АРП СОО 11. Обществознание

Основная образовательная программа среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 6 Невьянского городского округа
Аннотация
к
рабочей
программе
по
учебному
предмету
«Обществознание» Настоящая рабочая программа составлена школой для
организационного, содержательного обеспечения обучения учащихся 10-11
классов по образовательной программе основного общего образования на базовом
уровне.
Программой обеспечивается единство государственного образовательного
пространства, ядром этого обеспечения является то, что основой составления
содержательного компонента рабочей программы является Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2020 г. №
413. Единство и взаимосвязь с другими уровнями образования и другими
предметными областями и учебными предметами обеспечивается тем, что
настоящая рабочая программа составлена на основе и является частью
(приложением) основной образовательной программы основного общего
образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 6 Невьянского городского округа (МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска).
Так же основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска – учебным планом – определяется количество
учебного времени, в течение которого предусматривается изучение учебного
предмета «Обществознание». Данный предмет изучается в основной школе в
следующем объеме:
10 класс (1 год обучения) – 2 часа в неделю/68 часа в течение учебного года;
11 класс (2 год обучения) – 2 часа в неделю/68 часа в течение учебного года;
Таким образом в течение двух лет обучения рабочей программой
предусмотрено изучение учебного предмета «Обществознание» в общем объеме
136 учебных часа.
Изучение на уровне основного общего образования учебного предмета
«Обществознание» содержательно обеспечивает достижение учениками на уровне
ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему
ценностных отношений, развитие способности учащихся использовать на практике
универсальные учебные действия. По результатам изучения учебного предмета
ученик должен научиться:
–
Человек. Человек в системе общественных отношений
–

Выделять черты социальной сущности человека;

–

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы
иллюстрировать их примерами;
–

–

культуры

различать виды искусства;

по

их

признакам,

–

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами

морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в
культурной жизни;
–

выявлять роль агентов социализации на основных этапах
социализации индивида;
–

–

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных
видов деятельности;
–

выявлять и соотносить цели, средства и результаты
деятельности;
–

анализировать различные ситуации свободного выбора,
выявлять его основания и последствия;
–

различать формы чувственного и рационального познания,
поясняя их примерами;
–

–

выявлять особенности научного познания;

–

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать
конкретными
мировоззрения в жизни человека;
–

примерами

роль

выявлять связь науки и образования, анализировать факты
социальной действительности в контексте возрастания роли
образования и науки в современном обществе;
–

выражать и аргументировать собственное отношение к роли
образования и самообразования в жизни человека.
–

–

Общество как сложная динамическая система

Характеризовать общество как целостную развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
–

выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать
информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость
социального развития;
–

приводить примеры прогрессивных и регрессивных
общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
–

формулировать собственные суждения о сущности,
причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления
различных глобальных проблем.
–

–

Экономика

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами
жизни общества;
–

конкретизировать
примерами
производства и факторные доходы;
–

основные

факторы

объяснять
механизм
свободного
ценообразования,
приводить примеры действия законов спроса и предложения;
–

оценивать влияние конкуренции и монополии на
экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
–

–

различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников
различного типа о тенденциях развития современной рыночной
экономики;
–

–

различать экономические и бухгалтерские издержки;

приводить примеры постоянных и переменных издержек
производства;
–

различать деятельность различных финансовых институтов,
выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской
Федерации в банковской системе РФ;
–

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать
последствия инфляции для экономики в целом и для различных
социальных групп;
–

выделять объекты спроса и предложения на рынке труда,
описывать механизм их взаимодействия;
–

–

определять причины безработицы, различать ее виды;

высказывать обоснованные суждения о направлениях
государственной политики в области занятости;
–

объяснять поведение собственника, работника, потребителя
с точки зрения экономической рациональности, анализировать
собственное потребительское поведение;
–

анализировать практические ситуации, связанные
реализацией гражданами своих экономических интересов;
–

с

приводить примеры участия государства в регулировании
рыночной экономики;
–

высказывать обоснованные суждения о различных
направлениях экономической политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества;
–

различать
важнейшие
измерители
экономической
деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный
продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
–

–

различать и сравнивать пути достижения экономического

роста.
–

Социальные отношения

–

выделять критерии социальной стратификации;

анализировать социальную информацию из адаптированных
источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
–

выделять особенности молодежи как социальнодемографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
–

высказывать обоснованное суждение о факторах,
обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях
современного рынка труда;
–

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать
ситуации разрешения конфликтов;
–

–

конкретизировать примерами виды социальных норм;

характеризовать виды социального контроля
социальную роль, различать санкции социального контроля;
–

и

их

различать позитивные и негативные девиации, раскрывать
на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и
общества;
–

определять и оценивать возможную модель собственного
поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
–

различать виды социальной мобильности, конкретизировать
примерами;
–

выделять причины и последствия этносоциальных
конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
–

характеризовать основные
политики России на современном этапе;
–

принципы

национальной

характеризовать социальные институты семьи и брака;
раскрывать факторы, влияющие на формирование института
современной семьи;
–

характеризовать семью как социальный
раскрывать роль семьи в современном обществе;
–

институт,

высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих
на демографическую ситуацию в стране;
–

формулировать выводы о роли религиозных организаций в
жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести,
сущность и значение веротерпимости;
–

осуществлять комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;
–

оценивать собственные отношения и взаимодействие с
другими людьми с позиций толерантности.
–

–

Политика

Выделять субъектов политической деятельности и объекты
политического воздействия;
–

–

различать политическую власть и другие виды власти;

устанавливать связи между социальными интересами,
целями и методами политической деятельности;
–

высказывать аргументированные суждения о соотношении
средств и целей в политике;
–

–

раскрывать роль и функции политической системы;

характеризовать государство как центральный институт
политической системы;
–

различать типы политических режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в общественном развитии;
–

обобщать и систематизировать информацию о сущности
(ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии)
демократии;
–

–

характеризовать демократическую избирательную систему;

различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную
избирательные системы;
–

устанавливать взаимосвязь правового государства и
гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового
государства;
–

определять роль политической элиты и политического
лидера в современном обществе;
–

–

конкретизировать примерами роль политической идеологии;

раскрывать на примерах функционирование различных
партийных систем;
–

формулировать суждение о значении многопартийности и
идеологического плюрализма в современном обществе;
–

–
–

-оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического

процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и
опосредованного политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике.
–

–

Правовое регулирование общественных отношений

–

Сравнивать правовые нормы с другими социальными

нормами;
–
–

выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого процесса в
Российской Федерации;
–

различать понятия "права человека" и "права гражданина",
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства,
правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами
своих прав и свобод;
–

обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями
человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам,
уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
–

аргументировать
экологического права и
экологических прав;
–

–

важность
соблюдения
характеризовать способы

норм
защиты

раскрывать содержание гражданских правоотношений;

применять полученные знания о нормах гражданского права
в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых
решений;
–

–

различать организационно-правовые формы предприятий;

–

характеризовать

порядок

рассмотрения

гражданских

споров;
давать
обоснованные
оценки
правомерного
и
неправомерного поведения субъектов семейного права, применять
знания основ семейного права в повседневной жизни;
–

находить и использовать в повседневной жизни
информацию о правилах приема в образовательные организации
профессионального и высшего образования;
–

характеризовать условия
расторжения трудового договора;
–

заключения,

изменения

и

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и
социального обеспечения;
–

извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных
источниках
различного
типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
–

объяснять основные идеи международных документов,
направленных на защиту прав человека.
–

–

Выпускник на базовом уровне получит возможность

научиться:
–

Человек. Человек в системе общественных отношений

Использовать полученные знания о социальных ценностях и
нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
–

применять знания о методах познания социальных явлений
и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
–

оценивать
разнообразные
общественного развития;
–

–

явления

и

процессы

характеризовать основные методы научного познания;

–

выявлять особенности социального познания;

–

различать типы мировоззрений;

объяснять специфику взаимовлияния двух миров
социального и природного в понимании природы человека и его
мировоззрения;
–

выражать собственную позицию по вопросу познаваемости
мира и аргументировать ее.
–

–

Общество как сложная динамическая система

Устанавливать причинно-следственные связи между
состоянием различных сфер жизни общества и общественным
развитием в целом;
–

выявлять, опираясь на теоретические положения и
материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
–

систематизировать
социальную
информацию,
устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных
элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах
(текст, схема, таблица).
–

–

Экономика

Выделять и формулировать характерные особенности
рыночных структур;
–

–

выявлять противоречия рынка;

–

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных

структурах;
–

раскрывать возможности финансирования малых и крупных

фирм;
–

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники финансирования малых и крупных
предприятий;
–

определять практическое назначение основных функций
менеджмента;
–

–

определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных
ролей работника и производителя;
–

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях
рынка труда;
–

–

раскрывать фазы экономического цикла;

высказывать
аргументированные
суждения
о
противоречивом влиянии процессов глобализации на различные
стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку
противоречивым последствиям экономической глобализации;
–

извлекать информацию из различных источников для
анализа тенденций общемирового экономического развития,
экономического развития России.
–

–

Социальные отношения

Выделять причины социального неравенства в истории и
современном обществе;
–

высказывать обоснованное суждение
обеспечивающих
успешность
самореализации
современных условиях;

о факторах,
молодежи
в

–

анализировать ситуации, связанные
способами разрешения социальных конфликтов;
–

с

различными

выражать собственное отношение к различным способам
разрешения социальных конфликтов;
–

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся
к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
оценивать роль толерантности в современном мире;
–

находить и анализировать социальную информацию о
тенденциях развития семьи в современном обществе;
–

выявлять существенные параметры демографической
ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в
Российской Федерации, давать им оценку;
–

выявлять причины и последствия отклоняющегося
поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;
–

анализировать численность населения и динамику ее
изменений в мире и в России.
–

Находить, анализировать информацию о формировании
правового государства и гражданского общества в Российской
Федерации, выделять проблемы;
–

–

выделять основные этапы избирательной кампании;

в перспективе осознанно участвовать в избирательных
кампаниях;
–

отбирать и систематизировать информацию СМИ о
функциях и значении местного самоуправления;
–

самостоятельно давать аргументированную оценку личных
качеств и деятельности политических лидеров;
–

–

характеризовать особенности политического процесса в

России;
анализировать
политического процесса.
–

основные

тенденции

современного

–

Правовое регулирование общественных отношений

Действовать в пределах правовых норм для успешного
решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
–

перечислять участников законотворческого процесса и
раскрывать их функции;
–

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и
гражданина в РФ;
–

–

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

выявлять общественную
гражданина, общества и государства;
–

опасность

коррупции

для

применять знание основных норм права в ситуациях
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений;
–

оценивать происходящие события и поведение людей с
точки зрения соответствия закону;
–

характеризовать основные направления деятельности
государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать
роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
–

Цель рабочей программы: создание условий для достижения учащимися
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования по истории для формирования готовности
обучающихся к саморазвитию, непрерывному образованию и становления
личностных характеристик. Реализация данной цели направлена на формирование
у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся. В качестве средства учебной
деятельности учащихся будет использоваться учебники, допущенные
Министерством просвещения РФ и вошедшие в Федеральный перечень учебников.
Для реализации рабочей программы определены следующие формы и виды
организации образовательной деятельности: учебное и внеурочное занятия,
лекция, практикум, консультация, групповая работа, самостоятельная
познавательная деятельность, практическая работа, выполнение проектов,
семинары и др. Промежуточная аттестация обучающихся организуется в
соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации
обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МАОУ СОШ
№ 6 г. Невьянска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».