РП _РП_ПрЦен-1-1

Приложение № РП _РП_ПрЦен-1-1
об образовательной программы
дополнительного образования в
школе среднего общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского
округа

Дополнительная общеразвивающая программа
«Пресс-центр»
направленность: социально-педагогическая
уровень программы: базовый
срок реализации 1 год

г. Невьянск
2021

1. Информационная карта внеурочной деятельности
1. Название программы: внеурочная деятельность «Пресс-центр»
2. Направленность: социально-педагогическая
3. Срок реализации: 1 учебный год
4. Общий объём программы в часах: 34 часа
5. Целевая категория обучающихся: 12-17 лет
6. Аннотация программы:
По программе «Школьный пресс-центр» могут обучаться школьники
среднего и старшего возраста, которые в доступной форме познакомятся с
особенностями исторического становления и современных тенденций
развития журналистики. Особое внимание уделяется изучению специфики
работы журналиста, а также практическому ознакомлению учащихся с
принципами подготовки цифровых материалов.
7. Планируемые результаты обучения (компетенции):
В результате освоения Программы обучающиеся будут знать: основы
журналистики; виды средств массовой информации; этико-правовые основы
деятельности журналистов; структуру журналистского текста (статей);
основные публицистические жанры; уметь: анализировать информацию;
писать рецензии, заметки и статьи; общаться с людьми; вести социальные
сети.

2. Пояснительная записка
Настоящая

программа

внеурочной

деятельности

«Пресс-центр»

разработана на основе нормативно-правовой базы: Федеральный Закон
Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития
дополнительного

образования

в

РФ

(утверждена

распоряжением

Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р), Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014
года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), Письмо Минобрнауки РФ от
11.12.2016

№

06-1844

«О

примерных

требованиях

к

программам

дополнительного образования обучающихся», Проект Минобрнауки России
и департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи

«Методические

дополнительных

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ»

(включая разноуровневые программы) № 09-3242 от 18.11.15. Методические
рекомендации разработаны в целях реализации Распоряжения Правительства
РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по
реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
(п.12,17,21).
Программа внеурочной деятельности «Пресс-центр» отнесена к
программам социально-педагогической направленности, направлена на
развитие коммуникативных, аналитических и творческих способностей

детей. Обучающиеся смогут попробовать свои силы в качестве журналистов,
редакторов, дизайнеров-верстальщиков. Программа направлена на развитие
письменной речи обучающихся, совершенствование содержания и языкового
оформления

речи,

что

способствует

развитию

коммуникативной

компетентности обучающихся. Программа развивает творческие способности
обучающихся, умение работать с различными видами текста, строить
связные высказывания, используя различные жанры. Практические задания
способствуют развитию навыков анализа текста как конечного результата
журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска
информации в различных источниках; первичные навыки макетирования
газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы;
умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах.
Новизна программы заключается в комплексном изучении предметов и
дисциплин,

не

входящих

ни

в

одно

стандартное

обучении

общеобразовательных школ. Интегративное сочетание различных видов
деятельности: лингвистической, технической, творческой.
Актуальность программы: знание основ журналистики позволит
учащимся приступить к их практическому применению через создание
выпуска цифровой школьной газеты. Обучение по данной программе
актуально

для

учащихся

6-10

классов,

обладающих

творческими

способностями, гибкостью и пытливостью ума, а также проявляющих
особый познавательный интерес к деятельности в сфере журналистики.
Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной
образовательной программы обусловлена тем, что в процессе реализации
программы обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками,
которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека с
культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Применение информационных технологий совершенствует все виды
познавательных мотивов, прежде всего: интерес к знаниям, к содержанию и
процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и

обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его
проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные
мотивы.
Цель программы: сформировать систему начальных знаний, умений и
навыков журналиста и

создать условия для их реализации

через

практическую деятельность в газете и ведении социальных сетей.
Задачи программы:
обучающие: формирование навыков работы с различными источниками
информации: газета, журнала, архивные документы, справочники, интернет;
освоение информационных технологий: аудио и видеозапись, электронную
почту, социальные сети; формирование умений отбирать, сравнивать и
оценивать информацию; изучение основ журналистского творчества путем
систематизаций, обработки и воспроизведения информации; получение
знаний

и

умений по

созданию печатного

издания путем

синтеза

существующей информации;
развивающие:

развитие

навыка

искать,

поставленных

задач

информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
развитие умений ориентироваться в информационных потоках, выделять в
них главное и необходимое, осознанно воспринимать любую информацию;
извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для
решения;
воспитательные: формирование основных этических норм и понятий
как

условия

правильного

восприятия,

анализа

и

оценки

событий

окружающей жизни; формирование личности журналиста как совокупности
профессионально-творческих,

индивидуально-психологических,

духовно-

нравственных и гражданских качеств; формирование активной жизненной
позиции; формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;
формирование эстетических навыков.
Занятия научат детей готовить и выпускать цифровую школьную
газету для учащихся и вести социальные сети. С помощью занятий ребята

вовлекутся во всю деятельность школы. Они обучатся отбирать из
полученного
корректировать

материала
письменный

наиболее
текст,

интересные

статьи,

заметки,

озаглавливать

заметки,

создавать

рубрики. Подбирать к материалу соответствующие фотографии и картинки,
оформлять печатную страницу на подготовительном этапе выпуска газеты.
Программа рассчитана на обучающихся 12–17 лет. Группа может
состоять из обучающихся одного возраста или быть разновозрастной. На
обучение принимаются все желающие, независимо от интеллектуальных и
творческих способностей детей. Методическая основа программы –
деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной
творческой деятельности детей. Деятельность учащихся первоначально
имеет, главным образом, индивидуальный характер.
Объём и срок освоения программы: рассчитана на учебный год, 34
учебных часа в год.
Форма обучения по программе: очная.

3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Особенность

организации

образовательной

деятельности:

образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным
планом. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их
творчества

– это индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма.
При реализации данной программы используются следующие методы
обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение),
наглядный (оформления газет и социальных сетей), практический (сбор
материала,

оформление

статей,

заметок,

газеты,

фотографирование)

аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Количество часов и занятий в неделю: 1 раз в неделю, занятие длится
1 академический час. Занятия включают в себя организационную,
теоретическую и практическую части.
Ожидаемые

результаты

и

способы

определения

их

результативности.
В результате освоения Программы обучающиеся будут: знать:
особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и
обязанностях; виды информации, методы сбора информации (наблюдения,
работа

с

особенности

документами,
газетных

журналистского

текста;

интервью,
жанров;
основные

беседа,

основы

опрос);

стилистические

журналистики;

публицистические

структуру

жанры;

уметь:

собирать, обрабатывать, анализировать информацию; писать заметки и
статьи, составлять фоторепортажи; общаться с людьми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса: формирование уважительного отношения к слову, языку, осознание их
как универсальной ценности; умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условием её реализации; умение давать самооценку своего труда, понимание
причин успеха/неуспеха деятельности.
Познавательные УУД: учиться определять и формулировать цель
деятельности; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с предложенным материалом; учиться совместно с учителем и
другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме;
научиться обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования,
опроса, интервью; формирование навыков работы и использования всех
возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; делать
предварительный отбор источников информации; добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы; перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика); развитие умений участвовать в
диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
научиться обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Критерии и способы определения результативности.

Способы

определения результативности программы: педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов: тестирование, написание статей, эссе;
активность учащихся на занятиях и т.д. Просмотр и анализ постов школьной
страницы в Вконтакте и Instagram. Итог: выпуск школьной цифровой газеты.

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Номер
занятия

Содержание занятия

I.
1
2,3

Школьная газета
Вводное занятие. Понятие о школьной газете.
История журналистики от появления первых газет до
«TikTok»
Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты.
Печатные издания и их роль. Анализ рубрик
печатных изданий.
Читатель и его интересы. Темы газетных публикаций.
Основы SMM: создание контента для социальных
сетей
Основы ведения социальных сетей в образовательных
учреждениях в ВКонтакте и Instagram.
Анализ рубрик образовательных учреждений в
социальных сетях.
Составление контент-плана публикаций в социальных
сетях. Выбор форм и содержания.
Персональные данные и правила опубликования
информации в Интернете.
Онлайн-инструменты для работы с текстом и
изображениями
Использование сервисов «Google»: Google Диск и
совместный доступ, Google Формы.
Работа в программе текстового редактора Microsoft
Office Word. Отработка практических навыков работы
за компьютером (текстовый редактор Office Word).
Работа с программами, Canva, Adobe Photoshop,
Lightroom и др.
Презентация: как собрать информацию и представить
свои идеи. Создаём первую презентацию.
Основы копирайтинга
Базовые навыки работы с текстом. Грамотность и
стиль.
Жанры и форматы. Отличия текста в разных
форматах
Анонсный блок. Работа с заголовком и подзаголовком
Медиаграмотность. Фактчекинг и оценка текстов
Авторский текст. Фактура, структура и план.
Практическое занятие. Редактура. Поэтапная работа
над текстом.
Визуализация
Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к
газетным статьям.
Практическое
занятие.
Оформление
газетных
материалов.
Фирменный стиль школьной газеты.
Интервью

4
5
6
II.
7
8
9
10
III.

11
12

13
14
IV.
15
16
17
18
19
20
V.
21
22
23
VI.

Количество часов,
отводимых на
изучение занятия
6
1

2
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1

1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4

24
25
26
27
VII.
28
29
30
31
32
33
34

Что значит взять интервью? Вопросы для интервью.
Встреча с интересными людьми. Сбор и оформление
информации.
Практикум. Берём интервью.
Подкасты.
Создание школьной газеты
Этапы создания газеты. Анализ полученной
информации.
Структура газеты. Выбор макета. Заголовки. Дизайн.
Работа с Microsoft Office Publisher.
Функции редактора: от теории к практике.
Творческая мастерская.
Компьютерное редактирование. Верстка газеты.
Творческий отчет. Анализ итогов работы.
Итого:

1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

5. Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
«Пресс-центр»
Курс развивает у учащихся интерес к комплексному изучению
предметов и дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучение
общеобразовательных школ. Программа развивает творческие способности
обучающихся, умение работать с различными видами текста, строить
связные высказывания, используя различные жанры. Практические задания
способствуют развитию навыков анализа текста как конечного результата
журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска
информации в различных источниках; первичные навыки макетирования
газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы;
умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах.
Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная
интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании с групповой,
индивидуальной формой работы учащихся.
Теоретические занятия проводятся как занятие с использованием
элементов активных форм познавательной деятельности в виде бесед,
диспутов, вопросов и ответов. Используются: - словесные методы обучения в
виде лекций, объяснения, рассказа, беседы, диалога, консультации; - методы
проблемного обучения в виде проблемного изложения материала, постановки
проблемного вопроса; - наглядные методы обучения в виде использования
интернет ресурсов. А также, проводятся занятия с использованием элементов
активных форм познавательной деятельности в виде самостоятельной
работы, игр.
Практические занятия - основная форма деятельности учащихся – это
самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в
сочетании с групповой, индивидуальной формой работы учащихся.
Современное развитие телекоммуникаций в значительной степени расширяет
возможности, используя интернет можно получить любую интересующую
информацию

и

видеоматериал.

Дополнительная

общеразвивающая

программа «Пресс-центр» предполагает воспитательную деятельность,
поэтому для достижения поставленных целей и задач используются
педагогические технологии, такие как сотрудничество и личностноориентированная технологии.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации Программы используется лаборатория для занятий с
учащимися и следующее оборудование и методическое обеспечение:
мультимедийное

оборудование,

ноутбуки

со

специализированным

программным обеспечением, принтер, интерактивная доска, столы, стулья,
по количеству учащихся

Список используемой литературы
Литература для педагога:
1. Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
2. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
3. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
4. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
5. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
6. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой
деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
7. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
8. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб.,
2005.
9. Мельник

Г.,

Тепляшина

А.

Основы

творческой

деятельности

журналиста. – СПб., 2004.
10.Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
11.Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
12.Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики.
Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
13.Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
14.Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
15.Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
16.Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
17.Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для обучающихся:
1. Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
2. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
3. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты.
Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
4. Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. –
2005. № 7. – С. 228–231.

5. Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
6. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
7. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
8. Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
9. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории //
http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm
10.Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
11.Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –
СПб., 2000.
12.Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
13.Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М.,
2005.
14.Шибаева

Л.

Жанры

в

теории

и

практике

журналистики

//

http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р) 17
4. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172- 14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2016 № 06-1844 «О примерных
требованиях

к

программам

дополнительного

образования

обучающихся»
7. Проект

Минобрнауки

России

и

департамента

государственной

политики в сфере воспитания детей и молодежи «Методические
рекомендации

по

общеобразовательных

проектированию
общеразвивающих

дополнительных
программ»

(включая

разноуровневые программы) № 09-3242 от 18.11.15. Методические
рекомендации

разработаны

в

целях

реализации

Распоряжения

Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на
2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей» (п.12,17,21).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».