Приложение № СОО-1-КВДВопрИст к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы истории России» (10 класс) г. Невьянск 2021 год 1 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 1.1. Планируемые личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности Требования Планируемые результаты освоения ООП СОО ФГОС СОО У выпускника к результатам Уточнение и конкретизация будут освоения планируемых результатов сформированы ООП СОО Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформирован-ность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Сформирован-ность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Антикоррупционное мировоззрение. Сформированность правосознания и экологической культуры. Способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - мировоззрение, соответствующее Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - навыки сотрудничества со российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и способность реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствован ии, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и - отношение к отечественной науки, заинтересованность в профессиональной научных знаниях об устройстве мира и деятельности как возможности участия в общества; решении личных, готовность и способность к образованию, в общественных, том числе самообразованию, на протяжении государственных, всей жизни; сознательное отношение к общенациональных непрерывному образованию как условию проблем; успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическое мышление, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; опыт экологонаправленной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства). Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП СОО Планируемые результаты освоения ООП СОО Уточнение и конкретизация планируемых результатов Выпускник научится Регулятивные УУД Выпускник научится Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике. Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Способность к построению индивидуальной образовательной траектории. Владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности. - самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владеть навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - быть способным к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владению навыками получения необходимой – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД Выпускник научится – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умению использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умению определять назначение и функции различных социальных институтов; - умению самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. адекватные языковые средства; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.3. Планируемые предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Выпускник на базовом уровне научится – рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; – представлять культурное наследие России и других стран; – работать с историческими документами; – сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; – критически анализировать информацию из различных источников; – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; – использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; – использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов; – проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; – использовать картографические источники для описания событий и – составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; – читать легенду исторической карты; – владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; – демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; – оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; – ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; – представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; – соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; – анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; – обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; – приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; – применять полученные знания при анализе современной политики России; – владеть элементами проектной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Русь в Cредние века 3. Исторический выбор Александра Невского. Внешняя политика русских земель - самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие цивилизаций. 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Российское государство в XVII – XVIIIвв. 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г. 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия). Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Российское государство в XXв. 9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. 10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров. 11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка. Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах. 12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры. 13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя война» 14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы. 15. Оценка СССР в условиях «холодной войны». Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». 16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство. 17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки. 18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ. 19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политикоконституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его последствия. Российская многопартийность. 20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина. 3. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тема 10 класс Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. Исторический выбор Александра Невского Кол-во часов 2 1 1 Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток Присоединение Украины к России (причины и последствия) 2 Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований Причины и природа дворцовых переворотов 2 Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне Основные события в истории страны XIX века 4 2 1 3 1 5 Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры Характер национальной политики большевиков и ее оценка 1 2 13. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне 14. Оценка СССР в условиях «холодной войны» 3 ВСЕГО: 34 10. 11. 12. 1 3