СОО КВД 02. Исследовательская деятельность в биологии

Приложение № СОО-1-КВДИсслБиол к образовательной
программе среднего общего
образования МАОУ СОШ № 6 г.
Невьянска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 Невьянского городского округа

Основное общее образование

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Исследовательская деятельность в биологии»
(10-11 класс)

г. Невьянск
2021 год

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Планируемые личностные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Требования ФГОС
У выпускника будут
Уточнение и конкретизация
СОО к результату
сформированы
планируемых результатов
освоения ООП СОО
Готовность
и
способность обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению.
Сформированность их
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Сформированность
системы
значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
ценностносмысловых
установок,
отражающих личностные
и гражданские позиции в
деятельности.
Антикоррупционное
мировоззрение.
Сформированность
правосознания
и
экологической культуры.
Способность
ставить
цели и строить жизненные
планы.
Способность к осознанию
российской гражданской
идентичности
в
поликультурном социуме.

- российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и
обязанности, уважающего
закон
и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности;
- готовность к служению
Отечеству, его защите;
мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге
культур, а также различных
форм
общественного
сознания, осознание своего
места в поликультурном
мире;
- основы саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими

Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация
обучающихся
на
достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность
и
способность
обеспечить себе и своим близким
достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
– готовность
и
способность
обучающихся к отстаиванию личного
достоинства,
собственного
мнения,
готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к
общественно-политическим
событиям
прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений
нашей страны;
– готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к России как к

ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность и способность к
самостоятельной,
творческой и ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и
поведение
в
поликультурном
мире,
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения, способность
противостоять идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным, религиозным,
расовым,
национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным
явлениям;
- навыки сотрудничества
со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах
деятельности;
- нравственное сознание и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей;
готовность
и
способность
к
образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении всей жизни;
сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности;
- эстетическое отношение

Родине (Отечеству):
– российская
идентичность,
способность к осознанию российской
идентичности
в
поликультурном
социуме,
чувство
причастности
к
историко-культурной
общности
российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России,
уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование
уважения
к
русскому языку как государственному
языку
Российской
Федерации,
являющемуся
основой
российской
идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре,
языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская
позиция активного и ответственного
члена
российского
общества,
осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон
и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в
общественной жизни;
– признание
неотчуждаемости
основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права
и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая
грамотность;

к миру, включая эстетику
быта,
научного
и
технического творчества,
спорта,
общественных
отношений;
- принятие и способность
реализации
ценностей
здорового и безопасного
образа жизни, потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
и
компетентное отношение к
физическому
и
психологическому
здоровью,
как
собственному, так и других
людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности
как
возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
экологическое
мышление,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов
на состояние природной и
социальной среды; опыт
эколого-направленной
деятельности;
- ответственное отношение
к созданию семьи на основе
осознанного
принятия
ценностей семейной жизни.

– мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на
диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
– готовность
к
договорному
регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность
обучающихся
к
конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность
обучающихся
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
– нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей,
толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других

людей, умение оказывать первую
помощь;
– формирование
выраженной
в
поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и
поведения
на
основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей
и
нравственных чувств (чести, долга,
справедливости,
милосердия
и
дружелюбия);
– развитие
компетенций
сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научнотехническому
творчеству,
владение
достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное
отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям,
приносящим
вред
экологии;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству

собственного быта.
Личностные результаты в сфере
отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
– ответственное
отношение
к
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный
образ
семьи,
родительства (отцовства и материнства).
Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к труду, в
сфере
социально-экономических
отношений:
– уважение
ко
всем
формам
собственности, готовность к защите
своей собственности,
– осознанный
выбор
будущей
профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
– потребность трудиться, уважение
к труду и людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию,
включая
обучение
и
выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере
физического,
психологического,
социального
и
академического
благополучия обучающихся:
физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной
безопасности.

1.2. Планируемые метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Требования
ФГОС Планируемые результаты освоения ООП СОО
СОО к результатам Выпускник научится
Уточнение и конкретизация
освоения ООП СОО
планируемых результатов
– самостоятельно
- самостоятельно
Регулятивные УУД
определять цели, задавать
параметры и критерии, по
которым
можно
определить,
что
цель
достигнута;
– оценивать
возможные последствия
достижения поставленной
цели
в
деятельности,
собственной жизни и
жизни
окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и
морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы,
в том числе время и
другие
нематериальные
ресурсы, необходимые для
достижения поставленной
цели;
– выбирать
путь
достижения
цели,
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя
материальные
и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной
заранее
целью.

определять цели
деятельности и составлять
планы деятельности;
- самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных
целей и реализации планов
деятельности;
- выбирать успешные
стратегии в различных
ситуациях;
- продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владеть навыками
познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности,
навыками разрешения
проблем;
- самостоятельному
поиску методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания;
- быть способным к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, владению
навыками получения
необходимой информации
из словарей разных типов,
умению ориентироваться в

Выпускник научится
– самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель
достигнута;
– оценивать возможные последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые
для
достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат деятельности с поставленной
заранее целью.

Познавательные УУД
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на его
основе
новые
(учебные
и
познавательные) задачи;
– критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать
противоречия
в
информационных
источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические средства для

различных источниках
информации, критически
оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую
из различных источников;
- умению использовать
средства информационных
и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
- умению определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
- умению самостоятельно
оценивать и принимать
решения, определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных ценностей;
- владеть языковыми
средствами: умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства;
владеть
навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых
действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

представления существенных связей и
отношений, а также противоречий,
выявленных
в
информационных
источниках;
– находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать
их
как
ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения
со
стороны
других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
– осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками, так
и
со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из
соображений
результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно
излагать
свою
точку
зрения
с
использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую
и
образовательную
коммуникацию,
избегая
личностных
оценочных
суждений.

1.3. Планируемые предметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
• знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
• Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,
доказывать ее актуальность;
• умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной
работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять
библиографический список по проблеме;
• выбирать
и применять на практике методы исследовательской
деятельности адекватные задачам исследования;
• оформлять
теоретические
и
экспериментальные
результаты
исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
• проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять письменные инструкции правил безопасности;
• оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,
составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность»
учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация,
библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция,
моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет
исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

2. Содержание курса внеурочной деятельности
Способы получения и переработки информации. Образование, научное
познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор
образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного
познания. Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации. Виды
источников информации. Использование каталогов и поисковых машин.
Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные,
общие,
специализированные,
аналитические.
Составление
плана
информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов,
последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования.
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления
цитат. Рецензия, отзыв.
Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта.
Ресурсное
обеспечение.
Виды
проектов:
практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с
примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов
проектной деятельности и презентация проекта.
Создание индивидуальных проектов. Структура исследовательской работы,
критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением
научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория
+ практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность,
выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных
задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом:
сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и
предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление
индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор
фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
методы
теоретического
исследования
(восхождение
от абстрактного
к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы,
графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы
и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
. Оформление результатов индивидуального проекта.
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения
индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в
программе Мicrosoft Word .Электронная презентация проекта . Работа с Publisher
2007. Электронные таблицы Excel
Публичное выступление. Подготовка к публичной защите проекта.
Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Конференции

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ темы
Содержание темы
Введение
Теория проектной деятельности
Социальный проект
Исследовательский проект
Диагностика, прогнозирование, экспертиза
Реализация исследовательского проекта
ВСЕГО:
№
п\п
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6

11 класс
Содержание темы
Молекулярные основы жизни.
Клетка – структурная и функциональная единица живого.
Закономерности наследственности и изменчивости
Размножение и онтогенез
Теория эволюции
Организмы и окружающая среда
ВСЕГО:

Количество часов, отводимое
на изучение темы
1
10
5
5
6
7
34
Кол-во часов, отводимое на
изучение темы
4
6
6
2
6
10
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».