
принятию
и
освоению
семейных
традиций,
принятых в обществе;
эстетического
вкуса
как
основы
ценностного отношения к
культурному наследию;
антикоррупционно
го сознания.

формы социальной
жизни в группах и
сообществах,
включая взрослые и
социальные
сообщества;
антикоррупцио
нное мировоззрение;
- социальные
роли, необходимые
для
участия
в
школьном
самоуправлении
и
общественной жизни
в
пределах
возрастных
компетенций
с
учётом
региональных,
этнокультурных,
социальных
и
экономических
особенностей;
- моральное
сознание
и
компетентность
в
решении моральных
проблем на основе
личностного выбора,
нравственные
чувства
и
нравственное
поведение,
осознанное
и
ответственное
отношение
к
собственным
поступкам;
- основы
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками,
детьми старшего и
младшего возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской,

творческой и других
видов деятельности;
- ценности
здорового
и
безопасного образа
жизни;
правила
индивидуального и
коллективного
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих жизни и
здоровью людей;
- правила
поведения
на
транспорте
и
на
дорогах;
- основы
экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления, развитие
опыта экологически
ориентированной
рефлексивнооценочной
и
практической
деятельности
в
жизненных
ситуациях;
- ценности
семейной
жизни,
осознанное
отношение к семье в
жизни человека и
общества,
уважительное
и
заботливое
отношение к членам
своей семьи;
- основы
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
народов
России
и
мира,

творческой
деятельности
эстетического
характера.

1.2.
Метапредметные
результаты
освоения
образовательной программы основного общего образования

основной

В соответствии с ФГОС ООО, метапредметные результаты освоения ООП
ООО должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации.
Таким образом, метапредметные результаты включают освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:
регулятивные, познавательные, коммуникативные (далее – УУД).
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с
информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех
предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования,
осознанного
планирования
своего
актуального
и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме
(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Утончённо и конкретизировано планируемые метапредметные результаты
освоения ООП ООО МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска инастоящей рабочей
программы могут быть представлены в следующем виде.

Требования
ФГОС ООО
к результатам освоения
ООП ООО

освоение
обучающимися межпредметных
понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных,
познавательных,
коммуникативных), способность их
использования в учебной,
познавательной и социальной
практике;

самостоятельность
планирования и осуществления
учебной деятельности и
организации учебного
сотрудничества с педагогами и
сверстниками;

построение
индивидуальной образовательной
траектории.

Планируемые результаты освоения ООП ООО
Выпускник получит
Выпускник научится
возможность
научиться
Регулятивные УУД
- самостоятельно
определять  самостоятельно
цели
обучения,
ставить
и ставить
новые
формулировать новые задачи в учебные
цели
и
учебе
и
познавательной задачи;
деятельности;
 построению
- развивать мотивы и интересы жизненных планов
своей познавательной деятельности; во
временной
- анализировать существующие перспективе;
и
планировать
будущие  самостоятельно,
образовательные результаты;
полно и адекватно
- идентифицировать
учитывать условия
собственные проблемы и определять и
средства
главную проблему;
достижения
- выдвигать версии решения планируемых целей;
проблемы, формулировать гипотезы,  выделять
предвосхищать конечный результат; альтернативные
- ставить цель деятельности на способы
основе определенной проблемы и достижения цели и
существующих возможностей;
выбирать из них
- формулировать
учебные наиболее
задачи как шаги достижения эффективный;
поставленной цели деятельности;
 основам
- обосновывать
целевые саморегуляции
в
ориентиры и приоритеты ссылками учебной
и
на
ценности,
указывая
и познавательной
обосновывая
логическую деятельности
в
последовательность шагов;
форме осознанного
- самостоятельно планировать управления
своим
пути достижения целей, в том числе поведением
и
альтернативные,
осознанно деятельностью,
выбирать наиболее эффективные направленной
на
способы решения учебных и достижение
познавательных задач;
поставленных целей;
- определять
необходимые  осуществлять
действия в соответствии с учебной и познавательную
познавательной задачей и составлять рефлексию
в
алгоритм их выполнения;
отношении
- обосновывать и осуществлять действий
по
выбор
наиболее
эффективных решению учебных и
способов решения учебных и познавательных
познавательных задач;
задач;
- определять/находить, в том  адекватно
числе из предложенных вариантов, оценивать
условия для выполнения учебной и объективную
познавательной задачи;
трудность как меру
- выстраивать
жизненные фактического
или

планы на краткосрочное будущее;
- выбирать из предложенных
вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы
для
решения
задачи/достижения цели;
- составлять план решения
проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
- определять
потенциальные
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить
средства для их устранения;
- описывать
свой
опыт,
оформляя его для передачи другим
людям в виде технологии решения
практических задач определенного
класса;
- планировать и корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию;
- соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результата;
- определять способы действий
в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией;
- определять
совместно
с
педагогом и сверстниками критерии
планируемых
результатов
и
критерии оценки своей учебной
деятельности;
- систематизировать (в том
числе
выбирать
приоритетные)
критерии планируемых результатов
и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для
оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей
деятельности
в
рамках
предложенных
условий
и
требований;
- оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения
или
отсутствия
планируемого
результата;
- находить
достаточные
средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации

предполагаемого
расхода ресурсов на
решение задачи;
 адекватно
оценивать
свои
возможности
достижения цели;
 основам
саморегуляции
эмоциональных
и
психофизических
состояний;
 прилагать
волевые усилия и
преодолевать
трудности
и
препятствия
на
пути достижения
целей;
 выполнять
нормы
Всероссийского
физкультурноспортивного
комплекса «Готов к
труду и обороне».

и/или при отсутствии планируемого
результата;
- работая по своему плану,
вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
- устанавливать связь между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками
процесса
деятельности
и
по
завершении
деятельности
предлагать изменение характеристик
процесса
для
получения
улучшенных
характеристик
продукта;
- сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- определять
критерии
правильности выполнения учебной
задачи;
- анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
- свободно
пользоваться
выработанными критериями оценки
и самооценки, исходя из цели и
имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
- оценивать продукт своей
деятельности по заданным или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
- обосновывать достижимость
цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и
доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
- основам
самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
- наблюдать и анализировать
собственную
учебную
и
познавательную деятельность и

деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;
- соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной
деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной
ситуации
и
нести
за
него
ответственность;
- самостоятельно
определять
причины своего успеха или неуспеха
и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять,
какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий
привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
 определять понятия, создавать  ставить
обобщения, устанавливать аналогии, проблему,
классифицировать, самостоятельно аргументировать её
выбирать основания и критерии для актуальность;
классификации,
устанавливать  основам
причинно-следственные
связи, рефлексивного
строить логическое рассуждение, чтения;
умозаключение
(индуктивное,  самостоятельно
дедуктивное, по аналогии) и делать проводить
выводы;
исследование
на
 подбирать
слова, основе применения
соподчиненные ключевому слову, методов наблюдения
определяющие его признаки и и эксперимента;
свойства;
 выдвигать
 выстраивать
логическую гипотезы о связях и
цепочку, состоящую из ключевого закономерностях
слова и соподчиненных ему слов;
событий, процессов,
 выделять общий признак двух объектов;
или нескольких предметов или  организовывать
явлений и объяснять их сходство;
исследование
с
 объединять предметы и явления целью
проверки
в
группы
по
определенным гипотез;
признакам,
сравнивать,  делать
классифицировать
и
обобщать умозаключения
факты и явления;
(индуктивное и по
 выделять явление из общего аналогии) и выводы
ряда других явлений;
на
основе
 определять
обстоятельства, аргументации;
которые
предшествовали  использовать
возникновению
связи
между компьютерное
явлениями, из этих обстоятельств моделирование
в
выделять определяющие, способные проектнобыть причиной данного явления, исследовательской

выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих
закономерностей
к
частным
явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать
полученную
информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на
информацию,
нуждающуюся
в
проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности
информации;
 вербализовать
эмоциональное
впечатление, оказанное на него
источником;
 объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе
познавательной
и
исследовательской
деятельности
(приводить
объяснение
с
изменением формы представления;
объяснять,
детализируя
или
обобщая; объяснять с заданной
точки зрения);
 выявлять и называть причины
события, явления, в том числе
возможные или наиболее вероятные
причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно
осуществляя
причинноследственный анализ;
 делать
вывод
на
основе
критического анализа разных точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной аргументацией или
самостоятельно
полученными
данными;
 создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
 обозначать символом и знаком
предмет или явление;
 определять логические связи
между предметами или явлениями,
обозначать данные логические связи
с помощью знаков в схеме;

деятельности;
 выбирать виды
испытаний в рамках
ВФСК
ГТО
и
сдавать
нормативы;
 осознанно
противостоять
коррупции;
 осознанно
осуществлять
выбор профессии на
основе полученных
знаний
и
сформированных
умений.

 создавать
абстрактный
или
реальный образ предмета, явления;
 строить модель/схему на основе
условий задачи или способа ее
решения;
 создавать
вербальные,
вещественные и информационные
модели с выделением существенных
характеристик
объекта
для
определения
способа
решения
задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать
модели
с
целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную
область;
 переводить сложную по составу
информацию из графического или
формализованного
(символьного)
представления в текстовое, и
наоборот;
 строить
схему,
алгоритм
действия,
исправлять
или
восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося
знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое,
косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать
опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели или
заданных
критериев
оценки
продукта/результата;
 находить в тексте требуемую
информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании
текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать
взаимосвязь
описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
 резюмировать главную идею
текста;
 преобразовывать
текст,
«переводя»
его
в
другую
модальность,
интерпретировать
текст;
 критически
оценивать

содержание и форму текста;
 определять свое отношение к
природной среде;
 анализировать
влияние
экологических факторов на среду
обитания живых организмов;
 проводить
причинный
и
вероятностный
анализ
экологических ситуаций;
 прогнозировать
изменения
ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого
фактора;
 распространять экологические
знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей
среды;
 выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы;
 определять
необходимые
ключевые поисковые слова и
запросы;
 осуществлять взаимодействие с
электронными
поисковыми
системами, словарями;
 формировать
множественную
выборку из поисковых источников
для объективизации результатов
поиска;
 соотносить
полученные
результаты
поиска
со
своей
деятельностью.
Коммуникативные УУД
 организовывать
учебное  учитывать
сотрудничество
и
совместную разные интересы и
деятельность
с
учителем
и обосновывать
сверстниками;
собственную
 работать индивидуально и в позицию;
группе: находить общее решение и  понимать
разрешать конфликты на основе относительность
согласования позиций и учета мнений и подходов к
интересов;
решению проблемы;

формулировать,  разрешать
аргументировать и отстаивать свое конфликты
на
мнение;
основе
учета
 определять возможные роли в интересов и позиций
совместной деятельности;
всех
участников
 играть определенную роль в отношений;
совместной деятельности;
 договариваться и
 принимать
позицию приходить к общему
собеседника, понимая позицию решению
в

другого, различать в его речи:
мнение
(точку
зрения),
доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и
действия
партнера,
которые
способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в
процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно
отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии,
уметь
выдвигать
контраргументы, перефразировать
свою мысль;
 критически
относиться
к
собственному
мнению,
с
достоинством
признавать
ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
 предлагать
альтернативное
решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в
дискуссии;
 договариваться о правилах и
вопросах
для
обсуждения
в
соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять
общие
цели,
распределять роли, договариваться
друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные непониманием или
неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания
диалога;
 осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей
деятельности;
 владеть устной и письменной
речью, монологической контекстной
речью;
 определять
задачу
коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства;

совместной
деятельности,
в
том
числе
в
ситуации
столкновения
интересов;
 брать на себя
инициативу
в
организации
совместного
действия;
 оказывать
содействие
и
поддержку тем, от
кого
зависит
достижение цели в
совместной
деятельности;
 осуществлять
коммуникативную
рефлексию
как
осознание оснований
собственных
действий
и
действий партнёра;
 вступать
в
диалог, участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем, в дискуссии
и аргументировать
свою
позицию,
опираясь
на
владение
монологической
и
диалогической
формами речи в
соответствии
с
грамматическими и
синтаксическими
нормами
русского
языка;
 следовать
морально-этическим
и психологическим
принципам общения
и сотрудничества;
 устраивать
групповые
обсуждения
и
обеспечивать обмен
знаниями
между

 отбирать и использовать речевые
средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
 представлять в устной или
письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной
речи, регламент в монологе и
дискуссии
в
соответствии
с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать
мнение и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе
диалога и согласовывать его с
собеседником;
 создавать
письменные
«клишированные» и оригинальные
тексты
с
использованием
необходимых речевых средств;
 использовать
вербальные
средства
(средства
логической
связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства или наглядные материалы,
подготовленные или отобранные под
руководством учителя;
 делать оценочный вывод о
достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения
коммуникативного
контакта
и
обосновывать его;
 целенаправленно
искать
и
использовать
информационные
ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
 выбирать,
строить
и
использовать
адекватную
информационную
модель
для
передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков;
 выделять
информационный
аспект
задачи,
оперировать
данными,
использовать
модель
решения задачи;
 использовать
компьютерные
технологии
для
решения
информационных
и
коммуникационных учебных задач;

членами группы для
принятия
совместных
эффективных
решений;
в
совместной
деятельности
формулировать цели
группы и позволять
её
участникам
проявлять
инициативу
для
достижения этих
целей;
 не
допускать
коррупционных
высказываний
или
действий
участников группы.

 использовать информацию с
учетом этических и правовых норм;
 создавать
информационные
ресурсы разного типа и для разных
аудиторий,
соблюдать
информационную гигиену и правила
информационной безопасности.

Пункт ФГОС
ООО

1.3. Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования

11.1

Требования
ФГОС ООО
к предметным
результатам освоения
ООП ООО

Планируемые результаты
освоения ООП ООО

Предметная область «Индивидуальный проект».
Учебный
Выпускник научится:
предмет«Исследовательский
проект»
 определять сущностные характеристики
1) сформированность
изучаемого объекта; самостоятельный выбор
навыков
критериев для сравнения, сопоставления,
коммуникативной,
оценки и классификации объектов;
учебно использовать элементы причинноисследовательской
следственного и структурнодеятельности,
функционального анализа;
критического
 исследовать реальные связи и зависимости;
мышления;
 уметь развернуто обосновывать суждения,
2) способность к
давать определения, приводить
инновационной,
доказательства (в том числе от противного);
аналитической,
 объяснять изученные положения на
творческой,
самостоятельно подобранных конкретных
интеллектуальной
примерах;
деятельности;
 использовать основные принципы проектной
3) сформированность
деятельности при решении своих учебнонавыков проектной
познавательных задач и задач, возникающих
деятельности, а также
в культурной и социальной жизни;
самостоятельного
 выполнять поиск нужной информации по
применения
заданной теме в источниках различного типа
приобретённых
и извлекать необходимую информацию из
знаний и способов
источников, созданных в различных
действий при
знаковых системах (текст, таблица, график,
решении различных
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
задач, используя
 отделять основную информацию от
знания нескольких
второстепенной, критическое оценивание
учебных предметов
достоверности полученной информации;
и/или предметных
 передавать содержание информации
областей;
адекватно поставленной цели (сжато, полно,
4) способность
выборочно);
постановки цели и
 переводить информацию из одной знаковой
формулирования
системы в другую (из текста в таблицу, из
гипотезы
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
исследования,
знаковых систем адекватно познавательной и

планирования
работы, отбора и
интерпретации
необходимой
информации,
структурирования
аргументации
результатов
исследования на
основе собранных
данных, презентации
результатов;
5) владение умением
излагать результаты
проектной работы на
семинарах,
конференциях и т.п.;
6) владение методами
поиска и анализа
научной информации.

коммуникативной ситуации;
 выбирать вида чтения в соответствии с
поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
 уверенно работать с текстами различных
стилей, понимать их специфики; адекватное
воспринимать язык средств массовой
информации;
 самостоятельное создавать алгоритмы
познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
 пользовать мультимедийными ресурсы и
компьютерные технологии для обработки,
передачи, систематизации информации,
создавать базы данных, презентации
результатов познавательной и практической
деятельности;
 овладевать основными видами публичных
выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим
нормам и правилам ведения диалога
(диспута).
 отслеживать и принимать во внимание
тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных
целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и
нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной
цели;
 адекватно оценивать риски реализации
проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих
рисков;
 адекватно оценивать последствия
реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ)

2. Содержание учебного предмета
В основу данной программы положена логика научного исследования: от
определения проблемы до публичной презентации её решения. Учебный материал
отобран с учетом целей и задач. Отбор и систематизация материала программы в
значительной степени ориентируется на дальнейшее становление и формирование
личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих
способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на
основе индивидуализации и профессион6альной ориентации содержания
учебного предмета «Индивидуальный проект», подготовку обучающегося к
жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению
образования и началу профессиональной деятельности.
Цель –создание условий для формирования умений и навыков
межпредметного проектирования, способствующих развитию личности
обучающихся.
Задачи:
Обучение навыкам проблематизации (формулирование ведущей проблемы,
постановки задач);
Обучение приемам работы с неконструктивной информацией (сбор и
обработка, анализ, оценка достоверности) и простым формам анализа данных;
Развитие навыков целеполагания, планирования деятельности и контроля;
Развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализ успешности и
результативности решения проблемы проекта);
Развитие навыков публичного выступления.
Изучение проектной деятельности в основной школе закладывает
необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно,
последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на
всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися
непрерывности процесса литературного образования и необходимости его
продолжения и за пределами школы.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (4 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной
и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых

источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование,
техническое
проектирование.
Раздел 1.5. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
учащихся.
Раздел 1.6. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного
старшеклассником.
Раздел 1.7. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности
человека.
Раздел 1.8. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности:
исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы
для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.
Раздел 3.4. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.5. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.

Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная
совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов
старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих
исследователей.
Результат: полученные знания способствуют самореализации учащихся в
постоянно меняющихся социокультурных условиях.

Изучение курса «Основы научно-исследовательской и проектной
деятельности» поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских
работ и творческих проектов.
На защиту проектной идеи могут быть приглашены представители:
местного сообщества, благотворительных и волонтерских организаций
(социальные проекты);
сообщества бизнесменов (бизнес-проекты);
профессионального
сообщества
(инженерное,
информационное,
исследовательское направления).

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
(1 час в неделю)
№
темы

Наименования разделов и тем

Количество часов

10 класс
1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Общее представление о культуре исследования и проектирования
Особенности самоопределения и его проявление в работе над индивидуальным проектом
Знакомство с понятием «замысел проекта»
Особенности условий реализации проекта
Возможные трудности реализации проекта. Структура и написание различных форм
исследовательских работ
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Дополнительные возможности улучшения проекта
Процедура презентации и защиты индивидуального проекта
ВСЕГО:

1 час
4 часа
4 часа
4 часа
3 часа
5 часов
5 часов
6 часов
2 часа
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».