СОО КВД 06. Сложные вопросы истории России

Приложение № СОО-1-КВДВопрИст к образовательной
программе среднего общего
образования МАОУ СОШ № 6 г.
Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы истории России»
(10 класс)

г. Невьянск
2021 год

1 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Планируемые личностные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Требования
Планируемые результаты освоения ООП СОО
ФГОС СОО
У выпускника
к результатам
Уточнение и конкретизация
будут
освоения
планируемых результатов
сформированы
ООП СОО
Готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию и
личностному
самоопределению.
Сформирован-ность
их мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформирован-ность
системы значимых
социальных и
межличностных
отношений,
ценностносмысловых
установок,
отражающих
личностные и
гражданские позиции
в деятельности.
Антикоррупционное
мировоззрение.
Сформированность
правосознания и
экологической
культуры.
Способность ставить
цели и строить
жизненные планы.
Способность к
осознанию
российской
гражданской
идентичности в
поликультурном
социуме.

- российская
гражданская
идентичность,
патриотизм, уважение
к своему народу,
чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за
свой край, свою
Родину, прошлое и
настоящее
многонационального
народа России,
уважение
государственных
символов (герб, флаг,
гимн);
- гражданская позиция
как активного и
ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные
права и обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и
общечеловеческие
гуманистические и
демократические
ценности;
- готовность к
служению Отечеству,
его защите;
- мировоззрение,
соответствующее

Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение
личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и
своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность обучающихся к
отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений
нашей страны;
готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

современному уровню
развития науки и
общественной
практики, основанного
на диалоге культур, а
также различных форм
общественного
сознания, осознание
своего места в
поликультурном мире;
- основы саморазвития
и самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и
идеалами
гражданского
общества; готовность
и способность к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
- толерантное сознание
и поведение в
поликультурном мире,
готовность и
способность вести
диалог с другими
людьми, достигать в
нем взаимопонимания,
находить общие цели
и сотрудничать для их
достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам и другим
негативным
социальным явлениям;
- навыки
сотрудничества со

российская идентичность, способность к
осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение
к государственным символам (герб, флаг,
гимн);
формирование уважения к русскому языку как
государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция
активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к
участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и
свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод
без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на
диалоге культур, а также различных форм

сверстниками, детьми
младшего возраста,
взрослыми в
образовательной,
общественно
полезной, учебноисследовательской,
проектной и других
видах деятельности;
- нравственное
сознание и поведение
на основе усвоения
общечеловеческих
ценностей;
- готовность и
способность к
образованию, в том
числе
самообразованию, на
протяжении всей
жизни; сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности;
- эстетическое
отношение к миру,
включая эстетику
быта, научного и
технического
творчества, спорта,
общественных
отношений;
- принятие и
способность
реализации ценностей
здорового и
безопасного образа
жизни, потребности в
физическом
самосовершенствован
ии, занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью,
неприятие вредных
привычек: курения,

общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
готовность к договорному регулированию
отношений в группе или социальной
организации;
готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой
деятельности;
приверженность идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять
идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей,
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра,

употребления
алкоголя, наркотиков;
- бережное,
ответственное и
компетентное
отношение к
физическому и
психологическому
здоровью, как
собственному, так и
других людей, умение
оказывать первую
помощь;
- осознанный выбор
будущей профессии и
возможностей
реализации
собственных
жизненных планов;

нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
- отношение к
отечественной науки, заинтересованность в
профессиональной
научных знаниях об устройстве мира и
деятельности как
возможности участия в общества;
решении личных,
готовность и способность к образованию, в
общественных,
том числе самообразованию, на протяжении
государственных,
всей жизни; сознательное отношение к
общенациональных
непрерывному образованию как условию
проблем;
успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- экологическое
мышление, понимание
влияния социальноэкономических
процессов на
состояние природной
и социальной среды;
опыт экологонаправленной
деятельности;
- ответственное
отношение к созданию
семьи на основе
осознанного принятия
ценностей семейной
жизни.

экологическая культура, бережное отношения
к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к
эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства
(отцовства и материнства).
Личностные результаты в сфере отношения
обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности,
готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как
путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой
профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных,
общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и
людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая
обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического,
психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной
безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Требования
ФГОС СОО
к результатам
освоения
ООП СОО

Планируемые результаты освоения ООП СОО
Уточнение и конкретизация
планируемых результатов
Выпускник научится
Регулятивные УУД
Выпускник научится

Освоение
обучающимися
межпредметных
понятий и
универсальных
учебных действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
способность их
использования в
познавательной и
социальной практике.
Самостоятельность в
планировании и
осуществлении
учебной деятельности
и организации
учебного
сотрудничества с
педагогами и
сверстниками.
Способность к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории.
Владение навыками
учебноисследовательской,
проектной и
социальной
деятельности.

- самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять планы
деятельности;
- самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные ресурсы
для достижения
поставленных целей и
реализации планов
деятельности;
- выбирать
успешные стратегии в
различных ситуациях;
- продуктивно
общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности,
учитывать позиции
других участников
деятельности,
эффективно
разрешать конфликты;
- владеть навыками
познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками разрешения
проблем;
- самостоятельному
поиску методов
решения
практических задач,
применению
различных методов
познания;
- быть способным к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности,
владению навыками
получения
необходимой

– самостоятельно
определять
цели,
задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и
другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
– организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится
– искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить
на
его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к
критическим
замечаниям
в отношении
собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая

информации из
словарей разных
типов, умению
ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически оценивать
и интерпретировать
информацию,
получаемую из
различных
источников;
- умению
использовать средства
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных
задач с соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
- умению
определять
назначение и функции
различных
социальных
институтов;
- умению
самостоятельно
оценивать и
принимать решения,
определяющие
стратегию поведения,
с учетом гражданских
и нравственных
ценностей;
- владеть языковыми
средствами: умение
ясно, логично и точно
излагать свою точку
зрения, использовать

ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится
– осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

адекватные языковые
средства;
- владеть навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых
действий и
мыслительных
процессов, их
результатов и
оснований, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных задач
и средств их
достижения.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Выпускник на базовом уровне
научится
– рассматривать историю России как
неотъемлемую
часть
мирового
исторического процесса;
– знать основные даты и временные
периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и
длительность
исторических
событий,
явлений, процессов;
– характеризовать
место,
обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие
России и других стран;
– работать
с
историческими
документами;
– сравнивать различные исторические
документы,
давать
им
общую
характеристику;
– критически
анализировать
информацию из различных источников;
– соотносить
иллюстративный
материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать
статистическую
(информационную)
таблицу,
график,
диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд
как источник информации;

Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться
– демонстрировать
умение
сравнивать и обобщать исторические
события российской и мировой истории,
выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в
мировом сообществе;
– устанавливать
аналогии
и
оценивать вклад разных стран в
сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания
исторических документов;
– проводить отбор необходимой
информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ
при изучении политической деятельности
современных руководителей России и
ведущих зарубежных стран;
– характеризовать
современные
версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
– понимать
объективную
и
субъективную обусловленность оценок
российскими
и
зарубежными
историческими деятелями характера и
значения
социальных
реформ
и
контрреформ,
внешнеполитических
событий, войн и революций;
– использовать
картографические
источники для описания событий и

– составлять описание исторических
объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать
с
хронологическими
таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной
терминологией
исторической
науки,
предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести
диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
– оценивать
роль
личности
в
отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных
вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных
версиях и трактовках.

процессов
новейшей
отечественной
истории и привязки их к месту и времени;
– представлять
историческую
информацию в виде таблиц, схем, графиков
и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время,
исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ
века;
– анализировать
и
оценивать
исторические
события
местного
масштаба в контексте общероссийской и
мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку
зрения по ключевым вопросам истории
России Новейшего времени с опорой на
материалы из разных источников, знание
исторических
фактов,
владение
исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в
защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при
анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной
деятельности.

2. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе. Исторические условия складывания русской государственности:
природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс.
н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема
образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней
Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном
контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного
пространства.
Русь в Cредние века
3. Исторический выбор Александра Невского.
Внешняя политика русских земель - самостоятельных государств
евразийском контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия.
Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и
борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда:
государственный строй, население, экономика, культура. Культурное
взаимодействие цивилизаций.
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание
стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах».

Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири.
Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.
Российское государство в XVII – XVIIIвв.
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение
Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины
нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции
верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности
дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой:
противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана
Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой.
Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на
Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация
украинского гетманства.
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России
(крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
Начало
закрепощения
крестьян:
указ
о
«заповедных
летах».
Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование
религий в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление
крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского
сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности
в России.
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII
в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и
протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и
городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда.
Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран
зарубежной Европы.
Российское государство в XXв.
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к
власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия
модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская
война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика
«военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской
войне.
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации,
коллективизации и преобразований в сфере культуры.
Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки.
Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности.
Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры.

Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного
начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных
центров.
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о
национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в
национальных регионах.
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры
и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА:
социально-политические и национальные характеристики его контингента. Органы
госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой
войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза
международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и
Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной
Беларуссии. «Зимняя война»
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый
героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения.
Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери.
Изменение политической карты Европы.
15. Оценка СССР в условиях «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект»,
его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки
решения продовольственной программы. Расширение прав союзных республик.
Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство.
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского
движения.
Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис
идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь
советского общества. Политика разрядки.
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных
сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской
политической системы. Подъем национальных движений. Нарастание
разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г.
Ликвидация СССР и создание СНГ.
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала
1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия
побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политикоконституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение
межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его
последствия. Российская многопартийность.
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической
системы России в 2000-е гг.
Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой
рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В.
Путина.

3. Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.

3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.
10.
11.

Тема
10 класс
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе
Существование древнерусской народности и восприятие
наследия Древней Руси как общего фундамента истории России,
Украины и Беларуси.
Исторический выбор Александра Невского

Кол-во часов
2
1

1

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их
цена
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты
и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач
этих попыток
Присоединение Украины к России (причины и последствия)

2

Фундаментальные особенности социального и политического
строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с
государствами Западной Европы
Причины, особенности, последствия и цена петровских
преобразований
Причины и природа дворцовых переворотов

2

Причины, последствия и оценка падения монархии в России,
прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне
Основные события в истории страны XIX века

4

2

1

3
1

5

Причины свертывания нэпа, оценка результатов
индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере
культуры
Характер национальной политики большевиков и ее оценка

1

2

13.

Причины, последствия и оценка установления однопартийной
диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне

14.

Оценка СССР в условиях «холодной войны»

3

ВСЕГО:

34

10.

11.
12.

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».