ДО_РП_ЮнПсих-3-1

Приложение
№ ДО_РП_ЮнПсих-3-1
об образовательной программы
дополнительного образования в
школе среднего общего образования
МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный психолог»
направленность: социально-педагогическая
уровень программы: базовый
срок реализации 3 года

г. Невьянск
2021

Пояснительная записка

Рабочая

программа

составлена на

основе

дополнительной

общеразвивающей программы «Юный психолог» педагога-психолога
Шахманаева К.А. и в соответствии с нормами, установленными
следующей законодательной базой:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об
образовании»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124
– ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120
-

ФЗ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних»;
-

Постановлением

07.03.1995

№

233

Правительства

«Об

Российской

Федерации

от

Типового

положения

об

утверждении

образовательном учреждении дополнительного образования детей» Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.4.1251

03

-

дополнительного
требования

к

«Детские

внешкольные

образования)
учреждениям

учреждения

Санитарно-

дополнительного

(учреждения

эпидемиологические
образования

детей

(внешкольные учреждения)».
Современная система образования ставит приоритетную задачу
полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при
наличии у ребенка психологических знаний

о себе, своих личных и

возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с
социумом. Школьные годы являются сенситивным периодом для
приобщения человека к психологической культуре. В современном
образовании акцент сделан на социализацию подрастающего поколения,
но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и

формирования социальной компетентности будет продуктивным и
полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве,
способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только
здоровая личность способна проявлять познавательную активность и
адекватно реагировать на изменения в нашем быстро меняющемся мире.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей
образования, учитывающих государственные, социальные и личностные
потребности и интересы.
Анализ литературы показывает, что проблема инициативности,
самостоятельности,

ответственности

издавна

привлекала

внимание

ученых. Психологические подходы к самостоятельности получили свое
развитие в работах

отечественных психологов (Л.С. Выготского.,

А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
формирование

активной,

самостоятельной

и

творческой

личности

целесообразно начинать с младшего школьного возраста. Именно на
границе перехода от младшего школьного возраста к подростковому
возрасту решаются специфические задачи личностного развития и
взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей,
определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности
познания, общения. В отечественной психологии и педагогике разработана
деятельностная

парадигма

образования,

декларирующая

развитие

личности учащихся на основе изучения универсальных способов познания
и освоения мира.
Актуальность данной программы «Юный психолог» определяется
необходимостью

большинству

обучающихся

овладеть

психолого-

педагогическим комплексом знаний на уровне самопознания и понимания

себя и других людей. Психология, как наука интегрирует знания о системе
целенаправленно организованной поддержки жизненных сил человека,
разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми,
самим собой на основе инициативной активности и нравственной
самоорганизации

жизни

в

конкретном

социуме.

Вступая

во

взаимодействие с существующими общественными ценностями, ребенок
сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются
ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и
другими

значимыми

для

него

возникновении

несоответствия

предлагаемыми

образцами

в

взрослыми
между

и

сверстниками.

реальным

самосознании

При

поведением

ребенка

и

формируются

негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому
себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с
окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам
социальной дезадаптации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия проходят не в формате школьного урока, а в форме разнообразных
видов

деятельности

как

теоретической,

так

и

практической

направленности: развивающие и ролевые игры, практикумы, беседы,
импровизации, конкурсы, викторины, моделирование и анализ ситуации.
Таким

образом, отличительной

ориентация

на практическую

особенностью
значимость

программы является

получаемых

знаний, их

универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.
Новизной дополнительной программы «Юный психолог» является
то,

что

она

подразумевает

усвоение

программного

материала

обучающимися в условиях системно – деятельностного подхода, дает
практические навыки, предоставляет возможность самоопределения при
построении

профессионально-личностной

перспективы.

В

итоге,

обучающиеся приобретают коммуникативные навыки, опыт социального
общения и социальной адаптации.
Тип программа: модифицированная, адаптированная.
Цель программы: формирование и сохранение психологического
здоровья детей младшего школьного возраста через создание условий для
их успешной адаптации к социуму.
Задачи:
Образовательные


Обеспечить системой понятий и представлений, необходимых для анализа
своей личности и личности других;



Формировать умения эмоциональной и поведенческой саморегуляции;



Способствовать приобретению навыков рефлексии и обратной связи.
Воспитательные



Воспитывать интерес к познанию себя и других людей;
Развивающие



Формировать культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания;



Развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение,
память, мышление;



Повышать уровень интеллектуального

и

эмоционального

развития

обучающихся;
Мотивационные


создать комфортную обстановку на занятиях, благоприятные условия для
адаптации;
Социально-психологические



формирование

социально-творческой

личностная самореализация.

активности,

профессионально-

Особенности программы
Основой

программы

является

теоретическое

и

практическое

направление. На каждом занятии теория закрепляется практической
частью,

объем

психологической

которой

варьируется

подготовленности

и

в

зависимости

развития

детей.

от

уровня

Программа

психологических занятий «Юный психолог» предназначена для освоения
учебного материала в течение 3-х лет детьми разных возрастных групп: 79 лет (первый год обучения), 9-10 (второй год обучения), 10-11 лет (третий
год обучения). Комплектование в группу обучающихся одного возраста
позволяет

строить

занятия

соответственно

с

их

возрастными

особенностями, определять организацию коллективных работ, правильно
запланировать время для теоретических и практических работ. Состав
группы

может

быть

разнополым, дети

могут

обладать

разными

способностями и познавательными интересами. Для зачисления в
социально-педагогическое объединение «Юный психолог», не нужны
специальные знания и подготовка. Оптимальное количество участников —
8 –10 человек.
Содержание тем 1-го года обучения, посвящено изучению «Миру
семьи», «Эмоций», «Миру моей души и вокруг меня»
Содержание тем 2-го года обучения, посвящено изучению «Познай
себя», «Полюби себя», «Доверие к миру»
Содержание тем 3-го года обучения, посвящено изучению
«Эффективное общение», «Психологическое айкидо» (управление чужой
агрессией), «Цель в жизни».
Сроки реализации программы и режим проведения занятий
Данная программа психологических занятий в МАОУ СОШ №6 НГО
является

долгосрочной,

рассчитана

реализуется с 2021-25-учебный год.

на

3

года

обучения ,

Первый учебный год 2021 - 2022 - 34 часов (занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 часу);
Второй учебный год 2022 – 2023 – 68 часов (занятия проводятся 1 раз
в неделю по 2 часа);
Третий учебный год 2023– 2024 - 68 часов (занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 часа).
Особенности организации образовательного процесса.
В основе обучения лежат различные формы организации
деятельности обучающихся:


фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;



групповая – организация работы в группах или в парах;



индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий,

решение проблем.
В процессе занятий, накапливая практический опыт самопознания,
саморазвития и самоопределения. Каждое занятие результативно.
Первые 2 занятия основные – дают теоретические знания (техника
безопасности работы, правила работы в тренинговой группе и т.д.), на
основе которых проводятся все остальные – практические занятия, не
зависимо от их количества.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания.
Теоретическая часть дается в начале занятия в форме беседы. Это
может быть повтор пройденного материала, объяснение нового и
подкрепляется практическим освоением темы. Использование наглядных
пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На
занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций,
рисунков, фотографий, видеоматериалов, которые дают достаточную
возможность детям закрепить их в практической деятельности.

Практическое

занятие проводиться

в

коллективной

или

индивидуальной форме, главной решаемой задачей является развитие
коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей детей.
Практические

работы

включают

выполнение

тестовых

заданий,

упражнений и проработку игровых сюжетов.
Важно, чтобы в ходе занятия и после него, не только педагог мог
оценить деятельность учащихся, а также, чтобы и сами учащиеся
приобрели в ходе таких занятий навыки самооценки.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение
материала, но и постепенное изменение видов работы.
В процессе занятий используются различные формы:
Беседа, как метод обучения представляет собой вопросно-ответную
форму овладения учебным материалом.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным
стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала
должна и предварять, и завершать оценку.
Наблюдение. В
фиксируются

процессе

факты, навыки

наблюдения
и

за

умения, но

детьми

не

только

и намечаются пути

педагогического воздействия на каждого отдельно взятого ребенка.
Письменный опрос, тестирование.
Итоговое занятие создаёт условия для развития креативных
способностей детей. В подготовке такого занятия необходим творческий
подход, типовой структуры здесь не предполагается.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом
занятии. Дополнительное образование позволяет быть более свободным в
выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное,
чтобы занятие для детей были источником радости, доставляли им
удовольствие и моральное удовлетворение.
Помещение для занятий должно хорошо проветриваться и иметь
хорошее освещение. В нём должны быть столы и стулья, стенды. Шкафы

для хранения инструментов, материалов, для размещения образцов,
наглядного методического материала и готовых изделий. Чтобы процесс
обучения не был для них в тягость, необходимо разнообразие методов и
форм проведения занятий.
Основные ведущие методы и принципы.
В ходе реализации программы используются следующие методы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно–демонстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная работа детей.
Методы стимулирования:
 поощрения, одобрения, награждения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
просмотр фотографий, схем, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по технологическим картам,
схемам и др.);
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
 воспитывающего характера труда;
 доступности

(простота,

соответствие

возрастным

и

индивидуальным особенностям);
 принцип систематичности и последовательности: постановка
или корректировка задач «от простого к сложному», «от
хорошо известному к малоизвестному и

незнакомому»

(научившись

элементарным

навыкам

работы,

ребенок

применяет свои знания в выполнении сложных ситуативных
задач);
 наглядности

(иллюстративность,

наличие

дидактических

материалов);
 научности (соблюдение строгой технической терминологии,
символики и др.);
 связи теории с практикой;
 учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
 принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение);
 прочности овладения знаниями и умениями (достигается
реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал.
Во время обучения дети получают заряд положительной энергии,
возможность попробовать и испытать себя путём развития творческой
активности, осознают значимость коллективной деятельности. Что в
дальнейшем скажется на формировании их активности жизненной
позиции. В конечном итоге – воспитание и развитие творчески активной
личности.
Почти все занятия строятся по одному плану.
Основные составляющие занятий:
1. Организационная часть:
- установка на работу, организация рабочего места.
2. Теоретическая часть:
- повторение правил техники безопасности;
- правил поведения на занятии;
- ритуал приветствия;
- разминка;
- рефлексия прошлого занятия;

- введение в новую тему.
3. Практическая работа.
- упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное
содержание занятия.
4. Заключительная часть.
- подведение итогов, анализ, оценка работы, рефлексия занятия;
- домашнее задание или «мостик» в следующую встречу;
-ритуал прощания;
- приведение в порядок рабочего места.
Ожидаемый результат
1 год обучения
Знать / понимать:


О социальных ролях и семейных ценностях;



О личности и ее уникальности;



О чувствах, эмоциях, настроении;



О стрессовых ситуациях и способах выхода из них;



О различных страхах и фобиях;



О способностях и возможностях людей;



О темпераменте и характере, их свойствах.

Уметь:


Выражать свои и понимать чувства других людей;



Бороться со страхами;



Обосновывать свое мнение;



Управлять своими эмоциями и чувствами;



Анализировать свои поступки и поступки других людей;



Устанавливать бесконфликтные отношения со сверстниками.
2 год обучения

Знать / понимать:


Об

индивидуальности,

творческих

способностях,

самопринятие, самоодобрение, самоуважение;


Правила общения.

Уметь:


Использовать приобретенные знания и умения на практике и в

повседневной жизни.
3 год обучения
Знать / понимать:


Невербальные средства общения, основы психологического

айкидо, как поставить цель, как ее достичь;


Как привлечь внимание, индивидуальный стиль общения.

Уметь:


Разпознать чувства человека по жестам, мимике;



Привлечь внимание к себе и своим чувствам;



Применять психологическое айкидо в общение с собой, с

партнером.
Условия реализации программы
Для

успешной

реализации

программы

«Юный

психолог»

необходимо наличие следующих факторов:
Методическое обеспечение, включающее дидактические материалы
и методические разработки:
- учебно-наглядные пособия;
- видео и фотоматериалы;
- литература;
- тематические папки;
- раздаточный материал:
- таблицы-памятки, схемы, бланки тестов;

- рекламный буклет объединения «Юный психолог».
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы для обучающихся– 8 шт.
2. Стулья – 16 шт.
3. Стол для педагога – 1 шт.
4. Основное оборудование:


компьютер для педагога — 1 шт.;



музыкальные колонки — 2 шт.:



доска магнитная, меловая — 1 шт.



телевизор – 1 шт.

Информационное обеспечение:
- презентации;
- записи аудио, видео.
Механизм оценки получаемых результатов
Для определения результативности усвоения программы
используются различные формы контроля: опрос, тестирование,
наблюдение. Формой итоговой аттестации является тестирование в конце
учебного года.
Оценочные материалы
1.

На

занятиях

детского

объединения

«Юный

психолог»

проводится:


входная диагностика - в форме беседы и анкетирования детей.

Во время беседы, анкетирования, нужно отметить, что дети знают, умеют
по данной теме;



текущая диагностика - наблюдение за ходом выполнения

практический самостоятельных заданий. В процессе наблюдения за детьми
не только фиксируются факты, навыки и умения, но и намечаются пути
педагогического воздействия на каждого отдельно взятого ребенка; анализ
и оценка выполненных работ;


итоговая диагностика - проводится в конце учебного года

после завершения всей учебной программы, определяет уровень освоения
программы (итоговое тестирование).
Отслеживание

результатов

реализации

программы проходит

процессе анализа и оценки выполняемых практических заданий.
Для каждого учащегося конкретными показателями его успехов
являются:


Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при

выборе способов их успешного выполнения.


Активное участие в коллективных работах и коллективных

мероприятиях.


Оригинальность предлагаемых решений.



Способность соотнести с оригинальностью предлагаемого

решения и само исполнение.


Умение довести работу именно до изначально

запланированного результата, не останавливаясь на промежуточном
решении.
Оценка производится в соответствии с уровнями развития:


высокий уровень (качество ярко выражено);



средний уровень;



низкий уровень.

в

нулевой уровень (качество не проявляется).



Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
1.

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение –

основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство
(умение говорить).
2.

Умение анализировать и делать выводы:



Выводы

опираются

на

основные

факты

и

являются

обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой
проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы;
понимание противоречий между идеями


Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны;

не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме;
ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все
вопросы удачны; не все противоречия выделяются


Упускаются важные факты и многие выводы неправильны;

факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме;
ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или
задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются


Большинство

важных

фактов

отсутствует,

выводы

не

делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно);
неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания
противоречий
3.

Иллюстрация своих мыслей:



Теоретические положения подкрепляются соответствующими

фактами;


Теоретические

соответствующими фактами;

положения

не

всегда

подкрепляются



Теоретические положения и их фактическое подкрепление не

соответствуют друг другу;


Смешивается теоретический и фактический материал, между

ними нет соответствия.
4. Научная корректность (точность в использовании фактического
материала):


Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на

значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные,
вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений.


Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали

не всегда анализируется; факты отделяются от мнений.


Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях;

детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от
мнений, но учащийся понимает разницу между ними.


Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали,

даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и
нет понимания их разницы.
5.

Работа с ключевыми понятиями:



Выделяются все понятия и определяются наиболее важные;

четко и полно определяются, правильное и понятное описание.


Выделяются

важные

понятия,

но

некоторые

другие

упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и
доступное описание.


Нет разделения на важные и второстепенные понятия;

определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто
неправильно или непонятно.


Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не

могут описать или не понимают собственного описания.
6.

Оценивание письменной работы:



Работа

выполнена

в

полном

объёме

с

соблюдением

необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью
самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых
работ источники знаний, практическое умение и навыки.


Самостоятельная работа выполняется учащимися в полном

объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой
последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного
результата. Работа показывает знание основного теоретического материала
и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения
работы.


Работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся

показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные
затруднения при самостоятельной работе.


Выставляется

в

том

случае,

когда

обучающиеся

не

подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
При оценке выполнения тестовых заданий:


Оценка «5» - ученик выполнил 100%-85 % заданий верно;



Оценка «4» - ученик выполнил 84%-65% заданий верно;



Оценка «3» - ученик выполнил 64%-40% заданий верно;



Оценка «2» - ученик выполнил менее 40% заданий верно;

Проводимый в конце учебного года на итоговом занятии тест, даёт
возможность оценить теоретические знания обучающихся.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
I
II
2.1
2.2
2.3
III
3.1
3.2
IV
4.1
4.2
4.3
V
VI
VII

Количество часов
Название раздела, темы
Вводное занятие, давайте
познакомимся, диагностика
Мир семьи
Я живу с близкими
Мы взрослые
Путешествие в прошлое
Эмоции
Виды эмоций
Страх. Как с ним бороться.
Мир моей души и вокруг меня
Мой характер
Мир моей души
Мир вокруг меня
Самопознание
Работа мозга
Итоговое занятие
Итого:

Всего

Теория Практика

2

1

1

12
6
6
6
16
12
6
12
4
4
4

6
2
2
2
6
4
2
6
2
2
2

6
2
2
2
6
4
2
6
2
2
2

3
5
2
34

1
1
1
18

2
4
1
18

2 год обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория Практика

I

Вводное занятие

2

1

1

II

Познай себя

20

8

12

2.1

Я – индивидуальность

5

2

3

2.2

Внутренняя опора

5

2

3

2.3

Мир общения. Как я общаюсь.
Правила общения.

5

2

3

5

2

3

2.4

Я творческая личность

III

Познаю себя через мифы и сказки

16

4

12

IV

Познай себя через другие виды
творчества

18

6

12

4.1

Я всему готов учиться.

6

2

4

4.2

Я всему готов учиться. Карта
жизненного пути

12

6

8

V
VI
VII

Принятие решений
Развитие креативного мышления
Итоговое занятие

4
6
2

2
2
1

2
4
1

68

24

44

Итого:

3 год обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория Практика

I

Вводное занятие

4

2

2

II

Эффективное общение

20

8

12

2.1.1 О чем говорят руки, тело, мимика,
жесты
2.1.2
Как я вижу чувствую и понимаю
других

5

2

3

5

2

3

2.2

5

2

3

5

2

3

Психологическое айкидо

20

8

12

3.1

Управление агрессией

5

2

3

3.2

Потребность в общении

3.2.1 Общение с самим собой

5

2

3

3.2.2 Общение с партнером

5

2

3

3.2.3 Моя самооценка

5

2

3

2.1

2.3

III

Невербальные средства общения

Привлечение внимания
Индивидуальный стиль общения

IV

Уверенное поведение

20

4

16

4.1

Что такое уверенность?

10

2

8

4.2

Как я преодолеваю трудности.

10

2

8

V

Итоговое занятие

4

2

2

68

24

44

Итого:

Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие. Давайте познакомимся. (2 ч)
Теоретическая часть.
Знакомство с планом работы кружка, содержанием практической
работы, целями и задачами кружка. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть.
Игра-знакомство «Снежный ком», «Клубок дружбы», Упражнение
«Знакомство с пальчиками». Диагностика для определения доминируещей
экологической установки. Исследование уровня самооценки.
2. Мир семьи (18/6/12ч.)
2.1. Я живу с близкими (6/2/4ч.)
Теоретическая часть.
Мир психологии. Что изучает психология. Житейская и научная
психология. Психические явления и их особенности.
Определение ощущения. Зрительные вкусовые, слуховые, тактильные,
обонятельные и др. ощущения.
Возможности

органов

чувств.

Роль

ощущений

в

познании

окружающего мира.
Семья – ячейка общества. Социальные нормы и роли.
Мой дом. Процесс воспитания. Самые близкие люди. Семейное
благополучие.
Семейные обязанности. Мои домашние обязанности. Сотрудничество
в семье. Как помочь родителям.
Сила семьи в единстве. Психологический климат в семье. Семейные
ценности, Вместе – мы сила.
Практическая часть.
Проведение экспериментов с каждым видом информации. Игры на
соответствующую

тематику:

«Ты

мне

нравишься»,

«Спасибо

за

прекрасный день», «Пальцы», и тд. Рисунки: семьи, дома, обязанностей в
доме.

Чтение

стихов,

поговорок,

сказок,

загадок,

песен

и

тд.

Моделирование и проигрывание различных ситуаций. Организация
выставки детских работ.
2.2. Мы взрослые (6/2/4ч.)
Теоретическая часть.
Традиции моей семьи. Семейные ценности, традиции и обычаи.
Легенды нашей семьи. Что такое реликвия.
Предки. Понятие рода, поколения. Кем были наши предки.
Генеалогическое древо.

Что такое генеалогическое древо. С кого

начинается семья. Преемственность поколений.
Родители.

Почему

нужно

уважать

родителей.

Уважение

и

взаимопонимание в семье. Что сделали для нас родители. Как выражать
благодарность, уважение и любовь к родителям.
Практическая часть.
Просмотр фотографий бабушек и дедушек, обсуждение. Рисунки на
данную тематику («Мои предки», «Семейные реликвии» и т.п.), чтение и
обсуждение

стихов,

рассказов,

песен

о

бабушках

и

дедушках.

Моделирование и проигрывание ситуаций на тему взаимоотношений со
старшим поколением. Выставка детских работ «Семейные ценности».
Игры: «Ветер дует», «Рисунки на спине», «Пожалуйста», «Закончи
предложение».
2.3. Путешествие в прошлое (6/2/4ч.)
Теоретическая часть.
Я в прошлом. Каким я был ребенком. Как использовать опыт
прошлого в настоящем.
Я сейчас. Определение самооценки. Я – реальный. Я – идеальный.

Я в будущем. Каким я хочу стать. Что такое способности и
возможности. Заветные мечты.
Что меня ждет впереди. Понятие планирования. Как прошлое может
повлиять на будущее. Как «сделать» свое будущее.
Я хорош такой, какой есть. Понятие уникальности. В чем моя
изюминка. Уверенность в себе. Как развивать способности.
Типы темперамента. Основные свойства темперамента. Особенности
общения и совместимость.
Особенности характера. Типологии характера. Творческая личность.
Практическая часть.
Просмотр фотографий детей, изготовление коллажей. Выполнение
рисунков на тему: «Каким я был?», «Какой я сейчас?», «Каким я буду?»;
просмотр и обсуждение работ. Организация выставки работ детей
«Вот такой Я». Игры: «Что такое минута?», «Только вместе»,
«Таинственный незнакомец».
3. Эмоции (18/6/12ч.)
3.1. Виды эмоций (12/4/8ч.)
Теоретическая часть.
Что такое эмоции. Определение чувства, эмоций. Чувства, как
отражение действительности. Виды эмоций.
Положительные и отрицательные эмоции. Настроение. Определение
настроения. Как меняется настроение.
Огорчение, тоска, уныние. Определение огорчения, тоски, уныния.
Роль каждой эмоции.
Радость. Определение радости. Чувство юмора. Откуда берется
радость.
Печаль, сожаление, огорчение. Определение печали, сожаления,
огорчения, их различие. Почему становится грустно.

Гнев, злость. Определение гнева и злости. Как выражать негативные
эмоции.
Отчаяние. Определение отчаяния. Причины появления. Как научиться
выходить из такого состояния.
Интерес,

удивление.

Определение

интереса,

удивления.

Как

поддерживать интерес.
Отвращение, презрение, брезгливость. Определение отвращения,
презрения и брезгливости.

Саморегулирование в сфере чувств.

Стрессовые состояния и методы борьбы с ними.
Практическая часть.
Просмотр и обсуждение изображений эмоций (фото, картинки,
рисунки). Игры на демонстрацию различных эмоциональных состояний:
«Скульптор-глина», «Зеркало», «Расскажи стихи руками» (прил.1),
пантомимы. Чтение и обсуждение стихов, песен, рассказов, сказок,
пословиц и загадок. Рисование эмоций; проигрывание ситуаций из
реальной жизни детей. Обсуждение способов выхода из неприятных
эмоциональных ситуаций, релаксационные упражнения «Вверх по радуге»,
«Расслабление».

3.2.

Страх. Как с ним бороться (6/2/4ч.)

Теоретическая часть.
Всегда ли плох страх. Определение страха, фобии. Как страх спасает
жизнь.
Я боюсь... Многообразие страхов людей. Индивидуальные причины
возникновения страха.
Тревога. Определение тревоги. Почему страх вызывает тревогу.
Тревожные состояния.
Фобии. Чем отличаются от страха. Виды фобий.
Добро и зло. Чего боялись сказочные герои. «Маски страха».

Страшные сны. Стоит ли бояться? о чем говорят нам сны? Откуда
появились дурные приметы.
У страха глаза велики. Кто поможет. Как могу помочь себе я сам.
Как бороться со страхом. Каждый может победить свой страх. Как
бороться со страхом, способы и приемы.
Практическая часть.
Просмотр изображений эмоций страха (фото, рисунки), обсуждение.
Чтение стихов, сказок, рассказов, поговорок о страхе. Выполнение
рисунков на тему «Самый страшный сон», «Кто живет в темноте», «Мой
защитник». Проигрывание ситуаций,
вместе»,

«Расскажи

стихи

сочинение сказок. Игры «Только

руками»,

«Объятия».

Релаксационные

упражнения и упражнения на развитие творческого воображения
«Поделись с ближним», «Скульптор-глина», «Рифмовалки».

4.
4.1.

Мир моей души и вокруг меня (18/6/12ч.)
Мой характер (6/2/4ч.)

Теоретическая часть.
Характер.

Определение

характера.

Свойства

характера.

Роль

конфликтных ситуаций, установок, мотивов в формировании характера.
Плохой и хороший характер. Делится ли характер на хороший и
плохой. Как темперамент влияет на характер.
Гордость. Определение гордости. Гордый ли я. Гордость – польза или
вред.
Уважение. Определение уважения. Кто достоин уважения. Как
проявлять уважение к человеку.
Честность. Определение честности. Честность, как черта характера.
Почему иногда сложно быть честным.
Надежность.

Определение надежности. Надежность, как

характера. На кого можно положиться.

черта

Ответственность. Определение ответственности. Ответственность, как
черта характера. За что мы несем ответственность.
Принятие решений. Определение решительности. Решительность и
ответственность. Как принимать решения.
Гражданственность. Определение гражданственности. Я гражданин –
что это значит.
Практическая часть.
Чтение художественных произведений по теме, обсуждение. Просмотр
иллюстраций

по

теме,

выполнение

рисунков,

прослушивание

и

проигрывание историй о вежливости, доброте, хороших манерах.
Выполнение

поделок

(кормушки

для

птиц),

коллажей,

плакатов.

Кукольный театр, прослушивание стихов о родине, о г. Ростове-на-Дону,
просмотр фотографий г. Ростова-на-Дону и области. Знакомство с гимном,
флагами города, области и страны. Выставка детских работ на тему: «Моя
родина». Игры: «Полезное действие – вредное последствие», «Сочинялки»,
«Закончи предложение», «Дружеское интервью».

4.2.

Мир моей души (6/2/4ч.)
Теоретическая часть.
Знания. Что такое знания. Какими бывают знания, и как ими

пользоваться.
Мои

желания

реальны.

Понятие

гармонии.

Способности

и

возможности людей.
Вред. Что значит вредить. Две стороны одной медали.
Волшебные слова. Определение вежливости, приветливости. Почему
нужно быть вежливым.
Хорошие отношения. Определение отношений. В чем польза хороших
отношений.
Как понимать без слов. Что такое невербальное общение. Как
понимать «язык тела».

Мое

пространство.

Определение

личностного

пространства.

Определение комфорта. Где границы
Что и Как сказать. Определение такта и корректности. К каждому
нужен свой подход.
Интонация важна. Определение интонации. немного об этикете.
Я такой один. В чем прелесть уникальности. Каждый талантлив посвоему. Как поверить в себя.
Практическая часть.
Инсценировка сюжетов из жизни детей, обсуждение проблемных
ситуаций и выработка способов выхода из них. Чтение народных сказок,
пословиц, басен, стихов по теме, просмотр и обсуждение иллюстраций.
Проигрывание историй по ролям, выполнение рисунков, изготовление
коллажей. Упражнения для отработки невербальной техники,
дистанции в общении, просмотр и обсуждение фотографий детей. Игры
на взаимодействие со сверстниками:
«Почесать спинку», «Путь доверия», «Таинственный незнакомец».
Выставки детских работ на тему «Уникальность», «Доброта спасет мир».

4.3.

Мир вокруг меня (6/2/4ч.)

Теоретическая часть.
Ты мне интересен. Как выражать интерес, как приобрести друзей.
Определение дружбы, дружелюбности. Кто такой друг и где его искать.
Учимся на ошибках. Определение ошибки. Способы исправления.
Как не обидеть.
Как научиться сотрудничать. Определение сотрудничества. Новые
дружеские отношения. Поддержание дружбы.
Как ответить на «дразнилки» и насмешки. Для чего придумывают
прозвища. Чувство юмора может помочь. Уход от конфликта.
Как правильно спросить и ответить. Что такое психология общения.
Некоторые приемы "психологического айкидо».

Учимся говорить и принимать слово «нет». Почему трудно говорить
слово «нет». Вежливый отказ. Как правильно принимать отказ.
Как предложить и попросить помощь. Приемы психологии общения.
Позитивный диалог.
Благодарность.

Определение

благодарности.

Определение

комплимента. Как правильно говорить и принимать.
Как победить одиночество. Определение одиночества. Причины.
Способы избавления от одиночества.
Практическая часть.
Чтение стихов, сказок, пословиц по теме; проигрывание детьми
реальных ситуаций и ситуаций из сказок. Выполнение рисунков на тему:
«Мой самый лучший друг», «Одинокий человек», упражнения на
саморегуляцию и развитие воображения «Стряхни», «Поделись с
ближним»,

«Я

умею

помогать»,

кукольный

театр.

Конкурс

самодеятельности, игры на взаимодействие со сверстниками: «Ветер дует»,
«Горячий стул», «Зеркало». Закрепление навыков позитивного общения,
сплочение детского коллектива. Выставка детских работ «Вместе веселее».

5.

Самопознание (4/2/2ч.)

Теоретическая часть.
Дать детям представления о самопознании, самонаблюдение, самоанализ.
Моделирование собственной личности (вопрос-ответ)
Какой Я?
Практическая часть.
Подготовка и организация наблюдения. Обсуждение результатов
наблюдения, выделение ошибок и интересных приемов и способов
фиксации. Проведение опроса (первичный контакт, основная фаза и
завершение). Проведение игр и упражнений на соответствующую
тематику:

"Снежный ком", "Имя-жест", "Интервью", "Автопортрет",

"Внезапные вопросы", "Рисунки на спине", "Аплодисменты по кругу".

Рисунки на тему: "Я и группа", "Прекрасный день", "То, что я люблю".
6.

Работа мозга (6/2/4ч.)

Теоретическая часть.
Мозг - основной орган психической деятельности человека.
Строение мозга. Функции. Методы исследования.
Как работают отделы мозга.

Особенности функционирования

отделов мозга.
Картина мира. Представление человека о мире и месте человека в
нем.

Способы

восприятия

событий

и

явлений.

Мировоззрение,

мировосприятие, мироощущение.
Практическая часть.
Эксперименты по работе отделов мозга. Проведение диагностики на
определение ведущей модальности, обсуждение и анализ полученных
результатов (Тест Торренса), написание рассказа "Прогулка в лесу". Игры
на различную тематику: "Ветер дует...", "Мы похожи", "Паутина", "Я
никогда не...", "Зеркало", "Подарок другу справа", "Футболка", "Пальцы".
Рисование на свободную тему.

7.

Итоговое занятие (2ч.)

Теоретическая часть.
Подведение итогов.
Практическая часть.
Шкала тревожности Т.А. Немчина. Игры: «Ветер дует», «Пожалуйста»,
«Рисунки на спине», «Друзья непохожие на меня», беседы.
Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка в
досуговой

деятельности

Н.В.Кленова,

В.Ф.Ломова,

А.В.Меренков.

Диагностика для определения доминирующей экологической установки.
Исследование уровня самооценки .

2 год обучения
1. Вводное занятие (2ч.)
Теоретическая часть.
Знакомство с целями и задачами объединения на 2 год обучения.
Знакомство с районными, республиканскими конкурсами. Инструктаж по
технике безопасности.
Практическая часть.
Проведение

диагностики.

доминирующей

экологической

Диагностика
установки.

для

определения

Исследование

уровня

самооценки.
2. Познай себя (20/8/12ч.)
2.1. Я – индивидуальность. (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Определение понятий «индивид», «Индивидуальность», «личность».
Способности и задатки человека. Особенности характера и типология
характера.
Практическая часть.
Упражнения «Мой портрет в лучах солнца», «Рука с пожеланиями»,
«Блокнот успеха», «Гимн себе», «Автопилот», «Формула любви к себе»,
«Формула успеха».
Угадывание профессий по фотографиям. Рисование на тему «Кем я
хочу стать». Игры «Профессия на букву».
«Письмо себе любимому», «Мое воспоминание».
2.2. Внутренняя опора (5.2.3ч.)
Теоретическая часть.
Мышление. Виды и формы. Моя память. Виды памяти. Исследование
памяти. Мое внимание. Исследование внимания. Моё воображение. Виды
воображения .Исследование воображения.

Практическая часть.
Диагностика объема памяти, определение типа ведущей памяти.
Упражнения для развития памяти: "Запоминаем спички", "Учим стихи".
Разработка

практических

рекомендаций

по

развитию

интеллекта.

Подготовка речи: "Самопрезентация". Определение уровня внимания с
помощью тестов "Таблицы Шульте" и "10 слов". Групповая разработка
рекомендаций

по

повышению

уровня

внимания.

Игры

на

соответствующую тематику: "Что? Где? Когда? Зачем?", " Сходство и
различия", "Опечатка", "Что на что похоже", "Выражение мысли другими
словами", "Сокращение рассказа", "Счет без трех", "Ассоциации",
"Таинственный незнакомец".

2.3. Мир общения. Как я общаюсь. Правила общения. (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Понятие общения. Средства общения. Восприятие общения. Барьеры в
общении. Виды общения. Правила общения. Этикет. Конфликты в
общении.
Практическая часть.
Игры «Испорченный телефон», «Найди свою пару», «Скотный двор».
Упражнения «Гость», «Я тебя понимаю». Игра «Точные приказы»,
«Опиши предмет». Упражнения «История с продолжением», «Пересказ
истории по одному». Тренинг умения слушать «Правильно ли я тебя
понял». Тест «Умение слушать». Тренинг эмпатичного слушания. Тренинг
подстройки

по

«Комплименты»,

позе,

эмоциям,

«Похвала».

дыханию

Игра

«Самый-самый»,

Упражнение «Кто я».
2.4. Я творческая личность. (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.

«Зеркало».

Упражнения
«Скульптура».

Что такое творчество. Виды творчества. Что я умею. Целебная сила
творчества. Творческие способности. Рисование как один из видов
творчества. Танцы – это творчество. Лепка - это творчество. Оригами –
это творчество. Сочинение стихотворения. Музыка - творчество. Спорт –
как выражение творчества. Наука – это тоже творчество.
Практическая часть.
Игра «Спящая красавица». Изготовление куколки Василисы (кукла
добрых вестей).Игра «Бумажная снежинка». Плетение пояса Афродиты.
Игра «Цветопись». Роспись предметов посуды. Игра «Радуга настроения».
Рисование на свободную тему. Техника Волшебные нити. Упражнения
«Без ада нет рая», «Благословение мужского и женского начала». Рисунок
на тему: «Нарисуй теплое, холодное (фон), на нем загадочное, волшебное
дерево».
3. Познаю себя через мифы и сказки (16/4/12ч.)
Теоретическая часть.
Миф или сказка зачитываются группе учащихся, затем каждый
учащийся рисует 4 запомнившихся эпизода и мы проводим анализ. Список
прилагаю.
1. Мифы и сказки. Что хотят нам рассказать предки.
2. Любимая сказка, у каждого своя.
3. Синяя борода.
4. Василиса.
5. Гадкий утенок.
Практическая часть.
Пересказ и рисование любимой сказки. Интерпретация рисунка и
сюжета.
Обсуждение

сказок

интерпретация рисунков.

и

мифов.

Рисование

к

сюжету

сказки,

4. Познаю себя через другие виды творчества (18/6/12ч.)
4.1. Я всему готов учиться. (6/2/4ч.)
Теоретическая часть.
1. Я учусь рисовать. Техники рисования.
2. Мое село. Что я знаю о селе Тоора-Хем.
7. Любимое место в селе. Рисунок по тематике.
8. Экология любимого села.
9. Я забочусь о своем крае.
Практическая часть.
Рисунки

цветными

карандашами,

акварельными

цветными

карандашами, грифельным карандашом, красками: гуашь, акварель и др.
Игры: «Раздельный сбор мусора», «Мусор не для улиц», «Чистое село».
4.2. Я всему готов учиться. Карта жизненного пути. (12/6/8ч.)
Теоретическая часть.
Как я строю свою жизнь. Практикум. Прошлое, настоящее, будущее.
Без прошлого нет будущего. Я живу здесь и сейчас. Как двигаться в
выбранном направлении, несмотря на ошибки и неудачи. Уверенность
в себе. Ошибки и неудачи - неоценимый опыт. Ориентация на успех и
радость жизни. Жизнь прекрасна и полна событий. Во всем есть
положительное.
Практическая часть.
Игры: "Мои особенности и преимущества", "Аплодисменты по кругу",
"Горячий стул", "Закрашивание контура человека", "Ладошка", "Преодолей
препятствия", "Клубок", "План на 1 год, "Это я, узнай меня", "Мне сегодня
понравилось...", "Чемодан". Рисование на различные темы.

5. Принятие решений (4/2/2ч.)
Теоретическая часть.
Ответственность за себя и свои поступки. Забота о себе.

Практическая часть.
Игры: "Семеро козлят и волк", "Горячий стул", "Карта моей души",
"Ценности".
6.Развитие креативного мышления (6/2/4ч.)
Теоретическая часть.
Дать

учащимся

факторы,

представление

влияющие

о

способностях

рассмотреть

на развитие способностей;

понятие творческих способностей.
Практическая часть.
Игры и упражнения: «Найди лишнее», «Соедини стрелочками
слова, подходящие по смыслу», «Запретное движение», «Наоборот»,
«Группировка слов».
7.Итоговое занятие (2ч.)
Теоретическая часть.
Подведение итогов. Обсуждение.
Практическая часть.
Игры: «Ветер дует», «Пожалуйста», «Рисунки на спине», «Друзья
непохожие на меня», беседы.
Исследование уровня самооценки.

3 год обучения
1.

Вводное занятие (4 ч.)

Теоретическая часть.
Знакомство с планом работы объединения на год, содержанием
практической работы, целями и задачами объединения. Инструктаж по
технике безопасности.
Практическая часть.
Проведение диагностики коллектива объединения. Определение
интенсивности субъективного отношения к природе. Определение уровня
самооценки. Диагностика по методике отслеживания и стимулирования
саморазвития ребёнка в досуговой деятельности. Определение уровня
креативности.

2.

Эффективное общение (20/8/12ч.)
2.1. Невербальные средства общения.
2.1.1. О чем говорят руки, тело, мимика (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Что такое невербальное общение? о чем говорят руки. Язык жестов

руками. О чем говорят руки на практике. Учимся рассказать правильно
руками. О чем говорит мимика. Что такое мимика. Мимический рассказ о
себе. Привлечение внимания с помощью мимики. О чем говорит тело.
Тело тоже может говорить. Как тело хочет сказать что-то нам?
Практическая часть.
Проигрывание различных ситуаций из жизни детей, с целью
"прочитать" о чем говорят жесты и мимика. Игры: "Крокодил", "Расскажи
стихи руками", "Зеркало", "За стеклом", "Скульптор-глина", "Пожалуйста",
"Карлики-великаны", "Имена чувств", "Мой самый счастливый момент в
жизни...", "Маска". Составление карты своего тела.
2.1.2. Как я вижу, чувствую и понимаю других (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.

Уникальность каждого человека.

Взаимопонимание. Готовность

услышать и понять друг-друга. Теплота в общении. Доброжелательность и
тактичность в общении. Техника общения «Я-Высказывание» Активное
слушание. Я понимаю другого! Что важного я узнал и чему научился!
Практическая часть.
Разработка рекомендаций по соответствующим тематикам. Игры:
"Кочки", "Слепой и поводырь", "Геометрическая фигура", "Золотая
рыбка", "Щепки плывут по реке", "Связанные одной цепью", "Составь
слово", "Сказка втроем", "Тропинка", "Зеркало". Рисование групповых
рисунков на тему: "Мое место в группе" и "Ожерелье".

2.2. Привлечение внимания (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Привлечение внимания у животных. Как привлечь внимание человеку.
Привлечение внимания к себе с помощью походки. Привлечение внимания
с помощью одежды, прически. Как не переборщить и найти золотую
середину.
Как правильно сказать о своих желаниях и намерениях. Привлечение
внимания, беседа. Принципы беседы для привлечения внимания.
Практическая часть.
Тренировка привлечения внимания. Игры на соответствующую
тематику: "Печатная машинка", "Необитаемый остров", "Только вместе",
"Объятия", "Друзья, непохожие на меня", "Черный и белый ангел",
"Клоуны ругаются", "Имена чувств". Рисование на тему: "Человек под
дождем", "Барашек в бутылочке".

2.3. Индивидуальный стиль общения (5/2/3ч.)

Теоретическая часть.
Что такое стиль. Какие бывают стили в общении. Мой стиль общения.
Моя

ответственность

в

общении.

Зачем

важно

принимать

себя,

самоуважение. Почему важно одобрять себя самому и не искать одобрения
у других. Я люблю себя, а значит всем окружающим от этого хорошо.
Практическая часть.
Тренировка разных стилей общения. Упражнения для самопринятия,
самоуважения и самоодобрения.
Игры: "Крокодил", "Расскажи стихи руками", "Зеркало", "За стеклом",
"Скульптор-глина", "Пожалуйста", "Карлики-великаны", "Имена чувств",
"Мой самый счастливый момент в жизни...", "Маска". Составление карты
своего тела.
3. Психологическое айкидо (20/8/12ч.)
3.1. Управление агрессией (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Что такое агрессия, гнев, злость. Слушаем сказку: «Давным-давно жил
был царь. И решил он окружить себя людьми умными да смекалистыми.
Придумал царь много разных состязаний и издал приказ: «Кто выдержит
эти испытания, тот будет жить во дворце….».
Практическая часть.
Инсценировка различных конфликтных ситуаций, с целью тренировки
выхода из конфликта. Игры на соответствующую тематику: "Печатная
машинка", "Необитаемый остров", "Только вместе", "Объятия", "Друзья,
непохожие на меня", "Черный и белый ангел", "Клоуны ругаются", "Имена
чувств". Рисование на тему: "Человек под дождем", "Барашек в
бутылочке".
3.2. Потребность в общении
3.2.1. Общение с самим собой (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.

Общение с самим собой. Человек не умеющий играть человек без
тормозов. Практические упражнения для закрепления. Отследи свое
общение.
Практическая часть.
Чтение отрывков из книг и анализ общения литературных героев.
Анализ своего общения со сверстниками. Игры: «Говорим и показываем»,
«Расскажи самому себе».
3.2.2. Общение с партнером (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Психологическая гибкость в общении. Как я могу быть гибким.
Применение на практике. Анализ общения у литературных героев.
Практическое упражнение Анализ общения, когда я остался недоволен
результатом.
Практическая часть.
Анализ конфликтов из жизни, и изменение хода событий. Анализ своих
жизненных событий, когда я остался недоволен результатом.
3.2.3. Моя самооценка (5/2/3ч.)
Теоретическая часть.
Что такое – самооценка? Низкая самооценка, высокая самооценка.
Практическая часть.
Разработка рекомендаций по повышению самооценки. Упражнения на
повышение самооценки. Тестирование.
4. Уверенное поведение (20/4/16ч.)
4.1. Что такое уверенность? (10/2/8ч.)
Теоретическая часть.
Что такое уверенность? Уверенное поведение.
Практическая часть.

Сочинение рассказа про уверенность. Игры: «вверх по лестнице»,
«Попасть в точку», «Я здесь и сейчас».
4.2. Как я преодолеваю трудности (10/2/8ч.)
Теоретическая часть.
Мотивация

к успеху и избеганию неудач.

Мотивационные

упражнения и вопросы. Взрослое решение.
Практическая часть.
Игры: "Бурундуки", "Телетайп", "Фруктовая корзина", "Бабочкаледышка", "Мои особенности и преимущества". Рисование на тему: "Дом
моей мечты".
5. Итоговое занятие.
Теоретическая часть.
Подведение итогов. Обсуждение. Обобщение.
Практическая часть.
Шкала тревожности.. Игры: «Ветер дует», «Пожалуйста», «Рисунки на
спине», «Друзья

непохожие на меня», беседы. Диагностика для

определения доминирующей экологической установки. Исследование
уровня самооценки.

Литература:
1. «Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5-12 лет»
Д.Л. Хадсон.
2. «Тренинг по сказкотерапии»/ Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
– СПб.:Речь, 2007
3. «Сказкотерапия: от бублика до ватрушки» - Люмара - СПб.: ИГ
«Весь», 2006
4. «Психологические

рисуночные

тесты:

иллюстрированное

руководство»/ А.Л. Венгер. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006
5. «Познай себя» - программа эмоционально-нравственного развития
детей дошкольного возраста. С.В.Капранова, Ростов-на-Дону, 2002
6. «Психология общения» А.И.Волкова. –Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС»,
2006
7. Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Учебная программа специального курса
«Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром». – Ростов н/Д:
Изд-во

ГОУ

ДПО

«Ростовский

областной

институт

повышения

квалификации и переподготовки работников образования», 2007. – 56 с.
Литература для обучающихся
1. «Мой мир» С.А. Козлов, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
2. «Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки»/
В.Надежина. – Минск: Харвест, 2010
3. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – СПб.:
Азбука-классика, 2008. - 336 с.
4. Синельников В.В. Сила намерения. Как реализовать свои мечты и
желания. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 159 с.
Литература для родителей
1. «Как научить детей сотрудничать?» К. Фопель, в 4-х томах, - М.:
Генезис, 1998
2. Могилевская Е.В. Корабль «Семейное счастье» – Ростов н/Д: Феникс,
2012. – 253 с.

3. Пиз Алан, Гарнер Алан. Язык разговора. - М.: Эксмо- Пресс, 2007. –
224 с.
4. Пиз Алан, Пиз Барбара. Новый язык телодвижений. Расшпренная
версия. - М.: Эксмо, 2006. – 426 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».