Приложение № СОО-1-КВД-ОсОргХим к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Органическая химия» (10-11 классы) 1. Планируемые результаты 1.1. Планируемые личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Органическая химия» Требования Планируемые результаты ФГОС СОО У выпускника к результатам Уточнение и конкретизация будут освоения планируемых результатов сформированы ООП СОО Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Антикоррупционн ое мировоззрение. Сформированност ь правосознания и экологической культуры. Способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - мировоззрение, соответствующее современному уровню Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и способность реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствован ии, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему алкоголя, наркотиков; миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее - бережное, современному уровню развития науки, ответственное и значимости науки, готовность к научнокомпетентное техническому творчеству, владение отношение к достоверной информацией о передовых физическому и достижениях и открытиях мировой и психологическому отечественной науки, заинтересованность в здоровью, как научных знаниях об устройстве мира и собственному, так и других людей, умение общества; – готовность и способность к оказывать первую образованию, в том числе самообразованию, помощь; на протяжении всей жизни; сознательное - осознанный выбор отношение к непрерывному образованию как будущей профессии и условию успешной профессиональной и общественной деятельности; возможностей – экологическая культура, бережное реализации отношения к родной земле, природным собственных богатствам России и мира; понимание влияния жизненных планов; социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, - отношение к ответственность за состояние природных профессиональной ресурсов; умения и навыки разумного деятельности как возможности участия в природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; решении личных, приобретение опыта эколого-направленной общественных, деятельности; государственных, – эстетическое отношения к миру, общенациональных готовность к эстетическому обустройству проблем; собственного быта. Личностные результаты в сфере - экологическое отношений обучающихся к семье и мышление, понимание родителям, в том числе подготовка к влияния социальносемейной жизни: экономических – ответственное отношение к созданию процессов на семьи на основе осознанного принятия состояние природной ценностей семейной жизни; и социальной среды; – положительный образ семьи, опыт экологородительства (отцовства и материнства). направленной Личностные результаты в сфере деятельности; отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - ответственное – уважение ко всем формам отношение к созданию собственности, готовность к защите своей семьи на основе осознанного принятия собственности, – осознанный выбор будущей профессии ценностей семейной как путь и способ реализации собственных жизни. жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Органическая химия» Требования ФГОС СОО к результатам освоения ООП СОО Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике. Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Способность к построению индивидуальной образовательной Планируемые результаты Уточнение и конкретизация планируемых результатов Выпускник научится Регулятивные УУД Выпускник научится - самостоятельно – самостоятельно определять цели, определять цели задавать параметры и критерии, по которым деятельности и можно определить, что цель достигнута; составлять планы – оценивать возможные последствия деятельности; достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на - самостоятельно соображениях этики и морали; осуществлять, – ставить и формулировать собственные контролировать и задачи в образовательной деятельности и корректировать жизненных ситуациях; деятельность; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые - использовать все для достижения поставленной цели; возможные ресурсы – выбирать путь достижения цели, для достижения поставленных целей и планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные реализации планов затраты; деятельности; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения - выбирать успешные стратегии в поставленной цели; – сопоставлять полученный результат различных ситуациях; деятельности с поставленной заранее целью. - продуктивно Познавательные УУД общаться и Выпускник научится траектории. Владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности. взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владеть навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - быть способным к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умению использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умению определять назначение и функции различных социальных институтов; - умению самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. и средств их достижения. 1.3. Планируемые предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Органическая химия» Выпускник на базовом уровне научится 1. В познавательной сфере: − давать определения изученных понятий; − описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; − описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; − классифицировать изученные объекты и явления; − делать выводы и умозаключения из наблюдений; − структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; − безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни. 2.В ценностно - ориентационной сфере: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ. 3. В трудовой сфере: - проводить химический эксперимент. 4. В сфере безопасности жизнедеятельности: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; − самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе; − при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; − выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; − адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; − продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; − брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); − владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; − следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Органическая химия» Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования. Тип курса: тематический, направлен на углубление знаний по химии. Цели курса: Развитие общекультурной компетентности учащихся, формирование знаний в области диалектического понимания научной картины мира. Задачи курса: 1. Развитие общих приемов интеллектуальной деятельности: аналитической, синтетической и практической, познавательной активности и самостоятельности; установке на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле: развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия. 2. Формирование исследовательских, коммуникативных, личностных и организаторских компетенций. Программа данного курса рассчитана на учащихся 10-х классов, которые планируют выбор профессий, связанных с изучением химии: врачам, экологам, химикам-технологам, биологам, а также всем, кто планирует сдавать ЕГЭ по химии. При составлении компетентностный, программы метапредметный курса и в основу алгоритмический положены подходы в обучении, которые строятся на внедрении новых педагогических технологий и сформированности ключевых компетенций, которые приобретены учеником, если соблюдены следующие условия: могут быть - практическая направленность обучения; - ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Особенностью программы этого курса в 10 классе является то, что теоретические знания интегрированы с практической подготовкой учащихся по сложным теоретическим вопросам, также учащиеся самостоятельно будут составлять задания повышенного и высокого уровня сложности. Место курса в учебном плане: - для реализации программы курса в полном объеме используется 1 час в неделю. Основные технологии: технология развития критического мышления, технология проектной деятельности, здоровье сберегающие технологии. Методы обучения: - словесные (лекция, рассказ, беседа, инструктаж); - наглядные (демонстрации, иллюстрации, схемы); - практические (выполнение упражнений, лабораторных работ, практических работ); - диагностические: объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, эвристические, проблемные, исследовательские; - управленческие: характеризуют степень самостоятельности учащихся; - логические: индуктивные, дедуктивные, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, конкретные и абстрактные, анализ и синтез. Методы стимулирования и мотивации: - стимулирование: сознательности, ответственности, настойчивости, находчивости, долга; - стимулирование мотивов интереса - познавательные игры, конкурсы, учебные дискуссии, создание ситуации новизны, успеха, неожиданность, занимательность, парадоксальности. Формы организации учебного процесса: - фронтальные; - парные; - индивидуальные; - групповые. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Количество часов, № Учет рабочей программы Содержание темы отводимых на изучение темы воспитания темы 10 класс Вводный урок 1 Учтена 1 Углеводороды 7 Учтена 2 Кислородсодержащие органические соединения 7 Учтена 3 Азотсодержащие органические соединения 5 Учтена 4 Окислительно-восстановительные реакции в 7 Учтена органической химии 5 Генетическая связь между классами органических 7 Учтена соединений ВСЕГО: 34 11 класс Вводный урок 1 Учтена 6 Органическая химия в расчетных задачах 16 Учтена 7 Окислительно-восстановительные реакции в 8 Учтена органической химии 8 Системно-деятельностный подход к цепочкам 9 Учтена превращений органических веществ ВСЕГО: 34