ДО_РП_ЮнСпа-1-1

Приложение № ДО_РП_ЮнСпа-1-1
об образовательной программы
дополнительного образования в
школе среднего общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Дополнительная общеразвивающая программа
«Клуб туристов и путешественников»
направленность: туристическо-краеведческая
уровень программы: базовый
срок реализации 1 год

г. Невьянск
2021

1

Содержание:
1. Пояснительная записка...................................................................стр. 3
2. Содержание курса............................................................................стр. 5
3. Учебно-тематический план ............................................................стр. 6
4. Планируемые результаты освоения программы...........................стр. 9
5. Учебно-методическое обеспечение................................................стр. 10
6. Материально-техническое обеспечение.........................................стр. 10

1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа туристко-краеведческой направленности «Юный
спасатель» составлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №

2

547 от 04.09.03 г. "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", на основе программы "Юный спасатель" Лебедева
Ю.Н. зам. директора по обеспечению безопасности г. Москва 2005 год.
Деятельность «Юных спасателей» во всех ее формах способствует двустороннему
развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального,
духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной
деятельности.
Актуальность Программы в том, что ее социально педагогическая направленность
ориентировано на воспитание гражданина "безопасного" типа, знающего основы защиты
человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти
знания на практике.
Программа составлена с использованием инвариантных навыков, предусматривающих базовую
подготовку любого спасателя. Вариативная часть программ отвечает направленности ее на
определенную специализацию.
Программа объединений (кружков, секций) рассчитана на учащихся 8,9,10,11 классов и
предусматривает приобретение ими основных знаний о технике и тактике туризма,
ориентировании на местности, ведению спас работ, оказании первой медицинской помощи,
инструкторской деятельности в своем классе, школе, приобретение необходимых знаний,
умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристическому
многоборью, спортивному ориентированию, спасательному многоборью, альпинизму,
скалолазанию, званий «Юный судья», «Юный спасатель».
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей
общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения, но в случае
необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После
прохождения года педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта,
специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 288
часов, причем практическое занятие составляют большую часть программы.
Содержание программы первого и второго года обучения предполагает освоение детьми
основ туризма, ориентирования, знакомство с проведением соревнований «Юный спасатель» (в
качестве участников).
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения -15 человек, второго года
– не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. При наборе обучающихся
первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как
существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все
дети по тем или иным принципам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости
от местных условий деятельности объединения.
Теоретическое и практическое занятия должны проводиться с привлечением наглядных
материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у
учащихся умение и навык самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения
требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов.
Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и
проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и
практических занятий рекомендуется привлекать учителей – предметников, опытных судей,
инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.
Практические знания проводятся в 1-3 дневных учебно-тренировочных похода, во время
проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном
участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних,
весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или
категоричных походах, учебно – тренировочных походах, на соревнованиях и других

3

туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий
является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы
объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую
подготовку занимающихся в объединениях детей.
В связи со спецификой работы спасательных объединений, время, подлежащее оплате за
проведение практических занятий на местности и экскурсий в своем населенном пункте,
устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии,
любого другого туристского мероприятия – 8 часов.
После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение
зачетного степенного или категоричного похода или участие в многодневном слете,
соревнованиях, туристском лагере, сборах и т. п.
2. Цели и задачи.
Основными целями и задачами дополнительной образовательной программы «Юный
спасатель» Являются:
Цели:
Формирование социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости,
гражданского достоинства, любви к своему народу, Отечеству, адаптированной к современным
условиям жизнедеятельности.
Задачи
Дать знания и навыки в области туризма, альпинизма, скалолазания и других активных видов
спорта;
Способствовать формированию гражданской, активной жизненной позиции;
Обучить методике и технологии проведения спасательных работ, воспитать осознание
отношение к этому виду деятельности, подготовить психологически молодых людей к
выполнению специфической работы спасателя;
Содействовать профессиональной ориентации;
Привить умения и навыки, позволяющие в условиях экстремальной ситуации не только
осуществить грамотные действия по само спасению, но и оказывать помощь попавшим в беду
людям.

2. Содержание курса
Тема: Возможные ЧС на территории области (1 часа)

4

Возможные ЧС на территории Свердловской области, города Нижнего Тагила. Экологическая
обстановка на территории города.
Тема: Российская система предупреждения и действий в ЧС. Создание системы защиты
населения (3 час)
История создания спасательных служб на территории России. История создания спасательных
служб на территории России. Поисково-спасательные службы. Нормативно-правовые
документы РСЧС.
Тема: Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды
(5 часов)
Предметы первой необходимости в условиях природной среды. Групповое и личное
снаряжение. Специальное снаряжение. Правила хранения и эксплуатации снаряжения.
Основные правила укладки снаряжения. Организация быта в походе. Правила поведения в лесу.
Правила передвижения группы по различным формам рельефа (лес, болото, осыпи, тропы,
буреломы).
Практика: Предметы первой необходимости в условиях природной среды. Групповое и личное
снаряжение. Специальное снаряжение. Правила хранения и эксплуатации снаряжения.
Основные правила укладки снаряжения. Растительный и животный мир. Основные правила
поведения человека в условиях природной среды. Передвижение людей в условиях
пересеченной местности. Препятствия и преграды и их преодоление. Меры безопасности и
правила поведения в природной среде.
Тема: Основы топографии, туристическая подготовка и альпинизм (3 часа).
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту.
Топографические карты. Узлы и их применение. Переправа через препятствия (параллельные
перила). Подъем со схватывающим, с подъемным устройством. Средства обеспечения
индивидуальной страховки. Средства обеспечения групповой страховки. Работа с применением
веревочного и тросового снаряжения. Техника лазания по различным видам рельефа.
Практика: Умение работать с картой и компасом. Отработка практических навыков
использования карабина, страховки, обвязки. Отработка практических навыков по
распознаванию и завязыванию узлов, практических навыков передвижения по пересеченной
местности и использование само страховки.

Тема: Оказание помощи людям в условиях природной среды (3 часа)
Виды несчастных случаев и ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей в условиях природной
среды. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручных и
специальных средств, для оказания помощи и спасения пострадавших.
Практика: Отработка практических навыков подручных и специальных средств для оказания
помощи пострадавшим.
Тема: Основы доврачебной помощи (5 часов)
Средства оказания ПМП спасателя. ПМП при поражениях, кровотечениях, травматическом
шоке. ПМП при переломах. ПМП при обморожениях и ожогах. ПМП при поражении
отравляющими и опасными химическими веществами. Проведение сердечно-легочной
реанимации
Практика: отработка практических навыков по ПМП.
Тема: Аварийно – спасательные работы (5 час)
Средства тушения пожаров и поиск пострадавших. Средства борьбы с пожаром. Тушение
пожаров. Основы управления при ликвидации ЧС, знаки и сигналы. Ликвидация последствий
заражения и радиоактивного заражения.
Тема: Физическая подготовка (1 час)
Общая физическая подготовка
Тема: Основы автономного существования в различных условиях (4 часов)
Возможные случаи автономного существования. Основы выживания: укрытия, добыча воды и
еды, подача сигналов, бедствия. Правила поведения при вынужденной автономии. Проблемы
вынужденного автономного существования. Аварийное приземление самолета в безлюдной

5

местности. Переправа в условиях автономного существования. Движение по снежной равнине
в течение нескольких дней. Поиск и очистка воды. Охота. Рыбная ловля. Способы хранения
пищи в путешествии. Дикорастущие растения пригодные для пищи. Способы добывания огня
без спичек. Защита ног в экстремальных условиях.
Практика: отработка практических навыков по укладыванию и разведению шести типов
костров, тушение тремя способами, заготовка сушняка, и дров, техника безопасности при
использовании спичек. Отработка практических навыков в пешем походе

3. Учебно-тематический план

6

№

Наименование занятий

Общее
количество
часов

Практическ
ие занятия

Возможные ЧС на территории области (1 час)
1

Возможные ЧС на территории Свердловской области, 1
города Невьянска. Экологическая обстановка на
территории города.

Российская система предупреждения и действий в ЧС. Создание системы защиты населения (3
часа)
2

История создания
территории России.

спасательных

служб

на 1

3

Принципы действия РСЧС. Силы и средства РСЧС и 1
ГОЧС.

4

Поисково-спасательные службы. Нормативно-правовые 1
документы РСЧС.

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды
(5 часов)
5

Предметы первой необходимости в условиях природной 1
среды.

6

Групповое и личное снаряжение. Специальное снаряжение. 1

7

Правила хранения и эксплуатации снаряжения. Основные 1
правила укладки снаряжения.

8

Организация быта в походе. Правила поведения в лесу.

1

9

Правила передвижения группы по различным формам
рельефа (лес, болото, осыпи, тропы, буреломы).

1

Основы топографии, туристическая подготовка и альпинизм (8 часов).
10

Ориентирование в крупном городе, на местности по
карте и без карты, движение по азимуту.

11

Топографические карты

12

Узлы и их применение. Переправа через препятствия
(параллельные перила).

1

13

Подъем со схватывающим, с подъемным устройством.

1

1
1

7

14

Средства обеспечения индивидуальной страховки

1

15

Средства обеспечения групповой страховки

1

16

Работа с применением
снаряжения.

17

Техника лазания по различным видам рельефа.

веревочного

и

тросового 1
1

Оказание помощи людям в условиях природной среды (3 часа)
18

Виды несчастных случаев и ЧС, угрожающих жизни и 1
здоровью людей в условиях природной среды.

19

Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях.

20

Использование подручных и специальных средств для
оказания помощи и спасения пострадавших.

1
1

Основы доврачебной помощи (5 часов)
21

ПМП при поражениях, кровотечениях, травматическом
шоке.

1

22

ПМП при переломах.

1

23

ПМП при обморожениях и ожогах.

1

24

ПМП при поражении отравляющими
химическими веществами

25

Проведение сердечно-легочной реанимации

и

опасными 1
1

Аварийно – спасательные работы (5 часов)
26

Средства тушения пожаров и поиск пострадавших

1

27

Средства борьбы с пожаром

1

28

Тушение пожаров

1

29

Основы управления при ликвидации ЧС, знаки и сигналы

1

30

Ликвидация последствий заражения и радиоактивного 1
заражения

Физическая подготовка (1 час)
31

Общая физическая подготовка

1

Основы автономного существования в различных условиях (4 часа)
32

Возможные случаи автономного существования

8

1

3

33

Основы выживания: укрытия, добыча воды и еды, подача 1
сигналов, бедствия.

34

Правила поведения при вынужденной автономии

1

35

Проблемы вынужденного автономного существования

1

всего

35

4. Результаты освоения программы.
Знать:
Основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно
– спасательных работ;
Функции спасательной службы и законодательную базу;
Специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, поражающие факторы и
последствия;
Принципы организации и порядок ведения аварийно – спасательных работ при различных ЧС;
Способы поиска извлечения и транспортировки, пострадавших в различных условиях;
Последствия применения современных видов оружия и специфику ведения аварийно –
спасательных работ ЧС;
Основные применения специальных аварийно – спасательных средств;
Приемы и средства для оказания первой медицинской помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших, при различных переломах;
Способы страховки и само страховки;
Основы передвижения по различной местности;
Основы выживания в различных климатических и природных условиях;
Основы прикладной подготовки.
Уметь:
Применять и эффективно использовать спасательную технику и оборудования;
Пользоваться альпинистским и специальным оснащением;
Оказывать первую медицинскую помощь;
Работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток и любых
погодных условиях;
Автономное существование и выживание.

5. Учебно-методическое обеспечение
Алешин В. М., «Серебряников Л. В. «Туристическая топография». Москва, 1995
Тыкул В. И. «Спортивное ориентирование». Издательство Просвещение, 1990 г.
Минделевич С. И., «Пора в поход». Москва. 1997 г.
Смирнов А. Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». 2008 г.

9

Поведение учащихся в экстремальных условиях природы 2003г. С.Э. Некляев

6. Материально-техническое обеспечение
Список рекомендуемого снаряжения для подготовки и участия в соревнованиях «Юный
спасатель».
1. Веревка (диаметр 10-11 мм) …………………………..….…….40м.
2. Беседка (система)………………………………………....…..…6шт.
3. Карабин с муфтой ……………………………………….…….15 шт.
4. Репшнур (диаметр 6 мм)………………………………..…...20-25м.
5. Коврик туристический …………………………………..……..2 шт.
6. Рукавицы брезентовые………………………………………….6 пар.
7. Самостраховка ( веревка диаметр 10мм, по 3 метра) ………..6 шт.
8. Противогаз ………………………………………………………6 шт.
9. Аптечка………………………….………………………..1 комплект.
10. Рюкзак…………………………………………………………..1 шт.
11. Компас ………………………………………………………….1 шт.
Данное снаряжение подходит для участия в районных и городских соревнованиях «Юный
спасатель», туристическом слете Юных путешественников, соревнованиях по скалолазанию,
пешему туризму и для практик на уроках ОБЖ.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».