СОО КВД 04. Право в жизни человека

Приложение
№ _СОО-1-КВД-ПрЖиОб к
образовательной программе
среднего общего образования МАОУ
СОШ № 6 г. Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Среднее общее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Право в жизни человека»
(10-11 класс)

г. Невьянск
2021 год

Программа
содержание

курса

дополнительного

предметных

распределение

учебных

тем
часов

образования

образовательного
по

разделам

конкретизирует

стандарта,

курса

и

уточняет

рекомендуемую

последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей, определяет минимальный набор практических работ,
выполняемых обучающимися.
Изучение элективного курса «Право на жизнь общества» направлено на
достижение следующих целей:
✓ развитие

личности,

направленное

на

формирование

правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на
осознание

себя

полноправным

членом

общества,

имеющим

гарантированные законом права и свободы;
✓ воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам,
правопорядку;
✓ освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах
и институтах права, необходимых для ориентации в российском и
мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав
и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной
юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
✓ овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности для решения практических задач в
социально-правовой сфере;
✓ формирование способности и готовности к сознательному и
ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом,
в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия

закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации
гражданской позиции и несению ответственности
Задачи
В процессе изучения элективного курса ставятся следующие задачи:
✓ дать необходимый уровень правовых знаний, норм правового
поведения, правовых ценностей, на основании которых обучающиеся в
будущем

смогут

сознательно

участвовать

в

правовом

процессе,

критически оценивать правовую ситуацию, делать ответственный выбор;
✓ способствовать усвоению обучающимися основных категорий
данной учебной дисциплины, необходимых теоретических знаний,
практических навыков правового поведения;
✓ способствовать воспитанию правовой активности, грамотности,
ответственности гражданина и патриота, глубоко переживающего все,
что связано с настоящим и будущим правового государства.
1.Право – Русский язык.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся
их этимология (происхождение, перевод, значение).
2.Право – Информатика.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках
текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет
применять, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности
различные источники информации.
4.Право – История.
Изучение эволюции российского права.
5.Право - Экономика.
Изучение применения законодательства в экономической сфере общества
(налоги, фирма и т.д.).
6. Право – Биология, экология.
Рассмотрение основ экологического законодательства, государственных мер по
защите окружающей среды .

Таким

образом,

повышению

реализация

познавательной

межпредметных
деятельности

связей

способствует

школьников,

помогает

разносторонне раскрыть содержания всех учебных предметов в их взаимосвязи.
Формы организации учебного процесса
Основной

формой

обучения

является

урок.

Это

обстоятельство

предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить
на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний,
умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно
использовать такие формы организации учебной работы: беседа, традиционный
урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар,
коллоквиум, практикум, лабораторная работа, конференция, работа в парах
постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна
организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы,
собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и
от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его
новизны, трудности.
Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая,
фронтальная.
Виды деятельности:
✓ работа

с

источниками

права,

в

том

числе

новыми

нормативными актами;
✓ анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
✓ выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав
и интересов личности;
✓ изложение и аргументация собственных суждений о правовых
явлениях общественной жизни;
✓ решение отдельных правовых споров с учетом социального
опыта ученика.

Общая характеристика предмета.
Учебный предмет «Право на жизнь общества» в 10-11 классах
преподается в рамках реализации дополнительного образования.
Данный курс базируется на правовом содержании основной школы и
расширяет возможности правовой социализации обучающихся и направлен на
создание

условий

для

развития

гражданско-правовой

активности,

ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ
правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,
необходимых

для

эффективного

выполнения

обучающимися

основных

социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя,
члена семьи, собственника, потребителя, работника). Данный элективный курс
создает

основу

для

становления

социально-правовой

компетентности

обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и
применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного
выбора модели получения образования в будущем.
«Право на жинь общества» как учебный предмет на базовом уровне
позволит выпускнику изучить современные научные подходы к решению
актуальных вопросов правоведения, в том числе в отношении характера
эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в
осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Учебный курс «Право на жизнь общества» позволяет изучить не только
ведущие нормы национального законодательства, но и знакомит с важными
правилами и проблемами международного права. Основные содержательные
линии данной образовательной программы для 10-11х классов отражают
ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики,
педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним
относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;

правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса «Право на жизнь общества» выпускник
должен:
знать/понимать
✓ систему и структуру права, современные правовые системы;

общие правила применения права; содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международноправовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
✓ характеризовать: право как элемент культуры общества; систему

законодательства; основные отрасли права; систему конституционных
прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты;
законодательный

процесс

в

России;

принципы

организации

и

деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения
гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок
заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной
защиты и социального обеспечения;

✓ объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь;

механизм правового регулирования; содержание основных понятий и
категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и
ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений
(налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга,
абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и
частным правом;
✓ различать: формы (источники) права, субъектов права; виды

судопроизводства;

основания

и

порядок

назначения

наказания;

полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса,
международных органов защиты прав человека; имущественные и
неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды
гражданско-правовых договоров;
✓ приводить

правонарушений,

примеры:

различных

ответственности;

конституционных

прав;

гарантий

экологических

ответственности

за

общепризнанных

принципов

причинение
и

видов

вреда
норм

правоотношений,

реализации

основных

правонарушений

и

окружающей

среде;

международного

права;

правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
✓ поиска,

анализа, интерпретации и использования правовой

информации;
✓ анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения

конкретных условий их реализации;
✓ изложения

и

аргументации

собственных

суждений

о

направленных

на

происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
✓ применения

правил

(норм)

отношений,

согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

✓ осуществления учебных исследований и проектов по правовой

тематике;
✓ выбора соответствующих закону форм поведения и действий в

типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
способы и порядок разрешения споров;
✓ обращения

в

надлежащие

органы

за

квалифицированной

юридической помощью.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право на жизнь общества» приведены в
разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно
ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;
освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания
правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,
который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и
описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать,
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за
рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных
задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные
с реализацией целей воспитания и развития личности обучающихся, могут быть
определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Основное содержание программы.
Вводные уроки (1 час).
Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с
литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву.
Государство и право(2 час).
Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной
России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления,
формы государственного устройства, политический режим. Государственный
суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового
государства. Место права в системе социального регулирования. Основные
функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Право как особая система норм(3 час).
Современные подходы к пониманию права. Понятие нормы и виды норм
поведения. Несоциальные нормы. Социальные нормы: ритуалы, обряды, мифы,
обычаи, религиозные, правовые, моральные (нравственные), политические,
эстетические нормы, нормы этикета. Соотношение права и морали. Признаки
права

(системность,

обязательность,

определенность,

официальность,

принудительность). Определение права. Назначение права в обществе.
Источники права. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный
нормативный акт. Правовые нормы: понятие и их система. Отрасли права и их
классификация

(материальное

и

процессуальное

право).

Понятие

правоотношение. Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды
правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений.
Понятие юридической ответственности и ее цели. Виды юридической
ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская,
финансовая).
Конституционное право (7 час).
Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие
Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура

Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок)
действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона
России.
Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части
Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Социальное государство.
Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность.
Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти.
Субъекты

осуществления

государственной

власти.

Прямое

действие

Конституции РФ.
Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок
приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак.
Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы
по

делам

гражданства.

Правовой

статус

беженцев

и

вынужденных

переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о
гражданстве РФ.
Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность
территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов
Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения
Федерации и ее субъектов.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или
отрешения его от должности.
Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального
Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы
формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
Законотворческий процесс: порядок принятия и вступления в силу законов
Российской Федерации.
Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура

федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства
Российской

Федерации

и

порядок

прекращения

его

полномочий.

Ответственность Правительства.
Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды
субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший
арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав
человека.
Местное самоуправление в России. Томская область как субъект РФ.
Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного
значения.

Муниципальная

собственность.

Самостоятельность

местного

самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование
местного самоуправления. Местное самоуправление в области: структура,
направление деятельности.
Правоохранительные

органы,

их

сущность,

структура,

основные

направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов.
Права человека (4 часа).
Права и свободы человека и гражданина, закреплённые во второй главе
Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека. Соотношение прав и
обязанностей. Международные договоры о правах человека. Гражданские,
политические, экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка.
Нарушения

прав

человека.

Защита

прав

человека

в

мирное

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

время.

3. Тематическое планирование
(10 класс).
№
Тема урока

Кол-во
часов

1

Вводный урок. Предмет изучения курса. Как научиться
писать эссе по праву.

1

2

Государство и право

7

3

Право как особая система норм

8

Конституционное право
ВСЕГО:
(11 класс)
Гражданское право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Уголовное право
Экологическое право Международное право. Международное
гуманитарное право.
ВСЕГО:
4

18
34
12
4
5
5
5
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».