Приложение № _СОО-1-КВД-ПрЖиОб к образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ № 6 г. Невьянска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа Среднее общее образование Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Право в жизни человека» (10-11 класс) г. Невьянск 2021 год Программа содержание курса дополнительного предметных распределение учебных тем часов образования образовательного по разделам конкретизирует стандарта, курса и уточняет рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых обучающимися. Изучение элективного курса «Право на жизнь общества» направлено на достижение следующих целей: ✓ развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; ✓ воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; ✓ освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями; ✓ овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере; ✓ формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности Задачи В процессе изучения элективного курса ставятся следующие задачи: ✓ дать необходимый уровень правовых знаний, норм правового поведения, правовых ценностей, на основании которых обучающиеся в будущем смогут сознательно участвовать в правовом процессе, критически оценивать правовую ситуацию, делать ответственный выбор; ✓ способствовать усвоению обучающимися основных категорий данной учебной дисциплины, необходимых теоретических знаний, практических навыков правового поведения; ✓ способствовать воспитанию правовой активности, грамотности, ответственности гражданина и патриота, глубоко переживающего все, что связано с настоящим и будущим правового государства. 1.Право – Русский язык. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). 2.Право – Информатика. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации. 4.Право – История. Изучение эволюции российского права. 5.Право - Экономика. Изучение применения законодательства в экономической сфере общества (налоги, фирма и т.д.). 6. Право – Биология, экология. Рассмотрение основ экологического законодательства, государственных мер по защите окружающей среды . Таким образом, повышению реализация познавательной межпредметных деятельности связей способствует школьников, помогает разносторонне раскрыть содержания всех учебных предметов в их взаимосвязи. Формы организации учебного процесса Основной формой обучения является урок. Это обстоятельство предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: беседа, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, коллоквиум, практикум, лабораторная работа, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая, фронтальная. Виды деятельности: ✓ работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами; ✓ анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; ✓ выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; ✓ изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни; ✓ решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика. Общая характеристика предмета. Учебный предмет «Право на жизнь общества» в 10-11 классах преподается в рамках реализации дополнительного образования. Данный курс базируется на правовом содержании основной школы и расширяет возможности правовой социализации обучающихся и направлен на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения обучающимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Данный элективный курс создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем. «Право на жинь общества» как учебный предмет на базовом уровне позволит выпускнику изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный курс «Право на жизнь общества» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и знакомит с важными правилами и проблемами международного права. Основные содержательные линии данной образовательной программы для 10-11х классов отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса «Право на жизнь общества» выпускник должен: знать/понимать ✓ систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международноправовой защиты прав человека; основные юридические профессии; уметь ✓ характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; законодательный процесс в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; ✓ объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; ✓ различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров; ✓ приводить правонарушений, примеры: различных ответственности; конституционных прав; гарантий экологических ответственности за общепризнанных принципов причинение и видов вреда норм правоотношений, реализации основных правонарушений и окружающей среде; международного права; правоприменительной практики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ✓ поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; ✓ анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; ✓ изложения и аргументации собственных суждений о направленных на происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; ✓ применения правил (норм) отношений, согласование интересов различных сторон (на заданных примерах); ✓ осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике; ✓ выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров; ✓ обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью. Результаты обучения Результаты изучения курса «Право на жизнь общества» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности обучающихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке. Основное содержание программы. Вводные уроки (1 час). Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву. Государство и право(2 час). Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. Право как особая система норм(3 час). Современные подходы к пониманию права. Понятие нормы и виды норм поведения. Несоциальные нормы. Социальные нормы: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные, правовые, моральные (нравственные), политические, эстетические нормы, нормы этикета. Соотношение права и морали. Признаки права (системность, обязательность, определенность, официальность, принудительность). Определение права. Назначение права в обществе. Источники права. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный нормативный акт. Правовые нормы: понятие и их система. Отрасли права и их классификация (материальное и процессуальное право). Понятие правоотношение. Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений. Понятие юридической ответственности и ее цели. Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская, финансовая). Конституционное право (7 час). Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России. Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности. Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворческий процесс: порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства. Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека. Местное самоуправление в России. Томская область как субъект РФ. Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Местное самоуправление в области: структура, направление деятельности. Правоохранительные органы, их сущность, структура, основные направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов. Права человека (4 часа). Права и свободы человека и гражданина, закреплённые во второй главе Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Международные договоры о правах человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное Международная защита прав человека в условиях военного времени. время. 3. Тематическое планирование (10 класс). № Тема урока Кол-во часов 1 Вводный урок. Предмет изучения курса. Как научиться писать эссе по праву. 1 2 Государство и право 7 3 Право как особая система норм 8 Конституционное право ВСЕГО: (11 класс) Гражданское право Семейное право Трудовое право Административное право Уголовное право Экологическое право Международное право. Международное гуманитарное право. ВСЕГО: 4 18 34 12 4 5 5 5 3 34