26. РП ФООП ООО ФК Практическая грамотность по русскому языку 5, 7--9 кл.

Приложение ООО-ПГ579
к
образовательной
программе
основного
общего
образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
факультативного курса
«Практическая грамотность по русскому языку»
(5, 7 - 9 классы)

г. Невьянск
2023 год

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.........................................................................................................................................2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................................................................3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ФАКУЛЬТАТИВА) «ПРАКТИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».........................................................................................3
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ФАКУЛЬТАТИВА) «ПРАКТИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».........................................................................................4
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ФАКУЛЬТАТИВА) «ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ........................................................................................5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.............................................................................................5
5 КЛАСС................................................................................................................................................5
7 КЛАСС................................................................................................................................................7
8 КЛАСС................................................................................................................................................8
9 КЛАСС................................................................................................................................................9
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..................................................................11
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.........................................................................................................11
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..............................................................................................12
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.........................................................................................................15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................................................................17
5 КЛАСС..............................................................................................................................................17
7 КЛАСС..............................................................................................................................................17
8 КЛАСС..............................................................................................................................................17
9 КЛАСС..............................................................................................................................................17

2

Рабочая программа учебного предмета (факультатива) «Практическая
грамотность по русскому языку» (предметная область «Русский язык и
литература») (далее соответственно – программа по русскому языку, русский
язык) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения предмета, тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения факультативного курса по русскому
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(ФАКУЛЬТАТИВА) «ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский
язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации,
основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны для
каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования
и
функциональных
разновидностях,
понимание
его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно
и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
3

общения определяют успешность социализации личности и возможности её
самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и
творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать
её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ФАКУЛЬТАТИВА)
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Изучение факультативного курса «Практическая грамотность по русскому
языку» направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку
как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного
богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения
знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
4

общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
осваивать стратегии и тактик информационно- смысловой переработки текста,
способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного
намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ФАКУЛЬТАТИВА)
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФООП ООО факультативный курс «Практическая
грамотность по русскому языку» входит в раздел учебного плана по части,
формируемой участниками образовательных отношений и относится к области
«Русский язык», направлен на развитие орфографической и пунктуационной
грамотности.
Общее число часов, отведенных на изучение курса – 119 часов, из них: в 5
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе
– 17 часов (0,5 часов в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Срок реализации курса – 4 года.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС

Морфемика
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая
часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и
окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в
словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных
и согласных в слове. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и
сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-5

-лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Орфография и морфология
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Большая буква
в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях
исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин
и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений;
выделение этих названий кавычками. Буквы о и е после шипящих и ц в
окончаниях существительных. Склонение существительных на
-ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен
существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на
конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (- чься).
Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание
гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся
гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, - мер- - -мир-, -пep- - пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Правописание
гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и
раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики.
Предложение и его признаки. Знаки препинания в конце предложения .
Главные члены предложения (грамматическая основа). Тире между подлежащим
и сказуемым.
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их
роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами.
Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и,
союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения
с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и
союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее
представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог.
6

Пунктуационное оформление диалога на письме
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
7 КЛАСС

Повторяем орфографию. Правописание Н и НН в прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Правописание числительных и
местоимений.
Наречие.
Морфемный и словообразовательный наречий. Морфологический анализ
наречий. Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание;
слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е);
правописание суффиксов -а и -о
наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после
шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после
шипящих.Орфографический анализ наречий .
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Действительные и страдательные
причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Правописание падежных
окончаний причастий. Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в
суффиксах причастий и отглагольных имѐн прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов, форма
глагола.
Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфологический анализ деепричастий.
Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным
оборотом (в рамках изученного).
Предлог
Предлог как служебная часть речи.
Производные предлоги. Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Союзы
сочинительные и подчинительные.
7

Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках
изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим
однородные члены и части сложного предложения.
Нормы русского языка Особенности ударения. Орфоэпические нормы.
Виды грамматических ошибок в предложениях
Текст Тема и основная мысль текста. Особенности типов речи
(повествование, описание, рассуждение). Ключевые слова текста. Лексическое
значение слова. Стили речи. Стилистически окрашенные слова. Подбор
синонимов Значение пословиц и фразеологизмов.
8 КЛАСС

Введение. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
Речевое общение как взаимодействие между людьми
Богатые
возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и
др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);
морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы,
средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности.
Орфография как система правил правописания
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в
составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и
раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение
основных орфографических норм.
Как преодолеть трудности, связанные с написанием корней?
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Корни с
чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-), с
чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, скоч-), с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и
аналогичные , -кос-), корней с чередующимися гласными, зависящими от
значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными
согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование
8

согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными.
Удвоенные согласные в корнях слов.
Правописание приставок
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и
формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с
позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание
разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
Правописание сложных имён существительных и прилагательных
Условия правописания сложных имён прилагательных. Правила
употребления дефиса в сложных существительных и прилагательных. Приводить
примеры. Грамотно употреблять дефис на письме
Проблемы правильного употребления числительных в речи
Имя
числительное.
Изменение
количественных
и
числительных. Особенности употребления в речи.

порядковых

Проблемы, связанные с написанием суффиксов
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и
формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов
существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание
суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание
суффиксов деепричастий и наречий.
Правописание омонимичных частей речи
Особенности употребления омонимичных частей речи в тексте, различение
предлогов – существительных с предлогами, союзов – местоимений с частицами
Грамматические (синтаксические) нормы.
Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Построение предложений с
причастным оборотом. Построение предложений с деепричастным оборотом.
Построение предложений с несогласованным приложением. Построение
предложений с однородными членами. Построение предложений с косвенной
речью. Глагольное и именное управление в русском языке. Трудные случаи
управления. Нарушение норм управления. Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм. Синтаксические средства художественной
выразительности.
9 КЛАСС
9

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (7 часов)
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей,
включающих в себя четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с
использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать
прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2
минуты. Часть 2 состоит из двух заданий. Задания 3 и 4 не связаны с текстом.
Учащемуся необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3
предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание
фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной
из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4
учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.Общее
время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Итоговое собеседование
оценивается по системе зачет – незачет.
Учимся писать сжатое изложение
Первая часть работы ГИА в 9 классе (С1)– это написание сжатого
изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение –
это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных умений.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без
которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно
научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую
тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также
тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей
темы прослушанного текста.
Учимся писать сочинение – рассуждение
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.). Задание
проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение
строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать
положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это
общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а
частои в профессиональной деятельности.
Задание С2 включает в себя 3 части. Часть 9.1 формирует у учащихся
умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал.
Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части 9.2 учащиеся должны
научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в
виде авторской цитаты. При написании сочинения- рассуждения из части 9.1 или
9.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный,
10

анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части 9.3 – это сочинение, в
общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные,
нравственные и др. При написании сочинения данной части учащиеся должны
самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое
добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.),
прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о
данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен
быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры,
рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая
способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не
противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В
этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за
свои взгляды и позиции.
Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания 2-8 с выбором
ответа. В данной части содержатся разноплановые задания: задания, связанные с
умением анализировать изобразительно-выразительные средства текста, задания
по словообразованию, грамматике, синтаксису, пунктуации.
8 заданий части 2 проверяют глубину и точность понимания
экзаменуемыми содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих
уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все
задания имеют практическую направленность, так как языковые явления,
проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения
орфографическими и речевыми нормами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

11

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных
критериев.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;

12

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
13

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
14

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический,
официально-деловой
стили,
язык
художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
15

(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№
п/п
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5

Наименование разделов и тем программы
Морфемика
Орфография
Морфология
Синтаксис
Языковые нормы

Количество
часов
10
5
5
9
5

7 КЛАСС

№
п/п
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7

Наименование разделов и тем программы
Орфография
Наречие
Причастие
Деепричастие
Служебные части речи
Текст
Обобщение изученного

Количество
часов
3
6
8
6
3
6
2

8 КЛАСС

№
п/п
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4

Наименование разделов и тем программы
Текст
Лексика. Фразеология. Морфемика
Орфография
Морфология

Количество
часов
2
3
6
5

9 КЛАСС

№
п/п
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4

Наименование разделов и тем программы
Итоговое собеседование по русскому языку
Сжатое изложение
Сочинение-рассуждение
Тестовая часть

Количество
часов
7
9
5
12
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».